Ронни Хельстрём, человек, которого там не было
Если в официальной истории чемпионата мира 78 есть герой, которому приписывают встречу с "Матерями площади Мая", то это Ронни Хельстрём. Вратарь сборной Швеции был одним из лучших вратарей мира в 1970-ых годах (он отыграл 10 сезонов за немецкий "Кайзерслаутерн"). В народной памяти сохранилось, то, что он пришел на площадь, чтобы пройти с женщинами 1 июня, в день открытия чемпионата. Ему даже приписывают торжественную фразу: "Это было обязательство, которое у меня было перед моей совестью". Он никогда такого не говорил, потому что его никогда не было на площади Мая. Что наиболее странное, что в репортаже "Le Monde" говорилось о нескольких игроках, а в легенде о встрече с "Матерями" он оказался в одиночку. Но даже это не все.
Сам Хельстрём опровергал эту легенду в мае 2008 года в интервью журналу "Terra Magazine": "Это был не я. Нет. Я помню, что встречался с "Матерями площади Мая", но я не ходил на площадь. Было несколько игроков, которые там были, двое или трое, но я не помню кто именно", - говорит бывший игрок Эсекьелю Фернандесу Мооресу, одному из аргентинских журналистов, который наиболее детально исследовал то, что происходило во время чемпионата мира.
Кроме того, не совпадают даты: "Le Monde" пишет, что он посещал площадь 8 июня, в то время как во множестве газетных статей говорят о первом дне чемпионата (напомним, что голландское телевиденье включало в трансляцию открытия чемпионата мира кадры с демонстрации "Матерей"). "Я не знал, что в Аргентине есть люди, которые думали, что я там был. Возможно, это случилось потому, что они видели нескольких шведских игроков. Но меня среди них не было", говорит он. Отсюда можно сделать вывод, что корреспондент "Le Monde" просто перепутал имена игроков. Но существует мнение, что на самом деле игроки сборной Швеции, которых (в первую очередь "Матери") считали наиболее солидарными среди всех участников чемпионата мира, просто осматривали туристические достопримечательности и случайно наткнулись на демонстрацию. Хельстрём об этой сцене высказался чрезвычайно лаконично, не дав больше никакой информации: "Мы ехали на туристическом автобусе. Мы знали, что они протестовали".
Ронни Хельстрём
Правда в том, что Швеция была одной из стран, наиболее решительно выступавших против проведения чемпионата мира 1978 года. Один из многих тысяч случаев, произошедших в Аргентине, коснулся их очень близко. Дагмар Халгелин, молодая семнадцатилетняя аргентинка шведского происхождения, проживавшая в Буэнос-Айресе, 27 января 1977 года была по ошибке похищена и застрелена аргентинскими военными. После того как её привезли в здание ESMA [Школа механиков ВМФ Аргентины, основное место проведения пыток и заключения] Хорхе Эдуардо "Эль Тирге" Акоста[1] решил, что он должен убить её, поскольку после возвращения в свою родную страну она могла бы рассказать, что она пережила в аргентинских пыточных центрах, что привело бы к международному скандалу. Исчезновение Дагмар никогда не расследовалось судом, в том числе, видимо, потому, что за похищение был ответственен зловещий Альфредо Астис[2], капитан аргентинской армии, во время Процесса национальной реорганизации[3] работавший под прикрытием в оппозиционных группах, был помилован правительством Карлоса Менемы, закрывшим дело против него.
Дагмар Хагелин
Единственным преступлением Дагмар было то, что её отчим, адвокат Эдгардо Вайсман, защищал в суде членов повстанческой организации "Монтонерос" и через них имел контакты с руководителями этой политической организации. Одной их них была Норма Бургос, жена Карлоса Кариде, одного из руководителей "Монтенерос" и клиента отчима Хагелин. Однажды он отправился на встречу с ней и военные перепутали её с Марией Антонио Бергер, ещё одной из лидеров "Монтонерос". Они похитили её и застрелили "при попытке к бегству" (согласно официальной версии). Между её похищением и её исчезновением (так до сих пор не стало ясно, что с ней случилось, как её казнили и где захоронено её тело), по оценкам, прошло две недели.
Но время чемпионата мира 1978 года Хагелин была просто пропавшей девушкой, и надежда на то, что она найдется живой ещё не исчезла. О неё не было известно ничего с 27 января 1977 года. Её отец, аргентинец шведского происхождения Рагнар Хагелин начал впечатляющую компанию по её поискам. Его усилия был настолько сильны, что даже шведское правительство решило отозвать свое посольство в Буэнос-Айресе, в то время как в то время как всемирно известные деятели (от президента Соединенных Штатов Джимми Картера до папы Иоанна Павла II) интересовались судьбой пропавшей девушки.
Эти события вызвали в Швеции сильное давление на сборную с призывами бойкотировать чемпионат или, или по крайне на самом чемпионате продемонстрировать неудовольствие режимом. Всем игрокам перед отъездом на чемпионат мира задавали вопросы о Дагмаре Хагелин, и все избежали ответа на этот вопрос. За несколько дней до начала мундиаля скандальная газета социал-демократической направленности "Aftonbladet" (наиболее продаваемая газета в Швеции) опубликовала на двойном развороте карикатуру на игроков, где они были показаны со спины. Там, где должны быть расположены номера, находилась фамилия пропавшей девушки.
Если бы кто-то сделал какой-либо жест в поддержку поисков Дагмар, его отце узнал бы об этом. Тем не менее Рагнар рассказывал Пабло Льонто, журналисту и защитнику прав человек, автору книги "La Vergüenza de Todos" (2005) [исп. - Всеобщий стыд] следующее: "Пресса оказывала на шведскую национальную команду, чтобы в Аргентине они выступили в защиту Дагмар. Но, по правде говоря, игроки не сделали ничего. Тренер Аби Эркиссон, заявил, что они отправляются в Аргентину играть в футбол. Я не помню говорил он во время мундиаля или после возвращения в Стокгольм, что в Аргентине мир, и что он не видел трупы на улицах, что ему приписывали. Из остальной части шведской делегации я помню, что из-за скандалов, поднятые в шведских СМИ, руководитель делегации сделал какой-то жест в сторону моей дочери. Шведская команда никогда не заявляла, что не собирается участвовать в чемпионате мира 1978 года из-за дела моей дочери, и это не правда, что вратарь Хельстрём или любой другой игрок присоединялись к "Матерям площади Мая" во время своих прогулок. Они действовали как реакционеры. Возможно, лично, некоторые из игроков выразили сочувствие в связи с этим случаем, но и только".
Сам Хельстрём в интервью Фернандесу Мооресу в 2008 году говорил о спокойствии, которое он увидел в Аргентине. "Мы не можем сказать, что на улице было много полиции. Все казалось нормальным. Конечно, на стадионах во время матча было больше полицейских, но это было ожидаемо. На самом деле, я должен сказать, что мы отлично провели время в Аргентине во время чемпионата мира", - сказал он. Даже демонстрации, которые он видел на площади Мая и к которым не подходил казались ему абсолютно нормальными. Или по крайней мере, не вызывали ничего выходящего за рамки самого поверхностного любопытства о том, что за беспорядки происходят. "Прежде чем отправиться в Аргентину, мы получили инструкции от Федерации футбола Швеции, чтобы мы не говорили о политике или о том, что там происходит. Многие из игроков считали, что это неправильно. Мы были не согласны с тем, что происходило в Аргентине. Но вы знаете, что, как футболист, вы просто пытаетесь сосредоточиться на том, что делаете", - заявил он. Конец истории.
Предыдущие части:
[1] Хорхе Эдуардо Акоста (исп. Jorge Eduardo Acosta, 1941 - ) – капитан аргентинской армии, руководитель "Рабочей Группы 3.2.2" ответственной за пытки и убийства в здании ESMA
[2] Альфре́до Игна́сио Асти́с (исп. Alfredo Ignacio Astiz, 1951 - ) — военный преступник широко известен убийствами британских военнопленных во время Фолклендской войны.
[3] Процесс национальной реорганизации (исп. Proceso de Reorganización Nacional, часто сокращённо называемый Процессом (исп. el Proceso) — название, данное военной диктатуре, продолжавшейся в Аргентине с 1976 по 1983 год, её же лидерами. В самой Аргентине этот период часто называют последней военной хунтой (исп. la última junta militar) или последней диктатурой (исп. la última dictadura).