Как Взлетал, умирал и...снова Взлетал Настоящий Спартак!
1995г. СПАРТАК- 6 ПОБЕД ПОДРЯД в ЛИГЕ ЧЕМПИОНОВ! Здесь,на фото,отсутствует один из героев той осени- атакующий левый защитник Р.МАМЕДОВ!(его заменял Д.Ананко),а так СОСТАВ,самый что ни на есть,ОПТИМАЛЬНЫЙ!(к сожалению из него слегка выпал такой Эстет и Гигант Паса,как А.ПЯТНИЦКИЙ!- несколько подсев на самом финише сезона...)
Спартак осенью 1995... Шесть побед подряд в Лиге Чемпионов!- конечно же, это уже одно, само по себе делало ту осень какой-то неповторимо особенной для всего российского футбола!.. И тем не менее, даже не это, безусловно столь значимое, а в чём-то и неповторимое турнирное достижение- было тогда главным... Куда важнее, без всяких сомнений, тогда была именно её Величество Игра, в очередной раз воплощённая в подобие Произведения Искусства и подаренная миллионам болельщикам и ценителям НАСТОЯЩЕГО Футбола, Олегом РОМАНЦЕВЫМ... Да,многое, очень многое тогда сохранить не удалось, даже к весне 1996- к новым баталиям в Лиге Чемпионов, не говоря уже о последующем Чемпионате Европы в Англии. По Золотому Спартаку- победной Осени 1995- а косвенно и по вдохновляемой его игровыми Импульсами сборной России- стали бить, что называется, прямой наводкой: Никто на Западе, а правильней сказать, в недрах её "спортивно"-политической закулисы, конечно же, никто не мог тогда позволить, чтобы столь знаковый и народный клуб, не говоря уже о Сборной России!- сумел добиться по-настоящему громкого, важного и исторического успеха, в таких знаковых турнирах, как будь то Лига Чемпионов или тем более, Чемпионат Европы...
Ельцинская Россия, середины 90-ых, даже на футбольном поле, по негласным и невидимым инструкциям тогдашних Мировых Закулисных Архитекторов, имела право только...последовательно и неумолимо исчезать с исторической авансцены, или в лучшем случае...трагически проигрывать. И уже зимой, в межсезонье, по каким-то странным, непонятным, но вместе с тем, как объясняли нам, "неумолимым и неизбежным" обстоятельствам(и закулисным интригам с трансферами) из Спартака, прямо перед решающими и важнейшими матчами 1/4 финала,против чемпиона Франции, стали, без преувеличения, выбиваться целые звенья...и годами наигранные игровые сочетания и творческие наития: Василий Кульков(столь колоритно тогда проявивший себя, осенью 1995, как даже не играл он в свои предыдущие,молодые годы, на столь творчески-знаковой для Спартака, ключевой позиции центр.опорного полузащитника!), Сергей Юран(пришедший вместе с Кульковым из Порто, и буквально сразу,почувствовавший и воспевший на поле исконно Спартаковский игровой Почерк, как будто он,ещё изначально,буквально был рождён для него!..)
А следом за ними, хитрый и хищный Вороний глаз, наметил и выхватил из Спартака и его капитана, и одну из главных стержневых фигур- атакующего защитника-конструктора Виктора ОНОПКО- причём, опять-таки, по каким-то "случайным" обстоятельствам, и Онопко(как и вырванные в Милуол, Юран с Кульковым!) был выхвачен не в,уже казалось бы сложившийся для него вариант с чемпионом Испании- Атлетико, а в посредственно-безликий клуб...Овьедо, где он даже априори, не мог сохранить бы тот свой впечатляющий пассионарный Порыв осени 1995, а следовательно, и зажечь и вдохновить им игру российской сборной на Чемпионате Европы в Англии... Во всём, опять-таки, повторяю, чувствовался тогда...закулисный Вороний привкус и потаённо хищный беспощадный оскал... И Спартак, увы, тогда рухнул, а правильнее сказать, был просто ОБРЕЧЁН рухнуть...учитывая, что на дворе стоял(или наступал) 1996год. Конечно,возрождённым стержнем Спартака- а вместе с ним,и Сборной России!- и их угасающих игровых и творческих порывов мог тогда вновь стать такой замечательный полузащитник-стратег и гигант паса, как Андрей ПЯТНИЦКИЙ, но и он,увы,видимо, по какой-то, уже подсознательно-трагической тенденции, сник...и столь же трагически и неумолимо был упущен для нашей сборной...
Но а совсем тогда ещё юный Д.Хохлов и особенно,как-то сразу, заметно робкий и вторичный в зрелости игровых решений на поле-В.Радимов(привлечённые в сборную из столь близкого по духу романцевскому Спартаку- тархановского ЦСКА) явно были не способны закрыть, столь роковые в стратегическом отношении, бреши на ключевых позициях в Средней линии поля, да ещё в матчах...против Италии и ФРГ... Конечно,Олег Иванович мог тогда, не то чтобы даже рискнуть, а просто довериться на позиции ключевого центрального полузащитника, неувядаемой интуиции и столь же непреходящей зрелости игровых ходов в Середине поля Игоря ШАЛИМОВА(пусть,возможно,и находящегося уже не в лучших своих физических кондициях), вкупе с по-прежнему вдохновенным в своём искусстве неумолимого дриблинга С.КИРЬЯКОВА- на фланге и острие атаки...но,по каким-то,видимо столь же неочевидным и ускользающе-скептическим причинам, Олег Иванович на эти решения не решился, а точнее сказать, они, как и в случае с Пятницким (или же вариантом с переводом Цымбаларя с фланга- на позицию поднападающего-в помощь Мостовому!..) проплыли мимо него, как,наверное,проплыло и всё другое, казавшееся столь близким, но,вместе с тем, ставшее столь роковым и недосягаемым, в тот трагический и...глубоко ельцинский 1996год...
И тем не менее,в матче с немцами,сборная России,даже с юным Хохловым и иллюзорным Радимовым, и по-сути лишь с одним(!) МОСТОВЫМ в центре поля, держалась на равных, практически весь матч,а порой была близка и к перехвату инициативы!- и лишь оставшись в самом конце встречи в меньшинстве(после сверхсомнительного удаления!) окончательно рассыпалась, пропустив за считанные минуты,на контратаках, два мяча... Но это,конечно,было слабым утешением... А Олег Иванович вновь вернулся в свой Спартак, и вскоре, на замену Пятницкому,Мостовому,Ледяхову,Карпину, выдал из его недр новых замечательных Художников и Поэтов Середины поля, во главе с АЛЕНИЧЕВЫМ, Тихоновым, и конечно же, совсем ещё юным, но уже по-Спартаковски цельным, и по-Гавриловски изящным и ювелирным в решениях Егором ТИТОВЫМ!- Спартак-совсем ещё юный!-но дошедший почти до самой вершины Кубка УЕФА!- разгромивший Аякс и едва не переигравший(по Игре!) сам миланский Интер(тогдашнюю Сборную Мира!), во главе с РОНАЛДО, ДЖОРКАЕФФОМ, Саморано, Винтером и Х.ДЗАННЕТТИ!.. Но это,уже,конечно, во многом другая история...
Но а Спартак осени 1995...конечно же,никогда не уйдёт из Памяти Спартаковских болельщиков, да и просто всех НАСТОЯЩИХ Ценителей Футбольного Искусства, и на десятилетия, а,возможно, и НАВСЕГДА, будет тем Маяком, по которому, они будут сверять Творческие Импульсы и Творческие Вершины всех наиболее знаковых в будущем Отечественных клубов и сборных...