Страсть Юргена Клоппа
Тренер «Ливерпуля» Юрген Клопп все еще задает себе вопрос «почему?». Он спрашивает себя, как это могло бы быть. Он пытается представить себе реакцию своего сына. Потому что отца не было у ворот школы, когда его мальчик пошел в первый класс. Вместо этого футболист, сменивший амплуа нападающего на защитника, отправился на тренировку «Майнца», который тогда играл во 2 Бундеслиге.
Он все еще сожалеет о том, что принял решение придерживаться правил. Но из каждого неудачного опыта Клопп старается извлекать уроки. Через десять лет, когда Юрген уже сам стал тренером, он дал выходной полузащитнику Фабиану Герберу, чтобы он смог поехать на день рождения мамы – несмотря на то, что это могло бы привлечь много внимания в брутальной Бундеслиге середины нулевых.
Клопп делает все так, как считает нужным. Это касается и заботы о том, чтобы другие чувствовали себя комфортно. Клопп хочет, чтобы люди чувствовали себя свободно – чтобы им не нужно было никому ничего доказывать. Это один из его главных принципов.
«Бизнес-составляющая футбола не может нравиться игрокам каждый день», - говорит Клопп.
«Если ты чувствуешь, что тебя любят, только когда ты в наилучшей форме, все это не приносит удовольствия. Поэтому я стараюсь сделать так, чтобы они не думали о критике.
Конечно, критика важна. Но бывает, что о тебе говорят или слишком хорошо, или слишком плохо. Ты сделал хет-трик, и все восклицают: «Фантастика! Каково это?» и т.д. Никого не интересует парень, который отдал решающий пас или забил другой гол.
Как тренер, я уже знаю, что в следующем матче игрок не забьет снова три гола. Это нужно понимать и принимать. Поэтому помогать футболистам быть независимыми и уверенными в себе – очень важная часть моей работы с командой».
Умение абстрагироваться от критики и хвалебных слов – это то, чему Клопп сам учился в течение своей 17-летней тренерской карьеры, и то, что привело его к успеху: вместе с «Майнцем» ему удалось выйти в 1 Бундеслигу, а с «Боруссией» два раза подряд стать чемпионом Германии. Конечно, были и моменты, когда он оказывался под невероятным давлением. В сезоне 2014/15 «Боруссия» находилась в зоне вылета. «Это было ужасно», - вспоминает Клопп.
Однако Клопп всегда был уверен в своих методах. «Я говорю: «Я не думаю, что совершаю много ошибок». Люди говорят: «Он совсем сошел с ума». Я также говорю, что три года назад я был лучше, чем сейчас. Никто не хочет слушать, но это неважно. Мы были уверены [что все делали правильно], и мы держались вместе и продолжали работать, пока у нас снова не начало получаться».
Дортмунд снова окреп и закончил сезон на 7 месте. Этого было достаточно, чтобы попасть в квалификацию Лиги Европы. Твердая уверенность Клоппа оправдалась, когда несколько месяцев спустя отдел статистики «Ливерпуля» показал ему, что Дортмунд провел «самый странный сезон всех времен». «Боруссия» оказалась на втором месте по количеству созданных моментов и предотвращенных атак соперника. Но каким-то необъяснимым образом им не удавалось забить необходимое количество мячей, а почти каждый удар соперника приводил к голу.
«Вне всяких сомнений, - подчеркивает Клопп, – нужно всегда задавать вопросы, но никогда не сомневаться. Мы задаем вопросы, даже если мы выигрываем. Я не ожидаю безупречности от себя или моей команды, но задавать вопросы – это нормально.
Даже после победы мы сразу же спрашиваем себя, как мы должны начать следующий матч, как мы можем оставаться в форме и т.д. Я не считаю это сомнением. Никогда не доходило до того, что я думал: «О, боже, что я должен сказать им сейчас?». Всегда есть объяснение и ответы».
Такие стоические идеи появились из неожиданного источника. В подростковом возрасте Клопп любил читать испанские комиксы «Морт и Фил» о двух секретных агентах, которые постоянно попадали в передряги, и, несмотря на множество травм, они снова оказывались целыми и невредимыми на следующей картинке.
«Им требовалось так мало времени для восстановления – просто потрясающе», - сказал он репортерам в Майнце в 2005 году. - «Не имело значения, их переехал каток или они упали с обрыва высотой 800 метров – история продолжалась!». Другими словами: всегда есть следующий матч, в котором можно все сделать лучше.
Бывали ли дни, когда хорошее настроение хоть ненадолго покидало его? Является ли актерская игра частью работы тренера, который постоянно должен излучать оптимизм?
Однако Клопп, который в юности оттачивал свой талант рассказывать шутки, слушая записи комиков, и который играл в школьном театре в Шварцвальде, отрицает, что в раздевалке ему надо играть какую-то роль.
«Я никогда притворяюсь, - говорит он, вспоминая, как за один день в феврале 2001 года он превратился из игрока в тренера. Это случилось, когда команда была в зоне вылета и безнадежно пыталась из нее выбраться. - Я помню, как я говорил, что это была лучшая команда «Майнца», за которую мне приходилось играть. И мне, как игроку, было бы сложно попасть в стартовый состав. Я был уверен в ее уровне, и поэтому мне не нужно было ничего делать. Я только говорил им то, в чем я был уверен, и однажды они поверили мне».
После того, как Клопп вернул революционное разделение на зоны, которое ввел его учитель и бывший тренер «Майнца» Вольфганг Франк, клубу удалось удержаться во 2 Бундеслиге. Потом «Майнц» два раза был близок к выходу в 1 Бундеслигу. С третьей попытки у них это все же получилось.
«Я осознавал, у меня нет тренерского опыта, но я был так рад этой возможности, что даже не думал об увольнении. Только через несколько лет я понял, что никто не дал бы мне второго шанса, если бы «Майнц» меня уволил. Это была смертельная миссия».
Когда слушаешь полного энтузиазма Клоппа, сложно поверить, что когда-то ему не нравилась его работа. Он не обладал особенным талантом, был низко оплачиваемым нападающим, а потом и защитником «Майнца», который болтался в нижней половине таблицы 2 Бундеслиги в 1980-е и 1990-е годы. Футбол был скорее борьбой за выживание.
«У меня не было другой работы. Мне нужно было учиться справляться с давлением и постоянно бороться с собой, потому что я всегда расстраивался из-за того, что мне не хватало таланта», - говорит Клопп. В детстве и юности он играл за местный клуб «Глаттен» в Шварцвальде и близлежащий «Эргенцинген». Но Клопп быстро понял, что ему будет очень сложно стать профессиональным футболистом.
«Я пришел на просмотр в «Айнтрахт Франкфурт» и оглянулся вокруг: «О, они хорошо играют». Я увидел Анди Мёллера. Ему было столько же лет, сколько и мне – 19. Я подумал: «Если это футбол, то я играю совершенно в другую игру». Его игра была мирового класса. У меня же не было никакого класса».
Клопп нашел свое настоящее призвание, когда сменил бутсы на тактическую доску и создал то, что немцы называют Gesamtkunstwerk (синтез искусств): взрывная смесь из зрелищного атакующего футбола, особых взаимоотношений с игроками и болельщиками, которые готовы рвать глотки ради команды. Так было в Майнце, Дортмунде, а теперь уже и на Энфилде.
«Так должно быть: ты создаешь обстановку, в которой каждый чувствует себя важным и нужным, наслаждается происходящим и знает, что он должен делать», - говорит Клопп о своих попытках сделать так, чтобы все в клубе сообща двигались к цели.
«Именно это ты должен запомнить о времени, проведенном в клубе. Я вижу жизнь, как смесь из плохого и хорошего опыта. У меня мурашки, когда я думаю о хорошей ее половине. И это круто. Возможно, это такой способ выживания. Если все остальные чувствуют то же самое, то мы в одной лодке. И потом, когда мы вспоминаем об этом, мы не можем не улыбаться.
Поэтому нужно позаботиться о том, чтобы каждый чувствовал себя частью проекта. Для меня это просто, потому что я понимаю, что болельщики очень важны. Возможно, другие люди смотрят на вещи иначе и иногда забывают о фанатах, но я никогда не забываю тех, кто нам важен. Мне легко проявлять уважение, которое они заслуживают».
Источник: Goal
Автор: Рафаэль Хонигштайн
что-то у меня дикое дежа вю после этой строчки