Достать нож и стать диктатором. Борзыкин - о Каррере
В воскресенье "Спартак", уступив "Уралу", де-факто выбыл из чемпионской гонки, вчера – вылетел из Кубка России. Что-то пошло не так в самый ответственный момент.
И вот уже Массимо Каррера отвечает на острый вопрос о возможной отставке – держится уверенно и говорит бодро, но если долго смотреть в глаза, можно утонуть в этом океане отчаяния. Итальянца жалко: пресс-конференция превращается в пытку, время искажается, в голове нарастает гул только что случившегося конфуза. Футболистов же не спросишь об отставке. Как это, отставка футболиста? Их, конечно, могут выставить на трансфер. Но те, о ком вы сейчас подумали, наоборот, занимают в команде очень прочные позиции и прошлым летом продлили свои контракты. Один из них даже капитанскую повязку носит.
"Спартак" играл более-менее нормально, пока, после забитого гола, не вспомнил о своей просветительской миссии. А теперь быстрая атака с хода: делайте вот так и обязательно обращайте внимание на пространство между линиями обороны; возможно, вам повезет – опорники соперника окажутся весьма среднего класса. Ученики все быстро схватывают и в конце благополучно сдают экзамен. "Динамо", "Анжи", "Урал", "Тосно". Дважды. А еще были ЦСКА с "Локомотивом" и даже "Марибор" в Лиге чемпионов. Все по одному сценарию: забитый гол, огромное количество неиспользованных моментов и – фиаско.
Казалось, что этот недуг отступил и остался в прошлом. И когда "Спартак", например, делал из Довбни великого вратаря, то была всего лишь низкая реализация моментов, что при победном исходе совсем не так трагично. Но нет, все это время болезнь оставалась в организме команды, просто приняла латентную форму. А проявившись вновь, вытащила наружу и все остальное: мягкотелость, слабохарактерность, в чем-то даже беспомощность. Вернулся август, который напомнил, что главная загадка сезона так и не была разгадана. Что происходит со "Спартаком"? В глазах Карреры только отчаяние, ответов там нет.
Любой успех складывается из множества факторов. В прошлом сезоне "Спартак" был сильнее всех за счет стабильности, отличной функциональной готовности и тактического разнообразия. Вспомните, как Каррера менял модели в зависимости от оппонентов; всего по ходу сезона было наиграно то ли шесть, то ли семь, то ли черт его знает сколько схем. Итальянцем восхищались, отмечали тренерскую школу, умение вносить коррективы в игру и заряжать своих футболистов так, что они были способны на любые чудеса. А теперь вспомните, когда мы последний раз говорили о тренерской победе "Спартака"…
Глупо отрицать, что Каррера не виноват в осечках этого сезона. Куда сложнее определить степень вины. К итальянцу не может не быть вопросов по тактике и кадровой политике, да и по психологии тоже. Но главная проблема Массимо в том, что за время работы в России он, похоже, так и не понял некоторые здешние законы – например, что в условиях лимита футболист ведет себя чуть иначе, чем при здоровой конкуренции, а потому доверие здесь – очень рискованное дело. Условия такие, что периодически необходимо "резать мясо", даже если речь идет о хорошем человеке (и не таком хорошем вратаре) или о капитане.
В том самом матче, о котором быстро забыли, ворота защищал Ребров – и это стоило "Спартаку" вылета из Лиги Европы. И можно было бы поверить словам тренера о не лучшей готовности Селихова, если бы Александра тогда не было на скамейке запасных. Но он был, а значит, мог играть. В Екатеринбурге на скамейке остался уже Адриану – и это, в том числе это, выбило "Спартак" из чемпионской гонки. А вчера на замену вышли два опорника и оба не реализовали пенальти. Причем один из них весь сезон показывает что-то ужасное: не может пас отдать и вообще с трудом бегает. Но – стабильно играет.
Разговоры о том, что играть больше некому, не совсем соответствуют действительности. Еще на Кубке конфедераций Глушаков выглядел так, словно все еще отмечает золото. Таким же разобранным он предстал и на старте сезона. 23 июля в матче с "Уфой" Каррера выпустил в основе Тимофеева, Артем сыграл блестяще, но… в следующем матче снова сел на лавку. Глушакову, как и Реброву, предоставлялись шансы снова и снова, потому что футбольная команда для наивного иностранца – семья. Она и есть семья. Но только до поры до времени. А когда приходит буря, надо доставать нож и становиться диктатором.
Каррера им не стал, когда это было необходимо. И эта неспособность к решительным мерам его может погубить. Дон Массимо, в вашей команде многовато балласта, и если вы не решите эту проблему, ваша российская карьера закончится, а "Спартак" вернется в дочемпионскую эпоху. Больной вопрос надо решать. Срочно и жестко. И только лето покажет, что на самом деле было вчера – тьма пришла или просто перегорела лампочка.