В ногах мастера
5 февраля Георге Хаджи исполняется 53 года. БарсаМания рассказывает о том, как «карпатский Марадона» развивает футбол в Румынии
23 мая 2015 года Георге Хаджи нарочито эмоционально патрулировал кромку поля. Он выкрикивал подсказки и слова ободрения молодым игрокам, лидером которых был 21-летний капитан Богдан Тыру. Клуб «Вииторул» из города Констанца, в котором Хаджи является одновременно и тренером, и владельцем, проигрывал «Брашову» со счётом 0:1 в последнем домашнем матче сезона Румынской Лиги 1, и им нужна была победа, чтобы сохранить шансы на попадание в Лигу Европы в следующем сезоне. Солнце освещало поле своими лучами, времени оставалось всё меньше.
Игроки «Вииторула», находившиеся в тот момент на поле, были лишь горсткой юнцов. Средний возраст команды — меньше 22 лет, и многие игроки прошли через футбольную академию, которую Хаджи организовал в родном городе Констанце в 2009 году, в это же время профессиональная команда, основанная им, начала свой путь в третьем дивизионе чемпионата Румынии.
С того момента команда дошла до высшего дивизиона, так что теперь они каждую неделю играют с командами уровня «Стяуа» и «Динамо», а эти клубы из Бухареста могут похвастаться своими традициями на мировой футбольной арене. Тем временем число игроков академии выросло до 300.
Среди футболистов в матче против «Брашова» был и шестнадцатилетний сын Хаджи Янис — невысокая, но ловкая «десятка», его вызвали из академии ближе к концу сезона. Говорят, что Хаджи-младший может превзойти отца — непростая задача, учитывая, что Хаджи-старший — самый знаменитый игрок в истории Румынии, настоящая легенда, футболист, удививший мир на Чемпионате Мира 1994 года, и один из немногих людей во всем мире, поигравших, как за «Барселону», так и за мадридский «Реал». К моменту завершения карьеры в 36 лет, Хаджи становился чемпионом Румынии и Турции, семь раз удостаивался титула лучшего румынского игрока, а также три раза представлял свою страну на Чемпионатах Мира (в 1990, 1994 и 1998 годах).
Как и многие футболисты «Вииторула» Янис тогда ещё не родился и не мог видеть игру отца на Чемпионате Мира 1994 года, ни то, как Хаджи поучаствовал в победе над сборной Англии со счётом 2:1 на Чемпионате Мира 1998 года.
Репутация Хаджи-старшего неоспорима на родине, и вот уже шесть лет он трудится над новой задачей: возродить румынский футбол, но Георге не просто говорит об этом, он вложил свою репутацию, деньги и энергию в футбольную академию и профессиональную команду. Слово Viitorul на румынском означает «будущее», в то время как академия названа по имени основателя — «Академия Георге Хаджи».
Хаджи заявил, что цель, как академии, так и команды проста: помочь развить таланты новых поколений одаренных и ловких игроков, которые не только станут лидерами на родине, но и смогут вернуть Румынию на самые высокие позиции на мировой арене. «У нас есть таланты, дети повсюду каждый день играют в футбол, но мы должны создать условия, чтобы они раскрылись», — говорит мне Хаджи за чашкой кофе за несколько недель до игры с «Брашовом». «Ещё до того, как я завершил карьеру игрока, у меня возникла идея помочь молодым футболистам исполнить их мечты, и я захотел заниматься этим в городе, где родился».
В ноябре 2013 года, когда сборная Румынии сошла с финишной прямой, уступив в стыковом матче сборной Греции, и не отобралась на Чемпионат Мира в четвёртый раз подряд, никто на заполненном Национальном стадионе в Бухаресте не выглядел удивленным.
«Румынские футболисты — отстой», — грустно покачав головой, сказал возмущенный фанат рядом со мной после финального свистка. Арена быстро опустела. Это было одним из разочарований для фанатов румынского футбола в длинной цепочке таких событий, но это был ещё не конец.
В марте 2014 года национальный герой и бывший капитан «Барселоны» Георге Попеску был приговорен к трём годам тюрьмы за отмывание денег и уклонение от уплаты налогов. Судебный приговор не позволил ему участвовать в выборах президента Румынской Футбольной Федерации, ожидалось, что именно он займет этот пост. По тому делу ещё семерых футбольных чиновников и агентов приговорили к тюремному заключению.
Вскоре после этого бухарестское «Динамо» — один из лидеров национального футбола, пополнило длинный список румынских команд, объявивших себя банкротами.
«Стяуа» тоже прошёл через драматичные ситуации: в декабре 2014 года им пришлось играть несколько матчей без названия и эмблемы — на табло их называли просто «хозяева» или «гости», пока руководство пыталось договориться с румынской армией, которой принадлежит название «Стяуа» и эмблема. Военные заявили, что с 2004 года клуб использовал их незаконно. Возможно, затягиванию переговоров способствовало то, что Джиджи Бекали — одиозный владелец «Стяуа», в мае 2013 года был приговорён к трем годам тюрьмы за участие в незаконных операциях с земельной собственностью. Он был досрочно освобождён в марте 2015 года. Теперь у «Стяуа» новая эмблема, но с Министерством Обороны все же удалось договориться о том, чтобы продолжать использовать название «Стяуа».
На фоне этих событий, Хаджи выглядит одним из немногих футбольных героев Румынии, кто ничем не запятнал свою репутацию. «Почему я решил присоединиться к академии и играть за “Вииторул”? Причина проста — Хаджи», — сказал мне Тыру за день до последнего домашнего матча в сезоне.
Недалеко от маленького городка Овидиу в прибрежной зоне к северу от портового города Констанца среди холмистых полей располагается «Футбольная академия Георге Хаджи». Покрытая гравием дорога ведет к спорткомплексу и маленькому стадиону, на котором «Вииторул» начал играть с сезона 2015/16 (до этого основная команда проводила домашние матчи на старом стадионе на окраине Бухареста, поскольку их собственный стадион на 4500 мест не был готов для проведения матчей высшего дивизиона).
Несмотря на то, что тогда уже почти наступило лето, с Чёрного моря, которое виднелось в нескольких километрах, дул холодный ветер. За основным стадионом, игроки академии из категорий U-13, до U-15, до U-17 и U-19 лет отрабатывали тренировочные упражнения на двух из четырех полей стандартного размера, за ними наблюдали тренеры, использующие один и тот же набор упражнений и тактик для каждой возрастной группы, следуя примеру больших клубов, таких как «Аякс». Старшие возрастные группы использовали мониторы сердечной деятельности, дающие информацию о нагрузках во время тренировок, так тренеры могли знать, кто работает недостаточно усердно, а также дают ли упражнения желаемый эффект.
Дальше располагался каркас большого здания, где после окончания строительства расположились офисы тренерского штаба и общежития для старших игроков академии, 60 из которых раньше жили в отеле, арендованном академией, в 20 минутах езды от спорткомплекса. С четвертого этажа недостроенного здания хорошо просматривался весь комплекс объектов, который многие считают лучшим в стране. По некоторым оценкам, Хаджи и его партнеры потратили на инфраструктуру €10 миллионов.
Рабочие были заняты на основном стадионе спорткомплекса, который им необходимо было сдать к началу сезона 2015/16 (они справились — прим. редактора), так чтобы первая команда, наконец, смогла вернуться домой и установить связь с городом и потенциальными болельщиками. На домашний матч против «Брашова» пришли всего около 500 человек, что являлось отражением статуса команды, как новичка, а также общих настроений по поводу румынского футбола. За несколько же дней до моего приезда у главного входа на стадион были установлены турникеты, но ограды пока ещё не было, так что их можно было просто обойти. (Только в Румынии! Босс «Стяуа» Джиджи Бекали был на день освобожден из тюрьмы в апреле 2014 года, чтобы осуществить принудительные работы в академии, хотя вероятность того, что он действительно постриг газон или покрасил забор, минимальна).
После нескольких коротких тренерских периодов в Турции и Румынии в начале 2000-х Хаджи вернулся в Констанцу, где в то время практически не было местных компаний, организовал академию, которая теперь является одним из основных поставщиков игроков в молодёжные сборные. В национальной сборной до 17 лет относительно недавно были задействованы девять игроков из академии, в то время как в сборных до 15 и до 19 лет регулярно играют по пять-шесть футболистов из академии.
В мае 2014 года футболист «Вииторула» шестнадцатилетний Кристиан Маня стал самым молодым румынским игроком, сыгравшим за сборную, в это же время девятнадцатилетний полузащитник клуба Флорин Тэнасе также дебютировал в сборной. Сборная Румынии одержала победу над сборной Албании со счётом 0:1. «Мы делаем ставку на молодёжь, мы продвигаем молодёжь, мы вызываем семнадцатилетних, девятнадцатилетних в первую команду, мы даем им шанс», — говорит Хаджи, добавляя, что к 2020 году он надеется, что «в основной сборной будет играть 11 футболистов академии».
«Академия Хаджи» предприняла попытку предложить то, чего многие годы не предлагают в румынском футболе, а именно комплексный подход. «Нужно работать с молодёжью, но нельзя просто взять молодых ребят и отправить их с мячом на поле. Это не футбол, это дворовая беготня», — говорит Лучиан Буркель, технический директор академии, который играл с Хаджи, когда им обоим было по 13 лет, позже он проработал пять лет в Румынской Футбольной Федерации перед тем, как присоединиться к проекту Хаджи еще на стадии его зарождения.
Великие сборные Румынии 80-х, 90-х годов также были выращены при комплексном подходе, продиктованном коммунистической системой, господствовавшей до 1990 года. Игроки молодёжки жили вместе и проводили большую часть времени вместе, что помогло выстроить близкие отношения и развить понимание между футболистами. «Они обо всем позаботились, мы приехали в Бухарест, жили там все вместе 3-4 года. Так родилась сборная девяностых», — вспоминал Хаджи.
В «Академии Георге Хаджи» в настоящее время множество футболистов со всех уголков Румынии, и многие из старших ребят живут вне дома, под опекой академии. «Мы должны хорошо заботиться об игроках, забирая их от семейного очага», — говорит Буркель. Однако, он верит, что комплексный подход, доминирующий в таких странах, как Испания и Германия, приносит пользу. «Если вы каждый день ходите в школу вместе, отдыхаете вместе, играете вместе, это сильно помогает. В отеле у каждой группы есть свои программы: школьная программа, программа тренировок, программа отдыха».
У игроков даже есть уроки испанского и английского языков, чтобы увеличить шансы на отъезд заграницу по ходу карьеры и возможность чувствовать себя там комфортно. «В Румынии, до того, как Хаджи основал академию, никто столько не занимался с молодежью», — сказал мне Николае Рошка, тренер команды U-17, в шумной столовой отеля, окруженный игроками, получающими обед, перед временем отдыха и следующей за ним дневной тренировкой.
Рошка, в прошлом центральный защитник, завершивший карьеру 10 лет назад, работает в академии с 2009 года, за это время он прошел путь от тренера команд U-10 и U-19 до нынешней должности. «Всё дело в деньгах», — говорит он, — «Тяжело вкладываться в молодых игроков, потому что ты не знаешь, окупится ли это».
Команда U-17 тогда только что вернулась из Италии, где они сыграли (и одержали победы) два товарищеских матча против молодежной команды U-17 «Ромы». «В Италии было тяжело, мы должны были играть очень хорошо», — говорит Михай Эне, шестнадцатилетний футболист, играющий в полузащите в команде U-17 академии. Одетый в шорты в цветочек и ярко-жёлтую футболку, растрёпанный, Эне понимает по-английски, но предпочитает отвечать на мои вопросы по-румынски. На тот момент он уже три года играл в академии, но родом он из промышленного городка Плоешти. «Здесь нас учат тактике, техническим приемам и тому, как настраивать себя. Там, откуда я приехал, это было просто сплошное веселье», — говорит он, — «Сначала было очень тяжело оставить семью, но они часто приезжают, и я часто бываю дома».
Фотографии с матчей академии украшают окружающие нас стены лобби. В это время некоторые игроки пришли в клинику, расположенную на первом этаже. Расписание, висящее на стене, закрепляет время для учебы и тренировок, другое показывает программу телетрансляций Лиги Чемпионов и будущие матчи «Вииторула». Здесь не мешало бы освежить краску, как и в любом месте, где живут больше шестидесяти подростков.
На протяжении последних лет молодежные команды академии доминировали в стране. Команды U-13, U-15, U-17 и U-19 одержали победу в шести из возможных двенадцати национальных чемпионатов в период между сезонами 2011/12 и 2013/14, и в сезоне 2014/15 они победили с огромным преимуществом (команда U-19 заняла первое место с отрывом 19 очков, а команда U-13 забила почти в два раза больше голов, чем остальные, кроме занявшей второе место резервной команды U-13 академии). В ноябре 2014 года команда U-12 лет представляла Румынию в Кубке Danone Nations, который проходил в Бразилии, они заняли шестое место, одержав победу над командами из Германии, Алжира и Италии.
Всё это потребовало значительных вложений, и, по словам Бурхеля, причина, по которой другие команды в Румынии этого не делают, состоит в том, что они слишком сфокусированы на краткосрочных нуждах и не хотят вкладываться в развитие игроков. «У «Стяуа» нет академии. Почему? Потому что после 4-5 лет их владелец спрашивает: «Где в первой команде игроки из моей академии? Покажите мне». А тренер говорит: «У нас их нет». «Где игрок академии, которого мы продадим и получим деньги?». «У нас их нет», — говорит тот, пожимая плечами.
Однако, есть сомнения в долгосрочной финансовой устойчивости проекта Хаджи, а также в способности таких молодых составов взрослых команд играть на самом высоком уровне. Остается только надеяться, что академия станет сама себя обеспечивать в ближайшие 5-6 лет, продавая игроков в другие румынские клубы и заграницу, расходуя деньги на финансирование своей деятельности. Пока, однако, деньги в основном поступают от Хаджи и его партнёров по бизнесу.
После того, как клуб едва не вылетел из высшего дивизиона в сезоне 2013/14, Хаджи привел в команду несколько ветеранов, чтобы направить молодёжь и помочь им. «Молодёжи в нашей первой команде еще не хватает кое-каких качеств», — признается Бурхель, — «То, что мы пригласили таких игроков, как Бэнел Николицэ (играл за «Стяуа» в с 2005 по 2011 год, а потом за французский «Сент-Этьен» и «Нант») поможет им. Он тот, кто может взяться за наших игроков и дать им толчок, поможет им расти над собой, например. Николицэ занимался с нашим капитаном после тренировок и помогал ему развиваться».
Бргдан Тыру согласен с этим. «Я стал капитаном в этом году», — говорил он мне, — «В первых матчах было тяжело, но сейчас все нормально. Я знаю, что значит быть капитаном».
Перед матчем против «Брашова» клуб «Вииторул» занимал девятое место в турнирной таблице, но благодаря нестабильности команд, стоявших выше, у них появился шанс отобраться в Лигу Европы, если они одержат победу в двух оставшихся матчах, а результаты остальных будут в их пользу. «Играть в Лиге Европы — было бы большим достижением для нас», — говорит Тыру, находясь в отеле команды на окраине Бухареста, — «Это стало бы наградой за работу, которую мы проделали в последние несколько лет. Два матча, шесть очков. Посмотрим».
Более трудной задачей, однако, представляется возможность найти место для всех игроков академии, выросших из молодежных команд. Сейчас у «Вииторула» есть резервная команда, которая начала играть в третьем дивизионе с сезона 2015/16, но не трудно догадаться, что в обеих командах лишь ограниченное число позиций остается вакантными: многие игроки останутся без места, им придется приложить усилия, чтобы найти себе клуб.
Хаджи надеется, что, как только репутация академии станет более значительной, больше молодых игроков смогут построить свое будущее в других клубах и других чемпионатах. Хаджи также уверен, что их лучшие игроки, в конце концов, захватят трансферный рынок по всему миру. «Мы открыты к предложениям о продаже футболистов», — говорит он, — «Наша цель — вырастить конкурентоспособного футболиста, а дальше наш уровень — это наш уровень, так что если мы станем им не по размеру, они смогут двигаться дальше».
В июне стало известно, что «Челси» согласовал сделку, по которой Кристиан Маня покинет «Вииторул» за £2,3 миллиона. В декабре 2012 года клуб продал нападающего Габриэла Янку в «Стяуа» за неназванную сумму. «Стяуа» впоследствии обозначил в его контракте цену выкупа в €25 миллионов.
«Мы не Англия, не Германия, не Испания», — говорит Хаджи, — «У нас нет денег на покупку высококлассных игроков, мы должны вырастить их. Только так мы однажды сможем составить конкуренцию тем, у кого есть деньги, кто собирает полные стадионы каждую неделю. Однажды мы превзойдем их, такова моя цель. Такой уровень уважения».
Последние минуты матча против «Брашова» истекали, у «Вииторула» было преимущество во владении мячом, но было ясно, что они не смогут отыграть два гола. «Может, они устали, или может, это потому что они молоды, — говорит мне один из служащих после того, как игра оканчивается со счётом 0:2, — «У них пока ещё нет опыта в том, как нужно подходить к концовке сезона».
Несмотря на это, многие в Румынии надеются, что Хаджи и его молодые игроки — именно те, за кем стоит следить в ближайшие годы. Например, несколько недель после того, как они завершили сезон на 11-м месте, было объявлено, что Янис Хаджи переходит в «Фиорентину» за €1 миллион. Наследие Хаджи живет.
P.S. В сезоне 2016/17 «Вииторул» впервые стал чемпионом Румынии. Клуб Хаджи уже сделал первые, хотя и робкие шаги на европейской арене. Зная характер Георге, сомнений не остаётся, рано или поздно у него всё получится!
Источник: theblizzard.co.uk
Перевела: Лариса Кожина
Читай также:
«Неудавшаяся попытка очищения». Отчёт о матче с «Эспаньолом»
Очень интересно, продолжайте в том же духе.