Хорошее отношение к ухабам
Мы живем в век воспетой всеми и вся эстетики футбольного искусства, маркетинговых монстров «Месси и Криштиану», мультимиллионных контрактов и даже использования старейшей игры в мяч в качестве государственной пропаганды. Могли ли первые футбольные товарищества, представлять до чего докатится их хобби?
Джентльмены из ФК Коломяги. Еще без инстаграммов и влогов, но уже с усами надежды.
ЧИСТЫЕ ЛИНИИ
Человек тонко чувствует красоту. Модель – штука абстрактная (кроме супермоделей, конечно). Созданная в голове мыслителя, вроде Михельса, Сакки или Клоппа, она лишь отражает их видение реальности. Но пропущенная через игроков, она становится натурной. И вот уже идея приводит команды к титулам и мировой славе. Приручить хаос, направить его бесконечную энергию по вычерченным направлениям передач и забеганий – то же искусство.
Вадим Лукомский анализирует новые схемы Гвардиолы
Оттачивание ремесла до идеала, когда ты принимаешь пас на 40 метров коленом, сразу подрабатывая его и нанося удар с непривычной ноги, дело достойное мужа. Дело достойное Человека. Но есть в спорте и другая составляющая, которая обращает праздно смотрящих в пьяно болеющих – преодоление. Преодоление себя, своих возможностей, окружающих обстоятельств. По сути, каждый матч становится метафорой всей жизни. Мы не рождаемся одинаковыми (пока еще, к счастью) и обремененные умом люди это хорошо знают. Особенно если речь идет о наших физических возможностях (впрочем, и интеллектуальных тоже). Именно здесь и таится самая поэтичная часть футбола. Дело не в качестве xG, уровне владения, 4-3-3 или 4-2-3-1, и т.д. Историю творят люди, зачастую отвратительные мерзавцы, реже достойнейшие из, но именно люди. Поэтому когда Корея прописывает «двоечку» немцам, это не Бундестим оступилась о скромный раскосый ухаб. Это корейцы, уступая даже антропометрически (уже не истинным арийцам, но все же), прыгают выше головы. Выше того, чего от них ждали другие, чего они, возможно, ждали от себя.
В конечном счете, футбол, как и любой спорт, существует в социальном пространстве за статус результата. Мы научились сублимировать сюда свою внутривидовую агрессию, и уже одно это делает спорт лучшим изобретением человечества.
ТОРЖЕСТВО ПОСРЕДСТВЕННОСТИ
Уже завтра на поле Лужников наши выйдут против Испанцев. Испанцы – белая кровь, аристократы.
Как и за любыми звездами, мы видим за ними больше, чем есть на самом деле. Харизма и флёр побед создают образ сверхлюдей, делить планету с которыми, уже достижение.
Они будут давить, владеть мячом столько, сколько захотят, а если дело потребует, то плеваться, выворачивать руки и падать замертво от дыхания Дзюбы.
Что из этого мы увидим завтра в штрафной сборной России?
В России же посредственность не любят. Мы смотрим на жизнь бинарно – все или ничего. Запускаем ракеты в космос на фоне вымирающих деревень, строим стадионы за три цены, а за капитальный ремонт подъезда не готовы отдать и одной. Так вот и сборная России по футболу существует в эдакой турбулентности, из которой можно скатиться кубарем в последнее Pique, а можно дотянуться до звезд. Сносит голову даже матерым аналитикам Спортса, которые резко поменяли отношение к сборной после двух побед.
Но кажется, сейчас наши игроки и тренерский штаб как никогда точно понимают свое положение в пространстве. Да, иногда Станислава Саламовича заносит, и команда летит шашки наголо. И если завтра к середине второго тайма мы будем «гореть» пару мячей, мы даже увидим эту обреченную кавалерийскую атаку (в последний раз). Но есть подозрение, что не увидим. Потому что строгость и способность полностью подчинить себя замыслу, отличает средних от лучших. Лучшие – требуют свободы, они видят себя художниками, даже самая неудачная работа которых стоит больше любого творения прочих. А вот средние готовы отдать все, растворить свою личность в замысле другого ради достижения цели. Тогда сборная России и станет той кочкой, о которую оступится изящная поступь Испании.
В конце концов, каждый из нас – немного ухаб.