14 мин.

Гасперини о становлении тренера, подготовке к матчам и разнообразии в футболе

— Мистер, давайте сначала поговорим о начале тренерской карьеры. С чего начинается путь в профессии?

— Не существует какой-то проторенной дорожки. Можно начать с молодежной или основной команды, в дивизионе ниже или выше. Истории тренеров сильно различаются: у кого-то получается идти прямиком к цели, кому-то приходится пройти несколько раз в обход. Лично для меня юношеский футбол стал отличной школой.

— Что ещё важно, когда начинаешь тренировать?

— Необходимо всегда держать в уме, что быть тренером — это не то же самое, что играть на поле. Нет правила, что каждый бывший игрок может стать тренером, здесь нет одномоментного перехода. Это совсем другая профессия с другими задачами. В основе лежит предрасположенность к тому, чтобы хотеть передать что-то другим.

— Многие не справляются?

— Сначала я вообще не думал, что буду главным тренером. Я хотел остаться в футболе, но я был счастлив тренировать юношеские команды и передавать свой собственный опыт. Я никогда даже не думал работать с профессионалами. Это вызрело с годами. Я всегда хотел заниматься воспитанием, конечно, в связи с моей страстью к футболу, но также это был способ испытать себя. Я был рад находиться с ребятами, быть на футбольном поле. Первая проблема, с которой ты сталкиваешься, — дидактическая. Ты спрашиваешь себя: «Что я должен делать? Какие упражнения? Чему я хочу научить?» Это процесс созревания, ты изучаешь сам себя. Сперва ты должен разработать методику своей работы, основываясь на способностях и потенциале ребят в твоей команде. Это то, что уже заставляет тебя готовиться. Это не инстинкт. Если у тебя есть дети определенного возраста, ты должен адаптироваться к их эмоциональному, физическому и спортивному уровню.

— Вы вдохновлялись какими-то конкретными примерами?

— С самого начала я ориентировался на профессионалов. Хотя способности юных игроков отличаются от взрослых футболистов, некоторые виды тренировок применимы в молодежном футболе. Одни и те же упражнения могут выполняться и профессионалами, и молодежью. Я не хотел передавать только то, чему сам научился в детстве, потому что системы и знания постоянно совершенствуются. И я стал к этому готовиться.

— Как?

— Есть курсы подготовки, и они очень важны. Ты входишь в систему, отличающуюся от мира футболиста, ты работаешь над своей собственной командой. Даже здесь все может быть очень по-разному, и не только в плане тактики. Часто тактику мы любим больше всего, однако она не является единственным важным аспектом, уж тем более для молодых игроков. Этот этап помогает тебе создать свой собственный метод, тем не менее это совершенно иной мир. У тебя в распоряжении 11 игроков и запасные, и ты должен изучать не только их, но также и самого себя.

— Есть ли какие-то необходимые шаги для того, чтобы стать тренером?

— Я считаю фундаментальной способность передавать свои идеи как молодым игрокам, так и первой команде. Передавать игрокам свои идеи, делать так, чтобы они понимали твои тренировки, чтобы они были заметны в игре твоей команды.

— О передаче... Необходимо пытаться внедрять в команде свою собственную игровую модель или же адаптировать ее под характеристики игроков?

Я считаю, надо начинать с того, что имеешь. Я не думаю, что тренер способен дать игроку что-то большее, чем у него есть; скорее он может извлечь максимум из его способностей. Мы не должны думать, что тренер может превратить обычного игрока в великого чемпиона; главная цель здесь — полностью реализовать потенциал футболиста, исходя из его характеристик. Чтобы это получилось, важно работать с самим человеком, найти то, что вас связывает друг с другом. А затем повторить этот процесс еще с 25 людьми, играющими в команде. Одни тренеры пришли к успеху, опираясь на свои тактические способности, другие — на коммуникацию.

— Получается, не существует единого метода. Скорее наоборот.

— Существуют примеры тренеров-победителей, каждый из которых руководствовался совершенно разными методами: кто-то проводил много времени на тренировочном поле, кто-то фокусировался на других вещах. Важно наладить передачу идей, которые будут выливаться в игру на поле, ведь в конечном итоге все измеряется лишь результатом — он говорит, хороший ты тренер или нет. Хотя лично для себя я могу думать иначе, тем не менее я считаю, что главный успех заключается в достижении цели, и это не только победа в чемпионате, но и внедрение новых идей, создание благоприятной атмосферы в команде. Результат — это не обязательно победа, это еще и рост — самая важная цель. Необходимо ставить себе реалистичные задачи, выполнимые, но и не слишком простые. В противном случае ты рискуешь вечно быть разочарованным. Кто влюблен в футбол, испытывает прекрасное чувство, когда получает удовлетворение от тренерской работы. Это не должно тяготить. Оно само по себе должно дарить удовлетворение. Это очень важно при формировании климата в команде.

— Что вы вкладываете в определение команды?

— Мне важно, чтобы была атмосфера, где все мыслят в одном направлении, где существуют альтруизм, доступность и желание достичь результатов вместе. Но надо отметить, что в футболе есть примеры команд, где споры и разногласия являются обычным делом, но они все равно достигают результатов. Это разнообразие футбола. В одной среде какое-то поведение будет восприниматься нормально, а в другой — хуже. Тренер принимает решения и, следовательно, сталкивается с критикой и нетерпимостью. Так же, как родители и учителя. А в профессиональном мире возникают уже экономические интересы: нужно поддерживать отношения с руководством, публикой, медиа. Ситуация настолько сложная, что было бы слишком самоуверенно сказать: «Окей, делай вот так». Результат достигается разными путями.

— Футбол, со всей его изменчивостью, одна из сложнейших систем для измерения.

— Поскольку я не могу контролировать абсолютно все, по своей природе я склонен придавать большое значение профессионализму, который заключается в игровом прямоугольнике, 105 на 68 метров. Просто потому, что остальное я не могу контролировать, а здесь я чувствую, что могу больше повлиять на происходящее. Но это все часть моей природы. Я восхищаюсь тренерами, которые уделяют меньше внимания этому аспекту и все равно достигают больших успехов. По природе своей я более технического склада: я скрываюсь от проблем на поле, хоть и осознаю важность остального. Мое внимание всегда сконцентрировано на проблеме, которую мы можем испытать на поле, на технической и физической стороне вопроса, на подходе к игре. При этом я сознательно уделяю меньше внимания другим аспектам.

— Как много времени требуется на построение идентичности команды?

— Не очень много. Эта задача всегда зависит от результата: если он есть, тебе будет проще. Особенно если ты приходишь в новую команду. Важно изучить характеристики игроков и спросить их про их собственные цели. В футболе группа делится по ролям. Игроки обязаны думать о своей роли в отношении команды, своих партнеров, роли важны. Однако все игроки должны чувствовать себя удовлетворенными тем, что они делают, а не только те из них, кто забивает голы. Так ты создаешь правильно работающий механизм. Поскольку на поле одиннадцать игроков, а их роли варьируются, всегда будет неопределенность, но ты все равно должен создать команду. Все, что происходит вокруг тебя, будет мешать этой концепции, потому что в футболе преимущественно соревнуются в оправданиях. «Почему ты плохо сыграл?». — «Да я был не на своей позиции» или «Да мне плохие пасы давали»... Когда ты начинаешь обходиться без оправданий, ты уже чуть продвинулся вперед. Тренерская работа — немножко как готовить: если ты хочешь испечь вкусный пирог, нужны правильные ингредиенты. Только здесь ты не можешь взвесить их, ты сам должен знать, когда достаточно сыпать. Так что твоя работа заключается в создании правильной смеси. Это работа без передышек, ты не можешь просто пойти домой и отключиться. Всегда есть что сделать, всегда есть что улучшить. Ты должен найти баланс. Но это отличный челлендж.

— Прямо как в мире коммуникации.

— Здесь нужно быть осторожным. На профессиональном уровне коммуникация — это еще один аспект, которым нужно управлять. Некоторые показывают себя лучше с этой точки зрения, некоторые нет. Сейчас это определяющий фактор, гораздо важнее, чем был раньше... Он позволяет получить дополнительное преимущество.

— Мистер, мы попросили исследователей Пизанского университета провести беспрецедентное исследование над «индексом атакующей игры команды», чтобы увидеть, насколько опасны ее атаки и владение мячом. Этот индекс основан на предпосылке, что владение мячом часто «стерильно», если происходит вдали от ворот соперника. Исследователи изучили способность команд играть близко к воротам соперника, приписывая разный вес каждой зоне на поле в зависимости от ее опасности (возможности из нее забить). Они взяли данные по прошлому сезону «Аталанты» и «Манчестер Юнайтед» и изучили частоту владений. «Аталанта» вторгалась в зоны соперника чаще и с большей скоростью, чем команда Моуринью. Неплохо...

— В футболе столько исследований, вокруг нас сплошные цифры, но таких, которые имеют смысл и дают нам значимую метрику, не так много, и мы их ценим. Многое, например, зависит от типа игры. Иногда мы забываем учитывать, что часто ритм игры задает соперник, поэтому сколько вы пробежали или отработали за матч — не всегда показатель. В общем, некоторые параметры, разумеется, являются индикатором хорошего состояния команды, но они не всегда правдивы в отношении ее производительности. Некоторые показатели существенны, другие только развиваются, так что очень сложно создать картину матча только с помощью цифр.

— Вы уделяете много времени видео при подготовке к матчам.

— Для меня работа с видео — это просто фантастика. Wyscout повысил образовательный, технический и методологический уровень тренировок. Видеозаписи удобны, но еще ведь нужно проделать работу по тому, какие из них выбрать. Видео не обманывает — вот в чем суть. Оно заставляет тебя смотреть на реальные вещи. Это огромная помощь тренеру, потому что это не мнение, не попытка убедить тебя. Можно увидеть тайминг, пространство и расстояние, и это отличный способ совершенствовать игру, работая в непосредственном контакте с игроком. Это полезно для тренера, чтобы ему доверяли, и для игрока, потому что так его можно в чем-то убедить. Если игрок не понимает ситуацию, до него становится трудно достучаться. А так они сами все видят, у них появляется больше возможностей исправить и улучшить свою игру. Видео также уменьшило время, нужное на скаутинг. Теперь ты смотришь игрока на видео и, если он тебе становится интересен, едешь просматривать его вживую. На это был у всех высокий спрос. Мы первыми начали использовать Wyscout в «Дженоа» в 2006 году (главный офис Wyscout находится в Кьявари, в получасе езды от Генуи. — Прим. пер.). А теперь все в восторге от этого; ты даже можешь показать это тренеру-любителю, и он будет впечатлен, потому что в этом заключена суть футбола.

— Смотреть видео значит готовиться к игре.

— Было время, когда люди думали, что бесполезно смотреть, как играет соперник. Считалось, что важно только лишь сыграть в свою собственную игру, но как методология это несколько рискованно. Раньше было тяжело следить за соперниками, но сейчас мы хорошо их знаем. Возможно, ты утратишь некоторые способы удивить соперника, но зато будешь лучше готов к нему. В клубах увеличилось количество видеоаналитиков и скаутов, но затраты на процессы при этом стали меньше.

— Давайте поговорим о данных. Используя приложение Rankings на платформе Wyscout, мы проанализировали показатели «Аталанты» и «Боруссии» Дортмунд в своих чемпионатах. Это может быть интересным способом для подготовки к следующему матчу Лиги Европы (интервью было опубликовано 12 февраля, до первого матча с «Боруссией». — Прим. пер.).

— Это полезные показатели для подготовки к матчу. Например, если в Бундеслиге наш соперник — одна из лучших команд по точности передач (на втором месте после Баварии с 86,3%. — Прим. пер.), то это хороший знак, он говорит о том, что команда хороша в плане техники. Смотря на статистику ударов в створ, я могу понять, что дортмундцы очень опасны в фазе завершения атак. Если я смотрю на цифры каждого игрока, то понимаю, что, например, стоит играть плотнее с этим конкретным игроком, а не с тем, кто менее опасен в атаке. Но в основном при подготовке к матчу я предпочитаю уделять больше внимания видеозаписям. Мне было бы сложнее придумать контрмеры, исходя только из цифр, в ряде случаях нужно понять, как именно их интерпретировать. 

— Кстати, интерпретация текущей игры является еще одним основополагающим фактором для тренера.

— Чтение матча — еще одна способность тренера, позволяющая предвидеть сложные моменты у своей команды и успеть исправить их или найти слабое место соперника — это также часть стратегии... Иногда замена может выстрелить, а иногда и нет.

— Вы больше подстраиваетесь под соперников или стараетесь играть в свою игру?

— Это тоже зависит от многих факторов: соперник, твои игроки, какую цель ты ставишь перед собой в матче. Будешь ли ты доволен ничьей? Или тебе нужно побеждать? Ты ведешь, но как планируешь сохранить преимущество? Столько раз я собирался провести замену, чтобы как-то исправить проблемы в составе, и нам успевали забить гол до того, как мяч покидал поле. Тогда я думал, если бы я успел сделать замену, может быть, тогда мы бы не пропустили? Но происходит и наоборот. Это тоже опыт. Я бы сказал, что нам предстоит научиться контролировать энергию, которую мы пока не знаем, как сдерживать. Возьмем в качестве примера «Аталанту».

— С радостью.

— В прошлом году в конце чемпионата мы оказались на четвертом месте с 72 очками. У нас внутри была энергия, которая позволяла нам побеждать в играх, которые мы могли и проиграть, потому что у соперников тоже были опасные моменты, но было что-то, от чего их игра была тяжелой — как я могу оценить это количественно? В таких играх ты побеждаешь, потому что эта тяжесть — действительно сильное чувство. Тем не менее, когда я пересматриваю игры, я вижу, что были моменты, когда все могло пойти не так. Можно называть это удачей или невезением, но как мы можем взвесить эти факторы? Иногда команды, кажется, имеют цель, но потом как будто сбиваются с нее и упускают момент, как «Интер» и «Рома» несколько недель назад, когда они были наверху таблицы, но затем потеряли что-то и остановились. Такое происходит со многими командами. И в итоге ты теряешь 10 очков за месяц. Как решить эту проблему, как вести себя в таком случае? В работе с командой есть еще и другие компоненты помимо статистики и видео.

— Это вопрос атмосферы.

— Я очень верю в благоприятную атмосферу. Вот вам еще пример: мы собираемся играть с «Миланом» на «Сан-Сиро», и у нас равное количество очков. Они разочарованы своим положением в таблице, а мы своим вполне удовлетворены. Очки равны, но взгляд на ситуацию разный. Существуют и другие факторы, но, так как я не могу их контролировать, я полагаюсь на тактику... А ведь еще есть и суеверия. Я избавился от всякого рода суеверий, дабы не сойти с ума. Так что, если вы меня спросите, я отвечу, что верю в поле. На поле для общения в команде не нужны слова, важнее взгляд: визуальная коммуникация — это самое важное, мы можем понять друг друга с одного взгляда, и я всегда точно знаю, как ты подашь мне мяч. Эта сыгранность формируется спустя время, а не в первый же день. Мы играем вместе, и я знаю, предпочитаешь ты принять мяч под правую или левую ногу или на ход. Эти вещи могут привести к голу, сделать результат. Таким образом, это становится техническим приемом, и мне это очень нравится.

 

Также вы можете прочесть интервью на английском или итальянском языке.

Перевод Алексея Приловского, отредактировал Влад Андерсен.

Wyscout