Юрий Дудь пытается прогнуть Станислава Черчесова. Получится?
Перед очередными товарищескими матчами сборной России по футболу её главный тренер Станислав Черчесов был призван к порядку главным редактором Sports.ru Юрием Дудём.
Требованием журналиста стало возвращение в команду игрока московского «Локомотива» Игоря Денисова. Своё настойчивое пожелание он мотивировал тем, что футболист, по его мнению, является лучшим опорным полузащитником страны и вот-вот станет чемпионом, а национальной команде без него на мундиале-2018 наступит полный мундиаль… пардон, кирдык.
Так ли уж неизбежен кирдык? Нашу сборную одни хвалят за матчи с Бельгией (3:3) и Испанией (3:3), за первый тайм с Бразилией (0:3), за моменты с Францией (1:3), а другие за эти же игры ругают. Сколько людей – столько и мнений, однако Юрий Дудь, вероятно относясь ко вторым, имеет возможность ретранслировать своё посредством ведущего спортивного портала страны.
Правда, он не говорит о том, что к чемпионату сборная будет готовиться единым коллективом практически целый месяц и явно предстанет на мундиале другой. Зато рисует самыми печальными красками трагическую картину того, как 19 июня «ваша команда попадёт под одного из лучших игроков современности – Мохамеда Салаха», словно Роман Павлюченко и Андрей Аршавин не забивали Швеции с великим Златаном на Евро-2008. Он пугает нас быстрым Уругваем спустя неделю после египтян, как будто Александр Панов и Валерий Карпин не рвали в 1999-м Дешама и компанию, тогда чемпионов мира, на доселе неприступном «Стад де Франс». Да и первый групповой матч тоже вызывает у автора опасение: «ничья или поражение (ну вдруг) от Саудовской Аравии». Тут крыть нечем, Юра :)
Лично меня во всех этих апокалиптических прогнозах беспокоит лишь одна фраза: «ваша команда». Вообще-то она наша.
Публицист также приводит подробности конфликта тренера и игрока со ссылкой на неких людей из «окрестностей Химкинского леса», видимо, имея в виду игроков московского «Динамо» образца 2015 года. Упоминание таинственных информаторов звучит с большим апломбом, однако если вдуматься, то в действительности оно сколь интригующе, столь и бессмысленно. Источник журналиста не открывает ничего нового, ведь ровно это же рассказывал прессе сам Станислав Черчесов, в тот момент тренер «Динамо»:
– Денисов позволил себе пару выходок: после «Зенита» рассуждал, кто должен играть, кто нет, а перед «Локо» не подал мне руку, когда я выводил команду на поле. Мы сели это обсудить, и он мне сказал (я вам цитирую дословно), что он меня ни за человека, ни за тренера не считает, меня для него не существует. Я ему: «Повтори еще раз». Он повторил. Со мной остались те, кто хотят со мной работать. Человека Черчесова Денисов больше видеть не будет, тренер Черчесов его не будет тренировать, его желание выставить на трансфер мы исполнили.
И о том, почему Артур Юсупов не сыграл с «Зенитом» (что и вызвало гнев Игоря Денисова) было сказано столь же откровенно. Если Дудь считает, что футболист был посажен на лавку в наказание, то у Черчесова всё гораздо проще:
– Юсупов ведет переговоры с «Зенитом», поэтому я посчитал нецелесообразным выпускать его против команды, с которой он ведет переговоры. По психологическим мотивам.
Станислав Черчесов чётко расставил все точки над i. Однако Юрий Дудь либо не видел эти аргументы, либо не захотел увидеть. Зато отыскал химкинских лесовичков, которые пусть ничего нового не сказали, зато вроде как выступили свидетелями обвинения, правда, непонятно какого. Разве с точки зрения профессиональной акулы пера не занятнее было бы спросить Игоря Денисова: ты поедешь к тренеру, которого не считаешь за тренера?
Так получится ли у неординарного Юрия Александровича, ищущего правды, добиться своего от упорного Станислава Саламовича?
Сразу отвечу: нет.
Благородный пафос журналиста разобьётся о хладнокровную позицию главного тренера сборной, как репутация Валерия Газзаева рассыпалась в прах по сравнению с характером Павла Грудинина.
И причин тому будет три.
***
Во-первых, при условии посещения Станиславом Черчесовым в перерывах между товарищескими матчами сборной интернет-страниц Sports.ru, насколько искренней или ангажированной со стороны могла показаться тренеру позиция Юрия Дудя?
В подтверждение своих доводов в пользу Игоря Денисова пламенный журналист ссылался на статью, которую в тот момент готовил Александр Дорский. Материал этого, безусловно, толкового аналитика был призван подтвердить выводы о лучшем опорнике страны и посодействовать силе слова главного редактора.
В свою очередь, во второй публикации сразу после заголовка значилась фраза «Дорский согласен с Дудём».
Иными словами, наши авторы обоюдно и априори поддерживали друг друга как после размещения статей, так и до, а значит, план совместный действий обсудили заранее.
Всё бы ничего, но такие скоординированные публикации могли навести Станислава Черчесова на мысль не о случайном душевном порыве, когда людям вдруг стало невыносимо настолько, что они прямо здесь и сейчас (один на редакционном табурете, а другой на домашнем диване, а не в очереди у какой-нибудь кассы), захотели помочь сборной стать быстрее, выше, сильнее, а о спланированной информационной кампании, которая готовилась сознательно и загодя.
Механика стандартной PR-кампании до безобразия проста: нужная новость вбрасывается в одном источнике, затем дублируется другим изданием, а дальше множится и нарастает за счёт перепечаток и домыслов, как снежный ком. Здесь получилось, что источников было сразу два (блоги Дудя и Дорского), которые ссылались друг на друга, а за ними последовали дискуссии, вопросы к тренеру на пресс-конференции и, наконец, тексты в других изданиях, уже не связанные с первоисточником. Этот вал публикаций, спровоцированный двумя материалами Sports.ru, настойчиво создаёт мнение о хорошем Денисове и плохом Черчесове.
Признаться, конспирологическая теория мне в этом случае не близка. Ни в масонский, ни в еврейский, ни в масоно-еврейский всемирный заговор я не верю. Геи и феминистки на Sports.ru меня тоже не беспокоят. Мысль об информационной атаке на тренера в чьих-то интересах – лишь допущение. Но всё же попробуйте взглянуть на ситуацию глазами человека, от которого вдруг серийно потребовали изменить своё мнение. Во что поверит он?
***
Во-вторых, никакая медийная известность, громкость заголовков и сила обвинений в наше время (кроме статуса царя-батюшки, разумеется) не позволяет её обладателю рассчитывать на мало-мальски реальную влиятельность.
Дмитрию Медведеву плевать на то, что пишут популярные оппозиционеры про схемы покупок его модных кроссовок, страсть к электронным гаджетам и эксперимент на живых людях в виде не просчитанной как следует отмены зимнего времени, которой со временем дал задний ход Владимир Путин. Пишут – и что?
Сергею Прядкину (поисками которого в российском футболе побаловался даже ленивый) всё равно, что все, буквально все вокруг ругают его сотоварищи за назначение матчей на день выборов президента страны и (из года в год) на 9 мая (а потом переносы этих игр на другие даты), за игру (из года в год) на ледяных полях в минус 15 в декабре и феврале, за отсутствие красных мячей на заснеженном газоне (будьте уверены, повторится через год) и прочие неординарные решения, которые не характеризуют руководство РФПЛ как скопление умных людей. Ругают – и что?
Станиславу Черчесову ровно также, простите, по барабану, что думает отечественная пресса насчёт предпочтительной схемы игры сборной (согласитесь, может к лучшему, что нашей любимой командой руководит не Александр Бубнов), выбора из числа форвардов таранного типа (они если и таранят чужую оборону, то по большим тульским праздникам), возвращения с заслуженной пенсии братьев А. и В. Березуцких (которые два года тому назад в одном гостиничном номере и в один голос с Леонидом Слуцким назвали себя г...м и, как умные люди, понимают риск повторить, в силу возраста и сложности игры на два фронта, эту формулировку с любым другим тренером) и любви к слову «контрольный» вместо «товарищеский» (какая собственно разница). Думает – и что?
Дело в том, что практически никто в нашей стране сегодня не может словом заклеймить политика, чиновника, главу союза биатлонистов, да и просто главного по любым тарелочкам. То есть заклеймить-то может, а сделать что-либо значимое – вынудить признать ошибку, убедить поменять решение, заставить уйти в отставку – нет.
Будь твой мультик про назойливую девочку и ласкового мишку знаменит в ютубе, как у мультипликатора О. Г. Кузовкова, будь в подписчиках твоего инстаграма вся аудитория «Дома-2», как у поп-дивы О. И. Бузовой, будь ты истово верующим в идеалы демократии и дающим право на свободу слова на спортивном сайте партийному лидеру Г. А. Явлинскому – ты этим своим свободным словом не влияешь абсолютно ни на что, сколько бы народу тебя не читало, смотрело, восторгалось.
Ни на что.
***
В-третьих, столь громогласно, на всю страну, с хамским «ты надоел!» (не лучший вариант, чтобы договориться) выдвигая требование тренеру, Юрий Дудь словно хотел поставить того в интересное положение, которое в ином досужем разговоре могут назвать и словом «прогнуть».
Позиционируя Игоря Денисова в сборной как её единственный шанс на приличную игру, журналист не понимает, что ставит команду в зависимость и от провала одного человека. Он показывает нам полузащитника в качестве большого профессионал, не пропускающего тренировки, и считает не важным, «кто что делает за пределами работы, если она выполнена отлично». Возможно, ему не важны 11 (одиннадцать) конфликтов одного человека в футболе и вне его. Возможно, ему не важно, достоин ли тренер уважения подопечных или его можно материть в раздевалке, если игрок-бедолага не смог спасти матч без друга Юсупова. Возможно, ему будет столь же не важно, если двенадцатый конфликт случится не когда-нибудь, а этим летом, и тем самым похоронит надежды миллионов людей на свою сборную именно на домашнем чемпионате мира.
Признай Черчесов ущербность собственной позиции относительно Денисова, известного неоднократными (ещё раз: одиннадцать!) закидонами, скандалами и ссорами с тренерами как своих, так и чужих команд (об этом могли бы рассказать и Владислав Радимов, и Валерий Карпин, и Гус Хиддинк) – и что будет дальше?
Допустим, тренер получит мифический шанс благодаря одному игроку не ударить лицом в грязь, выйти из группы на чемпионате мира, а то и пройти куда дальше. Но разве в сборной сейчас нет (или разве они не ожидаются из лазарета с надеждой многими болельщиками) другие игроки-личности: Фёдор Смолов, Александр Головин, Денис Глушаков, Алан Дзагоев, Роман Зобнин, Далер Кузяев, Георгий Джикия, Марио Фернандес?
Что чувствуют они, когда оды поются одному конкретному футболисту? Гордость за него или свою ущербность?
Что должны будут думать о тренере, который пойдёт на поводу у прессы и станет определять состав на основе журналистских баек? Он силён или слаб?
И, самое главное, что случится дальше со Станиславом Черчесовым, который в своей игроцкой и тренерской карьере этого не делал, но сейчас, один раз, один-единственный, маленький такой разок возьмёт и всё-таки прогнётся?
Боюсь, пламенной публикацией Юрий Дудь не помог главному тренеру повернуться лицом к игроку, руку которого тот не хочет пожимать больше никогда в жизни, а помешал. И без того небольшой шанс на возвращение футболиста в команду стал мизерным. Чтобы он воплотился в реальность, в концовке чемпионата России должна случиться, не дай бог, целая череда травм полузащитников, или игрок «Локомотива» вдруг сумеет выйти на уровень Серхио Бускетса. Вы в это верите?
Спасибо за ставший призрачным шанс попасть на домашний мундиаль наш железный во всех смыслах опорник теперь может адресовать не только себе за неуживчивый характер, но и Юрию Дудю за провокационное, излишне громкое, показушное обращение к тренеру, в котором было больше любви к себе, чем к сборной. Услуга оказалась медвежьей.
***
В конце концов, дело не в Игоре Денисове, Артёме Дзюбе или Владимире Габулове, которых ты вызываешь или не вызываешь в сборную, а в принципах, на которых строишь общение с игроками. Когда важнее не отдельная звезда, а сплочённый коллектив без скандалов и склок. Йоахим Лёв доказал это с Кевином Кураньи, без которого немецкая сборная стала бронзовым, серебряным и золотым призёром соответственно ЧМ-2010, Евро-2012 и ЧМ-2014.
Дело не в твоём гордом южном характере, а в том, что главный тренер национальной команды должен иметь право на собственные решения. Гус Хиддинк доказал это в 2008 году, когда в прессе звучали сомнения, стоит ли брать на чемпионат Европы Андрея Аршавина с его дисквалификацией «только» ради третьего группового матча. А тот блеснул и в важнейшем матче со шведами, и в эпическом четвертьфинале с голландцами.
Дело не в способности идти на компромисс с журналистами и тем общественным мнением, которое они пытаются сформировать, а в том, что прогнувшись сейчас один раз, ты, Стас, дальше будешь прогибаться всегда.
Угу, без скандалов и склок, а также без выстроенной за 2 года игры "сплочённый коллектив" Черчесова закончит своё выступление на домашнем Мундиале. Ну и что - зато после матча с Уругваем Володя Габулов приготовит великолепный шашлык и осетинские пироги.
А если без иронии, то в сборной должен соблюдаться один и тот же объективный принцип - "играют сильнейшие". И такие люди как Заболотный и Габулов откровенно лишние в этом списке. Можно без конца пытаться натянуть сову на глобус, объясняя правильность подхода Усатого Осетина, но реальность такова, что в отсутствии чистого опорника, место на поле которому победитель Чемпионата Польши не может найти, в центре сборной России зияет дыра, которую пытаются заткнуть игроками, выполняющими иные функции в собственных клубах.