Меритократический миф [2]: Академия «Краснодара»
В предыдущем посте речь шла о том, как и почему принцип равенства возможностей разбивается о системную проблему организации детско-юношеского спорта. Кратко можно суммировать так: в России родившиеся в первые три месяца года дети имеют большие шансы стать профессиональными футболистами. Это не связано с талантом. Просто на детском уровне тренеры отдают предпочтение более развитым игрокам, а для маленьких спортсменов разница в возрасте даже в несколько месяцев – существенна («эффект относительного возраста»). В дальнейшем чуть более взрослые игроки привлекают большее внимание, получают большее игровое время, наслаждаются большим доверием тренеров, что способствует их лучшему развитию («эффект Матфея»). Так, срабатывает самоисполняющееся пророчество: некоторое ошибочное представление («старшие» дети более талантливы) корректирует поведение участников системы, что воплощает изначальную ошибку в реальность (родившиеся в начале года чаще становятся профессионалами).
После того, как я разместил пост на sports’е, я задумался: будет ли проявляться эта закономерность, если посмотреть на систему, в которой проповедуется правильный подход к воспитанию молодежи (не сиюминутный результат детской команды, а подготовка качественного профессионала) при сильных тренерах. Собственно, в российском футболе такая система есть – это Академия «Краснодара». По оснащению – это одна из лучших академий Европы; тренеры здесь – квалифицированные специалисты (насколько я понимаю, лицензия UEFA для «Краснодара» необходимое условие даже рассмотрения резюме); наконец, владелец клуба, Сергей Николаевич Галицкий, неоднократно говорил о том, что цель Академии – подготовка игроков для основной команды.
Пока я готовил базу (всю информацию о воспитанниках Академии можно найти на сайте), мне казалось, что явного перекоса нет. К сожалению, даже в топовой академии топовые тренеры склонны совершать эту стандартную ошибку смешения развитости и талантливости (пусть и в меньшей степени, чем в среднем в нашем футболе).
Диаграмма 1.
В шести командах академии «Краснодара» (ребята 2000–2005 гг. рождения) всего один (!!!) игрок, родившийся в декабре. 31 январский именинник, 21 – февральский, 27 – мартовский. Еще один месяц-лидер – это июнь с 18 игроками. Все остальные месяцы от 9 до 14 игроков. Неужели, действительно, январские – более талантливые футболисты, чем декабрьские? Это абсурд. Или, может быть, в январе рождается в десятки раз больше детей, чем в декабре? Это не так.
Думаю, такая ситуация вполне позволяет говорить о специфическом когнитивном искажении (cognitive bias), характерном для работы детских тренеров. Когнитивные искажения – это «систематические отклонения в поведении, восприятии и мышлении, обусловленные субъективными убеждениями (предубеждениями) и стереотипами, социальными, моральными и эмоциональными причинами, сбоями в обработке и анализе информации, а также физическими ограничениями и особенностями строения человеческого мозга» (можно подсмотреть еще тут). В футболе, да и вообще в спорте, когнитивные искажения – не новость. Так Купер и Шимански в «Футболономике» рассказывают о том, что скауты одного крупного английского клуба регулярно предлагали покупать футболистов-блондинов (просто белоголовые игроки выделяются среди других), а Били Бин, лидер «информационной революции» в спорте, рассказывает, как бейсбольные скауты закрывали путь в большой спорт на основании чудных предрассудков о внешности (питчеры должны быть красавцами).
Что можно посоветовать в этом случае? Понятно, что систему детских соревнований у нас вряд ли изменят. Но ведь и Академия «Краснодара» рассматривается в этом посте отдельно, как автономная система.
Первый совет чисто механический: необходимо разбить прием детей в Академию на два периода. Так, ребята, родившиеся в середине и конце года смогут получить большее внимание.
Второй совет логический: необходимо четко объяснить тренерам, что существует такое когнитивное искажение и оно ощутимо влияет на их работу. Как убедительно объяснил Ханс-Георг Гадамер, предрассудки имеют позитивную роль для нашего мышления, главное – критически к ним относится, т.е. понимать как именно они влияют на нас.
Третий совет организационный: тренеры команд должны ротироваться чаще чем раз в год (а лучше – 3-4 раза за год в команде одного возраста). Это, в теории, должно помешать систематическому воспроизведению искажения, потому что новый тренер не обязан следовать за решениями предшественника (фактически, это попытка исключить еще одно искажение, т.н. loss aversion). Например, в Академии «Аякса» такая сменяемость возведена в принцип.
***
Если Вам понравился этот материал, пожалуйста, поставьте плюс, подпишитесь на блог и расскажите друзьям. И буду очень рад узнать Ваше мнение в комментариях!
P.S. Если, все же, Вам кажется, что «водолеи» лучшие футболисты, чем «стрельцы», то спешу разочаровать вас: с 1990 года не было ни одного обладателя «Золотого мяча», рожденного в январе, а в последние 4 месяца года (9 игроков) их родилось больше, чем в первые 4 (7 игроков)
Фото: Юга.ру/Елена Синеок
Тренер это не нянька и не должен сопливчик носить с собой чтоб вытерать сопли, ему нужен результат, а не для того чтоб дите лишь бы чем было занято 2 часа. Я видел многих родителей в том числе и в академии которые пытаются всегда давать советы тренеру и настаивают, что их чадо просто гениальный и его нужно и необходимо выпускать всегда и везде, и их чадо настолько способный, что способен играть на любой точке, а так же бегать по полю "помогая" всем....Как хватает у тренеров терпения не посылать откровенно всех не знаю, поэтому убедительно просят обычно не мешать по возможности.
Тренера если вы посмотрите в основном с Институт физкультуры Краснодарского есть и с других физ.вузов, в т.ч Мусаев, а заниматься педагогическим воспитание должны дети .... Всегда, так было и у меня с тренеров налаживаются дружеские отношения с уважением, но без панибратства, всегда в этом во многом успех, легче воспринимаешь как своего, как нужно то по вашему?
Андрей только для этого решили сегодня зарегистрироваться?)))) Силен
Далее, по поводу интеллекта. Вы пишите: "в самых "молодых" командах [...] вообще по 3 состава" и далее: "в первой группе занимаются ребята первого полугодия - во-второй второго". Вы вообще потерялись? Куда делать третья команда? Логическая последовательность это не про Вас. Далее. Я говорю, ребята второй части года занимаются в менее комфортных (в т.ч. психологически) условиях. Вы пишите: они просто не попадают на сайт, потому что на сайте только самые крутые, т.е первой половины года. Ну так про это я и говорю: этих ребят даже на сайт не ставят - им труднее, просто потому что они "меньше". Далее. "Никто не будет делать 50-60 фоток с постоянной ротацией на сайте", - тогда это серьезная проблема редактора сайта, потому что должны это делать (это не такая сложная и времязатратная задача). Наконец, Ваши "в преть", "не правильно", "в течении", "=" вместо тире - это раздражает. Если Вы обвиняете кого-то в тупости и недостатке интеллекта, хотя бы начните писать правильно. Как вывод: безграмотный, без логики, хамоватый истерик с каким-то непонятными требованиями к посту в блоге. Не пишите больше сюда, пожалуйста.
В данном конкретном случае академия фк Краснодар не кружок по интересам, там заинтересованны в результате и в желании ребенка, к сожалению времена кружков прошли.
Куча филиалов по городу и краю, пожалуйста есть возможность перейти даже в другой корпус академии, где все равно по воскресеньям будут играть команды между собой. Я сейчас уже не бываю на манеже, но бываю на играх молодежки и вижу собственными глазами, что многое не зря и без требования каких то показателей, результата не будет.
И то что вы рассказываете вижу только тут от вас, потому что у меня 2 племянника занимаются плотно и я посещаю их игры и таких замечаний не слышал ни от кого.
Тренер это не учитель, к тренеру идут чтоб научится чему то самостоятельно и личному желанию, не хочешь иди играй в футбол во дворе. И не понимаю если честно ваших аргументов, я прихожу к тренеру и он должен возится со мной ? Я сыну первый бы дал по шее за такие разговоры и сказал бы не хочешь, не нравится не ходи, но чтоб такого я не слышал, а вы взрослый человек рассуждаете как то странно. Идите на 2-Пятилетку, там нужны показатели для количества вас с радостью возьму. Играть только будете все равно по воскресеньям с филиалами академии Краснодара
Что касается сменяемости тренера, то ответ не верный, но автору простительно (очевидно тренером он не работает, или работает но немного). Это предложение хорошо вне контекста. Мол давайте поставим квадратные колеса на авто, чтобы при торможении площадь сцепления с асфальтом была выше. Во первых, нет ни одной академии в мире с полностью четкой и одинаковой методикой подготовки игроков, а тренерэто "ручная работа" и менять методику занятий 3-4 раза за год пойдет во вред, во вторых ни один грамотный специалист так работать не захочет, ибо зачем ему вкладывать душу и силы в игрок 3-4 месяца, если он за него не в ответе, все достижения этого игрока никак тренера не коснутся, ну и соответственно он будет работать не на 100% это гарантировано.
На молодежку хожу с удовольствием и смотрю игры и болею, видно ребят и их способности, приятно посмотреть и искренне, и понимаешь, что это все делали не зря.
Не могут быть все 12 000 человек ежегодно одинаково способными, кто то слабее, но их держат и выпускают, остаются единицы. Это сурово-жестоко но правильно Зато ребята заинтересованны и получают удовольствие, только старайся
Спасибо большое за труд, мне лично было интересно и прочитал с удовольствием и надеюсь это не последняя работа о Краснодаре, с удовольствием буду читать .Удачи вам