7 мин.

После матча Сербия – Швейцария все обсуждают жесты про Албанию

Политика на чемпионате мира.

Межнациональное веселье началось еще в поездах Москва – Калининград. В одном из них сербы заглядывали в каждое купе, произносили пароль «Србы и Русы братья заувек» и начинали плясать. Эта же фраза весь день звучала в центре Калининграда – почти так же часто, как перекличка «Русия – Србия».

У главного православного собора Христа Спасителя в Калининграде растянули русско-сербский флаг с надписью «Одни цвета – одна вера», а на летней веранде кафе в центре города висел сербский флаг – «Мы русских не бросим». Разумеется, практически все жители Калининграда, захватившие на стадион российский флаг, шли болеть за сербов. 

В стартовом составе Швейцарии почти нет коренных швейцарцев – там собраны или мигранты, или дети мигрантов. Немало бывших югославов и косовских албанцев.

Мы не будем снова рассказывать, почему у сербов плохие отношения с Косово. Перед игрой Сербский футбольный союз специально обратился к болельщикам: никаких политических баннеров, не поддавайтесь на провокации, главное – спорт. Швейцарцы даже отменили традиционный массовый проход к стадиону, об этом их попросили приехавшие с ними полицейские. Все, опять же, из-за безопасности – этой игре присвоили повышенную степень риска, так как в полиции опасались столкновений сербов и косовских албанцев (их в Швейцарии более 200 тысяч). 

Тренеры сборных – и Младен Крстаич (Сербия), и Владимир Петкович (Швейцария) – родились в Боснии. Перед игрой Крстаич пошутил, что обоих можно назвать боснийскими тренерами, а в ответ на вопрос журналиста о косовских албанцах в составе Швейцарии заявил, что «наше дело – спортивные вопросы, а в политику мы не лезем». Примерно то же самое сказал и Петкович. 

Несмотря на все опасения, перед матчем было тихо и спокойно. Сербы и швейцарцы вместе пили пиво, по дороге к стадиону подпевали ансамблю, игравшему «Катюшу», фотографировались друг с другом (и даже парень в футболке Джаки). 

Но потом что-то изменилось. Как будто на стадионе собрались не те люди, которые только что мирно пили пиво. Когда объявляли составы, яростно освистали всех швейцарцев. Больше всех досталось Джаке, Дземаили, Сеферовичу (он босниец) и особенно – Джердану Шакири и Бехрами. Оба никогда не скрывали, что их родина – Косово. 

Бехрами даже набил татуировку с косовским и швейцарским флагами. 

А Шакири вышел на матч в особенных бутсах: на левой – флаг Швейцарии, на правой – Косово. 

«Я никогда не забуду, что родился в Косово, – рассказывал Шакири. – Это очень-очень бедная страна, где мало работы и денег. У моей семьи почти ничего не было. Дом моего дяди сожгли. Наш остался целым, но его разграбили – что-то украли, что-то сломали или разбили. А стены были забрызганы краской. Я рад, что мы нашли в Швейцарии безопасное место, где можем мирно жить. 

Да, я родился в Косово, но вырос в Швейцарии. У меня швейцарский менталитет, но дома я разговариваю на албанском.

Жить в Швейцарии было непросто. Мой папа не знал языка и поэтому сначала работал мойщиком посуды в ресторане, потом строил дороги. Мама была уборщицей в офисном здании, мы с братом помогали ей мыть окна. Жить в Швейцарии и так дорого, а мы должны были отправлять деньги родственникам, которые остались в Косово».

Службе безопасности и стюардам перед игрой рекомендовали тщательнее досматривать болельщиков – чтобы никто не пронес на стадион символы, связанные с Косово. «Всех на входе заставляют задирать свитер и показывать майку. Если есть слово «Косово» – до свидания. Любая сербская майка фиксируется на камеру, и человек с той стороны камеры по рации либо дает добро, либо банит входящего», – отмечал один из болельщиков. 

Шакири доставалось от сербских фанатов больше всего. Как только он получал мяч, стадион накрывал оглушительный свист. А когда его били по ногам или успешно отбирали мяч – все радостно кричали.

***

Во втором тайме счет сравнял Гранит Джака. Он родился в Базеле, но его родители – косовские албанцы, а брат Таулянт Джака играл против Гранита на Евро-2016 за сборную Албании.

«Мой папа провел три с половиной года в югославской тюрьме, потому что участвовал в демонстрациях против коммунистов из Белграда, – рассказывал Джака The Guardian. – В первые месяцы все было в порядке, но потом его избивали. Его рассказы засели у меня в сердце. Он гордился тем, что он косовар, и боролся за свои права. Самое удивительное – что мои родители были вместе всего три месяца, когда папу посадили. Я никогда не слышал о женщине, которая была с мужчиной всего три месяца и потом ждала его три с половиной года. Невероятная женщина». 

Джака смачно воткнул мяч в ворота Сербии, оказавшись на подборе недалеко от штрафной. А сразу после гола скрестил ладони на груди и рванул к трибуне.

Этот жест после победного гола на 90-й минуте вместе с Джакой продемонстрировал Шакири.

Так албанцы показывают орла – это символ независимости Албании, изображенный на флаге. На албанском страну называют «Шкиперия» – страна орлов.

Если что, Албания – родина отцов Шакири и Джаки.

Сербы оскорбляли Шакири и тыкали в его сторону средними пальцами даже после финального свистка – когда его назвали лучшим игроком матча.

На пресс-конференции Шакири спросили, зачем он показал албанского орла после гола за Швейцарию.

– Это просто эмоции. Я был очень счастлив, что забил гол, и теперь не хочу об этом говорить. 

Джака был чуть общительнее. 

– Для меня это особенная игра. Эта победа – для всех моих друзей и родственников, которые всегда поддерживали меня. Мое празднование – это не сигнал сопернику. Этот жест – для людей, которые всегда со мной, кто никогда меня не подводил. Для моей родины, где родились мои родители. Это чистые эмоции. 

О жестах спрашивали и главного тренера Швейцарии Владимира Петковича. 

– Нельзя смешивать политику и спорт. Но это произошло. Вас не поражает, что такая нейтральная страна, как Швейцария, оказалась ввязана в такой политизированный матч? 

– Вы подливаете масла в огонь. Здесь возникают такие эмоции, которые связаны с такими моментами. Мы все на игровом поле, и за пределами поля нам нужно уважать друг друга и воспринимать спорт как нечто красивое. Он объединяет людей, помните это, пожалуйста. 

Владимир Петкович и Младен Крстаич

– Спорт вне политики – это ваша позиция или позиция команды? Все видели жесты игроков после голов. Нельзя пройти мимо этого. 

– Нет, это не только мое мнение. Это мнение нашей ассоциации и всего мира – это должен быть господствующий принцип. Нам такое не нужно. Конечно, у нас были такие проблемы раньше, и мы раньше об этом откровенно говорили. Мы не должны уделять внимание этим вопросам и должны вести себя соответствующе не только на поле, но и вне его.

***

Жесты Шакири и Джаки вышли далеко за пределы футбола. В инстаграме игроков уже поддержала известная певица Дуа Липа, которая недавно выступала перед финалом Лиги чемпионов в Киеве. Она родилась в Лондоне, но ее родители – этнические албанцы из Косово.

Фото: REUTERS/Ricardo Moraes; Максимилиан Алфимов; Gettyimages.ru/Matthias Hangst (3,5); REUTERS/Jason Cairnduff, Gonzalo FuentesGettyimages.ru/Clive Rose; REUTERS/Mariana Bazo