3 мин.

Кто устроил беспорядки в Бильбао? Это не фанаты «Спартака»

Специальный корреспондент Sport24, работавший на матче «Атлетика» и «Спартака», объясняет, что на самом деле произошло перед игрой.

Во время беспорядков в Бильбао умер полицейский. Это ужасная трагедия, которой не должно было случиться.

Но в реакции испанских медиа есть какая-то двуличность. Все эти дни они (особенно местный El Correo) накручивали ультралевых радикалов, кажется, и знать не знавших о фанатах «Спартака», пока им не подали определенные события в определенном ракурсе. И не сказали, что у «Спартака» даже игроки нацисты, приведя в пример ту самую историю с Джикией и «шоколадками».

Если задачей было показать, что от русских одни проблемы, предматчевые статьи, факт приезда фанатов из России и смерть полицейского действительно можно уложить в цепочку («Смотрите, мы же говорили!»), но правда в том, что эта цепочка кривая.

Несколько дней ультрас «Атлетика» впитывали информацию о страшных русских фашистах, которые сметают все на своем пути. При этом проход спартаковских болельщиков к стадиону обходился без каких-либо эксцессов ровно до того момента, пока на площади перед ареной местные не встретили их свистом и показательной демонстрацией шарфов «Атлетика». Именно там начались локальные стычки, которые переросли в перебрасывание бутылками и файерами, зажигавшимися со стороны басков.

В колонне спартаковцев я видел детей и целые семьи, а самой исполняемой песней по ходу движения была «Катюша» – как будто в насмешку над разговорами о злых фашиствующих русских, которые приехали разрушить этот город. На площадь спартаковцы тоже заходили под «Катюшу», и, если бы баски понимали смысл этой песни, они встретили бы ее не свистом, а поддержкой. Во время своего марша они демонстрировали симпатию к Советскому Союзу – где она была в этот, самый подходящий момент?

Не знаю, был ли на этой игре один из организаторов антифашистского марша Кепа, за день до игры ставивший диагнозы фанатам «Спартака», но в уверенности, с которой он повторял «Русские – фашисты», было что-то сектантское. Нежелание разбираться в вопросе в итоге привело к тому, что русские стали виноваты уже потому что они русские. Частное стало общим и раздулось до невероятных размеров.

«Мы видели, что было на Евро» – говорил до игры Кепа. «Мы видели, что было на Евро» – повторяли в той самой школе около стадиона, где родителям в день игры рекомендовали оставить детей дома (на самом деле, это только одна школа и в реальности она спокойно работала до 6 вечера).

А теперь мэр Бильбао пишет в твиттере: «Не возвращайтесь в Бильбао! Мы не хотим вас видеть! Никакой толерантности. Тот, кто это сделал, заплатит за это».

Эмоции понятны. Местная полиция не смогла предотвратить беспорядки, но не русские их искали. Можно ли было не отвечать на провокации? Каждый решает сам. Но нет ничего глупее, чем фотография задержанного рэпера ST, впервые приехавшего со «Спартаком» в Европу и не имевшего отношения ни к каким беспорядкам, в окружении полицейских. Когда он говорил Sport24, что в этой поездке будет все, чтобы он остался доволен, вряд ли он имел в виду именно это.

Если испанцы действительно хотят найти виноватых, искать, скорее всего, придется не там. А среди своих – кого-то из тех, кто продолжал атаковать полицию в переулке, даже когда на площади перед стадионом все закончилось. Даже когда получившего инфаркт полицейского уже увезли в больницу (о том, что он скончался, стало известно во время игры).

Момент с его падением попал на камеры и выложен в местных медиа, а яркая вспышка за спиной, после которой он, возможно – это нельзя утверждать наверняка, и получил сердечный приступ, пришла оттуда, где ориентировочно находились ультрас «Атлетика».

Фанаты «Спартака» концентрировались ближе к стадиону – у входа на гостевые сектора. И атак на полицейских с их стороны не было – они были последними, кто был в них заинтересован. А баски и во время «антифашистского» марша выражали недовольство, что им не дали добраться до сидящих в кафе русских. В их понимании это, видимо, пособничество «фашизму».

Всего этого просто не должно было быть.

Ярослав Кулемин, sport24