1 мин.

Никто не знает, как будет играть Россия на ЧМ. Все очень грустно

Черчесов запутал всех. Даже себя.

После кошмарного поражения от Австрии (0:1) сборная России вернулась в Москву – для ничьей с Турцией (1:1). Черчесов говорит, что команда сделала шаг вперед.

Можно ли двигаться вперед, если не выбрал направление движения?

Переход от 4-5-1 к 4-4-2 при позиционной обороне

По сравнению с игрой против австрийцев Черчесов сделал четыре изменения в составе: вместо Фернандеса, Граната, Кудряшова и Кузяева в старте появились Смольников, Кутепов, Газинский и Дзагоев.

Поменялась не только часть состава, но и схема. От 4-5-1 при позиционной обороне (с Головиным в качестве чуть выдвинутого вперед центрального полузащитника) Россия перешла к 4-4-2, в которых Дзагоев располагался на одной линии со Смоловым.

Головин – на левом фланге только при обороне

Черчесов отправил хавбека ЦСКА налево – впервые за два года совместной работы. Однако Головин не был чистым фланговым полузащитником, его функции были схожи с работой Самедова в матче с Австрией. При обороне Головин находился на левом краю, но при начале атак России Александр освобождал фланг для Жиркова и открывался в полуфланге.

Такие смещения не сильно помогали сборной – например, в этом эпизоде Газинский не нашел варианта для продолжения атаки впереди и отдал передачу Кутепову.

В центре поля у России часто возникало численное преимущество, но правильно им воспользоваться не получалось из-за плохого выбора позиций в конкретных моментах. Поэтому центральные защитники (если они оказывались с мячом у центрального круга) и опорники либо пасовали назад, либо отдавали передачи на Смольникова и Жиркова.

Иногда Головин успевал не только освободить край для Жиркова в первой фазе атаки, но и открыться под передачу от Юрия во фланг. В таких эпизодах у России получалось доставить мяч к штрафной, но с острым пасом к воротам турок возникали большие трудности.

Индивидуально Головин вновь стал лучшим у России: 3 обостряющие передачи (столько же – у Дзагоева), 3 навеса (1 точный) и 5 попыток обводок (40% успешных). В превосходстве Александра в работе с мячом над другими игроками сборной никто не сомневается, но от него ждут большего. Неопределенность с ролью Головину точно не помогает.

Дзагоев – скорее всего, в старте на матч с Саудовской Аравией

При обороне Дзагоев был вторым нападающим, однако при атаках Алан был самым разносторонним игроком команды. За счет полузащитника ЦСКА Черчесов пытался решить проблемы при начале атак – Дзагоев опускался в глубину, а Газинский выдвигался выше.

Когда Россия доходила до финальной трети поля, Дзагоев регулярно оказывался на месте центрфорварда – Смолов чаще обычного сваливался на фланги. В первом тайме Алан был близок к выходу один на один после передачи Федора, но турецкий вратарь успел перехватить мяч.

Дзагоев сыграл не слишком здорово, но, видимо, он четко выполнял установку главного тренера.

Карта передач Дзагоева.

Если убрать технический брак в завершающей фазе, будет намного лучше.

Прессинг спасает, но его разбивала даже Турция

«Мы готовились к тому, как соперник выходит из защиты, играя низом», – сказал после матча Головин. Россия привычно использовала высокий прессинг – на этот раз давление оказывалось до вратаря.

Вероятно, Черчесов действительно готовил сборную к коротким пасам Турции, но в Москве команда Луческу часто использовала забросы, которые разбивали наш прессинг.

Турция без особых проблем находила свободные зоны у центрального круга и переводила мяч с одного фланга на другой. На ЧМ у России будут более качественные соперники (минимум два на групповом этапе), которые точно подготовятся к прессингу Черчесова и не будут выходить из обороны через короткий пас.

Турки ошиблись в первой фазе атаки всего в трех эпизодах, причем один из них – неудачный вынос вратаря. Гол России неслучаен из-за стиля сборной в целом, но для матча с Турцией перехват у чужой штрафной был нетипичен – в финальной трети команда Черчесова сделала два перехвата (кроме голевой ситуации – Головин на 4-й минуте) и 1 отбор (Дзагоев на 12-й минуте).

Почему Кутепов лучше Граната

Пропущенный гол сразу повесили на защитника «Спартака», который при выносе турецкого вратаря выдвинулся к центральному кругу. 

На самом деле виноват не только Кутепов – сборная России бездарно расположилась при выносе вратаря Турции.

На левом фланге наши получили абсолютно ненужное преимущество 3-в-2 (Жирков мог забрать игрока Зобнина, Зобнин – Игнашевича, Игнашевич – Кутепова – тогда Кутепов действовал бы по Малли).

Вряд ли дело в неисполнении тренерской установки – при выносе Смольников, Кутепов и Жирков располагались у центральной линии, Игнашевич – чуть глубже, страхуя партнеров. Предположения об искусственном офсайде очень спорны.

Кутепов провел нормальный матч: он традиционно проиграл верховое единоборство в штрафной (удар пришелся прямо в Акинфеева) и совершил один обрез при проникающей передаче между линий. В остальном Илья был довольно надежен: выбрасывался за соперниками даже на чужую половину, не позволяя им развернуться к нашим воротам, и подстраховывал Игнашевича, которому иногда не хватало скорости.

Кутепов провел 16 единоборств (больше всех у России) и выиграл 81% из них (показатель лучше только у Игнашевича – 90% из 10 единоборств). Вверху защитник «Спартака» тоже был неплох: 78% выигранной борьбы при 9 единоборствах.

Против Турции Илья сыграл точно надежнее, чем Гранат против Австрии, поэтому его шансы на попадание в старт в матче с Саудовской Аравией выросли.

***

Как и в матче с Австрией, против Турции мы увидели несколько интересных задумок Черчесова (тогда – смещения Самедова в центр, теперь – Головин в полуфланге и Дзагоев везде), но они не позволяют даже качественно доводить мяч до штрафной.

Сильно расстраивает Смолов. Против австрийцев Федор чаще играл спиной к воротам, против Турции – смещался на фланги. Качества это не добавило – нападающий в нескольких моментах передерживал мяч и снова пробил мимо из середины штрафной после серии ложных замахов. Дзюба против Турции на поле вообще не вышел, поэтому, скорее всего, Смолов будет в старте и в матче-открытии ЧМ.

За пару недель до начала главного турнира в жизни Черчесов сломал почти все, к чему стремился с августа 2016-го. Возвращение к схеме с пятью защитниками в концовке матча с Турцией – агония. Результат не понравился самому тренеру: «Когда перешли в пять, то нужной организованности уже не было».

До начала ЧМ – неделя.

За это время игроки сборной собираются усвоить требования главного тренера.

Использованы данные InStat.

Фото: РИА Новости/Александр Вильф