14 мин.

Как трагедия помогла раскрыть тренерский феномен. История Юлиана Нагельсманна

С горечью в сердце Юлиан Нагельсманн вспоминает события, которые, как ему тогда казалось, разрушили всю его жизнь. Тогда ему было всего 20 лет. 

Разорвав крестообразные связки колена, он не спал ночами, обдумывая самое важное решение в своей жизни — преждевременное окончание карьеры футболиста. Но, как говорится, беда не приходит одна. Его отец, Эрвин, скончался после непродолжительной болезни.

«Мечта – стать профессиональным футболистом – была разрушена, и это, конечно же, причиняло мне огромную боль», — рассказывает в интервью Joe главный тренер «Хоффенхайма». Юлиан впервые надел бутсы, будучи трёхлетним ребёнком, а ещё через несколько лет присоединился к команде «Иссинг» из своего городка. «Тогда я почувствовал, что всю свою юность я потратил впустую, что всё было напрасно. Это ужасно. Во-первых, мне очень тяжело далось решение завершить карьеру в 20 лет, но затем, что ещё более болезненно, из жизни ушёл мой отец. В моей семье многое изменилось». 

«В нашей семье всегда царили добро и благополучие, мы всегда были дружными и весёлыми ребятами. Помимо старшего брата, у меня есть ещё старшая сестра — мы очень часто отдыхали вместе. И вдруг не стало нашего отца. Это было невероятное потрясение для нас». 

Нагельсманн отправился в столицу Баварии в возрасте 15-ти лет для того, чтобы начать свои выступления за молодёжную команду «Мюнхен 1860» в качестве защитника, но оказался в системе «Аугсбурга». Однако, он был вынужден немедленно вернуться в отцовский дом — в городок Ландсберг-ам-Лех, который располагался на юго-западе страны. Так как сестра с братом были далеко от дома, он взял на свои плечи все заботы после смерти отца. 

«Я изначально понимал, что в мои обязанности отныне входит всё, что в принципе может случиться после смерти человека. В моём случае это был вопрос о продажи дома, возня со страховкой и семейным автомобилем», — рассказывает 30-летний тренер. 

«Я должен был взяться за то, о чём никогда даже не думал. Тем не менее, нужно было завершить начатое. Вскоре начинаешь понимать, что это всё значит. Мои брат и сестра были вдали от дома и работали в других городах, поэтому я позаботился обо всём. И, как бы там ни было, именно все эти дела и помогли мне справиться со столь тяжёлой для меня утратой». 

«Мой отец всегда был очень позитивным человеком и, разумеется, хотел, чтобы мы также оставались на позитивной волне и старались добиваться успеха. Я справился с этим, ибо понял, что ничего изменить уже не возможно, никаким образом». 

«Со временем я понял, что эта ситуация сделала меня более зрелым, ведь я занимался тем, что явно не было нормальным для ребят моего возраста». 

 

Очевидно, случившееся с Юлианом Нагельсманном в столь ранние года — опыт, который не пожелаешь никому. Сейчас же он является человеком, который известен как самый молодой тренер в Бундеслиге и которого считают одним из самых великолепных «умов» немецкого футбола. Горе и скорбь, пережитые в 20 лет, сделали его морально устойчивым и зрелым не по годам. В июле ему исполнится 31 год, но он уже считается одним из лучших тренеров Германии. 

«Это, несомненно, был самый печальный эпизод в моей жизни», — рассказывает он о прощании со «своим любимым отцом», которому было всего 56 лет. «Я, очевидно, предпочёл бы пережить данную ситуацию иначе, но, в конце концов, вся эта ответственность помогла в моём развитии как мужчины, а затем как тренера». 

«Приходят моменты, когда начинаешь понимать, что в жизни есть нечто важнее, чем футбол — это семья. Это открывает глаза и помогает принимать решения, которые не свойственны другим людям. А тренерам как раз-таки часто приходится принимать решения, некоторые из которых вполне экстраординарны». 

«Будучи тренером, я всё время сталкиваюсь с давлением, но личный фронт показывает, что в жизни есть вещи гораздо важнее. Я отношусь к футболу и своей тренерской работе с большой страстью. Футбол — это не вся моя жизнь, несмотря на то, что я его очень люблю». 

Здесь, на тренировочной базе «Хоффенхайма», на которой полно современного оборудования, невооружённым взглядом видна рука Юлиана Нагельсманна. По его запросу установили Footbonaut, где футболисты отрабатывают технику приёма мяча и скорость мышления, а прямо над центром главного тренировочного поля висит огромный экран, на который выводят данные из четырёх камер вокруг поля для анализа действий футболистов в режиме реального времени. 

Его называют лидером движения «laptop-coaching» из-за, якобы, его преданности деталям и глубоким тактическим познаниям. Он же, напротив, совершенно не такой человек. «Я свято верю, что если ты хочешь стать успешным тренером, умение поставить себя на место футболиста и восприятие его, прежде всего, как человека, имеет большее значение, чем какие-либо тактические детали», — отмечает Нагельсманн. 

«Если у тебя ограниченные тактические знания, ты всё равно можешь стать хорошим тренером. С другой стороны, если ты гений тактики, но не можешь найти общий язык с людьми и у тебя не получается правильно ими управлять, то ты никогда не добьёшься успеха. Я уделяю большое внимание предоставлению моим игрокам чёткого тактического плана, чтобы они понимали, как действовать в различных аспектах футбольного матча, но отношения между мной и каждым игроком очень важны». 

«Я наслаждаюсь каждым днём здесь. Атмосфера, которую мы создали со всеми работниками клуба и, особенно, футболистами, является для нас основой в попытке добиться успеха. Если тебе нравится то, чем ты занимаешься, и ты чувствуешь себя комфортно на своём рабочем месте, то ты, несомненно, будешь работать намного эффективнее, по сравнению с тем, когда утром просыпаешься и нет никакого желания никуда идти».

«Я — тренер, который всегда любит пошутить, посмеяться, подшутить над собой. Я не слишком серьёзный парень. Мне очень не нравится, когда у игроков есть какие-то проблемы или они чем-то недовольны. Я думаю об этом больше, чем о том, что кто-то не понимает моего тактического плана на игру». 

 

Умение и талант Нагельсманна сочетать тактические теории c решением психологических проблем игроков — это то, чего так не хватало современному футболу. 

После разбитых амбиций и надежд продолжить играть, Юлиан пережил «период от четырёх до шести недель, когда я не хотел иметь ничего общего с футболом». Это вызвало желание взяться за что-то совершенно другое, и он начал изучать бизнес и менеджмент, а компания BMW предложила ему новый жизненный вызов. Но затем экс-наставник дортмундской «Боруссии» Томас Тухель вернул его на футбольный путь. 

Известный тактик, на 14 лет старше Нагельсманна, работавший в то время с дублёрами «Аугсбурга», также вынужден был преждевременно завершить карьеру футболиста из-за травмы колена. 

«Меня интересовала экономика, поэтому я изучал бизнес и менеджмент. Я сдал экзамены в середине семестра и уже получил предложение поработать в компании BMW в сфере продаж. Чтобы заработать денег на учёбу, я работал скаутом у Томаса Тухеля во второй команде «Аугсбурга», с которой у меня всё ещё был контракт. Но тогда я ещё не понимал, что хочу стать тренером. Когда позже Тухель сказал, что мне стоит попробовать заняться тренерской деятельностью, а уже в 2008 году поступило предложение поработать с молодёжной командой «Мюнхен 1860» в качестве ассистента тренера, я согласился и принял вызов». 

«Через несколько недель я был полон страсти к этой работе, у меня горели глаза. Я очень радовался, что вернулся на поле. Однако, с другой целью. Я вроде как уже был обычным наблюдателем тренировочного процесса или игрового, когда был травмирован, но прежде я никогда не анализировал происходящее на поле и не думал, что буду тренером». 

«Когда мне выпала возможность поработать в Мюнхене я сразу понял, что тренерская деятельность — моя стихия. Именно поэтому я также решил, что должен изучить физическую культуру и спорт в университете, дабы понимать, что происходит, например, в сфере спортивной медицины. Было очень важно иметь возможность разговаривать о травмах и понимать процесс восстановления. Другой причиной было то, что тренерская деятельность не гарантировала постоянного места работы, а мне нужно было как-то зарабатывать деньги. В итоге, всё получилось намного радужнее, чем я себе когда-то представлял».

Люди, работавшие с Нагельсманном или наблюдавшие за его прогрессом, быстро увидели в нём огромный потенциал. Через некоторое время он стал помощником тренера в «Хоффенхайме» U-17, а затем и вовсе возглавил молодежную команду.В следующем сезоне он был ассистентом главного тренера основной команды Франка Крамера. 

Через год он выиграл молодёжный чемпионат Германии с «Хоффенхаймом» U-19, в то время как руководство клуба составило чёткий план: Нагельсманн, получивший диплом бакалавра по специальности «физическая культура и спорт», будет назначен главным тренером основной команды перед началом сезона 2016/17. 

«Первое соглашение между мной и клубом было достигнуто в ноябре 2015 года. Согласно его условиям, я должен был возглавить команду следующим летом», — он вспоминает и добавляет, что руководство мюнхенской «Баварии» связывалось с ним и предлагало пост главного тренера второй команды. Тогда на контакт с Нагельсманном выходил сам Пеп Гвардиола. «Все кардинально изменилось, когда у Хуба Стевенса, к большому сожалению, возникли проблемы с сердцем и он покинул клуб преждевременно. Таким образом, мне пришлось ранее вступить в должность».

11 февраля 2016 года 28-летний Нагельсманн дебютировал в качестве главного тренера, а «Хоффенхайм» тогда находился на 17-й позиции в турнирной таблице. В то время как тренеры и игроки были полны энтузиазма, пресса не одобрила манёвр с назначением столь «юного» тренера: Rhein-Neckar Zeitung назвала всё это пиар-ходом, а Frankfurter Rundschau — сумасшедшей идеей, которая могла прийти только на пьяную голову. 

Эти заявления нисколько не тревожили Нагельсманна: «Прежде всего, моя голова была забита мыслями о том, как нам избежать понижения в классе. Во-вторых, я понимал, что у нас есть шанс достичь этого, если мы будем играть мужественно и демонстрировать хороший атакующий футбол», — рассказывает лучший немецкий тренер по итогам сезона 2016/17.

 

«Нам нужно было просто выигрывать матчи. У нас были неплохие победные серии, между которыми мы также потерпели обидные поражения, но в конце концов нам удалось остаться в Бундеслиге, и это было заслуженно. Всё решилось благодаря минимальному, единичному отрыву — мы боролись до последнего тура, но не стоит забывать, что у нас была пропасть в виде десяти очков отставания от спасительного 15 места. Клуб был вторым с конца, когда я вступил в должность, а перед уходом Стевенса он и вовсе уступил «Дармштадту», который шёл ещё ниже нас в турнирной таблице. Что было в нашу пользу? Ничего».

«Я всегда любил рисковать. Принять команду в подобном положении и решать с ней поставленные задачи — риск с моей стороны, в то время как довериться мне — риск руководства».

Возглавив «Хоффенхайм», Юлиан Нагельсманн взялся спасать команду из очень опасной турнирной ситуации, но в то же время ему нужно было завершить тренерские курсы, чтобы получить лицензию.

«Я должен был закончить курс обучения, чтобы получить лицензию», — рассказывает 30-летний специалист, который с улыбкой на лице вспоминает тот период. «В самом разгаре нашей битвы за выживание я сдавал заключительные экзамены и мысленно находился под сильным давлением. После матча с Дортмундом в воскресенье, я пошёл писать тесты в понедельник, а в среду утром сдавал ещё один экзамен, в то время как вечером мы играли против «Аугсбурга».

«Затем, в субботу мы играли со «Штутгартом», который также боролся за выживание. Это была самая насыщенная неделя в моей жизни». 

 

«У меня было особенное послание футболистам — я хотел, чтобы они были храбрыми и играли в атакующий футбол. Чтобы они думали только о победе, не жили в страхе, отдавали все силы на поле, старались стабильно играть в обороне и не проигрывать».

«Другой важный месседж игрокам был о том, как я представляю наши с ними взаимоотношения. Я сказал им, что они могут быть собой, несмотря на турнирное положения, которое оказывало на них огромное давление. Мы все на одном и том же уровне, я отличаюсь лишь тем, что принимаю окончательные решения. Возраст не имеет никакого значения, всё дело — в хорошей атмосфере и отношениях друг с другом, в которых царит взаимоуважение. У нас у всех была одна и та же цель».

Нагельсманн, который отдаёт должное Томасу Тухелю и Ксавье Земброду (бывшему тренеру «Хоффе»), благодаря которым он «загорелся» свежими идеями, всё-таки смог выполнить поставленную перед ним задачу, одержав 7 побед в 14 матчах чемпионата. Таким образом, «Хоффенхайм» остался в высшем дивизионе немецкого футбола. 

То, что произошло потом — настоящая магия. Любитель мотогонок, а также парень, который в юности выиграл чемпионат Баварии по бегу на короткие дистанции, превратил команду с ограниченным подбором игроков в коллектив, способный бороться в еврокубках. От попадания в групповой этап Лиги Чемпионов их остановил одной ногой забежавший в финал самого престижного клубного турнира «Ливерпуль». 

И, несмотря на потерю ключевых игроков — Никлас Зюле и Себастьян Руди перебрались в «Баварию» летом, а Сандро Вагнер отправился по тому же маршруту зимой — и повышенную нагрузку в связи с матчами Лиги Европы, «Хоффенхайм» вновь борется за попадание в еврокубки. 

После победы над «РБ Лейпциг» (5:2) в прошлые выходные, команда отстаёт от леверкузенского «Байера», занимающего четвёртую позицию, всего на 2 очка. Лишь 2 очка от места, которое гарантирует прямое попадание в групповой этап Лиги Чемпионов на следующий сезон. 

«Боруссия» Дортмунд и «Бавария» — единственные команды, которые набрали больше очков, чем «Хоффенхайм» с того момента, как Юлиан Нагельсманн возглавил команду. В нынешнем сезоне «деревенщики» забили 60 голов, больше лишь у вышеупомянутых топ-клубов Германии. «Это примечательное достижение для нашей команды», — с гордостью говорит он. «Мы не входим в число грандов немецкого футбола, но результаты не могут не радовать». 

«Все это благодаря храбрости моих футболистов и тренерского штаба, потому что в конце дня мы хотим радоваться трёх заработанным очкам, насладившись футболом на поле».

 

Нагельсманн уделяет время не только работе над прогрессом «Хоффенхайма» – он также делает всё возможное, чтобы обеспечить будущее поколение футболистов различными современными технологиями. Он стал первым тренером, который присоединился к акции Хуана Маты Common Goal, суть которой состоит в перечислении определённого процента своей зарплаты в соответствующие фонды.

«Я знаю, что живу на солнечной стороне жизни», — заявляет Юлиан Нагельсманн, который ко всему прочему переводит деньги в ещё две благотворительные организации — Freezone в Мангейме, а также KICKFAIR в Штутгарте. 

«У меня есть работа, на которой я зарабатываю приличные деньги и знаю, что во всём мире, в том числе и в Германии, существует много бедных людей, которые нуждаются в помощи. Причина, по которой я решил отдавать 1% своей зарплаты в Common Goal заключается в том, что футбол открывает границы для молодых людей. Если ты, в качестве тренера или же в качестве игрока, вкладываешь деньги в подобную благотворительную организацию, то можно привлечь к этому и других людей». 

«Я также поддерживаю две немецких организации, которые сосредоточены на попытке обеспечить детей лучшим будущим с помощью футбола и обучения ценностей. Подавать руку помощи в данной ситуации очень важно, ведь они — это наше будущее». 

Что касается его собственного будущего, так Нагельсманн относится к этому вопросу более сдержанно. Неудивительно, что такие клубы как «Бавария», «Боруссия» Дортмунд и «Арсенал» заинтересованы в его услугах. Текущий его контракт действует до 2021 года с возможностью покинуть клуб следующим летом, но 30-летний специалист не собирается торопиться. 

 

«Следующий шаг в моей карьере должен быть чем-то особенным, поэтому я хочу подчеркнуть, что на своём нынешнем месте чувствую себя очень комфортно. Как я уже говорил, события в моей личной жизни помогают осознавать, что мне действительно нравится приходить сюда изо дня в день». 

«У нас отличная атмосфера в тренерском штабе — мы все относительно молоды, бывает, шутим друг над другом, но в то же время остаёмся предельно сконцентрированными. У команды отличный характер, а в раздевалке между футболистами и всеми работниками клуба царит настоящая дружба». 

«Я многим обязан этому клубу, и клуб, в свою очередь, обязан чем-то мне, и именно по этой причине мы работаем слажено и в согласии. Мы смогли поднять «Хоффенхайм» в глазах не только немецких болельщиков, но и людей со всей Европы, если не всего мира — это же просто великолепно!»

«Каждый футболист и каждый тренер чётко планирует свою карьеру, что бы он ни говорил, и в будущем, как я думаю, меня ждёт ещё много поворотов. Но если этого не случится, я всё-равно как и прежде буду рад приходить на тренировочную базу каждый день и наслаждаться своей работой. Как только я почувствую, что есть клуб, в котором я горю желанием поработать, и буду готов решиться на это шаг — он будет сделан. Но всё это разговоры, ведь сейчас я работаю с «Хоффенхаймом», в структуре которого нахожусь уже более семи лет. Что я могу сказать спустя столько времени? Я по-настоящему счастлив».

Оригинал переведён специально для сообщества БУНДЕСЛИГА | ФУТБОЛ ГЕРМАНИИ. Копирование запрещается, репост — приветствуется.

Перевод: Kostya Stepanyuk

Редакторы: Евгений Кузьменко и Дарья Кулакова