«Власть развращает». В испанском футболе творится бардак
Вечный президент - коррупционер, новые кандидаты - его бывшие соратники по хунте, подкупы в федерации, угрозы и скандалы, избиение женщины.
Иван Шевцов анализирует ситуацию.
Что происходит?
Для ответа отмотаем время к лету прошлого года, когда Анхеля Вильяра, президента испанской федерации футбола (RFEF или FEF), арестовали по подозрению в коррупции. Об этом я писал прямо по горячим следам. С того момента изменилось многое: произошли новые задержания, под внимание прокуратуры попали все высшие чины как в Лас Росас, так и в автономных федерациях. Открылись новые обстоятельства операции «Soule».
Расследование показало, что фонд, созданный Вильяром, имел, помимо благородной цели (развитие детского футбола), теневую сторону по отмыванию денег. Например, выяснилось, что на закупку формы для арбитров потратили в период с 2009 по 2016 год 36,5 миллиона евро. Ни один евро из этой суммы не потрачен по назначению, а отправился в карманы приближённых Вильяра, друзьям, главе фирмы «Estudio 2000» (сыну близкого друга Вильяра). Затем счета обнаружились на Канарских островах. И это лишь малая часть малая часть украденных и выведенных средств.
Анхель Вильяр после допроса и выплаты залога (300 тысяч евро) оказался на свободе, разбрасывался заявлениями и чувствовал себя вольготно. С него не сняли полномочия президента, а только приостановили на год. Поэтому он многократно посещал здание федерации на улице имени Рамона и Кахаля.
Отстранённый президент спокойно расхаживал по коридорам бывших владений каждый день, удобно располагался в кабинете и делал какие-то указания. Что это: старческий маразм или помешательство? В Испании не знает никто. Более того, Вильяр до последнего цеплялся за свой пост, не набрался смелости и не написал заявление «по собственному».
Сеньор за годы правления создал вокруг себя хунту из соратников, которые до последнего верили в безнаказанность. Вильяр считает, что силы внутри RFEF всё-таки предали его. Среди этих изменников шестеро людей, которым доверял. О них позднее.
В федерации возникла ситуация, при которой реальной властью по-прежнему владел президент-коррупционер. Через соратников он управлял заседаниями, которые созывались для решения проблем.
Только в декабре, спустя почти полгода, в ситуацию вмешались государственные органы. Дело дошло до премьер-министра Рахоя (ему из-за каталонских событий было не до этого), а там до Административного трибунала по спорту (TAD). Восемь юристов приняли решение об отставке Вильяра и лишения полномочий. Этот факт мог негативно сказаться на сборной Испании. Так как ФИФА запрещает участие властей в деятельности федераций.
Вильяр надеялся до последнего, что до вмешательства госорганов дело не дойдёт. Ошибался. Затем были назначены выборы.
TAD – государственный орган судебной ветви власти, подчиняющийся Министерству по образованию, культуре и спорту. Аналог швейцарского CAS.
С выборами что-то не так?
Изначально предполагалось провести новые выборы в начале января. Ещё осенью Генеральная Ассамблея (Asamblea General) была близка к официальному утверждению дат. Но вмешались внешние силы, среди которых Вильяр. На тот момент он был только отстранён. Его план заключался в следующем: уйти в отставку и баллотироваться вновь.
К счастью, в законе о деятельности спортивных федераций прописано: кандидат, утративший полномочия по причине отставки, может принимать участие в выборах только через срок - четыре года.
Бюрократические проволочки не позволяли кандидатам собирать подписи до последнего заседания, на котором решили назначить даты выборов. Кажется, сами власти запутались в нюансах.
Например, TAD и Высший совет по спорту (CSD) решили, что выборы должны пройти в рамках собрания членов RFEF. Однако Государственный совет постановил проведение выборов пройдёт на законных основаниях: федерация созовёт не собрание, а Генеральную Ассамблею, как и полагается.
Ещё в 2016 году, когда настала пора переизбирать Вильяра в CSD задумали изменить регламент голосования путём урезания мандатов. Однако федерация целый год на согласование отправляла заведомо неправильный документ, что затягивало новые выборы. Надавили на RFEF в правительстве Испании и премьер-министр, которому опостылел этот конфликт. «При существующей системе голосования Вильяр никогда не проиграет», - говорил тогда бывший сотрудник федерации. За пару лет ничего толком не поменялось.
Asamblea General– высший орган управления RFEF. Состоит из 140 членов, из которых 20 постоянных и 120 выборных. Среди них президенты федераций 19 автономий, президент, а также члены комитетов и профсоюзов футболистов, тренеров и судей.
CSD или Высший совет по спорту – автономный орган, регулирующий деятельность спортивных федераций.
Кто участвует?
Кандидата всего два. Могло быть и больше, но они не нашли поддержки у выборщиков. Так, Мануэль Льоренте в марте объявил о поддержке в пользу Ларреа, а юрист УЕФА (протеже Вильяра) Эмилио Сильверо месяцом ранее рассказал, что ни один президент автономных федераций не поддержал его, поэтому участвовать он не будет.
Кандидат №1. Хуан Луис Ларреа (Сан-Себастьян, 1953).
Хунта власти.
Прозвище: Брат Вильяра.
После ареста Вильяра стал временно исполняющим обязанности президента RFEF. Его карьера большого футбольного функционера началась в 1987 году. Тогда он возглавил федерацию футбола Страны Басков. В то время Вильяр пришёл к власти в испанской федерации.
За 30 лет владычества в баскском футболе Ларреа устранил абсолютно любую оппозицию, а когда кто-то ему мешал, он просил Вильяра помочь. Так было в случае с экс-президентом «Эйбара» Хайме Баррусо в 2012 году. Тогда он попытался что-то изменить, но последовала команда сверху и больше о Баррусо никто не вспоминал.
Пост главы баскской федерации футбола Ларреа совмещал с руководством казначейством в RFEF. Удивительно, как ему удалось избежать преследования властей. Видимо, опыт работы в банке научил скрывать документы и счета. По уставу казначей берёт на себя функции президента в случае исключительных событий, в этот раз – отстранение действующего руководителя.
Ключевая заслуга сеньора – создание в Басконии целой сети полей с искусственным покрытием и модернизация стадионов.
Ларреа принадлежит идея уволить из сборной Марию Хосе Кларамунт. Она была директором «Фурии Рохи» на протяжении шести лет. Её приход в национальную команду связывают с дружбой Пепе Кларамунта (отца) с Вильяром.
Чем она так не угодила? В раздевалке её называли «шеф». А Диего Торрес журналист El País отмечал, что Мария вне сборной вела себя как деспот и не всегда подчинялась приказам Хуана Луиса. Вообще, в сборной она поддерживалась ключевыми игроками, среди них: Жерар Пике, Серджи Бускетс и Серхио Рамос. В разговоре с Ларреа они заявляли, что в случае увольнения Кларамунт, уйдут из сборной. Конфликт удалось замять.
Ларреа – член Исполнительного комитета УЕФА.
Кандидат №2. Луис Рубиалес (Лас Пальмас, 1977).
Хунта оппозиции.
Прозвище: Дофин Вильяра.
В отличие от соперника, Луис – футболист, игравший на профессиональном уровне. В 32 года он закончил карьеру и окунулся в образование: закончил престижный мадридский Университет Камило Хосе Села по специальности адвокат.
В 2010 году Рубиалес не без скандала стал руководить Ассоциацией испанских футболистов (AFE). Можно кратко перечислить достижения Луиса на данном посту:
Повысил статус AFE;
Инициировал в 2011 году забастовку и создание впоследствии создание фонда, гарантирующего выплаты футболистам;
Путём забастовки в 2015 году пытался перераспределить ТВ-права, в том числе, для AFE;
Продвигал идею реабилитации травмированных и завершивших карьеру игроков;
Предложил создание женского AFE. Идея получила единогласное одобрение.
И ещё одно: именно Рубиалес организовал «движение порицания Вильяра», что привело к лишению того полномочий. Луис покинул RFEF и ушёл с поста руководителя AFE, чтобы стать кандидатом на пост главы федерации.
Когда состоятся выборы?
Календарь избирательной кампании выглядит так:
9 марта – крайний срок подачи заявок. Кандидаты обязаны предоставить согласие минимум 21-го члена Генеральной Ассамблеи;
12 марта – утверждение кандидатур;
14 марта – срок подачи апелляции на утверждённые кандидатуры;
15 марта – утверждение кандидатур;
9 апреля – заседание, тайное голосование.
Правила определения победителя просты: из 139 голосов кандидат должен набрать большинство голосов.
Постоянные скандалы с Ларреа
Ларреа в интервью AS: «Вильяр – мой брат, но мне обидно слышать, что я символ «Вильярато». Я считаю, что Вильяр не виновен. Тем более, нельзя говорить о моей причастности к счетам в фондах и офшорах. Я буду баллотироваться на выборах, несмотря на возраст».
После этих слов утекло много воды. Хуан Луис перестал говорить о Вильяре, а его взгляды на ситуацию с выборами резко изменились. Кларамунт он обвинял в хищениях и мошенничестве, а потом уволил.
Викториано Санчес Арминио (глава судейского комитета RFEF). 25 лет у власти
В ходе предвыборной кампании Ларреа серьёзно прокололся. El Confidencial накопал на него достаточно улик, чтобы говорить о невыгодных позициях перед выборщиками. Итак, сеньор стал проводить еженедельные совещания по «промывке мозгов» членам комитетов, якобы повесткой были насущные проблемы футбола.
После одного из таких совещаний он потребовал от главы судейского комитета (Санчеса Арминио) составить документ и разослать судьям-выборщикам. Естественно, текст содержал приказ поддержать Хуана Луиса на выборах. Также Арминио обратился к президенту федерации футбола Кастилии-Ла-Манча с аналогичной просьбой.
На следующем совещании Ларреа поставил вопрос о поддержке в свой адрес перед присутствовавшими. Он привёл пример Арминио и посоветовал им поступить аналогично. Единственным, кто попытался не согласиться, оказался Эдуардо Катурла – руководитель комитета тренеров. На что Хуан Луис ему сказал: «Я плачу им зарплату, значит, сделай, как я прошу. Тренеры национальной сборной обязаны голосовать за меня».
Недвусмысленно он дал собравшимся понять, что противников устранит. Поэтому лучше пойти навстречу. Видимо, сеньор заигрался и следовал принципам Вильяра, решившего договориться перед выборами в 2017 году с членами комитетов и федераций.
Например, Хосе Анхелю Пелаесу (президент Федерации футбола Кантабрии) Анхель предложил 300 тысяч евро якобы на строительство поля и бесплатный билет на финал Лиги чемпионов. Или всё тот же добропорядочный Катурла, отказавший Ларреа, обеспечил четыре голоса Вильяру на предыдущих выборах.
Хосе Анхель Пелаес (президент Федерации футбола Кантабрии)
El Confidencial сообщал о более чем сотни членов хунты Вильярато. Части из неё удалось выйти без последствий, другие – либо за решёткой, либо уволены, либо продолжают сидеть в уютных кабинетах.
Все скандалы вокруг себя сеньор Ларреа сводит к издержкам «грязной борьбы».
…а что Рубиалес?
При этом не надо думать, что Луис Рубиалес – кристально чистый функционер. Он долгое время имел связи с Вильяром. Именно сеньор президент поспособствовал его избранию в AFE. Поэтому в Испании Рубиалеса называют «дофином», то есть наследником престола в RFEF.
Когда в кулуарах федерации заговорили о том, что Вильяр собрался в УЕФА, первым претендентом на его место называли Рубиалеса.
Более того, непосредственное участие в судьбе Луиса принял Хавьер Тебас. Руководитель Ла Лиги (LFP) обеспечил нужные связи Рубиалесу для победы в выборах. Однако затем их отношения ухудшились из-за нового распределения ТВ-прав. Тебаса поддержало большинство голосовавших, против вместе с Луисом был Флорентино Перес.
Тебас и Рубиалес находятся в конфликте с 2015 года. Тогда AFE объявила незаконную забастовку, которая могла кардинально сказаться на Ла Лиге. Сторону профсоюза игроков занял и Вильяр. Однако решение TAD в конечном итоге было исполнено, и забастовка прекратилась.
«Это оскорбление демократии». Скандал с забастовкой в чемпионате Испании
Рубиалес с декабря прошлого года ведёт предвыборную агитацию. Недавно он побывал на похоронах Кини в Хихоне, а после встретился со спортивным директором «Спортинга» и президентом федерации футбола Астурии. На встрече Луис пообещал в случае избрания привезти на «Эль Молинон» сборную Испании в следующем году. Это вызвало бурю негодований среди астурийцев, которые считают, что впутывать память великого игрока в грязные политические игры не нужно.
Анхель Мария Вильяр и Луис Рубиалес
Вильяр верно считает Рубиалеса предателем. Ведь Луис собрал движение «порицания президента». Туда вошли ещё пятеро друзей Вильяра, среди которых и Хосе Анхель Пелаес. Он решил подписать петицию по банальной причине – спасал себя. Теперь на допросах это играет за него.
Самая странная история, случившаяся с Рубиалесом, не имеет общего с футболом. В конце прошлого года в прессу попала информация о возбуждении дела в отношении Луиса. Дело было в его доме в Валенсии летом 2016 года. Он пригласил к себе женщину-дизайнера для того, чтобы та озвучила план работ в помещениях. Когда она рассказывала Рубиалес резко её остановил и нанёс несколько ударов.
Пострадавшая написала заявление и теперь в деле разбирается Суд Валенсии. Луис скрыл этот инцидент ото всех и никак не прокомментировал открывшиеся факты.
Так кто в итоге выиграет?
Коррупция и клановость породили двух кандидатов: Ларреа и Рубиалеса. Они – продукт той системы, которую успешно выстроил Вильяр вместе с победами на футбольном поле и банковскими счетами. К сожалению, он не очнулся, когда следовало, и попытался продолжить своё правление. Но сеньор забыл, что главное в политике – вовремя уйти. Его свергли собственные друзья-соратники по хунте.
Ларреа оставался сторонним наблюдателем при отставке Вильяра, а Рубиалес проводил открытую борьбу против властителя, желавшего ему отдать трон позднее. Луис не стал ждать.
На переднем плане: Хуан Луис Ларреа, Хавьер Тебас, Луис Рубиалес
Но не только к кандидатам есть вопросы. Они имеются и к 139 выборщикам. Вряд ли хотя бы один из них избежал участи вляпаться в Вильярато. По своей или по чужой воле – не важно. Среди них:
Президенты федераций футбола автономий;
Представители футбольных клубов;
Футболисты;
Судьи;
Тренеры;
Представители мини-футбола (игроки, судьи, тренеры).
Поражает процентное соотношение представителей высших (55 человек – 45 %) и низших (65 человек – 55 %) лиг в Генеральной Ассамблеи плюс 19 глав автономных федераций. Врио президента, он же Ларреа, не голосует.
Электорат Рубиалеса составляет, по его словам, 87 выборщиков. Хотя предоставил в избирательную комиссию только 30 подписей, остальные – скрывает. Луис говорит о том, что заручился поддержкой 12 из 19 президентов федераций.
Что касается другого кандидата, то он подал 70 подписей. Важное пояснение – член Генеральной Ассамблеи может одобрить до трёх кандидатов во время сбора подписей.
Можно только предполагать, кто окажется следующим президентом RFEF. Так или иначе, результаты негативно скажутся на испанском футболе. Не только из-за прошлого обоих претендентов на престол, но и настоящего. Так, главные тренеры трёх ведущих сборных Испании (мужской, женской, мини-футбольной) заявили о том, что они против обоих претендентов.
С Хуленом Лопетеги федерация до сих пор не продлила контракт на следующий цикл. Единственная надежда – Фернандо Йерро – спортивный директор «Фурии Рохи». Он способен уговорить Хулена остаться. В любом случае о продлении соглашения с энтренадором объявят только после выборов.
Фернандо Йерро, Хулен Лопетеги, Хуан Луис Ларреа
Победа Ларреа будет означать, что эпоха Вильяра и его соратников продолжится. Эта ситуация напоминает итальянскую, где на своих местах засиделись те, кому за 60. Полное неприятие нового, потакание всему отсталому – вот, что они любят. С другой стороны, «брат Вильяра» состоит в неплохих отношениях с Тебасом. Очередной конфликт между RFEF и LFP не на руку развитию испанского футбола.
Одним из первых решений Хуана Луиса станет признание сборной Страны Басков самодостаточной. Об этом он уведомит УЕФА и ФИФА. Понятно, что территориальная зависимость от Испании не позволит претендовать баскам на вступление в организации, но цель здесь совершено иная: Ларреа вместе с приемником в федерации футбола Басконии (FVF) хочет, чтобы их сборная играла не с условными Гаити или Эстонией, а с командами первой сотни рейтинга. Это позволит зарабатывать больше денег от продажи билетов для бюджета FVF.
Луис Рубиалес давно не находит общего языка с Ла Лигой, но его приход к власти ознаменует реформы и изменения. Хотя фундаментом его власти всё равно останутся члены «старой гвардии», соратники, помогавшие выгнать с трона Вильяра.
На переднем плане: Жозеп Бартомеу, Хуан Луис Ларреа, Флорентино Перес
На итоги выборов могут повлиять и знаковые футбольные люди. Ещё одно противостояние «Барселоны» и «Мадрида» развернётся и во время голосования. Хотя мадридцы не имеют права голоса, так как не состоят в Генеральной Ассамблее, но Флорентино Перес обладает достаточным количеством связей, чтобы оказать влияние на друзей. Скорее всего, Перес поддержит Рубиалеса: «Федерация должна развиваться и модернизироваться. Потому что испанский футбол страдает».
Ларреа неоднократно встречался с президентом «Мадрида» по поводу претензий к судейству. Однако никаких существенных изменений в пользу клуба Перес не добился.
«Барселона», напротив, - участница Генеральной Ассамблеи. И диктует условия федерации. Например, каталонцы желают, чтобы кубок и суперкубок Испании игрались в один матч, а не в два. У Жозепа Бартомеу и его предшественников были неплохие отношения с Вильяром. Ничего каталонцам не мешает вступить с Ларреа в коалицию и привлечь десяток голосов.
Вот и получается, что выборщики будут лоббировать исключительно собственные интересы не на благо испанскому футболу, в котором творится бардак.
Болельщики настроены скептически: «Какой позор для страны, где люди становятся чиновниками и действуют, как диктаторы. Власть развращает. Неужели у нас нет ни одного человека, который бы не был пропитан гнилью и шантажом?»
Краткое содержание:
Вильяр создал коррупционную хунту и правил 29 лет. Его скоро посадят;
В выборах нового президента участвуют двое;
Первый – Ларреа. Прозвище – брат Вильяра;
Второй – Рубиалес. Прозвище – наследник Вильяра;
Оба кандидата – члены хунты Вильяра, как и большинство выборщиков;
Ларреа угрожал и приказывал своим соратникам ставить подписи за себя. Ещё он дружит с Тебасом и Бартомеу;
Рубиалес пару раз проводил забастовки в профсоюзе игроков, которым управлял. Избил женщину. Конфликтует открыто с Тебасом. На выборах его поддержит Флорентино Перес;
Выборы 9 апреля. Ничего это не изменит.
Спасибо за прочтение!
Предыдущие материалы блога:
Боже, храни Лионеля. Как «Барселона» разгромила «Челси»
Дальше без антифутбола. Как «Севилья» сотворила историю
«Барселона» – это чувство». Как стать легендой клуба, не получив за это ни копейки
Чтобы некоторые понимали, Фло не поддерживает Рубиалеса в избиении женщин.
Есть наглядный пример и в Кремле ;)
Да это же просто капец... Что творится в головах этих очумевших от власти чиновников, если они реально верят, что это именно "они платят зарплату"?! Ну прямо из своих собственных денег, похоже... или чиновники в принципе считают общие деньги своими?
А вообще чиновники в целом схожи по всему миру... это типа болезни, синдрома... но все-таки ближе к паразитизму.
От паразитов нужно лечиться, а не выбирать, какой из них больше нравится.
а так, если руководствоваться принципом из двух зол, то надо ставить молодого, однозначно.