Константин Зырянов: «Когда доиграли матч с «Шинником», подумал, что мы вылетели»
- Константин, Вы не успели к нам прийти, а наши слушатели уже присылают Вам вопросы. Первый из них про перспективы сборной России на чемпионате мира, а второй про ту команду, за которую Вы будете болеть после вылета россиян.
- Вот он, всегдашний оптимизм наших болельщиков, которые разбираются в футболе лучше футболистов. Да что тут о перспективах говорить, мы просто будем за них болеть и надеяться, что доболеем до конца. За другие сборные болеть не будем, а сборная наша никуда не вылетит, а дойдет до финала.
- За остальными сборными будем просто наблюдать. Тем более, что до сих пор не верится, что чемпионат мира по футболу состоится в нашей стране.
- Мы, кстати, играли тестовый матч в Нижнем Новгороде, там прекрасный стадион. В Калининграде и, например, Самаре я не был, но наверняка и там хорошие арены. Готовится инфраструктура: аэропорты, дороги, отели. Это большой задел на будущее для нашей страны.
- К сборной еще вернемся, а сейчас хотелось бы вспомнить Ваш визит к нам в ноябре прошлого года. Тогда Вы говорили, что не за горами тот момент, когда Вы повестите бутсы на гвоздь. Тогда Вы уже знали, что станете новым тренером «Зенита»-2?
- Тогда ещё нет, в декабре только узнал.
- Многие считают, что к этому все шло. Что Вы испытали, когда узнали о назначении? Легкое волнение? Была причина не соглашаться?
- Все примерно так и было. Много сомневался, но не слишком долго. Принял это предложение практически сразу, а уже потом начал сомневаться. На всякий случай.
- По сути, повод для скепсиса был только один – результат. Ведь нужно было дать его в кратчайшие сроки.
- Я сейчас гордо могу сказать, что был уверен в успехе с самого начала. Но у меня действительно была уверенность, что мы справимся.
- При этом «Зенит»-2 на тот момент был не в идеальной форме, плюс команде немножко повезло. Наверное, самое главное, что это все-таки была команда, которую Вы прекрасно знаете?
- Да я ребят знал, был с ними на сборах, тренировался. Знал всех от и до.
- Что пришлось в себе изменить, в тот момент, когда вы стали главным тренером? Как найти место в команде, когда каждый раз начиная разминку, хочется присоединиться самому?
- Вот присоединиться не хотелось. Сложнее всего было ребят отчитывать за неправильное поведение на поле, невыполнение тренерской установки. Когда я был игроком, то мог напихать, а здесь нужно подходить к вопросу более деликатно, аргументированно.
- Показалось, что ребята были довольны назначением, отнеслись к этому с воодушевлением. Все-таки новый тренер всегда бодрит.
- Мне кажется, что любой футболист, когда в команду приходит новый тренер, говорит что-то вроде: как здорово, новый тренер, как прекрасно с ним работать! Потому что, если он скажет иначе, его просто сразу выгонят! (смеётся) О, Константин Георгиевич, как замечательно, что теперь мы будем работать с Вами!
- Весенний этап у команды получился скомканным. Почему дома игра давалась тяжело, а на выезде было много побед?
- Мы с тренерским штабом думали на эту тему. Наверное, здесь сказывалось колоссальное психологическое давление. Не скажу, что на нас ходило много болельщиков. Однако все ждали, что мы будем выигрывать. А у нас именно в домашних матчах этого не получалось.
- Может, все дело в календаре? Первый домашний матч весны с лидером таблицы – «Енисеем». Вскоре приехал будущий финалист Кубка России «Авангард».
- Мы не учитываем первый матч в Калининграде, а ведь мы там выиграли, хотя соперник тоже был непростой. Всё-таки нам было особенно тяжело играть в домашней атмосфере, назову ее накаленной. Все пристально за нами смотрели: что же будет, выплывет команда или не выплывет. Ребятам было тяжело.
- При этом у «Зенита»-2 хорошо получалось играть на широких полянах, больших стадионах: Нижний Новгород, основное поле «Петровского». Условия помогли добиться результата?
- Да, ребят мы готовим играть в топ-командах, на хороших стадионах. Поэтому они уже практически готовы играть на больших аренах и приносить победы.
- Пожалуй, главное, что изменилось в «Зените»-2 помимо кадрового наполнения, это появление более ярко выраженного состава. Действительно стало меньше ротации?
- Мы наигрывали состав еще на сборах, но из-за травм и болезней некоторые футболисты выбыли. По ходу весенней части чемпионата, мы думали, как найти оптимальное сочетание. А четверка защитников, например, потом уже сыгралась и играла постоянно.
- В итоге именно эта стабильность дала результат? Но ведь «Зенит»-2 существует ещё и для того, чтобы тестировать футболистов. Начнется новый сезон, и придется начинать с новых наигрываний?
- Конечно, мы будем использовать большое количество футболистов. Посмотрим, как позволит нам это делать турнирная ситуация. Задачи постоянно ставятся большие: остаться в ФНЛ, попутно развивая футболистов для основной команды.
- Насколько в итоге сложной получилось выполнение этой задачи?
- По моим ощущениям мы вылетели, когда раздался свисток. Потому что и «Томь» порадовала своих болельщиков, сыграв вничью, проигрывая 0:3. И только потом, через 5 минут я узнал, что одна из команд не выходит из зоны Восток. А вообще, я думал, что мы вылетели.
- Вообще, находясь на стадионе, действительно был не сразу понятен исход. Но потом эмоции, конечно, зашкаливали.
- Учитывая, что некоторые ребята выступали первый сезон на таком уровне, и решили задачу – они должны гордиться собой.
- В начале сезона «Зенит»-2 по сути был командой U-19. Насколько было сложно вот этим юным ресурсом обойтись? Егор Бабурин, Михаил Кержаков, Александр Анюков – как повлиял их приход? И насколько вообще сильны были изменения?
- Да изменения были сильные, дядька футболистам все равно нужен, они не могут вариться в собственном соку, им надо на кого-то равняться, чтобы расти и прогрессировать. Анюков, Кержаков – они нам очень помогли. Даже Зинков, которого мы взяли в аренду, он прекрасно знал наши требования.
- Что чувствует молодой футболист, когда с ним рядом играет Александр Анюков, который ездил на чемпионаты мира и Европы и знает в футболе практически все? Робость возникает?
- Я думаю, да. Однажды я построил их и спрашиваю: «Вместе с Вами играет Анюков. Кто-нибудь подходил к нему, интересовался, как в той или иной игровой ситуации поступить?». И что вы думаете? Никто не поднял руку. Я говорю: «А для чего Сашу тогда сюда пригласили?». Тут молодые футболисты засмущались. А Анюков всегда готов помочь своим профессиональным подходом. Все ребята смотрели, как он тренируется.
- Вы с Анюковым, во многом, уникальные футболисты, особенно ярко заиграли в том возрасте, когда у многих других карьера уже пошла на спад. Молодым игрокам наверняка тоже важно понять, что все ошибки, допущенные в молодости, могут сказаться в дальнейшем.
- Да. Но на мне не сказались.
- В «Зенит»-2 Вы пришли экстренно. Сейчас уже всерьез и надолго видите себя главным тренером, может быть, даже в команде Премьер-лиги?
- Тренером, да. А в Премьер-лиге я не могу сказать, что себя вижу. Пока хорошо работается в ФНЛ, в команде «Зенит»-2.
- Кстати, чемпионат в Премьер-лиге позади, много разных итогов. У Вас какое послевкусие осталось? Ясно, что результат не тот, который ждали, но положительные впечатления, в том числе, от нового стадиона, должны быть.
- Конечно, на этот стадион приятно ходить с семьей, отличная атмосфера. А что касается выступления «Зенита», то есть такое выражение «шаг назад два вперед». Мы сделали два шага назад и сделаем четыре вперед.
- В чем на Ваш взгляд, ключевая причина того, что сине-бело-голубые не смогли подняться выше пятого места? Тренер, игроки, соперники?
- Если откровенно, то в Премьер-лиге всегда были сильные соперники, так что дело не в этом точно. Отвечу так, деликатно.
- Значит, проблема в том кто отвечает на результат? Деликатно я Вам намекну.
- Деликатно промолчу.
- Но все-таки у «Зенита» в этом сезоне были яркие футболисты. По вашему кто-нибудь из молодых, что вызывались в основную команду, сможет проявить себя в ближайшем будущем? Капленко? Плетнев?
- Нет, я не могу сказать, что они в основной обойме, им надо много тренироваться и много играть, без игровой практики ничего не получится. Надо выходить на поле.
- Илья Скроботов – это яркая вспышка или парень действительно с потенциалом?
- В стране жуткая нехватка центральных защитников. Давайте вспомним о том, что в том матче с «Динамо», когда Скроботов вышел на поле, «Зенит» сразу же пропустил. Потом он забил, принес команде победу, но мы же знаем что он не нападающий, его прямые обязанности – не дать сопернику забить мяч. Покажите нам, как он выполняет свои функции, и мы оценим. Никто не смотрит на игру защитника, все смотрят на мяч. Если он в воротах – защитник сыграл плохо.
- В нашей команде есть еще один Илья – Зуев. Он стал главным героем «Зенита»-2 в этом сезоне. Как так получилось? В последнем матче, он, будучи центральным защитником, вышел играть центрфорварда.
- В «Зените»-2 еще и не такое бывает. У Ильи прямая обязанность на поле – защищать ворота. А мы первая команда после «Спартака»-2 по пропущенным мячам. Значит, со своими функциями Зуев не справлялся. А то, что он забивал и спасал нас в некоторых матчах – это, конечно, классно. Помню, на установке я как-то сказал: «Сегодня в нападении играет Илья Зуев а-ля Понтус Вернблум». Правда, ребята, мне кажется, даже не поняли, о ком речь.
- В целом контакт с ребятами у Вас какой? Легко ли определить, в какой форме они находятся?
- Мне легко найти с ними контакт. Но я визуально не могу определить, в какой форме они находятся. У нас есть специальная аппаратура, которая контролирует тренировочный процесс, выдает нам показатели.
- Есть мнение, что, если игрок не в лучшей форме, это видно сразу.
- Иногда можно и так определить. Но тут нужно учитывать разные факторы: лидер ли это команды, как повлияет на игру и остальных футболистов его отсутствие на поле и так далее.
- Мы тут на днях подумали. Сергей Игнашевич вернулся в сборную: кажется, что еще немного и уже сыграет в ЦСКА вместе со своим сыном, которому сейчас 16 лет. У вас с ребенком разница в возрасте побольше, но, как по-Вашему, в футболе такое возможно?
- Да, почему нет. Сейчас такая медицина, можно играть до 40-42 лет, если в молодости родил ребенка, будь добр дотерпи и сыграй с ним вместе на поле.
- Возвращение Игнашевича отсылает нас к той части разговора, когда мы рассуждали о проблемах российского футбола с центральными защитниками.
- А я бы сказал, что это говорит о высоком профессионализме Сергея Николаевича.
- Профессионализм – дело важное, но тут же ещё, наверное, что-то и от природы должно быть?
- Да, от природы – выносливость. Нужно ещё учитывать позицию на поле: если ты крайний нападающий, то в 40 лет тебе нужно показывать туже форму и скорость, как и в 25. Центральному защитнику или опорному полузащитнику необходимо грамотно выбирать позицию. Поэтому люди и играют там так долго. А вот постоянно поддерживать максимальную скорость – это сложно.
- Дело в здоровье? Например, Алан Дзагоев в интервью признался, что сейчас после нескольких серьезных повреждений, скорость у него совсем не та, что была еще 3-4 года назад.
- Да какая у него там скорость была? (смеётся) Так же бегал, ковырялся, такой же был, ничего не изменилось. Но вообще, конечно, важно себя готовить. Я так не делал, но, например, Игнашевич после тренировок и игр сразу ложится на массажный стол. Некоторые только на следующий день это делали, а он сразу.
- Криштиану Роналду хвастается, что проводит по полжизни в ледяных ваннах.
- У нас не везде есть возможность принять такую ванну. Фернандо Риксен как-то рассказывал, что в Глазго он после каждого матча лежал в такой ванне. В таком случае восстановительный процесс начинает работать сразу после игры и футболисту проще подготовиться к следующему матчу.
- Не можем не спросить про список Станислава Черчесова.
- Меня нет там в списке?
- Мы тоже искали, но не нашли. Все настолько скептически относятся к нынешней сборной, потому что до сих пор вспоминают ваше бронзовое поколение?
- Все вспоминают, потому что больше у нас не было такого достижения. Были успешные и талантливые футболисты, но они не выигрывали медали. Если бы мы тогда проиграли голландцам, то и нас бы не вспоминали. Мы впервые на чемпионате Европы вышли из группы.
- Не хочется Вас расстраивать, но на чемпионатах мира сборная России тоже никогда из группы не выходила.
- Да? Ну, тогда мы вообще герои какие-то! (смеётся)
- При этом до перерыва полуфинального матча с испанцами казалось, что всё еще впереди, и можно до финала дойти.
- Да, тогда Павлюченко попал в штангу. А так – забей мы первыми, и как бы все обернулось?
- 10 лет назад случилась еще и победа «Зенита» в кубке УЕФА. При этом те успехи связывают «сине-бело-голубых» и сборную. Действительно, есть общие ощущения от того чудесного лета?
- Да, это взаимосвязано, потому что «Зенит» и ЦСКА были двумя базовыми командами сборной.
- Вы этот юбилей как-то мысленно отмечали?
- Меня поздравляли. Я не помню, какого конкретно числа мы выиграли, но в инстаграм начали выкладывать посты, звонить, писать, просить об интервью. И я понял, что что-то произошло.
- Яркие картинки до сих пор перед глазами? Гол «Баварии»? Мяч в финале?
- Для меня положительный момент в том, что я могу своим футболистам показать, как играть в футбол. Я им говорю, что надо действовать хладнокровно. Включаю нарезку матча с «Баварией» и говорю: «Учитесь, ребята».
- В чем в конечном итоге секрет Гуса Хиддинка? Почему другие иностранные тренеры такие угрюмые?
- У нас и так жизнь не сахар. Надо быть веселее, бодрее относится к футболу и к жизни. Вот Гус не заморачивался, раскрепощал игроков. Простыми словами выражался. Чем проще, тем лучше.
- Но на чемпионат мира сборная не смогла попасть. И Дик Адвокат потом провел не очень удачный чемпионат Европы. Все заговорили, что тогда в 2008-м был разовый всплеск.
- Не соглашусь, что с Адвокатом получилось неудачно. Мы в последнем туре группового этапа имели неплохие шансы на выход, все было в наших руках. Хотя обычно сборная России зависит от результатов соперников. Просто в том матче игроки сборной Греции оказались намного опытнее нас. Они взяли реванш за 2008 год.
- (вопрос слушателя) Мог бы на месте Игнашевича в сборной сыграть Скроботов?
- Учитывая, что Скроботов за основу клуба сыграл только один матч, а Игнашевич – несколько сотен, то, думаю, что не смог бы. А то, что играть нужно – это да, надо давать практику молодым. Поэтому и существуют вторые команды. Если возможности нет выходить в основном составе, то нужно играть у нас. Иногда главный тренер не отдает футболистов во вторую команду, не выпуская их при этом на поле в первой. Смысл им просто так тренироваться? Надо играть.
- (вопрос слушателя) Какой тренер нужен «Зениту»? Перспективный Семак или опытный Божович?
- Это не Илья Скроботов спрашивает? Давайте не будем сейчас говорить об этом. Руководство «Зенита» примет правильное решение и пригласит специалиста, который приведет команду к чемпионству.
- А если это всё-таки будет Семак. В его тренерском штабе готовы поработать?
- Меня все устраивает в «Зените»-2. А если пригласят, то будем думать: где Зырянов принесет больше пользы - помощником в «Зените» или главным тренером в «Зените»-2. Даже если он и позовёт, я ему скажу: «Сергей Богданович, а кто же пацанов в «Зените»-2 будет тренировать, чтобы потом к Вам в команду отдать?».
- С другой стороны, у нас давно работают иностранные тренеры. Может быть, пора прийти к тому, что и российским специалистам и футболистам можно доверять?
- Мне кажется, после последних назначений в «Зенит», будет недоверие как раз иностранным специалистам. А российских нужно продвигать.
- Кажется, что среди болельщиков есть скепсис по поводу иностранцев, потому что они все кажутся временщиками. А российские придут надолго.
- Конечно. И никуда потом от нас не денутся, мы их будем видеть постоянно. Ох, не поздоровится им! Помню, как после разгромных поражений от «Авангарда» и «Енисея» я стеснялся зайти в магазин за продуктами.
- С каждым визитом к нам Вы совершенно не меняетесь и по-прежнему находитесь в отличной форме. А Вы готовы представить, что лет через 10, когда Вы всё также будете тренером серьезной команды, Ваш сын покажет, как сильны гены Зыряновых в футболе?
- Льву в сентябре будет 10 лет, и я надеюсь, что Лев займется футболом серьезнее, пока для него это только увлечение. Он быстро чем-то увлекается и также быстро охладевает. Это было с футболом, с настольным теннисом, с шахматами и так далее. В любом случае, я не буду на него давить.