7 мин.

Почему футбольная премьер-лига для Красноярска полезнее Универсиады

Красноярский футбольный «Енисей» впервые за свою 80-летнюю историю пробился в премьер-лигу. Уже в конце июля наша команда начнет выступать на самом высоком российском уровне, играя с московскими «Спартаком», «Локомотивом», ЦСКА, питерским «Зенитом», «Краснодаром» и другими участниками РФПЛ. Пока многочисленные болельщики и «болельщики» размышляют в соцсетях об увеличении бюджета клуба и проблеме, связанной с домашним стадионом, мы рассуждаем о том, что Красноярску принесет участие команды в премьер-лиге и почему Универсиада-2019 по сравнению с этим смотрится сиюминутным местечковым событием.

Так получилось, что во всем мире большой спорт - даже там, где он существует за счет бюджета - является бизнесом. Можно долго сравнивать зарплаты футболистов, хоккеистов и представителей других видов спорта с доходами тех же актеров региональных театров, охать от разницы нулей и возмущаться. Но одного здесь не отнять - спортивная система неразрывно связана с большими деньгами. И эта система построила себя самостоятельно за счет того, что сам бизнес увидел возможность зарабатывать на спорте. Где-то это происходит активно, где-то не очень. В последнем случае включается бюджет - города, региона, страны - не важно. Важно то, что иначе спорта, каким мы его хотим видеть и гордиться, не будет.

В этом и есть ответ на вопрос многих скептиков - мол, на премьер-лигу потребуется много денег. Много - понятие растяжимое. Кому-то и десять миллиардов долларов будет мало. Кому-то хватит и одного в рублях. Учитывая результаты «Енисея» последних двух лет и неизменный за несколько лет бюджет, можно смело сказать, что главное здесь - не сколько у клуба денег, а как он их использует. Прошлое руководство команды ровно с таким же бюджетом как сейчас занимало 8 место в ФНЛ и гордилось «лучшим результатом в истории».

Гадать о том, каков будет бюджет «Енисея» на будущий сезон мы не стали, а рассмотрели его составляющую. В частности, затраты клуба сократятся на перелеты, проживание и прочие сопутствующие детали - в премьер-лиге меньше команд, треть из них расположены в Москве. Как бы ни хотелось видеть «Енисей» на вершине таблицы премьер-лиги, но первый сезон вряд ли будет таковым. А значит, уменьшится и премиальный фонд за победы. Да, вырастут зарплаты игроков. Да, усиление команды потребует дополнительных средств на новых футболистов. Но те, кто следит за клубом хотя бы пару лет, знают, как менеджмент умеет работать с кадрами - все игроки в эти два сезона пришли в клуб свободными агентами - то есть бесплатно. Прибавим сюда грамотный маркетинг клуба и билетную программу, которые позволят самому клубу зарабатывать существенно больше, чем в ФНЛ, и общие цифры становятся не такими уж страшными.

То, что увеличить нынешние по сути 300 млн рублей придется, никто не сомневается. Но вместо того, чтобы об этом переживать, можно посмотреть на ситуацию с другой стороны - а что дополнительное финансирование даст городу и краю?

Политика

Те или иные успехи, происходящие в конкретной территории, позитивно сказываются на имидже местной власти. То, что из четырех игр «Енисея» в прошедшем сезоне, что посетил врио губернатора Красноярского края Александр Усс, две пришлись на стыки - либо его счастливая звезда, либо хороший политтехнологический ход. Если ничего не поменяется и Усс станет участником выборов главы региона, которые состоятся в сентябре этого года, эти два матча ему аукнутся тысячами голосов болельщиков. Своевременный визит на матчи, своевременное поздравление футболистов и оперативное обещание поддержки станет одной из точек роста процентов во время голосования.

Вполне возможно футбольную тему попробуют использовать и кандидаты в депутаты городского Совета: одни могут вспомнить как детстве играли в футбол, другие сфотографируются в фирменном шарфе «Енисея», третьи - например, представители ФПГ, - вдруг станут спонсором. Так или иначе команда уже начинает приносит пользу власти и становиться «вещью», которая с политикой бок о бок.

Единственный, на чьем имидже успехи «Енисея» не сказались - бывший глава края Виктор Толоконский. Это он два года назад дал старт преобразованиям, которые сейчас дали плоды. Поэтому здесь мы просто его поблагодарим - премьер-лига и его заслуга тоже.

Экономика

Это, пожалуй, главная составляющая выхода команды в РФПЛ. На примере Томска, где местная «Томь» несколько лет играла в премьер-лиге, можно сходу назвать несколько плюсов:

  • увеличение пассажиропотока

Здесь и далее экономические плюсы завязаны в первую очередь на болельщиках. У главных команд страны есть фанаты, летающие на все выездные матчи. И речь здесь не о десятках людей, а о тысячах. Добавим сюда гостей из соседних регионов и районов края и получим рост по всем видам транспорта.

  • сфера общественного питания

Как правило болельщики приезжают на футбол на несколько дней. За день до матча основных команд играет «дубль», за который тоже можно попереживать. Плюс город посмотреть и покуражиться. С барами и ресторанами в Красноярске все более менее нормально, но вот со спортом они дружат мало - перед ответной игрой с махачкалинским «Анжи» руководство одного из баров пришлось убеждать, что им стоит поработать ночью, потому что будет аншлаг. Вроде все остались довольны.

Во время матчей премьер-лиги заведения в центре города точно не останутся без посетителей. Главное для них сейчас понять для себя, что им даст выступление «Енисея» в РФПЛ и скорректировать работу. В том числе персонала.

  • сфера развлечений

Здесь история ровно такая же. Клубы, караоке, стриптизы - все это всегда пользуется популярностью у гостей. Причем не только у болельщиков, но и у спортсменов. История о том, как в один из красноярских караоке-баров не пустили баскетболистов «Химок» и сборной России во главе с Алексеем Шведом не должна повториться - тогда звездам закрыли вход потому что они были в кроссовках. То, что эти кроссовки дороже нарядов большинства посетителей, никого не волновало. То, что спортсмены оставили бы за вечер месячную выручку - тоже. Глупый провинциальный снобизм охранника и администратора лишил заведение ладно денег, здесь важно совсем другое - он лишил возможности: сделать пиар бару, стать местом, куда бы точно вернулись эти совсем не нищие люди. Но теперь когда другие игроки в разговоре спрашивают у Шведа или Мони: куда сходить в Красноярске, вряд ли им называют этот караоке-бар. А если и называют, то с тем смыслом, что туда не надо.    

  • заполняемость гостиниц

Министр культуры края Елена Мироненко с завидной регулярностью рассказывает об увеличении турпотока в регионе. Правда, периодически путается в цифрах и ничуть этого не стесняется. При этом, по ее же словам, заполняемость гостиниц в Красноярске - лишь 15%. Сотни и тысячи приезжих болельщиков точно этот показатель подправят. Так что гостиницам в первую очередь в центре города премьер-лига - неплохое подспорье.

  • туризм

Можно, конечно, в тысячный раз рассказывать о фестивале «МИР Сибири», брать нахрапом снежный городок или проводить выставки и презентации, но именно футбол может стать драйвером развития туризма в Красноярске. Уверены, что в минкульте об этом подумают, лишь прочитав этот текст. И может быть даже у них созреет мысль что-то по этому поводу приготовить специально. Ведь должно найтись время у Елены Мироненко на работу между фотосессиями с известными деятелями культуры и выкладыванием постов в инстаграм.

Универсиада

Абсолютно спокойное и малобюджетное для всех развитых стран мероприятие для России это - способ показать себя миру, а также освоить сколько-то там миллиардов рублей. Пока с промо-кампанией Студенческих игр у дирекции не клеится не то, что за рубежом или в стране, но даже в родном регионе. И внимание на федеральном уровене именно к «Енисею» - за счет еженедельных телетрансляций матчей, специальных телепроектов и прочих медиа-инструментов - позволит на всю страну сказать еще и об Универсиаде.

И получается то событие, к чему «весь город готовится» уже несколько лет, блекнет на фоне выхода «Енисея» в РФПЛ. Что Универсиада? Пройдет за 10 дней и забудется, как забудут о ней сотни и тысячи волонтеров-спортсменов-туристов (будут ли последние вообще большой вопрос). Премьер-лига дает городу эффект намного сильнее как одномоментно (в ночь с воскресенья на понедельник о команде и городе узнали по всей стране), так и долгосрочно - как минимум год два слова «Енисей» и «Красноярск» встанут в один ряд со словами «Спартак», «ЦСКА», «Локомотив», «Динамо», «Москва», «Санкт-Петербург» и так далее.

Можно ли больше? Можно. Вложиться дополнительно в женскую команду «Енисей», которая играет в Высшей лиге и где конкуренция слабее мужского чемпионата, и вот тебе вывески «Barcelona» - «Enisey» и прочие в самых разных столицах мира. Для этого все-навсего чиновникам от спорта, культуры и туризма необходимо посмотреть на ситуацию через правильное место, а не разрабатывать бренд Красноярского края десятилетиями.

И да. Бюджет Универсиады - 68 млрд рублей. Годовой бюджет средней команды РФПЛ - 1 млрд рублей. И что лучше? Создать потемкинские деревни ради 10 дней сомнительной славы или на эти деньги как минимум полвека радовать десятки тысяч человек.

 

источник: Сибновости