После матча Сербия – Швейцария все обсуждают жесты про Албанию
Политика на чемпионате мира.
Межнациональное веселье началось еще в поездах Москва – Калининград. В одном из них сербы заглядывали в каждое купе, произносили пароль «Србы и Русы братья заувек» и начинали плясать. Эта же фраза весь день звучала в центре Калининграда – почти так же часто, как перекличка «Русия – Србия».
У главного православного собора Христа Спасителя в Калининграде растянули русско-сербский флаг с надписью «Одни цвета – одна вера», а на летней веранде кафе в центре города висел сербский флаг – «Мы русских не бросим». Разумеется, практически все жители Калининграда, захватившие на стадион российский флаг, шли болеть за сербов.
В стартовом составе Швейцарии почти нет коренных швейцарцев – там собраны или мигранты, или дети мигрантов. Немало бывших югославов и косовских албанцев.
Мы не будем снова рассказывать, почему у сербов плохие отношения с Косово. Перед игрой Сербский футбольный союз специально обратился к болельщикам: никаких политических баннеров, не поддавайтесь на провокации, главное – спорт. Швейцарцы даже отменили традиционный массовый проход к стадиону, об этом их попросили приехавшие с ними полицейские. Все, опять же, из-за безопасности – этой игре присвоили повышенную степень риска, так как в полиции опасались столкновений сербов и косовских албанцев (их в Швейцарии более 200 тысяч).
Тренеры сборных – и Младен Крстаич (Сербия), и Владимир Петкович (Швейцария) – родились в Боснии. Перед игрой Крстаич пошутил, что обоих можно назвать боснийскими тренерами, а в ответ на вопрос журналиста о косовских албанцах в составе Швейцарии заявил, что «наше дело – спортивные вопросы, а в политику мы не лезем». Примерно то же самое сказал и Петкович.
Несмотря на все опасения, перед матчем было тихо и спокойно. Сербы и швейцарцы вместе пили пиво, по дороге к стадиону подпевали ансамблю, игравшему «Катюшу», фотографировались друг с другом (и даже парень в футболке Джаки).
Но потом что-то изменилось. Как будто на стадионе собрались не те люди, которые только что мирно пили пиво. Когда объявляли составы, яростно освистали всех швейцарцев. Больше всех досталось Джаке, Дземаили, Сеферовичу (он босниец) и особенно – Джердану Шакири и Бехрами. Оба никогда не скрывали, что их родина – Косово.
Бехрами даже набил татуировку с косовским и швейцарским флагами.
А Шакири вышел на матч в особенных бутсах: на левой – флаг Швейцарии, на правой – Косово.
«Я никогда не забуду, что родился в Косово, – рассказывал Шакири. – Это очень-очень бедная страна, где мало работы и денег. У моей семьи почти ничего не было. Дом моего дяди сожгли. Наш остался целым, но его разграбили – что-то украли, что-то сломали или разбили. А стены были забрызганы краской. Я рад, что мы нашли в Швейцарии безопасное место, где можем мирно жить.
Да, я родился в Косово, но вырос в Швейцарии. У меня швейцарский менталитет, но дома я разговариваю на албанском.
Жить в Швейцарии было непросто. Мой папа не знал языка и поэтому сначала работал мойщиком посуды в ресторане, потом строил дороги. Мама была уборщицей в офисном здании, мы с братом помогали ей мыть окна. Жить в Швейцарии и так дорого, а мы должны были отправлять деньги родственникам, которые остались в Косово».
Службе безопасности и стюардам перед игрой рекомендовали тщательнее досматривать болельщиков – чтобы никто не пронес на стадион символы, связанные с Косово. «Всех на входе заставляют задирать свитер и показывать майку. Если есть слово «Косово» – до свидания. Любая сербская майка фиксируется на камеру, и человек с той стороны камеры по рации либо дает добро, либо банит входящего», – отмечал один из болельщиков.
Шакири доставалось от сербских фанатов больше всего. Как только он получал мяч, стадион накрывал оглушительный свист. А когда его били по ногам или успешно отбирали мяч – все радостно кричали.
***
Во втором тайме счет сравнял Гранит Джака. Он родился в Базеле, но его родители – косовские албанцы, а брат Таулянт Джака играл против Гранита на Евро-2016 за сборную Албании.
«Мой папа провел три с половиной года в югославской тюрьме, потому что участвовал в демонстрациях против коммунистов из Белграда, – рассказывал Джака The Guardian. – В первые месяцы все было в порядке, но потом его избивали. Его рассказы засели у меня в сердце. Он гордился тем, что он косовар, и боролся за свои права. Самое удивительное – что мои родители были вместе всего три месяца, когда папу посадили. Я никогда не слышал о женщине, которая была с мужчиной всего три месяца и потом ждала его три с половиной года. Невероятная женщина».
Джака смачно воткнул мяч в ворота Сербии, оказавшись на подборе недалеко от штрафной. А сразу после гола скрестил ладони на груди и рванул к трибуне.
Этот жест после победного гола на 90-й минуте вместе с Джакой продемонстрировал Шакири.
Так албанцы показывают орла – это символ независимости Албании, изображенный на флаге. На албанском страну называют «Шкиперия» – страна орлов.
Если что, Албания – родина отцов Шакири и Джаки.
Сербы оскорбляли Шакири и тыкали в его сторону средними пальцами даже после финального свистка – когда его назвали лучшим игроком матча.
На пресс-конференции Шакири спросили, зачем он показал албанского орла после гола за Швейцарию.
– Это просто эмоции. Я был очень счастлив, что забил гол, и теперь не хочу об этом говорить.
Джака был чуть общительнее.
– Для меня это особенная игра. Эта победа – для всех моих друзей и родственников, которые всегда поддерживали меня. Мое празднование – это не сигнал сопернику. Этот жест – для людей, которые всегда со мной, кто никогда меня не подводил. Для моей родины, где родились мои родители. Это чистые эмоции.
О жестах спрашивали и главного тренера Швейцарии Владимира Петковича.
– Нельзя смешивать политику и спорт. Но это произошло. Вас не поражает, что такая нейтральная страна, как Швейцария, оказалась ввязана в такой политизированный матч?
– Вы подливаете масла в огонь. Здесь возникают такие эмоции, которые связаны с такими моментами. Мы все на игровом поле, и за пределами поля нам нужно уважать друг друга и воспринимать спорт как нечто красивое. Он объединяет людей, помните это, пожалуйста.
Владимир Петкович и Младен Крстаич
– Спорт вне политики – это ваша позиция или позиция команды? Все видели жесты игроков после голов. Нельзя пройти мимо этого.
– Нет, это не только мое мнение. Это мнение нашей ассоциации и всего мира – это должен быть господствующий принцип. Нам такое не нужно. Конечно, у нас были такие проблемы раньше, и мы раньше об этом откровенно говорили. Мы не должны уделять внимание этим вопросам и должны вести себя соответствующе не только на поле, но и вне его.
***
Жесты Шакири и Джаки вышли далеко за пределы футбола. В инстаграме игроков уже поддержала известная певица Дуа Липа, которая недавно выступала перед финалом Лиги чемпионов в Киеве. Она родилась в Лондоне, но ее родители – этнические албанцы из Косово.
Фото: REUTERS/Ricardo Moraes; Максимилиан Алфимов; Gettyimages.ru/Matthias Hangst (3,5); REUTERS/Jason Cairnduff, Gonzalo FuentesGettyimages.ru/Clive Rose; REUTERS/Mariana Bazo
Их провокация могла закончиться весьма плачевно. Хорошо, что этот матч происходил в России, где сербы чувствуют себя уютно и не допустили бы погромов.
Поступок косовских албанцев из сборной Швейцарии можно сравнить с тем, если бы, например, сборная Украины по футболу играла бы против Польши, и во время матча поляк забивает украинцам мяч, бежит к трибуне украинских фанатов и начинает кричать «Крым – это Россия!».
За такой поступок ФИФА должна надолго дисквалифицировать этих игроков на матчи международного уровня.
Федерация футбола Швейцарии должна обратить внимание на то, что их футболисты, граждане их страны, такое себе позволяют. Большой вопрос, нужны ли такие граждане Швейцарии - стране, которая всегда сохраняла политический нейтралитет.