Дизайнер соединил логотип Nike с библейскими сюжетами. И ему ничего за это не было
Глум над культом потребления.
Реклама с Лео Месси? Нет, давайте бичевать Христа на фоне логотипа Nike. Кинорежиссера и дизайнера Давиде Бедони из Милана совсем не цепляет современная реклама: «Я всегда любил продукты Nike, но не их способы коммуникации. Искусство – моя большая страсть. Думаю, смешать две вещи было правильно».
Итальянец протестует на Tumblr (что-то среднее между инстаграмом и твиттером). Около четырех лет назад эта идея вылилась в проект SwooshArt: Бедони создает поп-арт, нанося логотип Nike (свуш) на классические шедевры живописи. Это чистое хобби. Бедони – режиссер. Деньги он зарабатывает созданием рекламных роликов для Gucci, Furla, Fendi и Tiffany & Co., во Франции работает на модную студию Bandits Production, которая специализируется на создании крутой рекламы и даже музыкальных клипов.
«SwooshArt появился как прикол. У меня не было серьезных намерений или каких-то планов. Было скучно – я работал арт-директором для мелких итальянских фэшн-брендов и меня немного расстраивали идеи, которые я должен был разрабатывать для их промо-кампаний», – рассказывал Бедони журналу о моде Hunger.
Давиде фанатеет от произведений эпохи неоклассицизма и романтизма, поэтому библиотека SwooshArt насчитывает более 200 полотен XIX века.
Неоклассические картины – основа SwooshArt, хотя Бедони не обошел стороной «Странника над морем тумана» Каспара Давида Фридриха – культовая работа европейского романтизма в его исполнении выглядит шикарно. Чаще всего Давиде обращается к полотнам французского живописца Вильяма Бугро – особенно в контексте религиозных сюжетов, – тот писал преимущественно на мифологические и библейские темы.
Уильям Бугро «Царица ангелов» (1900)
На картине «Царица ангелов» изображена Дева Мария, мать Иисуса. Она держит своего ребенка на руках около трона – их окружают ангелы, которые любуются и восхваляют малыша. Главное послание картины Уильяма – изобразить святость и чистоту Девы Марии и ребенка. Для этого Бугро использовал преимущественно золотые и белые цвета. Давиде интегрировал свуш (такой зеркальный дополнительный нимб) на руки Девы Марии и прилепил снизу слоган Just Do It, обыгрывая долгий путь, который преодолеет Иисус.
Уильям Бугро «Бичевание Христа» (1880)
Западные медиа вообще никак не казнили Бедони за религиозные мотивы, больше того – они никак не выделяли их на общем фоне.
Бедони говорит, что некоторые из задействованных в SwooshArt картин шедевральны с точки зрения композиции, техники и эстетики. Логотип Nike в «Бичевании Христа» подчеркивает позы карателей – взмахи рук практически совпадают с изгибами свуша.
Уильям Бугро «Оплакивание Христа» (1876)
Совершенно абсурдно свуш («И в горе, и в радости») смотрится на картине Бугро «Оплакивание Христа». Эта работа не идеализирует смерть Христа, а сфокусирована на чувствах Девы Марии, которая переживает утрату. Бугро стремился отобразить чувства скорбящего родителя, поскольку сам переживал смерть 16-летнего сына. Из-за этого Уильям впал в депрессию и чтобы выйти из нее – взялся за картину, которая в полной мере передала бы его печаль и стала мемориалом покойному сыну.
Жан-Огюст-Доминик Энгр «Обет Людовика XIII» (1824)
Работа Энгра разделена на две половины. На верхней изображена Мадонна, поддерживаемая ангелами, на нижней – король Людовик XIII в своей капелле. Людовик верил, что в тот самый день Мадонна предстала перед ним в святом видении. Король взял скипетр и корону, положенные на ступени алтаря, и протянул их Мадонне, прося ее покровительства. Бедони вставил свуш в руки Людовику – в принципе, Давиде часто говорил, что он не издевался над культом потребления, а просто создавал картины для души; но в «Обете Людовика» глум над поклонением брендам выражен максимально явно (типа «У меня есть Nike, я достоин твоего внимания»).
В других картинах логотип нахально прерывает драматические сцены. На работе Бартоломео Манфреди «Наказание Купидона» свуш служит барьером между рукой и Купидоном, которого в очередной раз наказывают за зло и разочарование, причиненное стрелами («Nike животворящий»).
Бартоломео Манфреди «Наказание Купидона» (1605/1610) – одна из самых популярных работ Бедони в серии SwooshArt. Она набрала более 20 тысяч интеракций (комментариев, лайков и репостов).
Свуш с изображением легендарной фрески Микеланджело «Сотворение Адама» (1508–1512) – самая популярная работа Бедони на Tumblr – более 56 тысяч интеракций.
Итальянец использует и другие товарные знаки Nike с юмористическим подтекстом: буржуазные персонажи XIX века рекламируют свой пресловутый декадентский образ жизни. Здесь легко считывается призыв к совершению еще одного греха – новой покупке: мужики зажимают между собой свуш и подстрекают: «Давай, сделай это».
Ипполит Фландрен «Рене Чарльз Дасси и его брат», 1850
SwooshArt прилично возбудил зрителей. Пользователи активно репостили и благодарили за то, что их это очень вдохновляло. Заметки и интервью с Бедони появились на страницах Hunger, топового бизнес-медиа Business Insider, известного французского журнала для уличных модников Arc Street Journal. Работы итальянца мгновенно вылезли за пределы Tumblr и появились на улицах в виде больших плакатов, наклеенных на стены и рекламные щиты.
Вдохновившись творчеством Бедони, филиппинский дизайнер Эйсен Бернард Бернардо презентовал серию работ Logo+Art, в которой объединил шедевры живописи с логотипами известных брендов.
Фото: swooshart.tumblr.com