Чтобы попасть на работу в футбол нужно «пахать»
Мы познакомились 2 года назад при интересных обстоятельствах. Ты тогда был пресс-атташе футбольного клуба «Звезда», я был спортивным директором ФК «Юниор», и наши клубы соперничали за первое место в Третьем дивизионе. Расскажи, как ты вообще оказался в ФК «Звезда»?
Я долго работал в коммерческих организациях, но в какой-то момент понял, что эта работа не приносит мне счастья. Вечерами я тратил много свободного времени на различные футбольные дела: наш паблик «Футболофф», различные съемки и прочее. Вообще, я с детства хотел быть в футболе: играть или работать, но для этого не было возможностей, ну и, конечно, полученный жизненный опыт в других отраслях откуда бы взялся, если б я сразу пошел газон поливать да манишки стирать. Со «Звездой» же получилось весьма любопытно. Я искал небольшой офис для своих футбольных проектов, а «Звезда» предложила свое помещение, которое было недалеко от моего места жительства. Мы договорились с рулевым «Звезды» Александром Черновым, и так я оказался в клубе, правда, предпочитал называться не пресс-атташе, а руководителем отдела маркетинга и развития, хотя большую часть времени приходилось все делать в одиночку.
Сам проект вырос из корпоративной команды «Тревис –ВВК». Все что нужно знать о команде – это имя Вадима Еперина, запомните этого человека. Если у него все будет в порядке в его бизнесе, то он всегда будет вкладывать их в футбол, и «Звезда» - это его проект.
«Звезда», хотя она по многим показателям работает как вполне профессиональный клуб, имеет любительский статус. Что собой представляет маркетинг и развитие в любительском футбольном клубе?
В первую очередь это низкие бюджеты, высасывание инфоповодов практически из ничего и постоянный креатив. Это вообще интересная тема, причем касается она не только любительских клубов, но и лиг, городских федерации т.д. Тема актуальная, поскольку это довольно новое направление, которого у нас в стране ранее не существовало. Можно по пальцам двух рук пересчитать людей, которые могут с низким бюджетом создать крутой продукт.
Говоря о креативе и работе с низким бюджетом, сразу вспоминается Стас Меркис. Скажи, где, у кого и как ты учился, где ты брал примеры работ, которые тебя вдохновляли?
Учиться было не у кого. Читали блоги, смотрим кейсы из американских видов спорта. Кстати, Стас Меркис 25 февраля приедет на наше проект "Футбологики", расскажет про ФК «Енисей». Наше поколение застало появление мобильной связи, соцсетей, приходилось быстро учиться, не было каких прописных догм, постигали все методом проб и ошибок. Например, Спортинг-Лига, за счет постоянно работы и качественных материалов очень долго на плаву и делают хороший продукт про своих клиентов. То же самое можно сказать и про ФК «Звезда», который за счет постоянной активности остается на плаву.
ФК «Звезда», почему не сделает финальный шаг в ПФЛ.
Весь вопрос в бюджете. Для выступления в ПФЛ нужен бюджет как минимум в 20 миллионов, примерно сопоставимую сумму (10-15) Вадим Еперин вкладывает в молодежный сектор «Звезды». И для него развитие именно молодежного и детского сектора является более важным.
Проект «Футболофф», которому скоро 7 лет. Как он зарождался, как эволюционировал и во что он превратился сейчас?
Это мое хобби, хотя последние полтора года не слишком развивается. Это был блог, тогда блогосфера только зарождалась. Мой друг Андрей Гук тогда увлекся созданием сайтов. Мы объединили усилия, он отвечал за сайт, я за его наполнение. Уже на базе этого блога у меня заложилась база моих футбольных знакомство, что в дальнейшем мне помогло в карьере.
В основном мы пишем о любительском футболе, непрофессиональном футболе. В Питере было много любительских турниров, но не было информационной платформы, не было нормальных таблиц, расписания и т.д. Мы эту нишу заполнили. Потом появилось понимание, что даже любительские турниры нужно хорошо «упаковывать»: снимать, делать отчеты, освещать информационно. Позже нашими клиентами стали мини-футбольные клубы города и Федерация футбола Санкт-Петербурга. Мы старались освещать непрофессиональный футбол профессиональными методами.
Существует мнение, что мы не футбольная страна. Но мы видим колоссальное количество любительских турниров, футбол не как продукт, а как вид досуга востребован. Как ты считаешь, что нужно сделать, чтобы наш любительский футбол продолжил развиваться, начал приносить прибыль
Мне кажется, независимо от того, как выступает наша сборная, есть у нас Аршавин и бронза Евро, либо всего этого нет, мужики будут и дальше собираться играть друг с другом, и любительский футбол будет развиваться. А то, что происходит в профессиональном нашем футболе, зачастую вообще не поддается никакой логике.
Другой проект, который уже второй год существует – «Футбологика». Я сам был слушателем первого курса, потом уже стал и спикеров на ваших курсах. Вообще, образовательных проектов у нас не так много, а подобных и вовсе нет. Как вообще проект зародился и с чего он начался, как возникла его идея?
Инициатива исходила от Андрея Орлова и Армена Маргаряна (Бывший скаут "Зенита", ведет крутой блог, сейчас работает в "Локомтиве"). Я присоединился позже и моя функция относится к тому, что называют бэк-офис. Я занимаюсь технической поддержкой, а также немного маркетингом, продвижением. Армен и Александр Веряскин, присоединившийся как и я, чуть позже, являются, как мы их называем, программными директорами. Они отвечают за контент программы, спикеров, наполнение. Андрей Орлов отвечает за контакт с партнерами, спонсорами и взаимодействие с РФС. Когда мы встречались, мы уже понимали, кто и за что будет ответственен.
А когда вы только начинали, вы понимали, кто будет целевой аудиторией ваших курсов, в чем ваше конкурентное преимущество перед другими проектами.
В первую очередь мы делаем это для себя. Был момент, когда у футбольных клубов «Зенит» и «Динамо» был запрос на скаутов и аналитиков, но их просто не было на рынке. Для галочки приглашать кого-то клубы не хотели, нужны были реальные профессионалы. Цель была в том, чтобы обучить людей с целью последующего трудоустройства в клубах. Некоторых мы рекомендуем в другие клубы. Также мы делаем упор на качество материалов, на контент и максимизацию его полезности.
Одним из результатов курсов Армен Маргарян назвал то, что начинает зарождаться некая скаутская тусовка, или «скаутня», как ее называют. Это действительно так?
Действительно, это так, и сейчас, например, у наших бывших выпускников есть много чатов, в которых они обсуждают свои скаутские темы, а на многих турнирах и футбольных матчах неоднократно замечал, как наши выпускники кучкуются, живо обсуждают какие-то моменты, так
Какие еще проекты и направления у «Футбологики» планируется?
Сейчас есть несколько основных направлений: скаутское, аналитическое, и вскоре мы запустим как раз направление по маркетингу в спорте. 25 февраля мы планируем организовать мероприятие на эту тему, на котором выступят представители клубов РФПЛ, РФС, Федерации футбола Санкт-Петербурга, а главной звездой, как я выше говорил, станет Стас Меркис.
Что из себя будет представлять «Футбологика» через 3-5 лет? Надеемся, что мы больше выйдем в онлайн, сделаем упор на дистанционное образование. Есть инструменты, которые позволяют запустить полноценную онлайн-школу. Также мы рассчитываем, что будем взаимодействовать с нашими представителями власти, расчитываем, что наше образование получит официальный статус, будет верифицировано со стороны, например РФС.
Сейчас ты работаешь в ФК «Динамо» из Санкт-Петербурга. Для многих важнейшим вопросом является то, как можно попасть на работу в клубе, как вообще получить путевку в спорт в качестве сотрудника. Как тебя заметило «Динамо»?
Есть один рецепт, как попасть в спортивную индустрию – пахать и еще раз пахать. Динамо меня позвал Андрей Орлов, мы не были друзьями или родственниками. Познакомились мы года три назад как раз благодаря футболу. Мы работали над направлением организации трансляций футбольных матчей. Андрей организует Казаченок Кап уже много лет, и мы с ними заключили договор на трансляции матчей.
Ну а позже мы заключили договор с ФК «Динамо», где Орлов стал спортивным директором. Нами были довольны после первого сезона, и в мне сделали предложение о работе в клубе. Правда, приступить к ней я смог только спустя 8 месяцев. Так что мой совет всем – это доказывать и показывать свои умения и постоянно совершенствоваться и на деле показывать, что ты умеешь. Тогда на вас обязательно обратят внимание.
За тот год, что ты работаешь в клубе, чем ты больше всего гордишься, что из своей работы ты сделал круто?
Надеюсь, что самые крутые события у нас еще впереди. Но главной, пожалуй, вехой для клуба была победа над «Зенитом» в Кубке России. И пусть я не был на поле, я был в фан-секторе весь матч (нам было важно, чтобы болельщики Динамо посмотрели футбол без эксцессов), было безумно приятно стать частью всей этой истории. Я отдельно хочу сказать "спасибо" всем службам ФК "Зенит", на их плечи легла основная тяжесть по организации Ленинградского дерби, и ребята там работают очень качественно.
Честно, я не ожидал, что будет так сложно и клуб будет занимать практически все мое время, отчего некоторые другие проекты пришлось отложить. Особенно накануне дебюта в ФНЛ пришлось изучать большие талмуды различных регламентов, а каждый приезд делегатов был для всех нас настоящим стрессом.
Обернуть спортивный успех футболистов в медийный – как это сделать после такой знаменательной победы?
Тогда особо делать ничего не потребовалось, про нас и так писали практически везде и еще целый месяц мы были на волне этого успеха.
Вы очень гибко отреагировали на штраф тульского «Арсенала» за неправильный выход из автобуса. В ответ на это вы сняли шутливую видео инструкцию о том, как правильно выходить из автобуса. Как затраты на создание таких вещей окупаются?
У нас на каждую из площадок есть свои цели и задачи, которые мы решаем. То видео было частью плана по развитию нашего канала на ютубе. А вообще, мы стараемся развиваться во всех направлениях. Так, например, недавно удалось с одним из наших партнеров заключить полноценную спонсорскую сделку, ранее все наши соглашению подразумевали бартерные отношения. Это первый, но исторический пример, надеемся что их будет еще больше.
Как возникла идея сотрудничества с Картавым Ником? С чего началось ваше сотрудничество и как вообще возникла эта идея, от кого исходила инициатива? Кстати, помимо «Динамо», были ли у него предложения от других клубов?
Нашей задачей было продвижение клуба в онлайн-среде, ибо воевать в баннерных войнах с другими клубами мы просто не могли себе позволить. Тем, кому это интересно, могу предложить узнать цены на размещение рекламы на баннерах по городу, эффект от которых также неоднозначный. Именно поэтому ставку мы решили сделать на онлайн, а именно на работу с блогерами. И здесь нам помог, кстати, выпускник «Футбологики» Никита Мищенко, который сделал выборку по всем доступным блогерам и вариантам сотрудничества с ними. Мы начали контактировать с Никитой, у него реально была заинтересованность в этом проекте, так что мы быстро нашли общий язык и, пусть и не сразу, начали совместную работу. Надеюсь, в 2018 году наше сотрудничество продолжится.
Спортивная часть вашего сотрудничества – она реальна? Вы верите, что из проекта «Я тренер» действительно получится вырастить футболиста, который сможет перейти в «Динамо»?
Безусловно, со спортивной точки зрения Никите еще многому предстоит научиться, это видно и по матчам Зимнего первенства, в которых играет его команда. Но, например, Максим Ивашов, который был на просмотре в «Динамо», реально мог претендовать на роль второго вратаря в команде «Динамо-2». Есть еще несколько игроков из команды Ника, которые могут попасть в наш клуб.
Важно понимать, что у нас нет никакого блата или особых условий, нет четкой обязательной установки взять в команду сына маминой подруги, или парня из проекта «ЯТренер». К нам все попадают на равных условиях и доказывают свою состоятельность на поле. Так что все должны доказывать сами. Мы договорились о том, что мы дадим ребятам шанс, а дальше все зависит от самих игроков.
Подводя итог сотрудничества с проектом, ФК «Динамо» и ты лично удовлетворены?
Я доволен и считаю, что у него есть чему поучиться в плане продакшена, именно за счет этого его видео набирают хорошие цифры по просмотрам.
А ты лично, как человек, близкий к теме создания контента, можешь объяснить, в чем секрет его такого успеха?
Долгий труд, работа с контентом, публикой и своей аудиторией. Он лет 5-7 уже кропотливо трудится и постоянно работает над совершенствованием своих видео. Это касается и монтажа, и самого процесса съемок, графики и всего остального. Никакого волшебства нет, только упорный труд.
Какие у тебя планы на год?
Продолжать делать то, что делал и раньше, и не надорвать пупок. Потому что в прошлом году мы с коллегами проделали очень много, но работали практически на максимуме своих возможностей.