Россию спасут прессинг и Головин. Сейчас повезло с реализацией
Дорский уверен: на 5:0 все-таки не наиграли.
При позиционной обороне Черчесов выбрал вариант из матча с Турцией
В двух контрольных матчах перед началом ЧМ мы увидели две расстановки – сначала против Австрии без мяча Россия действовала по схеме 4-5-1 с Зобниным в роли нижнего центрального полузащитника, а потом против Турции выбрала 4-4-2 (с Дзагоевым на одной линии со Смоловым).
На матч с Саудовской Аравией Черчесов выбрал турецкий вариант (он позволил сделать шаг вперед), но с одним изменением: Фернандес вместо Смольникова на правом фланге обороны.
На 24-й минуте Дзагоев покинул поле из-за травмы – вместо него появился Черышев. Замена не изменила структуру игры России – Денис отправился на левый край, а в середину передвинулся Головин.
Пока сложно оценить, действительно ли 4-4-2 в обороне у сборной работают лучше, чем 4-5-1. Против Австрии тройка Зобнин – Кузяев – Головин очень плохо действовала без мяча, но провалы в центре случались и против второго состава турков. Саудовская Аравия через середину почти не атаковала – плюс Черчесову, но дальше уровень сопротивления будет значительно выше.
Головин и правда дико крут
Александр начал матч слева, но, как и в матче с Турцией, его привязка к флангу при атаке была довольно условной.
До замены Дзагоева смещения Головина в центр были неэффективны. Никто в сборной России не тащит мяч лучше Александра, но до 24-й минуты партнеры совсем его не выделяли: он принял всего 6 передач и 8 отдал сам (7-й результат в команде).
Карта полученных пасов (слева) и отданных передач (справа) Головина до замены Дзагоева.
После ухода в центр Головин стал намного опаснее. Начиная с 24-й минуты он чаще всех касался мяча (47) и отдал больше всех передач (27). 4 из них стали ключевыми, то есть после них Россия наносила удары.
Карта полученных пасов (слева) и отданных передач (справа) Головина после замены Дзагоева.
• Александр сделал 5 пасов под удар – это лучший результат в матче (у Смолова, Зобнина и Аль-Фараджа – по 2).
• У Головина наибольшее количество передач в финальную треть (18, 10 из них – точные);
• Головин сделал 3 точных кросса (из 5) – больше точно у России не навешивал никто;
• Головин сделал 8 подборов. Столько же у Зобнина, больше только у Газинского (10);
• Головин – второй у России по попыткам отборов (6) и количеству успешных отборов (4) после Зобнина;
• Головин – второй у России по числу перехватов (3) после Фернандеса (4).
Явно Александр ошибся один раз – когда на 38-й минуте убежал вместе со Смоловым в контратаку, но отдал неточный пас, и Федор догнал мяч только у боковой.
Разгон контратак, классные подачи, второй гол в карьере прямым ударом со штрафного – на старте ЧМ Головин выдал предельно качественный перфоманс. Но от него зависит слишком многое, и это может стать для России большой проблемой.
Прессинг работает, но есть проблемы при владении
Саудовская Аравия ожидаемо больше владела мячом (61% на 39%), но контроль получился стерильным: по передачам в финальную треть и в чужую штрафную Россия была намного лучше (109 против 80, 18 против 8). Команда Пицци идеально подошла России, ведь самая сильная сторона нашей команды – прессинг.
У России – 13 попыток отбора за центральным кругом (8 – успешных) и 2 перехвата.
Несколько удачных попыток давления на чужой половине не отразились на статистике России: соперник либо выбивал мяч (91 лонгболл – достаточно много для Саудовской Аравии), либо пасовал в аут при попытке выйти из обороны низом.
С возвращением владения у России серьезных проблем не возникало, зато они появлялись, как только нужно было отдать обостряющий пас. У каждого из атакующей группы было минимум по одной хорошей передаче на свободное пространство, однако выходов 3-в-3 или даже 2-в-2 после контратак было намного больше – Россия часто упускала возможности выйти на ударные позиции.
Брак в предпоследней передаче присутствовал еще до ухода Дзагоева, поэтому появление Черышева (а не Алексея Миранчука) выглядело очень странно. «Почему вышел Черышев? Эта мысль не пришла в одну секунду. Мы команду тренируем и знаем, кто в каком состоянии, кто что может нам дать, поэтому мы и готовимся к матчам. И знаем, что если вдруг что, есть варианты A, B, C и так далее», – рассказал Черчесов после игры. Типичное объяснение главного тренера сборной – после него ничего не ясно.
Черышев был очень активен: 4 удара (больше всех в обеих командах), 2 удачные обводки (из 2), однако он далеко не всегда принимает верные решения. Скорость Дениса подошла под слабо действующую в переходных фазах Саудовскую Аравию, но дальше рассчитывать только на нее нельзя.
После потери Дзагоева России точно нужен еще один полузащитник, который владеет передачей.
Смолов снова расстроил
В матчах с Австрией и Турцией Смолов запомнился только двумя неточными ударами из похожих ситуаций, но сам форвард считает, что сыграл хорошо. Против Саудовской Аравии Федор неплохо прессинговал (провалов, как в матче с Австрией, не было), но во всем остальном оказался худшим игроком борной России.
Смолов не нанес ни одного удара и потерял мяч 9 раз (4 – у Головина, у других – не больше 2). Кошмарное выступление нападающего, которого в Европе воспринимают как главного игрока хозяйки ЧМ.
Федор отдавал неуместные передачи пяткой (особенно в середине поля на 1-й минуте), слабо открывался при редких позиционных атаках России и очень тормозил контратаки.
Замена Смолова была очень логична, но вряд ли кто-то ожидал от Дзюбы гола через 89 секунд после выхода на поле. После гола Черчесов отдал Артему честь, а нападающий сделал пару удобных скидок партнерам, набегавшим вторым темпом, и отдал голевую передачу на Черышева на 90-й минуте.
Скорее всего, против Египта слева у России будут играть Жирков и Черышев. Такая пара точно лучше подходит Дзюбе – Юрий и Денис будут активно кроссить в штрафную. Против Саудовской Аравии Жирков сделал 6 навесов, Черышев – 3. Это первый и третий показатели у России.
Еще в ноябре Смолов казался главным форвардом сборной, но сейчас все может измениться. И виноват в этом в первую очередь сам Федор.
***
Россия была намного лучше, но 5:0 – стечение обстоятельств. Россия создала всего 3 явных голевых момента (первый гол Черышева, мячи Газинского и Дзюбы), хотя у нее были шансы для большего числа качественных подходов к чужой штрафной.
Мы по-прежнему слабо представляем, на что способна сборная.
По-другому после первого матча не могло быть. Поэтому о короне надо думать не только игрокам.
Черчесов отдал честь Дзюбе. А после игры ему позвонил Путин
Головин – красавчик. Наш лучший игрок
Использованы данные Opta.
Фото: globallookpress.com/firo Sportphoto/Mexsport, Christian Charisius/dpa, Federico Gambarini/dpa, Liu Dawei/ZUMAPRESS.com, Chen Cheng/ZUMAPRESS.com; Gettyimages.ru/Kevin C. Cox, Clive Rose
Это, на самом деле, просто. Наши центральные полузащитники нацелены на перехваты, прессинг и отборы. Но не на подборы. Дальние забросы в зоны между центральными и крайними защитниками, сразу после "выманивания" нашей средней линии непременно будут доставлять нашим проблемы.
Не сомневаюсь - Египет будет играть именно так.
Очень надеюсь, Черчесов сделает на этот счет корректировки в индивидуальных заданиях игрокам.
Как минимум один футболист из нашей центральной зоны должен играть не по мячу, а контролировать зону подбора. Прежде всего, зону подбора.
Дзагоев большую часть своих голов забил именно включаясь вторым темпом в штрафную и играя на опережении при кроссах, прострелах и "выкатах" в зону перед штрафной с флангов.
И я не единого раз не фантазирую.
"Активные фланги" до выхода Черышева у нас выполняли латерали. Головин и Самедов все время смещались в середину поля, поддерживая прессинг и создавая плотность. До травмы именно Дзагоев выдвигался на позицию центрального нападающего, заходя в зоны, из которых Смолов уводил игрока - даже если и не уводил совсем, то "дергал" своим перемещением совершенно точно. После травмы, в этой роли стал работать Головин.
Это элементарная азбука футбола, при игре с расстановкой 4-2-3-1 и изначальной задачей играть не в контроль, а в высоки прессинг, играют только так.
Когда ушел Самедов, изменилась расстановка.
Из 4-2-3-1 команда перестроилась в 4-3-2-1. И уже в этой схеме, позиция центрального нападающего почти не предполагает смещений на фланг, только в полуфланги, так как насыщение середины поля достаточно. Команда в этой схеме лишается центрального атакующего полузащитника, и в центре появляется банально больше места для маневров ЦФ, тем более, свежего.
Смолов в этой позиции сыграл всего 7 минут.
Ещё раз - это не фантазия. Это просто ФАКТ.
Но это не главное, главное то что это был крутой матч открытия и то что это была первая победа на ЧМ за 14 лет. Ясно понятно что проблем хватает, но победа была добыта и добыта уверенно.
Ждем Египта
Равно как его постоянная игра строго в позиции центрального нападающего в Краснодаре, была выполнением задания Шалимова.
У Смолова игра не получилась.
Он и сам много раз говорил, первый раз после чемпионата Европы и схемы КоСмоДзю, когда Слуцкий поставил его на фланг, говорил, что при игре на фланге он наименее продуктивен и наименее полезен. По одной простой причине - это его слова - долго принимает решение что делать с мячом.
У наконечника копья такой проблемы нет - вся игра наконечника - пара-тройка касаний, с возможно одним обыгрышем одного защитника.
Поэтому, при таком задании тренера, ждать продуктивности от Смолова совершенно не стоит.
Его задача, судя по всему, оттягивать на себя и освобождать зоны для включения второго темпа.
Видно, что его самого это задание, можно сказать, бесит.
С мячом они обращались лучше наших. Но им отчаянно не хватает темпа, атлетизма. У них не современный футбол, - заруба за зарубой, а красивый плавный "балет".