7 мин.

В сборной Англии больше нет селебрити. Это главная причина ее успеха

Без Руни стало лучше.

Харри Кейн вполне помещается в пятерку лучших футболистов мира, но он не Неймар, не Бекхэм и не Руни – и не очень похож на современную футбольную мегазвезду. Его статус заметен только на поле, а его популярность почти стерильна, редко вызывает истерики в медиа и совсем не мешает ни сборной Гарета Саутгейта, ни нашей теории.  

Настоящий победитель четвертьфинала Швеция – Англия – это теория Юинга.

Юинга? Звучит, будто вас затащили на паб-викторину и на вопросе о психологических архетипах (а их структурировал ученик Фрейда Карл Густав Юнг) хотят подловить на невнимательности. Но нет, совсем нет. Теория Юинга названа в честь суперзвезды НБА 90-х Патрика Юинга, и вряд ли символ «Никс» так уж этому рад.

Лет 20 назад Биллу Симмонсу, в будущем автору бестселлера «Книга баскетбола» и самому раскрученному спортивному журналисту в мире, написал читатель по имени Дэйв Сирилли. Дэйв подметил закономерность, которая не укладывалась в голове: команды Юинга выступали лучше, если самого Патрика, их главного звездного игрока, не было в составе. Концепция прошла несколько громких проверок (почти все связаны с бейсболом, второй страстью Симмонса), и ее вполне можно применить и в футболе. Вот два главных условия:

1. Спортсмен пользуется зашкаливающим вниманием фанатов и медиа, но с ним команда не добивается значимых успехов.

2. Когда игрок надолго вылетает из-за травмы или вообще уходит из команды, к ней теряют интерес и списывают со счетов.

Это сполна прочувствовали на себе Англия и Швеция.

После ухода Хенрика Ларссона шведская сборная на долгие годы попала в зависимость от Златана Ибрагимовича. Полубожественный образ Ибры заслонил других игроков и превратил их в «тех парней в желтом», но стране эпоха Ибрагимовича принесла лишь два невыхода из группы на Евро. И все. Тренеру шведов Янне Андерссону хватило смелости не взять нападающего в Россию, и теперь мы точно знаем, как зовут человека, которого прорыв на чемпионате мира удивил больше всех.

Похожая роль досталась Уэйну Руни. Медиа-истерия и сам Уэйн сделали все, чтобы взлеты и падения самого одаренного английского игрока нулевых тут же отпечатывались на сборной.

Эта Англия ценит скорость и энергичность. У Руни этого уже нет

ЧМ-2018 мог стать последним большим турниром Руни, но Уэйн до него так и не доехал. Сперва он выпал из состава Саутгейта, а потом, когда мини-ренессанс в «Эвертоне» намекнул на возвращение, признал: все, хватит.

На самом деле Руни просто не нашлось бы места на поле.

На чемпионате мира Англия играет по оригинальной схеме, центральное звено которой – это две «восьмерки», ультраподвижные Джесси Лингард и Деле Алли. Поздний Руни точно не способен заменить их. Что касается позиции глубинного полузащитника (эту роль для Уэйна в конце карьеры предсказывал Алекс Фергюсон), здесь тоже мимо: в первую очередь от Джордана Хендерсона требуются не голливудские переводы, а огромный объем черновой работы. Отбрасываем. Последнее звено – Стерлинга – уничтожают за плохую реализацию, но, во-первых, у самого Руни всего один гол на чемпионатах мира, а во-вторых, Рахим получает свои возможности за счет открываний, постоянно требующий мяч Руни лишь замедлял бы атаки.

С Руни Англия не была бы так хороша в прессинге – Уэйн частенько недорабатывал и раньше, а с возрастом его мобильность предсказуемо упала. Если у вас непорядок с движением, вы не продержитесь в системе Саутгейта и тайма.

Обновленной Англии не нужны суперзвезды

8 из 10 своих мячей Англия забила после стандартов. Безумный прогресс в сравнении с Евро-2016, особенно если вспомнить, что угловые во Франции подавал Харри Кейн. Сразу было понятно, что забивать у Харри получается лучше, и вскоре навешивал уже Руни. Потом Уэйн признался: он понял, что идея Ходжсона не работает, и потому взял угловые на себя, проигнорировав установки. Кейн у углового флажка – это предельно странно, замысел, каким бы оригинальным он ни был, провалился, но давайте повернем в другую сторону и попробуем ответить на вопрос: была бы настолько эффективна Англия при стандартах, будь на поле игрок, допускающий отход от инструкций? «Как игроки, мы поддерживаем любое решение, которое принимает наш тренер. Мы должны быть командой», – словно отвечает Алли.

Быть командой – вот что лучше всего получается у Англии на этом ЧМ.

«Причина успеха Англии – у нас невероятно дружная команда. Команда настоящих трудяг. Да, у нас не так много игроков мирового уровня. Но у нас есть молодые парни, которые могут ими стать», – сказал Саутгейт после победы над Швецией. После чего поблагодарил за общий вклад незадействованных Дэнни Уэлбека и Фила Джонса, вспомнил о не поехавших в Россию Лаллане, Ливерморе, Харте и травмированном Окслейд-Чемберлене. Саутгейт постоянно говорит о равенстве и лишенном лоска командном образе: «Мы парни, которые пришли из «Барнсли», «Лидса», «Болтона» и «Блэкберна». Важно помнить, что Стив [Холланд, помощник Саутгейта] из «Крю». Я был в «Кристал Пэлас», когда они еще не были так хороши, как сегодня. Большинство из наших ребят играли в чемпионшипе и ниже».

Лучшее воплощение этого облика – сам Саутгейт, чью скромность и труд Англия, наконец, оценила.

Английские журналисты приятно удивлены: такой открытой и дружелюбной атмосферы внутри сборной не было уже с полвека – это тоже следствие ровного состава. Глава футбольного раздела The Guardian Дэниэл Тейлор посоревновался в дартсе с Кираном Триппьером и бильярде с Джейми Варди, а сами игроки порвали соцсети, покатавшись на надувных единорогах после победы над Тунисом.

Когда Саутгейт объявил заявку на чемпионат мира, много кто махнул на Англию рукой. Логика проста: если ничего не получилось у Лэмпарда, Руни и Джеррарда, то чего ждать от загадочных парней вроде Лофтуса и его брата Чика? Но этой команде не нужны суперзвезды – здесь решают энергичность и нулевой эгоизм. Пора селебрити закрыта.

Теория Юинга в действии.

На пути Англии к финалу – потрясающий Модрич

Если бы приз лучшему игроку ЧМ вручали уже сейчас, он бы явно достался Луке Модричу. Модрич в отличие от своей команды удержал игру на высочайшем уровне (ожидали ли вы, что после 3:0 с Аргентиной Хорватия пролезет в полуфинал лишь после двух серий пенальти?), и его крутость – среди вещей, которыми запомнится чемпионат. Долгожданное признание для игрока, который «слишком маленький, слишком слабый, не забивает и не отдает голевых» (именно так отзывались о Луке, когда его в 2007-м купил «Тоттенхэм»). 

Конечно, у Модрича есть помощники – Даниель Субашич сделал три сэйва в серии с Данией, Анте Ребич наиграл на приглашение от серьезного клуба, а Марио Манджукич традиционно пашет как ошалелый – но Хорватия-2018 все больше кажется командой одной звезды, настолько велико влияние полузащитника «Реала». Если все предельно упростить, полуфинал Хорватия – Англия – это столкновение индивидуального и коллективного. Каждая из философий может принести успех, но лишь при грамотном использовании.

...Еще одно большое достижение Саутгейта – скомканные и выброшенные в мусорное ведро суеверия. Мы видели, как рухнуло проклятие пенальти, и с чего бы нам теперь думать, что англичанам как всегда помешает что-то кармическое. Нет, преграда вполне реальна – в ней 172 сантиметра роста и бесконечно много таланта.  

***

Еще больше талантов, крутых команд и интересных сюжетов с ЧМ-2018 – в приложении Mercedes-Benz Fan Club. Эксклюзивные мероприятия, новости, розыгрыши призов, еженедельная колонка от Марии Командной – с нами чемпионат стал еще интереснее.

Фото: Gettyimages.ru/Alex Morton, Laurence Griffiths, Richard Heathcote, Shaun Botterill