Грант демократии
Очередные унылые выборы Зеппа Блаттера президентом ФИФА, похоже, превратились во что-то интересное. Конкурентом засидевшегося швейцарца может стать не только катарский функционер Мохамед Бин Хаммам, но и американский журналист Грант Уол – человек, ищущий славы Джулиана Ассанжа и Алексея Навального. Иван Калашников обсудил с Уолом его намерение стать главным футбольным чиновником мира.
– Грант, кто вы вообще и что собираетесь сделать?
– Я журналист Sports Illustrated, надеюсь, что неплохой. Уже много лет освещаю студенческий баскетбол и соккер. Ездил работать на ЧМ-2010. Написал книгу про Дэвида Бекхэма в США. Теперь вот хочу баллотироваться на пост президента ФИФА.
– Зачем?
– Я присутствовал на выборах стран-хозяек чемпионатов мира 2018 и 2022 годов в Цюрихе – и, знаете, остался осадок. Двое членов выборного комитета ФИФА, как вы слышали, были отстранены за попытку продать свои голоса, и это наверняка была только верхушка айсберга. ФИФА – чудовищно непрозрачная организация; болельщики и журналисты по всему миру подозревают ее в коррупции, но почему-то никто до сих пор не попытался ничего с этим сделать. Когда я понял, что на ближайших выборах, как и четыре года назад, у Блаттера снова не будет конкурентов (Бин Хаммам тогда еще не собирался баллотироваться), то полез на сайт ФИФА изучать, можно ли выставить собственную кандидатуру. Оказалось, что принять участие в выборах может абсолютно любой человек – если заручится поддержкой хотя бы одной из 208 федераций, входящих в ФИФА. Я посоветовался со своими работодателями, они поддержали меня, я запустил кампанию. Как-то так.
– Но вы же понимаете, что выиграть эти выборы нереально? Почему бы не бороться с ФИФА традиционными журналистскими методами – собирать факты, публиковать расследования?
– Я и так потратил большую часть своей карьеры на то, что собирал факты. Медиа сейчас работают немного по-другому – и мою президентскую кампанию вполне можно считать выражением собственного мнения с позиции колумниста. Смотрите, чего я могу этим добиться: во-первых, показать всю абсурдность выборной процедуры, которая не имеет ничего общего с принципами демократии. Если бы болельщики всего мира выбирали между мной, Бин Хаммамом и Блаттером, то я победил бы с огромным отрывом. Во-вторых, я могу спокойно поднимать темы, которые замалчивают чиновники ФИФА – и вслед за мной, надеюсь, все больше людей будут задавать им неудобные вопросы. В-третьих, мой пример может вдохновить какого-нибудь более влиятельного человека (Билл Клинтон? Кофи Аннан? Джордж Веа?) баллотироваться в президенты. Ну, и я все-таки не собираюсь прекращать карьеру журналиста, так что и дальше буду что-то писать про ФИФА.
– Хорошо, футбольные болельщики на вашей стороне. Что вы будете говорить функционерам? Для них наверняка потребуются другие аргументы.
– Многие функционеры точно так же недовольны ФИФА. Поддержав мою кандидатуру, они как минимум смогут дать ФИФА понять, что многое пора менять. Блаттер и Бин Хаммам в один голос говорят, что ФИФА не коррумпирована, но как можно быть в этом уверенным? Если они действительно так считают, то должны поддержать мое предложение о создании футбольного проекта типа WikiLeaks – базы документов для внутреннего пользования. А мы уже посмотрим, насколько там все чисто. Кроме того, у меня есть еще несколько проектов, которые уже сейчас поддерживают многие футбольные люди. Ввести видеоповторы голевых моментов. Назначать на чемпионат мира самых лучших судей, отменив территориальный принцип. Ограничить срок пребывания чиновников у власти.
– То есть у вас целая программа есть?
– Конечно, я же все-таки серьезно настроен. Сейчас еще зачитаю: так, создать WikiLeaks для документации ФИФА, это я уже говорил. Инициировать расследование всех важных решений последнего времени, вроде выборов ЧМ-2018. Вот, очень важный момент: назначить генеральным секретарем ФИФА женщину. Никто не может ответить мне на вопрос, кто же является самой влиятельной женщиной в ФИФА. Ее просто нет. Более того, даже женским футболом управляют двое мужиков. Скажем, Международный олимпийский комитет значительно изменился – в лучшую сторону – с тех пор, как начал привлекать женщин на ключевые должности. А ФИФА до сих пор остается закрытым клубом для пожилых мужчин. Пора с этим заканчивать.
– Как вы считаете, это личная вина Блаттера или там все хороши?
– Безусловно, он виноват больше других. У него на все вопросы один ответ: «Верьте нам». Да как вам можно верить?! Зеппу за 70, а он до сих пор хихикает в кулачок по поводу женского футбола и не может не пошутить по поводу гомосексуалистов в Катаре. Двадцать первый век наступил, а он и не заметил.
– Если вы встретитесь с ним лицом к лицу, что скажете? К такому моменту надо быть готовым.
– Я уважаю вас и слышал, что вы хороший человек. Но это не профессия. Мне кажется, вы управляете ФИФА не совсем так, как стоило бы. Поэтому я выдвинул свою кандидатуру. Вот вам значок с надписью «Уола в президенты ФИФА!».
– Вы ведете свою кампанию уже пару месяцев. Чего удалось добиться?
– Пока все идет прекрасно. Около 3000 человек подписали петицию в твиттере, еще 3000 читают мою страничку в фейсбуке. Я дал интервью CNN, Bloomberg TV, Reuters TV, а также массе печатных изданий из 20 разных стран мира. Меня поддержал глава MLS Дон Гарбер, игроки сборной США Джози Алтидор и Морис Эду, а также Стив Нэш и Чед Очосинко. Ну, еще Хаби Алонсо прислал сообщение «Удачи!».
– Все это здорово, но все-таки главное – успеть до 1 апреля получить поддержку какой-нибудь футбольной федерации, чтобы официально баллотироваться на выборы. С этим-то как?
– Я не могу разглашать подробности своих переговоров с федерациями, но скажу, что связался уже со 150 из них. Представитель одной страны, выигрывавшей чемпионат мира, встречался со мной в Париже. Еще с одной титулованной федерацией я продолжаю общаться прямо сейчас.
– Я вот чего не понимаю: вы американец, да и вся история с вашей кампанией совершенно американская. Почему вас не поддерживает федерация футбола США?
– Опять же, не могу выдавать подробности, но я не уверен, что они заинтересованы в этом. Все-таки любая другая федерация не берет на себя никаких обязательств, выдвигая меня – она даже не будет обязана голосовать за меня. В то же время поддержка со стороны США будет выглядеть каким-то политическим ходом, а я все-таки сам по себе.
– Если вам все-таки не удастся получить необходимую поддержку – ну или удастся, но вы проиграете выборы, – что будет дальше?
– Продолжу работать в Sports International. Я там на особом положении – в прошлом году стал первым штатным футбольным журналистом в истории издания. Думаю, я еще много чего могу добиться как автор.
– Что вы думаете о выборах ЧМ-2018, который достался России?
– В отличие от Катара, у вас хотя бы была нормальная заявка. Тем не менее, ФИФА не смогла придумать ничего лучше, чем отдать сразу два чемпионата мира подряд странам, главным аргументом которых являются нефтедоллары. Это, конечно, сообщает нам кое-что о ФИФА. Кроме того, Россия и Катар были значительно ниже своих конкурентов в рейтинге свободной прессы. Тоже о чем-то говорит, да? Я так скажу: теперь у России есть шанс провести хороший чемпионат мира, но также есть и шанс разворовать деньги и замолчать это. Вопрос в том, каким шансом она воспользуется.
Очередной городской сумасшедший.
Подозревать его в популизме - глупо. Похоже, он реально представляет свои возможности. А шевелить этот гадюшник необходимо. Помаленьку-помаленьку, может, и вправду, какой-то порядок наведётся.
А может быть, и не только в футболе...
-------------------------------
Добро сейчас Ливией занято, им не до ФИФА