На улицах сумасшествие. Мы ждали этого 10 лет!
В 2008-м было почти также, но я был младше и упал с мопеда
22 июня 2008-го я смотрел матч Голландия – Россия на маленьком телевизоре «Хитачи» и просто гордился, что сборная играет в плей-офф чемпионата Европы. И, несмотря на термоядерность голландцев, верил в гениальность Аршавина, энергию Семака, интеллект Зырянова, технику Жиркова и фартовость Павлюченко.
Откровенная и широкая, как Елисейские поля, игра нашей сборной взбодрила даже законченных пессимистов из числа тех, кто в СССР с наслаждением вспоминал Империю, а после 91-го – Советский Союз. К 45-й минуте мы уже не соглашались на достойное поражение, а пылали страстью к грандиозной победе. Гол Нистелроя (у него сегодня день рождения) даже помог. В дополнительное время Россия еще мощнее, ярче и убедительнее вышвырнула несовершенную оранжевую покрышку в грязную канаву, а Андрей Аршавин всему миру показал свою гениальность. Голландцы без сил рухнули на газон, а национальные патриотические чувства россиян взлетели примерно до Венеры.
***
На улицах моего 10-тысячного городка хлынуло. Это был дождь. Дождь и люди, смешавшиеся в пьяном танце счастья. Мне пришло сообщение в ICQ: «Выходи». Мы рвали по улицам в окружении флагов, машин и бутылок на стареньком мопеде, который тащил нас только потому, что мы вместе весили чуть больше центнера и вчера перебрали движок.
Столько стеклотары я видел впервые. Кто-то кинул мне в руки бутылку дешевого вина и мои крики: «Россия-Россия!» сменялись смачными глотками отвратной, но чертовски приятной жидкости. Это и стало причиной того, что на очередной кочке я вылетел из седла на асфальт и в лоскуты изодрал правый локоть, правое колено, но бутылку не разбил. Объятия, горящие глаза и беззаботная фестивальная ночь. Все это было.
На утро я проснулся с улыбкой и даже не понял сразу почему. Восстановив события прошлой ночи, понял, что вокруг восторг: лето, победа сборной и мои школьные каникулы между 10 и 11 классами. Я даже не понимал насколько этот набор драгоценен.
В 86-м сборная в последний раз попала в плей-офф ЧМ, а в 88-м – ЧЕ. Потом случались эпизодические всплески, вроде «Парк де Пренс» в 99-м, но они обязательно компенсировались матчами вроде Россия – Украина. Поколение миллениалов почти не видело нормальных результатов и в сознании поселилась идея беспомощности национальной команды. В 2008-м все изменилось.
Парни, вроде меня, на информатике вместо исполнения заданий в «бэйсике», грузили видео (бывало по 40-50 мин) с голами Павлюченко за «Тоттенхэм» и прилипали к экранам, когда Аршавин выходил на «Эмирейтс», но до конца не ценили момент. Уже через полтора года все кончилось, когда сборная не смогла пройти отбор к ЧМ в ЮАР, хотя устраивала ад в Лужниках самой Германии. Еще через два года случились слова Аршавина про «наши проблемы», которые осели в заголовках газет, умах людей и стоили капитану будущего в сборной. Потом случились совсем бездарные турниры 2014-го и 2016-го годов: странные голы, спущенные шины, отсутствие мотивации и фраза: «мы говно» от Леонида Слуцкого.
Мы снова забыли, что у нас есть команда и к домашнему чемпионату сомнений стало столько же, сколько у юных влюбленных перед первым сексом. Нам не нравилось, что после контрольных матчей Черчесов говорит, что все по плану, хотя по игре мы уступали даже Ирану. Не нравилась его напыщенность, самоуверенность и отсутствие Денисова. Апогеем стало 70-е место в рейтинге ФИФА (самое низкое из участников ЧМ), неликвидная игра с Турцией и безликий проигрыш Австрии. Дудь даже советовал игрокам забыть про установки тренера и сыграть как думают сами: за страну, болельщиков и друг друга. И многие с ним были согласны. На короткий отрезок времени в головах людей Черчесов встал в один ряд с Чубайсом, Гайдаром и Мавроди, а Интернет кишел примерно такими картинками.
***
Потом случились логичные (по игре) победы над Аравией и Египтом, которые вытащили из забытых погребов взрыв эмоций и импульс веры. Народ поверил в тех, кого неделю назад хотел поднять на вилы. И я в их числе.
Сегодня мы, как и в 2008-м, рассчитывали на не позорный проигрыш в матче с фаворитом, но в течение игры все наглели. С каждой минутой после гола Дзюбы мы надеялись на второй гол, позже – на серию пенальти. Потом Акинфеев отстегнул от тела левую и отбил решающий выстрел от Аспаса, а игроки развернули флаг: «Играем за вас!» Это моментально улетело в золотые архивы памяти.
***
Сегодня я оказался на улице своего тихого района в половину девятого и пошел в сторону потрясающего шума. Хотел сесть в машину, но вспомнил, что транспортные средства в такие дни счастья не приносят. Один из центральных проспектов Мытищ наполнился народом, флагами, машинами и народом с флагами на машинах. Мы снова обнимались и вопили вместе с незнакомыми людьми, купались в счастье и пили алкоголь.
Но через час я понял, что что-то не так и пошел в сторону реки. Теплый летний вечер, вода и утки, снующие между кустов. Смотря на бутафорные облака, которые все больше походили на гигантские шторы, я подумал, что такие кадры нужно переваривать.
Мне почти 26. И за четверть века я увидел два таких момента. Сколько их будет еще? Быть может, это повторится через неделю, а может и через семь, десять или двадцать пять лет. Быть может, следующий успешный международный турнир мы будем смотреть с моим (сейчас полуторамесячным) сыном и его девушкой или уже женой, а может с моим полуторамесячным внуком. Не знаю.
Но я точно знаю, что теперь я выпью эту радость до конца – медленно и с огромным наслаждением. И мне все равно кто там будет в четвертьфинале. Я уже счастлив.
Спасибо, команда!
РИА Новости/Дмитрий Донской, Игорь Уткин; it.wikipedia.org; globallookpress.com/imago sportfotodienst
Жалко, что у нас кроме «Россия-Россия» ничего не могут. Даже Катюшу кое-как пели, второй куплет вообще никто не помнит. В общем, поддержки никакой.
Мы с тобой прям ровесники
С победой тебя!
Через неделю будем верить в чудо в матче с Хорватами
Никто не оспаривает грандиозность достижения. Тренер - красавец, выбравший единственно возможную тактику, учитывая подбор игроков и разницу в классе. Игроки - красавцы, отдавшие для победы все и даже больше возможного. Но спорить с тем, что игра той сборной вызывала на порядок больше эмоций - это надо быть упертым догматиком. Ощущения от той игры: "неужели мы все таки не дожмем?". Ощущения от этой: " неужели нас все таки дожмут?". В этих двух фразах вся разница.
Вчерашним результатом будут гордиться и будут помнить всегда, саму игру забудут на следующий день. Эпизоды игры с голландцами будут вспоминать и через десятилетия.