10 мин.

Свой русский в сборной Германии. История уроженца Кемерово Андреаса Бека

История эмиграции, любви к Ницше и Достоевскому, тренировок у Томаса Тухеля и жизни в Турции в нестандартном переложении.

1990

Кемерово

@dic.academic.ru | Андреас родился в 1987 году. Спустя три года родители решили уехать из страны.

«Наш», где-то над головой раздался голос отца, на секунду перекрыв грохот большого муравейника, который мама называла каким-то новым, еще непонятным словом – «аэропорт». Сонными мухами над толпой загудели охрипшие динамики, и всё вокруг пришло в движение: засновали, заметались люди, папа сгреб оба чемодана и куда-то пошел, а мама, взяв своих мальчиков за руки, пробивалась к женщине в темно-синем костюме, которая с кислой миной одну за другой листала какие-то книжечки. Такие были у каждого, кто стоял в очереди (у мамы с папой тоже были). Поднялись в самолет. Самый маленький член семейства с любопытством вертелся в кресле, глазел по сторонам и совсем не мог понять беспокойства мамы и тихой сосредоточенности папы. Тогда еще Андрей не знал, что через месяц привыкнет к новому имени, что упала где-то там какая-то Стена*, и что теперь дом у них будет другой. Жалко было только, что бабушка не полетела. Кемерово остался позади. Впереди была неизвестность.

Германия встретила Беков без особого радушия: родители долго выбивали комнату в общежитии для иностранцев и еще дольше искали работу, зато мальчишек без особых проблем пристроили в детский сад и школу. Теперь уже Андреас быстро нашел общий язык с новыми друзьями, а вот старший брат часто приходил домой в слезах – в школе его били и обзывали. Русских не любили, да и не только русских. Программа переселения на историческую родину открыла двери в Германию десяткам тысяч людей, проблема была лишь в том, что местных об этом спросить забыли. Спокойный и застенчивый Артур долгое время был в классе объектом для насмешек: в первые месяцы такие слова как «дерьмо», «чернож**ый» или «жид» он попросту не понимал, да и если бы понял, сдачи не дал. В отличие от младшего брата, старший всегда был застенчив.

* 3 октября 1990 г. произошло вхождение ГДР и Западного Берлина в состав ФРГ, ознаменовавшее собой падение Берлинской стены и объединение Германии.

2000

Валльанфинген

@weltfussball.de | В академию «Штутгарта» Андреас попал в 13 лет, чтобы через пять лет дебютировать в основе. В дебютном сезоне Бек вышел на поле в пяти матчах.

По слабо подсвеченному экрану бешено носилась длинная змея, пожиравшая черные, мерцающие квадраты. Игравший был полностью поглощен процессом, не обращая внимания на мощный бит, летевший из старого магнитофона, и на друзей, которые галдели и носились на потертых скейтбордах. «Анди! Отвлекись на минуту! На вот, затянись!». Секундное замешательство и здоровенная «анаконда» со всего маха влетела в стену: «Game over». Протянутый косяк должного впечатления не произвел – Андреас недовольно отмахнулся от предложенной затяжки и, взяв свою доску пошел катать. Гонять на скейте у него получалось неплохо, но в футбол ему нравилось играть больше. После перехода в академию «Штутгарта» отвлекаться на пиво и травку было нельзя – каждую неделю их проверяли на допинг.

Зато хип-хопом заниматься никто не запрещал: они уже несколько раз «неплохо» записывались на магнитолу Артура, который иногда тусил с компанией младшего брата. Правда слишком уж назойливое внимание старшого скоро сошло на нет. А случилось это как раз тогда, когда Анди купил свой первый в жизни мобильный телефон. Однажды, возвращаясь с одной из выездных игр, он не удержался и купил потертую трубку за двадцатку. Рады были все – мама могла контролировать сына, а младший был доступен везде (приходилось разве что регулярно покупать карточки для оплаты связи, но это было мелочью). Но телефон был не самым главным. Куда круче стало скачивание песен из интернета – собирались у одного из друзей, закупались чипсами и колой в нетерпеливом ожидании от многочасового скачивания нового альбома Eminem’a. Порой приходилось качать «в ночь»: спали посменно, чтобы не допустить обрыва линии «восьмерки».

2005

Штутгарт

@echo24.de | В трех первых профессиональных сезонах Андреас стал чемпионом Германии и сыграл за швабов в 27 матчах.

«Да отвлекись ты уже на секунду от своей книги! Весь в отца!», недовольно заворчала мама, в очередной раз не дождавшись обещанного уже полчаса назад хлеба, за которым должен был сходить Андреас. Год назад родители даже представить не могли, что их сын настолько сильно увлечется чтением книг, что переплюнет в этом главу семейства – папа мальчишек с детства не расставался с книгами, но в отличие от сына предпочитал классику и детективы, а вот Андреас быстро понял, что Ницше и Достоевский хороши, но литература о финансах и экономике тоже может быть интересной. Ленивое переворачивание страниц закончилось взрывом: мамин темперамент взял верх и получивший подзатыльник восемнадцатилетний детина побежал за требуемым в местный супермаркет.

Вечером собрались у местного клуба – ночной концерт давал один из самых популярных хип-хоп исполнителей Штутгарта. Такое развлечение парни пропустить никак не могли, поэтому клубились до утра, пока не закончились силы. «Анди! Быстрее! Что, был тяжелый вечер?!», надрывался у бровки Томас Тухель. Тогда будущий тренер ПСЖ еще не был принципиальным и въедливым тактиком, который будет конфликтовать с руководством дортмундской «Боруссии» и отказывать «Баварии». Совсем еще молодой коуч швабской молодежки был для своих подопечных скорее старшим братом, чем тренером с большой буквы, поэтому ночные тусовки Андреаса с друзьями иногда оставались «незамеченными». Тем более, к тому моменту Бек уже успел стать незаменимой частью молодежки и кандидатом в основу.

2008

Зинсхайм

@sport.de | В «Хоффенхайме» прошла большая часть его карьеры (7 лет). За это время Бек успел стать капитаном команды и провести в ее составе 237 матчей. В 2008 году Лёв вызвал его в сборную, за которую он провел 9 матчей.

Затрещали сбивчиво затворы фотоаппаратов, заскрипели о пол отодвигаемые стулья, раздались жидкие аплодисменты, когда в комнату для пресс-конференций вошел новоиспеченный правый защитник «Хоффенхайма»: «Я очень рад сделать новый, важный шаг в моей карьере. Я уверен, здесь, в молодой команде, я смогу двигаться вперед». Андреас сверкал безупречной улыбкой кучке местных репортеров, которые еще не знали, что через полгода клуб-новичок Бундеслиги разорвет все шаблоны, выиграв первый круг чемпионата, а Андреас попадет на карандаш новому главному тренеру сборной Германии. Его окрестили местным «царем». Царем, который ездил на старой развалюхе на базу клуба, не парился по поводу отсутствия в машине кондиционера и не переживал, когда раз за разом оставался стоять на автобане рядом с дымящимся и плюющимся Саабом 1989 года выпуска.

В двадцать два года Бек оказался первым русским в сборной Германии – болельщики удивленно округляли глаза, заслышав о неведомом, далеком и непонятном городе, где-то в сердце Сибири. От Германии родина правого защитника была в нескольких тысячах километров, поэтому в каждом втором интервью непременно звучал вопрос: «Герр Бек, где находится Кемерово?». Андреас продолжал терпеливо отвечать на вопросы – в сборной он был новичком, поэтому внимание к его персоне оказалось выше ожидаемого. Чемпионство и переход в «Хоффе» остались позади, как и предложение от московского «Спартака». Звонок из России застал его врасплох, но родители не растерялись: «Сынок, делай так, как считаешь нужным». Артур был куда как более лаконичен – «Ты только что попал в сборную, брат. Зачем уезжать сейчас, когда у тебя все идет по нарастающей?». Через неделю решение было принято. Его последствиями стали несколько лет в команде Бундеслиги, капитанская повязка и безграничная любовь местных болельщиков.

2016

Стамбул

@goal.com | В «Бешикташе» Андреас воссоединился со своим товарищем еще с молодежных команд «Штутгарта» Марио Гомесом. За 2 года в Стамбуле Бек сыграл в 76 матчах и дважды стал чемпионом Турции.

День еще не вступил в свои права – на улицах, обычно запруженных, можно было даже разогнаться, а подъезды к Мосту мучеников, обычно перекрытые еще до наступления полудня, почему-то оказались свободны. Безупречно уложенные волосы приятно холодил морской бриз, по радио крутилась популярная в местных чартах приставучая мелодия, неожиданно оборвавшаяся на середине. Андреас удивленно отвлекся на настройку станции, как вдруг мимо пронесся… танк. В недоумении футболист вышел из машины, пытаясь выяснить у прохожих, что происходит, но те знали не больше его. Лишь к полудню стало ясно – в городе случилась попытка военного переворота. Дрожащими руками Анди пытался попасть по кнопкам телефона, набирая номер беременной жены: «Дорогая! Никуда не выходи! В городе танки!». В тот день неспокойное политическое положение расшаталось настолько, что многие в команде задумались об уходе. Даже местным игрокам было не по себе.

За год до этого, Анди с женой решились на серьезный шаг – в Зинсхайме его достала рутина: сезон за сезоном команда болталась в опасной близости от зоны вылета и ни на что другое не претендовала, поэтому предложение из Турции, хоть и было неожиданным, стало приятной и своевременной возможностью сменить обстановку. В Стамбуле его приняли хорошо – Бек не ленился учить язык, его часто встречали в местных музеях и галереях, а робкие попытки дать интервью на турецком приводили фанов «Бешикташа» в бешеный восторг. Он быстро стал своим для всех. Июльские события немного пошатнули привычный уклад, но в отличие от большинства одноклубников Андреас оставался верен себе и команде. Однако спустя полгода случилось нечто еще более страшное – гремевшие в стране весь 2016-й год теракты подобрались к защитнику слишком близко. Во время матча с «Бурсаспором» у стадиона взорвалась бомба. Погибли 44 человека. Об этом футболисты узнали уже в раздевалке. Многие плакали, кого-то, как Бека, била крупная дрожь. На следующий день Марио Гомес попросил выставить его на трансфер.

2018

Штутгарт

@stuttgarter-zeitung.de | По возвращении в родной город Андреас примерил капитанскую повязку, отыграл первый круг, а во втором порвал «кресты». Сейчас он восстанавливается и ездит в гости к Сами Хедире в Турин.

В первый выходной августа Андреас с супругой решили выбраться из дома и провести время вдвоем: позади остались не самые простые сборы, омраченные травмой, а также несколько туров нового сезона, в которых удалось отыграть все матчи от звонка до звонка. Неспешно шли по набережной, ели мороженое и обсуждали будущую поездку домой, запланированную на середину сентября, когда на экране телефона высветился номер брата. «Тебя хотят видеть в «Штутгарте», Артур был как всегда очень краток, но не дождавшись реакции Андреаса встревожился: «Анди, ты там?». После нескольких секунд оцепенения решение было принято – они возвращаются. Тут же созвонились с тренером и президентом, обрисовав ситуацию: «Я люблю Стамбул и «Бешикташ», но если куда-то и уходить, то в родную команду». Там он вырос, там сделал первые шаги в футболе, там он познакомился с будущей женой. Там же решил и закончить.

В этом сезоне «Штутгарт» спасся от вылета во многом благодаря своему светловолосому капитану. Однако в апреле Андреас остался не у дел – в игре с «Ганновером» капитан швабов получил травму. Кресты. «Я уже не мальчик, поэтому понимаю, что мне придется потратить много времени и сил на восстановление». Что же, времени у первого русского в сборной Германии будет хоть отбавляй. Снова можно заняться хип-хопом, читать книги и переживать за родную команду так, словно тебе тринадцать.

 

Читайте также:

Стыковой матч в 3. Бундеслиге закончился массовыми беспорядками: есть раненые

За "Баварию" играет футболист, который может оказаться в сборной России

История Ашкана Дежага – парень из берлинского гетто, который был талантливее Боатенгов

Как за 2 года проделать путь от сборной Испании до инвилидного кресла

История лучшего защитника немецкого сезона, который затащил "Шальке" в ЛЧ

Самые неожиданные открытия в первом круге немецкой Бундеслиге в сезоне 2017/18

У Бастиана Швайнштайгера есть брат, а у брата – своя история

Еще вчера этого парня не знал никто, а сегодня Бенжамен Павар едет на ЧМ 2018

Vielen Dank! Wir seh'n uns wieder beim Футбол auf Deutsch!