Наши ожидания - наши проблемы
Здравствуй, дорогой дневничок!
Пишу заметку, пока начальник ушел на перекур. Кстати, в курилке только и разговоров, что о футболе и грядущем товарняке между Россией и Бразилией. Половина сотрудников, включая и меня, не сомневаются, что матч закончится 3-3 ну или как-то так, а Матч ТВ голосом любимого всеми (родственниками) Черданцева сообщит, что теперь-то мы точно готовы к ЧМ. Мол, если мы с Бельгией, Бразилией и Испанией добиваемся таких ярких результативных ничьих, то и Уругвай одолеем, и Египта с егойным Салахом бахнем, как пакет от чипсов, а Аравию вообще раздавим, как букашку — вон она, 16 лет назад 8-0 немцам проиграла, значит, слабаки. И что, что на ЧМ вышли? Мы тоже вышли.
Ах, да. Это же домашний чемпионат.
Этим летом исполнится ровно десять лет нашей бронзе на Евро-2008. Начали с разгрома от испанцев, закончили им же, но тогда это были сильнейшие испанцы в мире. Сборная Арагонеса стала своеобразной предтечей тики-таки Дель Боске - стратегии на первый взгляд скучной, но по-своему завораживающей — в каждом матче присутствовал тот самый пресловутый саспенс, который так любил великий Альфред Хичкок. Словом, проиграть тогдашним испанцам было совершенно не зазорно. Тем более что между этими поражениями случились три победы — обязательная над подавленными греками, статусная над Швецией и историческая над Голландией. Боже, как мы тогда орали, дорогой дневничок!.. Позвонили друзья, и мы выскочили на улицу и до хрипоты обсуждали, какие же наши молодцы и как хитрый Гус своих обул…
А потом наши ребята получили бронзовые медали… и наступило безвремье.
Мне сложно подобрать термин, лучше этого характеризующий ситуацию в нашем футболе. Оговорюсь лишь, что на самом деле безвремье это наступило значительно раньше, а кто-то, если б читал это, возразил, что оно существовало всегда. Как бы то ни было, у моей логики имеется некая отправная точка, и имя ей — лимит на легионеров, который официально ввели в 2005 году, но, по сути в свой нынешний вид он оформился только в 2006 году. С тех пор на поле обязательно должны были находиться «четверо русских» (звучит, как название нового фильма Александра Невского). Казалось бы, правило вполне себе здравое — дай нашим ребятам больше времени, они себя покажут…
Ага. Показали.
Те, кто вырвал бронзу в 2008-ом, росли в долимитное обстановке, еще без диких зарплат; они были (пусть более понаслышке, но все же) знакомы с такими понятиями, как честь, достоинство, характер, трудолюбие. Некоторые потом тоже испортились (автор перековерканной мной цитаты — в том числе, при всем своем таланте). Но свое они успели взять.
Вырвать, взять…
Кто-нибудь может себе представить, что нынешнее поколение наших футболистов что-то «вырвет» или хотя бы «возьмет»? Да они, по-моему, не всегда «поднимут», то, что кто-то «бросит» или случайно «обронит». В предвкушении домашнего чемпионата мира многие забыли о том, как наши безвольно отдали матчи сначала Словакии, потом Уэльсу; как не вышли из группы на Кубке Конфедераций, обыграв лишь худшую команду турнира (сценарий, кстати, вполне может повториться и на ЧМ-2018 — 3, 0, 0). Многие не помнят о тех ужасных происшествиях, потому что это нормально — забывать плохое, стараться поскорей вышвырнуть из чулана памяти все, что причиняет боль и доставляет разочарование.
Но порой только холодный душ правды, которую мы так усиленно пытаемся скрыть от самих себя, может помочь пережить будущую неудачу.
Именно поэтому, дорогой дневничок, я хочу записать на твоих страницах письмо к самому себе из будущего — тому, кто 25 июня нынешнего года, скорей всего, разочарованно выдохнет и, выключив телевизор, раздраженно отбросит в сторону пульт.
Письмо будет небольшое — чтобы слишком уж не докучать Будущему Мне, и так раздосадованному после очередного невыхода из группы.
Вот оно:
«Держись!
Первым делом напомню — все это ты пишешь сам себе 23 марта этого года, чтобы горечь от неудачи на ЧМ не была такой уж сильной. Сейчас, 25 июня, ты, наверное, весь кипишь, глядя, как наши с опущенными головами покидают стадион, а Суарес и Кавани, обнимаясь, празднуют триумф над хозяевами турнира. На следующий день Уругвайский Зубастик и Ко будут готовиться к плей-офф, а наши футболисты тратить свои миллионы где-нибудь в Монако, изредка виновато улыбаясь в ответ на укоряющие взгляды случайно встреченных соотечественников. Поближе к полуночи кто-то из них, возможно, выпив слишком много или просто устав от косых взоров, мысленно или вслух скажет фирменную фразу Андрея Аршавина, с давних пол служащую универсальным ответом на все вопросы относительно выступления нашей сборной.
«Ваши ожидания — это ваши проблемы».
Раздражающая, дико злящая фраза. Ирония в том, что, если отбросить контекст и рассматривать слова Аршавина вне его, получается, что бывший капитан нашей команды прав — просто потому, что наши ожидания были совершенно не подкреплены игрой нашей команды. С тем же успехом мы можем сидеть возле скоропостижно скончавшегося домашнего любимца и надеяться, что он внезапно воскреснет. Пример не самый приятный, старик, но очень верный, согласись.
Важно помнить, что бронза-2008 — это не результат длительной кропотливой работы огромного числа людей. Бронза-2008 — это яркая вспышка, счастливая случайность, везение, когда не лишенные таланта игроки сплотились ради единой цели, и фортуна, заметив их старания, им улыбнулась. Победа сборной Греции на ЧЕ-2004 — еще круче, но, по сути, из того же разряда. Ни до, ни после ни мы, ни они к этому результату не приближались и близко. Почему мы чего-то ждали — непонятно.
Но при этом понятно, почему мы так злы.
Потому что люди, которые получают в месяц больше, чем иные из нас, за десять лет, не могут даже на никчемные 90 минут сконцентрироваться на футболе — хотя бы так, как их предшественники в 2008-ом. Потому что в голове у них — не футбол, точней, футбол там тоже есть, но далеко не на первом месте.
Неумение собраться в нужный момент и проявить характер — вот главное отличие той сборной 2008 года и нашей. При том, что нынешний состав даже в чем-то помастеровитей.
Вышеупомянутые товарняки с испанцами и бельгийцами могут кого-то сбить с толку, но надо снять розовые очки и признать, что мы — сборная без яиц. И главный тренер, отсекая от сборной людей с зачатками боевого духа и трудовой этики, вроде Денисова и Дзюбы, лишает нас даже тех жалких крупиц характера, которые у нас были.
Впрочем, Черчесова так или иначе уволят, поэтому вешать всех собак на него не будем. Он — не причина, а лишь следствие ущербности нашей спортивной системы.
Единственный наш шанс хоть как-то «выстрелить» на ЧМ — это команда-механизм, в которой каждая шестеренка знает свою роль и бьется так, что металлическая крошка от сломанных зубцов во все стороны летит. Если мои опасения верны и у Черчесова нет волшебной палочки, дабы одним махом превратить нашу сборную из тыквы в Коста-Рику образца бразильского ЧМ, шанс этот нами благополучно упущен.
Но не расстраивайся, как бы то ни было. У меня сейчас март, холодно, а у тебя там уже лето. Выйди на улицу, пройдись, подыши свежим воздухом. Возьми пинту ледяного пива и представь, что ты — Мамаев, который гуляет по Монако с бутылкой шампанского.
И пусть тебе будет так же хорошо и спокойно, как ему было тогда.
P.S. А если я ошибаюсь насчет наших, и ты сейчас радостно поешь гимн вместе со Смоловым, Акинфеевым и другими парнями, которые волевой победой над Уругваем обеспечили себе первое место в группе — тем более выпей.
Потому что, как показывает практика, такие праздники случаются лишь раз в десять лет».