Российский футбольный сезон 2018/19 гг
Главный фактор развития футбола - это внимание со стороны населения. В этом смысле у нашей страны существует внушительный потенциал зрительского интереса. В последние годы в России наблюдается тенденция к росту популярности футбола, но, откровенно говоря, темпы этого роста не так велики. Изменить ситуацию может Чемпионат мира 2018, право, на проведение которого, мы получили этой зимой.
ЧМ 2018 - это мощнейший катализатор популяризации футбола в нашей стране. В это время в России ажиотаж вокруг футбола будет сумасшедшим, и в первую очередь он скажется на молодом поколении нашей страны. Олимпиада в Сочи 2014 года только подогреет дополнительный интерес вокруг этого события.
Понятно, что после мирового первенства интерес будет постепенно угасать, и задачей будет удержать его на достаточно высоком уровне. Решение этой задачи, на мой взгляд, лежит в дальнейшем развитии РФПЛ, поэтому это одно из приоритетных направлений деятельности российского футбольного руководства в ближайшие годы.
На этот счет Акио Морита, выдающейся предприниматель ХХ века и отец-основатель корпорации «Сони», говорил: «Люди не могут сказать, чего они захотят через три года или через пять лет, об этом приходится думать нам, и в этом мы должны быть экспертами».
Иначе говоря, очень важно исследовать потребительский спрос сегодня, но куда важнее понять, что покупатель захочет завтра. Этим принципом руководствовался Акио Морита в своей предпринимательской деятельности.
Мы находимся в более выгодном положении. Мы уже сейчас знаем, что будет интересно потребителю (зрителю) в нашей стране после Чемпионата мира в 2018 году, и в этом смысле огромное значение приобретает российский футбольный сезон 2018/19 гг.
Пример ЧМ 1994 в США не самый удачный в этом смысле. ФИФА, отдавая право проведения первенства мира Америке, преследовала вполне понятную цель: открыть для себя новый «жирный» рынок, но эта инициатива не принесла должного эффекта. Тому было несколько причин.
Спорт в США не только популярен, но и является прибыльным бизнесов. Здесь функционируют несколько успешных профессиональных спортивных проектов, между которыми довольно четко распределен весь зрительский интерес американцев, и футбол в этом рейтинге занимает весьма скромное место.
Не помогло даже приглашение Франца Баккенбауэра и «короля футбола» Пеле в американский клуб «Нью-Йорк Космос». Ситуацию должен был изменить Чемпиона мира 1994 года, но и мировое первенство не справилось с задачей популяризации футбола в Америке. Некоторый интерес все-таки возник к соккеру во время чемпионата, но быстро угас. Виной тому - отсутствие на тот момент в США действующей профессиональной футбольной лиги. Напомню, что профессиональная футбольная лига МЛС возникла в 1993 году, но первое первенство состоялось лишь в 1996.
На мой взгляд, перспективы развития футбола в России видятся куда более радужными. Не только благодаря тем футбольным традициям, которые у нас существуют, но и учитывая потенциал зрительского интереса в нашей стране.
Помимо уровня нашего внутреннего первенства на зрительский интерес после Чемпионата мира будут влиять разнообразные факторы:
Доступность РФПЛ российскому зрителю – это один из важных моментов для популяризации футбола в стране. Бурное развитие информационных технологий и дальнейшая ориентация их в сторону потребителя открывает все новые и новые возможности, и это обстоятельство не сможет пройти мимо нашего футбола.
Выступление сборной России на домашнем Чемпионате мира. Я думаю здесь комментарии излишне.
Политико-экономическая ситуация в стране. «Спорт (футбол) вне политики» - этот лозунг надо оставить дипломатам.
Современная футбольная и транспортная инфраструктура.
Культура боления. Мало кто у нас в стране воспринимает поход на стадион как настоящий праздник. Скорее создается образ неких боевых действий. Чемпионат мира поспособствует крушению подобных стереотипов и продемонстрирует, что поход на футбол может стать приятным времяпрепровождением. Чемпионат мира - это праздник, где ни гражданство, ни национальность, ни вероисповедание, ни социальный статус не имеют значения. Это праздник великой игры.
СМИ и качество ТВ-картинки. Помимо содержания и доступности важно и как это преподносится зрителю. В Америке на этот счет существует выражение: «Тому, кто придумал – доллар, тому, кто произвел – десять, а тому, кто продал - сто». Здесь я внимание обращаю не только на коммерческие доли этих субъектов на рынке, но и на значение данных этапов, которые должен пройти любой продукт на пути к потребителю. СМИ – это один из таких продавцов.
Благосостояние наших граждан.
Развитие менеджмента и маркетинга в наших клубах. Смогут ли наши клубы правильно использовать возросший интерес к себе и извлечь из этого максимальную коммерческую выгоду или же своими неумелыми действиями только отпугнут потенциальных болельщиков?
Состоятельность наших клубов на европейской арене. Это перекликается с общим уровнем футбола в России, но, мне кажется, этот фактор необходимо выделить отдельно.
Славные футбольные традиции, которые, безусловно, существуют в нашей стране, но несколько подзабыты.
Но все-таки главное внимание необходимо уделить своему собственному футбольному продукту – «Российская футбольная премьер-лига». Именно качественный внутренний футбольный продукт может удержать спрос, который не только принесет за собой ряд экономических выгод, но и будет серьезно стимулировать дальнейшее развития футбола в стране как профессионального, так и как массового вида спорта.