Рим не сразу строился
8 июня 2011 года Футбольный Клуб «Рома» назначил Луиса Энрике главным тренером команды. Бывший тренер «Барселоны Б» подписал с «жёлто-красными» контракт на три года, после того как некоторое время беспокойно прождал предложения стать заменой Пепа Гвардиолы. Предложения так и не поступило.
Луис Энрике был назначен тренером «Барселоны Б» в 2008 году, и все, а в первую очередь сам Энрике, ждали, когда он придет на смену Пепу Гвардиоле. Он ждал три долгих года, и когда, несмотря на все кривотолки о своем уходе, Гвардиола решил остаться еще на один сезон 2010/11, терпение Луиса Энрике лопнуло.
Он решил, что ещё один год в должности тренера второй команды приведёт к стагнации и продемонстрирует отсутствие профессиональных амбиций. Он решил кардинально изменить ситуацию.
С точки зрения фанатов «Ромы» это было идеальным назначением. Это были времена, когда Испания была самой грозной силой в мире футбола. Испанцы были гегемонами футбольного поля. За несколько месяцев до этого «Барселона» разгромила «Манчестер Юнайтед» на стадионе «Уэмбли» в финале Лиги Чемпионов. Это была их третья победа за шесть лет. За год до этого испанцы стали чемпионами мира на Мундиале в ЮАР, а в 2008 году в их руках был титул чемпионов Европы, который они заполучили снова в 2012 году. «Тики-така» (название одного из стилей игры в футболе, который представляет собой сочетание короткого паса и непрерывного движения с мячом, направленное на сохранение контроля над мячом — прим. переводчика) была в основе испанской футбольной философии, и если тебе хотелось этому научиться, то учителя лучше испанца было не сыскать.
Такая логика вполне устраивала руководителя «Ромы», Вальтера Сабатини: «Причина, по которой мы выбрали Энрике, символична. Он представляет собой тот футбол, которому мы хотим научиться, и в который так красиво играют в Испании, и в “Барселоне”».
16 апреля 2011 года, Томас ди Бенедетто, американский предприниматель родом из Бостона, встал во главе клуба с безграничным желанием собрать все возможные трофеи в коллекцию команды. Он воспринимал Энрике как катализатор успеха уже довольно возрастной команды, которая в предыдущем сезоне смогла занять только шестое место в Серии А. Новый руководитель, новый тренер — казалось, у «Ромы» есть всё, чтобы процветать. Но не всегда дело складывается так, как того хочется. Вот и в течение сезона становилось понятно, что новый стиль игры не спасет старую команду.
Это был путь в никуда. Когда Луис Энрике переходил в итальянский клуб, он прихватил с собой еще одного экс-игрока «Барселоны», Ивана де ла Пенью, не обратив внимания на тот факт, что «Маленький Будда» провёл два года в роли технического консультанта заклятого соперника «волков» — «Лацио». Фанаты «Ромы» называли де ла Пенью куда менее вежливыми словами, чем «консультант», но для Энрике это не имело никакого значения.
Руководство клуба надеялось, что Луис Энрике будет рационально адаптировать новую для команды манеру игры, согласовывая свои действия с политикой клуба. Заголовки газет называли команду не иначе как «БарсаРома» и ждали, когда же перемены принесут свой результат. Тогда это было проявлением похвалы, но позднее краски стали сгущаться.
Энрике потратил немало времени на то, чтобы провести перестановки в команде. Он принял в состав вратаря «Аякса», Мартена Стекеленбурга, защитника хихонского «Спортинга», Хосе Анхеля, игрока «Марселя», Габриэля Хайнце, и игрока «Вольфсбурга», Симона Кьера (последнего — на условиях аренды). В центр поля Луис Энрике поставил аргентинца Эрика Ламелу из «Ривер Плейта» и Миралема Пьянича из «Лиона». Нападающий Боян Кркич, Дани Освальдо, Фабио Борини и Марко Борьелло дополнили состав.
За сезон большинство новых лиц вошли в костяк команды. Казалось, что Энрике решил нарисовать шедевр на абсолютно чистом холсте вместо того, чтобы тратить свои краски на покраску старого забора.
Многим в то время казалось, что для Луиса Энрике назначение на должность тренера «Ромы» стало своего рода выпускным экзаменом, на котором он может продемонстрировать то, чему научился в «Барселоне». Он сложил каталонские учебники в свой портфель и уехал в Рим, где он демонстрировал свои знания — вот, это «Барселона»! Вот, что я могу! В некоторой степени эта его позиция устраивала «Рому», но далеко не всё было столь же безоблачно.
В конце концов, он, конечно, оказался на тренерской скамейке основного состава «Барсы», но все же по дороге в Каталонию из Вечного города ему пришлось пройти через Галисию, чтобы поднабраться сил. Но в тот момент до этого было ещё далеко, итальянский сезон только начинался.
Окончание предсезонки сразу дало понять, что впереди много кропотливой и тяжёлой работы. Поражение со счётом 3:0 от «Валенсии» на «Месталье» на глазах 45 тысяч болельщиков во время традиционного турнира хозяев стадиона не прибавило команде уверенности в своих силах.
Последующие три матча, два из которых прошли на домашнем стадионе, тоже не привели команду к победе. Самым обидным было поражение от «Кальяри» в первом же матче сезона, в которых команда традиционно побеждала из года в год на протяжении последних 18 лет, поражений за всё это время было лишь три. Ещё один матч, против «Сиены», завершился ничьей на домашнем стадионе римлян. Первую победу «Рома» одержал над «Пармой», когда единственный гол забил Освальдо. Вскоре подоспела ещё одна победа — над «Аталантой» со счётом 3:1.
Конечно, никто не ожидал, что новый тренер и новая философия игры принесут команде незамедлительный успех, но все ждали постепенного позитивного развития. Это усиливало давление на команду. Особенно сильно это ощущалось во время гостевого дерби против «Лацио», в котором «Рома» уступила со счётом 2:1. Следом за этим провалом последовало восемь матчей, только три из которых можно считать успешными.
В период с 18 декабря по 19 февраля команда отыграла восемь матчей, в пяти из которых одержала победы и свела к ничьей ещё два. Поражение вновь случилось в матче против «Кальяри». «Красно-синие» смогли отыграться со счёта 1:2 и свести матч к победе со счётом 4:2. Тех, кто ожидал, что сейчас клуб все же «выстрелит», ждало разочарование. Из оставшихся 18 матчей Серии А римляне одержали победу лишь в семи матчах и сыграли в ничью ещё в четырёх.
В итоге «Рома» завершил сезон на седьмой строчке турнирной таблицы Серии А, что стало худшим результатом за последние 10 лет, и также провалился в Лиге Европы. Луис Энрике в конце сезона заявил, что покинет клуб: «Согласно контракту я мог бы остаться ещё на сезон, но мне кажется, что мне больше нечего дать “Роме”. Пришло время посмотреть на игру и игроков иначе». Таким образом, он признал свою ответственность за ситуацию.
То, что всего лишь несколько месяцев назад казалось счастливым билетом, в конце сезона воспринималось как безрассудство. Что же пошло не так?
Одно дело, если команда учится играть в определенном стиле, начиная с первого дня в футбольной академии и оттачивая навык на поле раз за разом. Но совершенно иное дело — взять определенную стратегию и насаждать её другой команде с отличной культурой игры. В «Роме» не было кого-то уровня Андреса Иньесты, кто мог бы столь же легко разгонять игру до немыслимых оборотов. Серия А строится на спокойствии, основательности и собранности.
Луис Энрике же учил команду совершенно противоположному. Термин «БарсаРома» из похвалы превратился в чуть ли не оскорбление. Доминирование во владении мало чего стоит без верных инструментов, которые могут помочь решить исход матча, «Рома» стала примером того, что, несмотря на наличие плана, всё может пойти наперекосяк.
С точки зрения статистики владения мячом «Рома» уступала только чемпиону того сезона — «Ювентусу». Но такая статистика ничего в себе не несет, если за ней не стоит победа. Да, «Рома» владела мячом 57,7% общего времени игры, лишь немного уступив «старой синьоре», но она, в свою очередь, сумела обернуть статистику себе на пользу. Ну и нужно отдельно отметить, что у «Ромы» не было Лионеля Месси. Такой гений мог бы перевернуть игру, и, не смотря на наличие Франческо Тотти, «волки» не могли решить исход встречи, создав момент «из ничего».
Таким образом, Энрике не удалось заставить команду в стиль «тики-таку». В «Роме» не было динамизма команды Гвардиолы, который убирал с поля игрока, если падала его эффективность. Взаимодействие между игроками «Ромы» было далеко от необходимого уровня. Возможно только Бойан, который был в системе с малых лет, мог гармонично вписаться в представления Луиса Энрике об идеальной команде, но если «правильно» играет только один человек, то именно он и становится белой вороной. Так, Ламела и Освальдо не разделяли заданной идеи и продвигали идеи индивидуализма.
Бойан также страдал и от того, что именно его Энрике видел на месте талисмана команды, несмотря на наличие Тотти. Разумеется, болельщики не могли этого ему простить. Каждая ошибка Бойана преувеличивалась до неприличия, пока на поле не выпускали Тотти.
Поскольку Энрике признал, что идея его была обречена, то и клуб пришёл к аналогичному выводу. Несмотря на то, что все плакали «крокодиловыми слезами», когда Луис Энрике покидал команду, вряд ли бы нашелся хоть кто-то, кто выступил бы за продолжение «БарсаРомы». Так на место Луиса Энрике пришел Зденек Земан.
Генеральный директор клуба, Франко Балдини, отметил: «Проект не провалился. Мы хотим продолжать играть в футбол в определенном стиле. Если рассмотреть статистические данные о доле владения мячом, “Рома” демонстрирует отличные показатели, которые уступают только “Ювентусу” и “Милану”. Это многое говорит о качестве игры команды. Сезон не был удачным, но играли мы достойно. Просто удача была не на нашей стороне».
Можно только догадываться, скрестил ли он пальцы на удачу в этот момент. Оправдывать неудачи положительной статистикой — не лучшее, что можно сказать болельщикам клуба, который не вошёл и в пятерку сильнейших и показал самый нерезультативный сезон за последние несколько лет.
А что если эксперимент закончился слишком рано? Оглядываясь назад, можно осознать, насколько амбициозная цель стояла перед Энрике — изменить менталитет не только команды, но и всей лиги всего за один сезон. Возможно, будь у него хотя бы ещё один сезон, он смог бы реализовать идею. Именно так поступил «Манчестер Сити» в случае с бывшим партнёром Луиса Энрике, Пепом Гвардиолой. Однако долгий путь может казаться чересчур опасным, когда у тебя есть привычная альтернатива.
Было бы интересно посмотреть, какой эффект произвела бы философия Энрике, будь она задействована более продолжительное время. В конце концов, он снова оказался в «Барселоне», что для него, безусловно, стало продвижением вперёд и вверх. Там ему было намного легче настроить команду на свою волну. Возможно, будь у него чуть больше времени, он смог бы убедить римлян в своей правоте. Одного сезона для этого мало. Уж если Рим был построен не за один день, то и на перестройку не хватит одного футбольного сезона.
Источник: thesefootballtimes.co
Перевод: Ольга Пищикова
Читай также:
«Предвоскресный Пост». Отчёт о матче с «Севильей»
Благотворительный футбольный матч в поддержку детей с синдромом Дауна
Эта статься стала для меня прям открытием.