6 мин.

Футбольная реклама на ТВ конца 90-х и начала 2000-х

У каждого футбольного болельщика наверняка есть момент, когда он начинал «заболевать» этой игрой. Кто-то начинал сам пинать круглого и потом увлекался тем, как это делают профессионалы. Кого-то приводили на стадион (или к телевизору) отцы, друзья или другое стечение обстоятельств.

Но к концу 90-х роль популяризатора футбола на отечественном ТВ стала выполнять и обычная реклама. Надо сказать, что тогда особо назойливые рекламные ролики хорошо знали если не все, то многие: рекламные сюжеты обыгрывались в КВН, по ним сочинялись анекдоты, крылатые слоганы уходили в народ. Облегчение понимания с Рондо, добавление воды в Инвайт, Тетя Ася и порошок Комет – человек вряд ли выжил бы в социуме тогда без этих знаний. Вот и футбол стал постепенно занимать все больше места в рекламных блоках.

Прошли времена первых экспериментов на ниве футбольной рекламы с Хариным и Добровольским, жующими Сникерс. Одними из последних отголосков следов отечественного производства на этом поприще стали ролики Спартака и Торпедо.

Нас призывали покупать Спартак-Колу, чтобы ускорить строительство стадиона красно-белых. Что ж, мечта сбылась – через 16-17 лет после открытия первых бутылок спартаковской газировки наконец-то была построена и Открытие-Арена.

Футболисты несутся по полю на фоне лужниковских кресел, фанаты переживают за свой клуб в баре, мальчик в форме Ювентуса забивает мяч – именно так торпедовцы под бодрый гитарный рифф призывали идти вперед. Надо сказать, ролик смонтирован для того времени довольно качественно, а музыка вполне вдохновляет.

Кока-кола не отставала и увековечила еще не отремонтированный стадион в Черкизово в своем видео, призывающем дышать футболом (помимо употребления соответствующего напитка). «Умри хоккеем, задохнись хоккеем, захлебнись пепси» - были и такие остряки.

Одним из первых предвестников футбольной рекламы нового типа стал матч в аду от Nike. Мальдини, Клюйверт, Фигу и молодой Роналдо пытаются спасти футбол и противостоять команде из преисподней. Победный удар по воротам совершил маэстро Кантона. Меня очень порадовал самый заплюсованный комментарий к этому ролику на на Youtube: «После этой рекламы всякий раз перед ударом по мячу мы поднимали воротник и произносили «оревуар».

1997 год постепенно перетекал в 1998-й, мы все ждали чемпионат мира во Франции. Футболисты неожиданно оказались на мели: Дель Пьеро, Ортеге, Вальдерраме и остальным пришлось давать уличное шоу для покупки газировки.

Потом они все попадут в команду Пепси. Легендарную рекламу «Шукер, Байя, Стоичков, Инс» найти оказалось сложно. Но многие должны помнить крышечки от напитков, под которыми должен был оказаться ценный приз. Либо надпись «штанга, попробуй еще».

PEPSI

Бразильцы тем временем на расслабоне ждут посадки на рейс до чемпионата мира и развлекаются с мячом по всему аэропорту. На 1:07 Кантона одобряет. В конце Роналдо готовился забить гол на выходе из рукава. Что из этого вышло? Смотрите ниже

В 1999-м МЮ закатил двушку в добавленное время и обеспечил себе самую легендарную победу в ЛЧ. По крайней мере до той поры, пока Ливерпуль не провалил первый тайм в стамбульском финале. Но тогда самым лакомым кусочком для производителей рекламы была команда Сэра Алекса. Собственно, он и был одним из героев получившегося видеоряда, в котором тренер распекал подопечных, проигрывавших 0:3. Потом «пошутил» Шмейхель. «Я глазам своим не верю…»

В Южной Америке в аналогичной рекламе пошутил Чилаверт, а его партнерами были Ортега, Оуэн, Денилсон.

Еще одно дублирующееся видео с двумя версиями – это «не день Бэкхема». У кого-то «не день Ривалдо». Зато хитрому мальчику дважды платить не пришлось. В отличие от Виктора Михайловича Гусева.

Кстати, о Чилаверте. Благодаря следующей рекламе многие узнали, что он не только бьет пенальти, но и отбивает их. Хотя под конец бездушная машина все же его победила.

Следующее видео один мой приятель по двору называл «ну то, где они мяч спасают». Я бы назвал это творение «ну то, где становится понятно, зачем Давидсу очки». Гвардиола, Наката и даже ван Гал – у псевдороботов не было шансов укрыть кожаную сферу от такой бригады.

В преддверии чемпионата мира в Японии и Корее легендарную команду Пепси ждало разочарование – их обыграли сумоисты. «Пусть потренируются» - Роберто Карлос видимо что-то узнал секрет победы на съемках ролика, в отличие от Буффона, Пети и Верона. По всей видимости Давидс приехал просто за компанию, ибо на тот ЧМ Нидерланды не попали.

Раз пошло такое дело, хочется спросить – а где аутентичные ролики, посвященные ЧМ в России? Команда Пепси против медведей с балалайками, неплохой был бы матч.

Завершим наш обзор еще одним творением, посвященным ЧМ-2002 – на этот раз от Nike. Это был целый турнир с 8 командами из 3 звездных игроков, организованный арбитром Эриком Кантона на каком-то корабле. Игроки заходили в клетку и бились до первого гола. Кантона судил беспристрастно, и команда Ки-Хьюн Села отправилась домой уже после первого матча. Победу одержали… впрочем, смотрите сами.

А какой ролик всплывет в памяти у вас?