8 мин.

Большой плюс. Как клубы Суперлиги ищут таланты и сколько зарабатывают на них

Суперлига привлекает к себе внимание скаутов со всей Европы, а швейцарским клубам становится всё труднее подписывать талантливых игроков вроде Дельгадо. Во время матча 27-го тура между «Базелем» и «Янг Бойз» речь шла не только о борьбе за титул, но и об очередных миллионных трансферах. На трибунах сидели скауты из многих именитых европейских клубов. На подобных матчах почти всегда присутствуют охотники за талантливым игроками из Германии, Англии, Испании, Франции и Италии. И чем ближе трансферное окно, тем больше внимания.

Томас Рекус, мониторящий для английского «Саутгемптона» швейцарский футбол, возможно, имел другие, бесфутбольные, планы на пасхальные выходные, но для такой афиши пришлось сделать исключение. «YB против «Базеля» – это Игра с большой буквы для этой лиги, – говорит он и объясняет интерес к «Классикеру» со стороны представителей клубов: Скауты хотят увидеть, насколько целеустремлённо и самоотверженно игроки покажут себя в таком важном противостоянии, чем они смогут выделиться».

 

Прогулка в хорошем районе

В начале марта корреспонденты Neue Zürcher Zeitung сопровождали Рекуса в одной из его рабочих поездок. На Интерсити в направлении Лугано – долгая поездка в ходе полной разъездов «английской недели».

28-летний скаут в прошлом сам был игроком – он выступал за молодёжную команду «Кайзерслаутерна» и учился, одновременно играя в региональной лиге. Сегодня он полностью сосредоточен на работе в компании, занимающейся футбольным маркетингом, расположенной в Цуге, и каждую неделю разъезжает по футбольным стадионам по всей Швейцарии, чтобы вести сбор информации для «Саутгемптона», поскольку это очень благодатный район.

Рекус хвалит работу с молодёжью как в клубах, так и в федерации. «Швейцарская лига хорошо себя зарекомендовала, – говорит он, – Многие игроки, перешедшие в зарубежные клубы, подтвердили свой уровень». И каждый следующий удачный трансфер делает лиге дополнительную рекламу.

Швейцария стала кузницей талантов. За пятнадцать лет, прошедших с основания Суперлиги, проданные за рубеж игроки принесли ей около 425 миллионов евро. Большая часть этих денег притекла из Германии. С 21 игроком швейцарцы – вторая по численности группа легионеров в Бундеслиге после австрийцев (22).

 

s

На инфографике здесь и далее - самые прибыльные трансферы Суперлиги за последние 15 лет. 

 

 

Где швейцарские клубы находят таланты и куда их продают

Клубы Суперлиги, начиная с 2003 года, подписали в общей сложности 1076 игроков из 104 различных лиг. Всего было вложено 144 миллиона евро.

 

infogr

Приведённые данные не включают стоимость аренды. Некоторые небольшие суммы могут быть не учтены из-за отсутствия данных. Суммы приведены с поправкой на инфляцию.

 

Суперлига всегда была своего рода трамплином для иностранных талантов. Мохамед Салах пришёл в 2012 году из Египта в «Базель» за 2,5 миллиона евро. Сегодня стоимость самого результативного игрока АПЛ по оценке Международного центра спортивных исследований в Нёвшателе составляет около 147 миллионов евро.

«Баланс подтверждает: таланты здесь повсюду, – говорит Рекус, – Поэтому сюда слетаются скауты – постоянно и в больших количествах. В скором времени должна состояться очередная многомиллионная сделка. Возможно, это будет Роже Ассале из «Янг Бойз».

 

Жемчужина или пустышка

Рекус старается увидеть как можно больше игр. Он должен досконально знать лигу и футболистов в ней, делать находки, читать прессу, узнавать как можно больше об интересных игроках – об их характерах, отношении к делу. И когда советник из какого-то клуба захочет презентовать очередную жемчужину, Рекус должен определить, не фуфло ли это.

Скауты создают мнения в трансферном деле, они являются одними из важнейших винтиков в этом бизнесе, где крутятся миллиарды. Они ищут, советуют, накладывают вето – всегда единой командой, но со множеством мнений, как объясняет Рекус. И они документируют. Скаутинг – это не только про охоту за выгодными трансферами. «Речь идёт не только о неком 23-летнем игроке, который в данный конкретный момент нас интересует, – говорит Рекус, – но и о том, кем он может стать завтра.» Это значит: составлять списки, архивировать, иметь под рукой акты. «Мы хотим полностью знать рынок, прежде чем принять решение в пользу того или иного игрока или отказаться от него.»

На трибуне в Корнаредо он не один. Перед игрой он приветствует коллег, в перерыве общаемся с ними. Скауты видят, как «Янг Бойз» побеждают.

 

Два дня спустя, Базель, «Санкт-Якоб Парк». Утро после очередной исторической победы: 2:1 в гостях у «Манчестер Сити». Победа эта не позволила «Базелю» пойти дальше, в четвертьфинал, но стала лучшей рекламой для игроков клуба.

Для одного человека эта победа означает ещё больше работы: Рюди Цбинден, человек с выразительным лицом и проседью в волосах. Чем дальше продвинутся игроки, тем более востребованными будут его знания. В свои 58 Цбинден часто и долго путешествует. Он шеф скаутов в «Базеле». В своём кожаном полупальто он напоминает детектива. И, по сути, так оно и есть – он постоянно разыскивает спрятанные таланты.

Он не был на игре в Манчестере. Чаще всего, там, где играет «Базель», его нет: он находится не с командой сегодняшней, а с той, что должна быть в будущем. Цбинден – швейцарский скаут первого звена. С 2001-го года бывший игрок «Базеля» летает по всему земному шару и часто возвращается домой с очередным талантом. Его чутьё ознаменовало новое время для «бебби». Многие из его открытий стали столпами чемпионского состава «Базеля». Они принесли успех – и миллионы после своей продажи.

xx

 

Цбинден и «Базель» были пионерами в Швейцарии. По сей день половина лиги остаётся далеко позади. Только в «Базеле», «Янг Бойз», «Грассхоппере» и «Цюрихе» есть один или несколько скаутов, которые работают на полную ставку. Большинство клубов Суперлиги в лучшем случае имеют одного человека, работающего на полставки, либо привлекают людей от случая к случаю. У «Лозанны», к слову, нет ни того, ни другого. Почти никто не практикует базельский вариант с регулярными разъездами. «Многие клубы считают, что игрока можно разглядеть благодаря одним только видео, – говорит Цбинден, – Я говорю: не выйдет. Никогда.»

 

Челлендж-лига вместо полёта в Австралию

И всё же, одно исключение было. «Скотта Чипперфильда мы подписали через видео, –рассказывает Цбинден, – перелёт в Австралию был бы дороже игрока.» Он смеётся: «Нам повезло». Телекартинка показывает только определённый срез, даже та, что из базы данных Wyscout. Цбинден и его команда используют их максимум для того, чтобы прикинуть, будет ли поездка стоить того или нет. Но Цбинден хочет видеть больше: «Что делает центральный защитник после того, как отдал пас вперёд? Возвращается ли он на свою позицию, или же остаётся стоять? Страхует ли он партнёров?»

В неделю он смотрит до четырёх игр. Скаутинг – это как шахматная игра с бесконечным количеством фигур. Какие выбрать? Цбинден и его команда следят за собственными воспитанниками, играми юниорских и молодёжных сборных Швейцарии, профессиональными лигами. Сам он с удовольствием посещает матчи Челлендж-лиги. Иногда из-за этого он сталкивается с непониманием. Но он не даёт сбить себя с толку. С 2003 года около четверти всех пришедших в Суперлигу игроков были из второго швейцарского дивизиона. Именно оттуда «Базель» выловил таких талантов, как Фабиан Шэр и Мануэль Аканджи – общий доход в 25,5 млн евро.

 

в

Когда Цбинден на стадионе, он никогда не пропускает разминку. Во время игры он никогда не отвечает на звонки и не болтает с соседями. «Я хочу впитать всё», – рассказывает он. Иногда всё это ради одного-единственного игрока. Иногда он наблюдает за всеми двадцатью двумя. «Я слежу за каждым движением каждого из них.» Он предельно сфокусирован. Его состояние – это своего рода транс. И иногда это происходит: «Внезапно я вижу нечто.»

У Цбиндена было множество таких озарений. Он помнит каждую сцену. Самым большим его открытием стал Матиас Дельгадо в Буэнос-Айресе. Он играл на «кошмарном стадионе» своего клуба «Чакарита Хуниорс», когда отдал пас слева из глубины поля на фланг. «Из ничего», – вспоминает Цбинден. «Ощущение момента, качество… – он хлопает в ладоши, – Я мгновенно понял: это что-то особенное!»

 

Новая стратегия

Дельгадо стал в 2003 году любимцем базельцев. Но найти подобные бриллианты становится всё труднее. В цифровой век видеоматериалы стали легко доступны, и это существенно упрощает клубам работу. «Раньше можно было месяц ждать, пока придут видео из Южной Америки», говорит Цбинден. Сегодня можно сузить круг поиска благодаря всего нескольким кликам мыши и отправляться в путь целенаправленно. «Благодаря этому, однако, и другие стали быстрее – и нам приходится стремиться опередить их».

вы

 

Сегодня интерес европейских топ-клубов к молодым игрокам намного выше, чем пятнадцать лет назад. Соответственно, вместе со спросом растут и цены, прежде всего в Аргентине и Бразилии. Поэтому скаутский штаб «Базеля» пришлось немного сократить. Пути принятия решений должны стать ещё короче. «Базелю» всё чаще приходится надеяться на второй шанс. В случае, если южноамериканец не сможет заиграть в Серии А или Ла Лиге, «Базель» вновь проявляет активность. «Мы хотим развить ситуацию», – говорит Цбинден.

Осенью всё шло к тому, чтобы Цбиндену пришлось отправиться в Южную Америку, чтобы отыскать нового Дельгадо. Цбинден скользит взглядом светло-голубых глаз по «Санкт-Якобу»: «Этому стадиону необходима подобная фигура». Но вместо аргентинца «Базель» вернул из аренды молодого Самуэле Кампо – следуя новой клубной философии. «В Швейцарии нет второго игрока с такой ногой, таким контролем мяча, таким пасом. Прежде чем подписывать кого-то из Южной Америки, мы обязаны дать шанс ему.» Цбинден редко ошибается. Титула в этом году уже не случилось. Но возможно, он не за горами.

 

Michele Coviello, David Bauer для nzz.ch

Перевод: bestie:mensch

Источник данных для инфографики:Transfermarkt.de, оформление: Balz Rittmeyer (nzz), furicura.