«Производственная линия» небесно-голубой сборной — The Sun
Тим Викери: Англия копирует уругвайскую концепцию, которая пачками даёт яркие молодые таланты
Эксперт по южноамериканскому футболу Тим Викери объясняет, как Уругвай заполучил производственную линию лучших игроков, которую Англии под руководством Гарета Саутгейта удаётся неплохо перенимать
Одна из лучших вещей, происходящих со сборной Англии Гарета Саутгейта, — это присутствие в команде кое-чего уругвайского.
Речь идёт не о стремлении к зубодробительным стыкам или даже не о выносе мяча с линии ворот — хотя Джек Чарльтон сделал это в полуфинале чемпионата мира 1966 года, и тогда не было никаких возмущений по поводу морали, которые крутились вокруг Луиса Суареса спустя 44 года.
Уругваец Луис Суарес празднует победу в Кубке Китая, дубася товарищей по команде мягкой игрушкой
Звезда «Барселоны» Луис Суарес проносится мимо защитника Уэльса Эшли Уильямса в Китае
Это означает, что с запуском в эксплуатацию Сент-Джордж-Парка [Национальный футбольный центр Футбольной ассоциации, расположенный в Бертон-апон-Тренте (графство Стаффордшир), открыт в 2012 году. — прим. пер.] в сборной Саутгейта начался процесс взращивания игроков от молодёжных составов к главному.
Форма клуба больше не является единственным критерием для международного вызова. Те, кто вызываются в команды до 20 лет или до 21 года, также могут получить свой шанс. Такое мышление имеет решающее значение для возвращения Уругвая в элиту мирового футбола. Победители Кубка мира 1930 и 1950 годов, полуфиналисты 1954 и 1970 годов, «небесно-голубые» после таких успехов выпали с экранов «футбольных радаров».
Гильермо Варела, слева, с товарищем по сборной Уругвая Эдинсоном Кавани
В какой-то мере они стали жертвами собственного успеха. Организовав (и выиграв) первый чемпионат мира, они многое сделали для распространения игры по всему миру. Но как только футбол получил свою нынешнюю популярность, стране с населением чуть более 3 миллионов жителей неизбежно стало сложнее выдерживать конкуренцию.
Двенадцать лет назад тренер Оскар Вашингтон Табарес взял на себя ответственность, во второй раз возглавив национальную сборную. В первой же игре в марте 2006 года его команда уступила Англии на «Энфилде» со счётом 2:1.
Уругвай уже потерял шанс поехать на чемпионат мира в Германии. Однако через четыре года они дошли полуфинала в Южной Африке. А в 2011 году они выиграли рекордный 15-й титул чемпионов Кубка Америки. Но даже больше этих достижений ценна та работа, которую Табарес проводит с молодёжными составами.
Родриго Бентанкур стал ключевой фигурой для Уругвая
Уругваец Федерико Вальверде контролирует мяч в игре против Австрии в ноябре 2017 года
Он заметил, что внутренний уругвайский футбол больше не может конкурировать. Лучшие игроки неизбежно уезжают за рубеж во всё более молодом возрасте. Поэтому была поставлена задача использовать молодёжную систему Уругвая для обеспечения долгосрочного будущего национальной сборной.
Табарес и его команда приступили к тому, чтобы достаточно тщательно выявлять молодёжь, которая была бы способна играть на высшем футбольном уровне — благодаря скорости движения, скорости технического исполнения и скорости мышления. Они должны были получить футбольное и гражданское образование в учебном комплексе Уругвая [Complejo Uruguay Celeste — прим. пер.] и прошли обширный курс в отношении важности небесно-голубой футболки для маленькой, но гордой нации.
Джорджиан Де Арраскаэта (слева) и Родриго Бентанкур (в центре) сражаются за мяч с чехом Патриком Шиком
С тех пор сборная Уругвая в возрасте до 20 лет стала крепкой силой на чемпионатах мира своего уровня — и, что более важно, была создана «производственная линия» игроков для старшей команды. В команде, которая 26 марта победила Уэльс и выиграла товарищеский Кубок Китая, вряд ли есть исключения — почти все игроки являются «выпускниками» молодёжных сборных.
Нынешняя молодая поросль особенно впечатляет — и за последние несколько месяцев изменились характеристики самой команды. Под руководством Табареса Уругвай часто сражался из «окопов» — глубоко защищался, пользовался дальними навесами и надеялся, что Суарес и Эдинсон Кавани что-то смогут придумать.
Год назад эта модель демонстрировала серьёзные признаки старения. Уругвай проиграл подряд в трёх отборочных матчах к чемпионату мира. В июне прошлого года они приехали в Европу сыграть товарищеские матчи против Ирландии и Италии, и потерпели ещё два тяжёлых поражения. Настало время перемен, и Табарес осмелел.
Родриго Бентанкура сравнивают с Неманьей Матичем из «Челси»
Были привлечены молодые футболисты — сначала Федерико Вальверде из «Депортиво Ла-Коруньи» (аренда из мадридского «Реала»), а затем Родриго Бентанкур из «Ювентуса», который очень впечатлил своей игрой против валлийцев. Внезапно обновлённая полузащита Уругвая смогла установить контроль мяча и начать доставлять его своим нападающим.
Следующий шаг состоял в том, чтобы обновить защитников. Поскольку команда теперь играет выше, от игроков на этих позициях требуется больше пасов. На Кубок Китая приехали ещё два выпускника сборной до 20 лет — Гильермо Варела (который когда-то преждевременно переехал в «Манчестер Юнайтед») и Диего Лаксальт. Оба хорошо себя проявили, особенно Варела.
Благословлённый относительно хорошей жеребьёвкой («селесте» будет играть с Египтом, Саудовской Аравией и Россией), Уругвай уверенно готовится к чемпионату мира, а также знает, что они подготовили поколение, способное сохранить конкурентоспособность в будущих турнирах. И это, несомненно, делает их интересным проектом для Гарета Саутгейта и Англии.
Автор: Тим Викери (Tim Vickery)
Перевод: Олег Абарников