В Лондон попали, но работать надо
Сборная Уругвая по футболу впервые с 1928 года года пробилась в финальную стадию Олимпийских игр. Нынче в этом турнире играют молодёжные сборные, но и к ним приковано большое внимание журналистов и болельщиков, ведь многие из тех, кто выступал в Судамерикано до-20, в ближайшее время станут звёздочками мирового футбола и лидерами своих национальных команд.
В 1928 году сборная Уругвая, настоящая, самая что ни на есть основная, в тяжелейшем двухматчевом противостоянии на амстердамском стадионе сумела превзойти вторую на тот момент по силе сборную мира — Аргентину — и стала дважды подряд олимпийским чемпионом, подтвердив свой статус сильнейшей сборной планеты. Спустя два года эти же сборные сошлись в финале первого Мундиаля, организованного ФИФА. На Олимпийские турниры настолько сильно махнули рукой, что уже в 1932 году в рамках X Олимпийских игр, прошедших в Лос-Анджелесе, футбол не был представлен даже в качестве показательного вида спорта. Уругваю, Аргентине, Бразилии, Италии, другим европейским футбольным державам ОИ, по сути, стали мало интересны. В 1936 году Витторио Поццо, конечно же, здорово откатал молодёжь, ставшую костяком для «Скуадры Адзурры» на ЧМ-1938, но всё же престиж олимпийского футбольного турнира впоследствии поддерживался разве что среди стран социалистического блока — уже после окончания Второй мировой войны.
И как-то так незаметно, потихонечку, разговоры о великой победе сборной Уругвая в 1928 году свелись к тому, что ФИФА приравняла её к победам на чемпионатах мира, как и титул 1924 года. А вот про то, что при разных форматах отбора сборная Уругвая впоследствии, с того самого 1928 года, так ни разу и не попадала на ОИ, говорил мало кто. Вот в России убиваются — дескать, выиграли золото в 1988 году, а потом не попадали на Олимпиаду ни разу. А вы представьте себя на месте уругвайцев, де-факто и почти де-юре четырёхкратных чемпионов мира, которые в ОИ не участвовали 84 года!
Итак, с определённого момента (а именно, с отборочных игр к ОИ-1992) ФИФА постановила: в олимпийских турнирах играют только молодёжные составы. Затем добавляли всяких «дядек», чей возраст превышал 23 года (так олимпийским чемпионом 2008 стал, скажем, Рикельме). Но основа — молодёжь. Проблема для (юношеской/молодёжной) сборной Уругвая заключалась в том, что с первой половины 1980-х годов она эти самые молодёжные чемпионаты Южной Америки выиграть не может. Были вице-чемпионами в 1983, 1985, 1987, 1992, 1999 годах, но последний титул был завоёван в 1981 — потом уругвайцы дошли до 1/4 финала молодёжного ЧМ, тогда играли Хорхе Да Сильва, Карлос Агилера, Даниэль Гутьеррес, Энцо Франческоли… Но проиграли румынам в Мельбурне.
Ещё один фактор, который препятствовал уругвайцам пробиться на ОИ в последние лет 20, стала странная система квот между конфедерациями, которую внедрила ФИФА. Давайте взглянем на выступления южноамериканских (полу-)молодёжных сборных на последних ОИ. Сидней-2000: Чили — бронзовый призёр, Бразилия уступила в доп. время будущим чемпионам, камерунцам. Афины-2004: южноамериканский финал — Аргентина — Парагвай. Пекин-2008: Аргентина — чемпион, Бразилия — бронза. И это при том, что южноамериканцы играли друг с другом в полуфинале. Итак, две вакансии всего. У Азии — четыре путёвки (Азия — это вообще где такое на футбольной карте мира находится?), у Африки — три, у Северной Америки — две, у Океании — одна (прямая!), у Европы — четыре. Я чую тут несправедливость…
Итак, это всё предыстория. А история случилась совсем недавно. Очередной Судамерикано для игроков не старше 20 лет, очередная прогнозируемая победа сборной Бразилии (что я в том числе прогнозировал на Радио Спорт). И уругвайцы, наконец взгромоздившиеся на второе, вполне заслуженное, место. Но нужно было следить за турниром, чтобы понять всю пикантность ситуации.
Вначале была первая групповая стадия, по итогам которой определилась финальная пулька из шести команд. Хозяева первенства, перуанцы, туда не пробились. Первые два тура — всё нормально. А вот дальше пошли «прелести жеребьёвки» для аргентинцев и уругвайцев. Обе команды блестяще провели свои первые матчи против главных врагов. И обеим командам не хватало… чего? Мотивации? Сил? Наверное, и того, и другого. В общем, обе команды проводили вторые сдвоенные матчи явно более слабо, чем могли. Вначале Аргентина блестяще справилась с Бразилией — 2:1. Восторженные отзывы о Фунесе Мори, Итурбе, развеян миф о непобедимости бразильской молодёжки! Матч номер два. Он же «матч номер один из спаренных» против злейших врагов — для Уругвая. Уругвай доминирует в игре. В конце первого тайма Селесте забивает гол, чистейший, но судья посчитал, что мяч был выбит из рук вратаря аргентинцев. Во втором тайме Уругвай продолжает давить, забивает Матиас Весино, аргентинцы лишь изредка уходят в контратаки. Победа — Уругвай обеспечил себе второе место (а на тот момент это было промежуточное первое место в таблице) и попадание на следующую Олимпиаду. О значении этой победы я рассказал выше. 84 года — это вам не это мелочи. Где была Аргентина с её игрой? Видать, отдыхала.
А потом в то же самое место, где отдыхала Аргентина во втором для себя спаренном для супер-титанов матче, отправился и Уругвай в игре с Селесао. Давление, которое было по ходу всего первого тайма — это ещё ладно. Но вот то убийственное развитие событий, которое произошло за последние пять минут, просто потрясает своей безысходностью. Гол Лукаса — 40-я минута. Не успели уругвайцы разыграть мяч, перехват, дубль того же Лукаса — получите, распишитесь. Прошло две минуты, а Адриан Луна прыгнул в ноги сопернику на своём правом фланге полузащиты (какое нападение? забудьте!) и, в принципе, судья мог ограничиться и жёлтой карточкой — на повторе было видно, что не всё так жёстко было, как показалось на первый взгляд, — но таки Луну удалили. И стало ясно, что до восьмого титула чемпионов Южной Америки (кстати, у аргентинцев лишь четыре) Уругваю — как пешком от Земли до Луны.
Начало второго тайма. Вышел на замену Пабло Сеппеллини, который сразу же обострил игру. Он ворвался по центру в штрафную Бразилии и заработал пенальти. Самое смешное, что, насколько я понял, судья удалил Саймона даже не за этот фол, а за оспаривание назначения пенальти — так, во всяком случае, показалось, исходя из трансляции в прямом эфире. Но Матиас Весино из «Сентраль Эспаньола», огорчивший аргентинцев в прошлой игре, откровенно промазал. Я думал, что бить будет Сеппеллини, почему же бил не он? Мог бы стать счёт 2:1, составы стали равные, уже есть мотивация. Сейчас! Прошло две минуты — 3:0. Hasta la vista. Потом я уже смотрел на часы, когда же этот ненужный матч закончится, а бразильцы периодически огорчали бедного Сальвадора Ичасо, которого оборонцы Селесте всё время оставляли на растерзание Лукасу и Неймару. Вот и 6:0. Ну и ладно. Цель достигнута, а то, что бразильцы на этом возрастном уровне сильнее всех — ну так это очевидно. Правда, далеко не очевидно, что все они впоследствии пройдут в основу главной сборной.
У нас есть группа игроков в зоне полузащиты (а это для Уругвая самая проблемная линия — креативная полузащита) и нападения. Адриан Луна, Пабло Сеппеллини, Леандро Кабрера, Матиас Весино, Себастьян Гальегос, Федерико Родригес, безусловно капитан команды Диего Полента из «Дженоа» (он защитник, но фланговый, см. 4-й гол в ворота Чили) — у всех есть отличные перспективы для дальнейшего роста. Всё у нас, уругвайцев, будет хорошо.
Из европейцев до начала турнира в сборной были капитан Диего Полента (Дженоа), Леандро Кабрера (Рекреативо - вроде как в аренде, принадлежит мадридскому Атлетико) и Себастьян Гальегос (Атлетико Мадрид). В ходе турнира из Пеньяроля (не сыграв и матча) перешёл в Кальяри Пабло Сеппеллини.