Фарш (невоз)можно провернуть назад? «МАТЧ!» возвращает платные трансляции
К возобновлению чемпионата России по футболу основной вещатель («Матч ТВ») приготовил сюрприз – топовые игры не бесплатном федеральном канале показывать не планируется.
Все начнется прямо с 21-го тура. Матч «Локомотив» – «Спартак», ключевой для чемпионской гонки – увидеть можно будет только на платном канале «Наш Футбол» (как и еще 5 игр тура). Федеральный канал покажет только две встречи. «Зенит» – «Амкар» (надеюсь, не надо уточнять почему именно эту?) и «Краснодар» – «Ростов». Южное дерби выбрано для показа, судя по всему, исходя из возвращения к тренерской работе экс-главного редактора футбольных трансляций «Матча» Валерия Карпина. Не случайно в субботу, 3-го марта в эфирной сетке в прайм-тайм (15.15) значится «Специальный репортаж. Валерий Карпин. Снова тренер».
Ничего нового в подобной практике нет – еще когда никакого «Матч ТВ» не существовало даже в задумке, НТВ и «НТВ-Плюс» делили между собой игры, и центральные матчи не всегда оказывались на бесплатной «кнопке». Канал «Наш Футбол» распространялся уже не только через систему «НТВ-Плюс», а при РФПЛ появилась «Лига ТВ», уполномоченная этот канал развивать и на нем зарабатывать. Первым капиталом были 34 000 подписчиков (не «НТВ-Плюс», а кабельных сетей), за 1,5 года их число выросло почти в десять раз. Канал отдельно промоутировался и развивался, его ведущие получили нарядные студии и дорогие костюмы, был разработан корпоративный стиль. Казалось, впереди светлое будущее.
Об итоговой коммерческой успешности мероприятия лучше всего говорит тот факт, что никакой «Лиги ТВ» уже давно нет. «Наш Футбол» в известной степени «лежит на боку» – последние годы его развитием, наполнением, и актуализацией «Матч» занимался постольку-поскольку. Все важные игры показывались в федеральном эфире, там же почти весь январь крутили товарищеские матчи российских клубов (например, травму Георгия Джикии любой болельщик мог увидеть в прямом эфире).
И вот – новый (или, вернее, хорошо забытый старый) поворот.
Исходные данные, подталкивающие телевизионщиков к такому решению – были обнародованы 19 февраля. РФПЛ совместно с PwC презентовала комплексное исследование экономики российского футбола. В нем фигурирует просто-таки позорная цифра – процент доходов клубов от продажи ТВ-прав. Суммарно на лигу он составляет 3,5%.
Комментируя эту цифру, президент РФПЛ Сергей Прядкин грустно заметил, что хотел бы увидеть, продажу прав на российский футбол хотя бы за 100 млн долларов. И добавил, что шансов на это практически нет.
Для сравнения – бундеслига по текущему контракту получает от телевидения гарантированные (без учета продаж прав в другие страны) 1,16 миллиарда (!) евро.
Различного рода исследования, красивые таблицы, яркие диаграммы от консалтинговых компаний, изучавших российский футбол, мы видели и ранее. Первую подобную презентацию проводил Валерий Газзаев – в те годы, когда пытался создать так называемый «Объединенный чемпионат». Проблема у всех этих материалов одна – их практически полная практическая неприменимость. И вроде как Лига печется о своем деле, заказывая серьезные исследования, и сами они красиво оформлены, да толку – никакого.
Очевидно, что смена идеологии показа российского футбола на «Матч ТВ» напрямую связана с перестановками внутри самого холдинга. Формально новая команда управленцев должна приступить к делу 19-го марта, но понятно, что различные процессы ими уже запущены. Слухи о том, что федеральный канал будет уходить от большого количества спортивных трансляций в пользу развлекательных программ - ходили давно. Теперь этому есть подтверждение.
Очень забавно, что пытаясь «реанимировать» интерес публики к тематическому каналу «Наш Футбол», холдинг, по сути, противоречит своим же действиям в последние годы. Сначала чемпионат России стал показываться максимально широко – и смысл подписки на «Наш Футбол» для многих девальвировался до почти нулевой отметки. Из тематических программ там можно выделить ток-шоу «8-16» Александра Шмурнова, и узкоспециализированный «Свисток» Владислава Батурина. Но предположить, что кто-то будет покупать подписку только ради этих программ – странно. Почти все время своего существования «Матч» был озадачен флагманской вывеской, спутниковые каналы жили в режиме «второго окна», степень внимания к ним легко прослеживается по расстановкам матчей в эфирной сетке (не только российских), комментаторов в расписании, и гонораров, получаемых ими за работу. «Матч» по этой части находится ниже спортивного канала «Виасат» (в основном показывающего американские и студенческие лиги), ниже «Евроспорта» и даже ниже «Силы ТВ» («Телеспорт»), транслирующей в интернете все матчи чемпионата Испании (а так же всю Олимпиаду).
Судя по всему, о том, что поток государственных денег (или от уполномоченных государством компаний) на спорт будет снижаться – знают уже все. И телевизионщики, и представители спортивного мира. К слову, телевизионный контракт РФПЛ истекает в этом году. В новый (предлагаемый «Матчем») уже заложена возможность исключительно платного показа центральных матчей чемпионата России.
Таким образом канал (а вместе с ним и РФПЛ) снова попытается заработать на трансляциях. Вряд ли эта идея может видеться перспективной – современный зритель легко находит альтернативные источники телевизионной картинки, не требующие установки спутниковой тарелки. Наверняка, подписки на «Наш Футбол» несколько вырастут, но в масштабах страны это будет каплей в море. И те самые 3,5% никак не изменятся. Убедить зрителя, привыкшего за время существования «Матча», что самые топовые трансляции ему предлагают бесплатно, снова оплачивать их – нереально сложно. Тем более, что всяким «показам в интернете» регулярно сопутствуют технические проблемы, когда трансляция куплена, а посмотреть ее невозможно.
Любопытно, кстати, как на это смотрят рекламодатели – все-таки уровень интереса к играм «Локомотив» – «Спартак» и «Краснодар» – «Ростов» совершенно разный. И если рекламировать во время топовых игр РФПЛ свой товар или услуги можно будет только на платном канале – то в чем смысл такой рекламы?
Кто точно окажется в выигрыше – спортбары и рестораны, позволяющие смотреть футбол. Новые посетители придут уже 4 марта. Посмотреть, как решается интрига в споре за золото чемпионата России по футболу.
Но когда Газпром вместе с МатчТВ зачистили поляну полностью, не оставив никакой альтернативы, тогда и происходит такое, что даже 100 миллионов за пакет для Лиги кажутся чем-то недостижимым.
Хотя я думаю, что дай Спартаку самому распространять свои права (не Трахтенбергу конечно, а вменяемым маркетологам), то 30, а то и 40 миллионов можно было бы заработать только на этом.
Конкуренция - двигатель прогресса. Это аксиома.
Ничего не имею против других национальностей, только приветствую, даже если с акцентом, но главное необходимое качество комментатора - грамотная речь, потом дикция и только потом знание предмета. Что трудно найти человека который умеет нормально говорить?
Смотрел всю Олимпиаду на Телеспорте в интернете, какая же красота! Ни криков, ни оров, только грамотная речь и спокойная аналитика. Как на курорт съездил. Значит все-таки есть кадры в стране и проблема в организации.
Кроме мощных лучей ненависти в свой адрес Матч-ТВ ничего от этого сейчас не получит.