Кот-робот, маляр и «Терминатор 3». Самые странные спонсоры итальянского футбола
В январе 2017-го года тренер «Пизы» Дженнаро Гаттузо пришел на пресс-конференцию с необычным гостем. Легенду «Милана» сопровождал Дораэмон – герой популярного японского аниме-сериала. Кот-робот из будущего «прибыл» в Италию, чтобы порадовать детей в кинотеатрах, а в качестве рекламной площадки прокатчики выбрали футбольный клуб. «Мы уверены, что энтузиазм наших болельщиков принесет успех мультфильму, – говорил президент «Пизы» Джузеппе Коррадо. – И надеемся, что Дораэмон станет талисманом для команды».
Маскот поддерживал «нерадзурри» только в одном матче – против «Тернаны». «Пиза» не выигрывала два месяца и даже не забивала, но присутствие Дораэмона помогло, и команда прервала неудачную серию, победив 1:0. Символично, что единственный гол в матче забил Массимилиано Гатто, чья фамилия с итальянского переводится, как «кот»…
Нужно было оставлять Дораэмона дольше, чем на одну игру, – по итогам чемпионата «Пиза» все-таки вылетела в Лигу Про. А вот мультфильм в прокате прошел вполне удачно.
Герой японского аниме – одно из самых неожиданных рекламных проявлений в итальянском футболе, однако далеко не единственное. С тех пор, как в 1979-м было официально разрешено использовать логотипы спонсоров на форме, случалось разное: от анонсов новинок кинопроката до акций в поддержку никому не известного маляра.
***
Октябрь 2013-го. «Удинезе» Франческо Гвидолина, четвертая команда чемпионата, выходит на матч против «Ромы» с непривычной надписью на футболках. Место привычного Dacia занимает надпись «Микаэль Нино, маляр». Сам Нино появился на поле в перерыве, чтобы сорвать аплодисменты трибун. «Конечно, было бы лучше сыграть за «Удинезе», но и мое имя на форме – это что-то невероятное».
Микаэль стал победителем конкурса от Dacia в поддержку малых предпринимателей. Компания выбирала лучшего по соотношению «качество работы – цена», все желающие присылали видео, в которых рассказывали о себе и своем деле. «Почему я выиграл? Наверное, всех впечатлил мой фургон – он буквально разваливается», – смеялся Нино.
«О мне написали в газетах, меня видели зрители на стадионе, а теперь мне звонят новые клиенты, – рассказывал Микаэль позже. – Я и не думал, что профессия маляра может быть такой популярной».
***
«Мартина» - клуб из провинции Таранто, который за 70 лет существования никогда не поднимался выше Лиги Про. Популярна команда только в своем городе, Мартина Франка, а вот о писателе Марио Десиати знают далеко за его пределами. Поработав в местной газете, Десиати уехал в Рим и стал известным автором – его книги переводятся на многие языки, а роман «Страна несчастливых браков» даже был экранизирован.
Десиати – самый узнаваемый болельщик «Мартины», он не нуждается в рекламе, но руководство клуба решило сделать Марио приятно. На против главного конкурента – «Джинозы» – лидер чемпионата вышел в футболках с обложкой новой книги Десиати «Чистота». «Джиноза» была разбита 6:0.
***
«Лацио» может победить «Интер» только на PlayStation шутили болельщики «нерадзурри» после матча, который состоялся в декабре 2008-го года. Команда Жозе Моуриньо на «Олимпико» вынесла «Орлов» 3:0 и испортила настроение боссам Konami, которые использовали «бьянкочелести» для рекламы своего нового продукта.
«Лацио» стал первым клубом, который пиарил видеоигру – новую часть серии Pro Evolution Soccer, PES 2009. Результаты продаж показали, что в Италии PES популярнее FIFA, за месяц по стране разлетелось более 675 тысяч копий игры, и японская компания решила сыграть на интересе к своему продукту. К сожалению коллекционеров, футболки были выпущены слишком лимитированным тиражом – найти их сейчас практически нереально.
***
«Гранамика» – команда пятого дивизиона, которая базируется в провинции Болонья. Когда в клубе заговорили о том, что молодежному составу нужна постоянная форма – ребята играли в разных футболках – одним из первых отозвался владелец табачного магазина. Он пообещал купить майки, но отказался от нанесения своего логотипа на них. «Я бы наоборот хотел посоветовать парням этого возраста, что курить не нужно. Я сам начал, когда был еще в школе».
Руководству «Гранамики» пришла в голову оригинальная идея. На майки поместили знак с перечеркнутой сигаретой и надпись «Курение убивает! Держись от меня подальше». А под ней – название магазина, который призывали обходить стороной.
Парни радовались новой форме, родители оценили находчивость работников клуба, которые и спонсора нашли, и воспитательную функцию выполнили.
***
В сезоне 2003/2004 году веронский «Кьево» стал первым клубом, начавшим сотрудничать с производителями кинофильмов – «Летающие Ослы» заключили соглашение с Columbia Pictures. Начали с рекламы «Терминатора 3», а продолжили сиквелами «Обители зла», «Человека-паука» и «Плохих парней». Идею подхватил кинопродюсер Аурелио Де Лаурентис. В сентябре 2004-го он приобрел «Наполи», и в чемпионате команда стартовала без титульного спонсора но с анонсами новинок проката. «Партенопеи» советовали посмотреть как местные фильмы вроде «Инструкции любви» и «Рождество в любви» с Дэнни ДеВито, так и американские проекты: фантастику «Небесный капитан и мир будущего» с Анджелиной Джоли в главной роли и драму «Столкновение», получившую Оскар.
В 2009-м банк Monte Parma, титульный спонсор «Пармы», вместе с Sony Pictures организовал кампанию по поставке продуктов питания в бедные страны. На матч против «Ромы» на Стадио Олимпико «Крестоносцы» вышли в привычной форме, но с непривычным спонсором – промо мультфильма «Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек». Инициатива удалась, а вот матч нет – Николас Бурдиссо и Маттео Бриги принесли три очка «Волкам».
«Футбол – фильм, который все смотрят каждую неделю», – говорил импульсивный патрон «Сампдории» Массимо Ферреро. В прошлом он был актером, потому неудивительно, что «Самп» пошла по следам «Кьево» и «Наполи». В сентябре 2014-го, пока поиски постоянного партнера продолжались, Ферреро договорился с компанией-дистрибьютором Lucky Red. На футболках генуэзской команды появилась реклама «Города грехов 2: Женщина, ради которой стоит убивать», «Больших глаз» Тима Бертона и музыкальной комедии «Хоть раз в жизни» с Марком Руффало и Кирой Найтли.
***
Видя, что в итальянском спорте рекламируют кино, производители взрослого контента также заинтересовались популярной платформой для размещения своих. В 2016-м самый популярный сайт XXX Pornhub заявил, что проспонсирует спортивную команду в Италии. Отклик был впечатляющим. «Мы получили тысячи заявок, – рассказал вице-президент компании Кори Прайс. – Оценили энтузиазм и договорились сразу с двумя клубами».
Счастливчиками стали представили Ломбардии: вотерполисты из «Мастер Тим Варезе» и женская футбольная команда «Champions Feague». Мужчины покорили организаторов конкурса обнаженной фотографией с мячами, которыми они прикрывают интимные места, а девушки – письмом, в котором утверждалось, что у них в составе есть все «категории», которые присутствуют на Pornhub. Едва ли это сотрудничество сделало популярнее сайт, но команде точно пошло на пользу – дошло до того, что любительский клуб открыл магазин с продажей мерча, брендированного Pornhub.
Текст впервые появился в журнале Большой футбол.