6 мин.

Йенс Леманн: я хочу стать главным тренером

Я знаю Йенса Леманна уже 16 лет. Я наблюдал за ним, когда он был вторым голкипером сборной Германии после Оливера Кана. Даже после его ухода из сборной в 2008 году мы поддерживали связь друг с другом, потому что он писал для Sport Bild. Я также часто видел его на Зэбенерштрассе: Леманн прятался за деревьями и подглядывал за тренировками Пепа Гвардиолы. Потом каталонец лично пригласил его понаблюдать за работой с командой. Теперь Леманн сам оказался в тренерской среде. Поэтому я здесь [в Лондоне].

Мы говорим об английском футболе, который занимает большую часть моей личной телепрограммы во время зимнего перерыва в Бундеслиге. Йенс рассказывает мне, что их матч против «Ливерпуля» должен был состояться 24 декабря в 16:00. Даже в Англии такого еще не было. Но телевидение, которое платит клубам, разрешает такие вещи. Леманну пришлось позвонить своей семье в Мюнхен и сказать, что им придется праздновать Рождество в Лондоне, а не в Мюнхене, как было запланировано. Тогда его дочь сказала: «Я хочу, чтобы папу уволили!». Хотя Леманн смеялся, он  понимал ее. В итоге желание дочери исполнилось, но Йенса не выгнали с работы.  Матч был перенесен на 22 декабря и закончился с впечатляющим счетом 3:3.

Г-н Леманн, вы уже полгода являетесь ассистентом Арсена Венгера. Как так получилось?

В апреле 2017 года связался с Арсеном Венгером, под руководством которого я сам играл шесть лет. Я знал, что он должен что-то поменять в «Арсенале», и поэтому я с ним поговорил. По телефону он выслушал мое предложение и сказал: «Я подумаю об этом». Потом он перезвонил и ответил, что заинтересован. Я знаю его достаточно хорошо, поэтому понял, что все получится.

Почему вы решили начать свою тренерскую карьеру в Англии, а не в Германии?

Я очень благодарен Арсену Венгеру, потому что бывшему игроку не так-то просто начать тренерскую карьеру. Сейчас в Германии тренд приглашать тренеров, которых раньше никто не знал, потому что они сами никогда не играли. Для меня карьера в таких условиях невозможна.

Мехмет Шолль, бывший игрок и тренер «Баварии II», начал дискуссию в Германии. Согласно его утверждению, немецкий футбол с такими лэптоп-тренерами, как Вольф («Штутгарт») или Тедеско («Шальке»), скоро окажется в тупике.

Я был бы типичным лэптоп-тренером, потому что ноутбук у меня всегда с собой. Если ты лишаешь себя новых технологий, ты медленнее перестраиваешься. И это очевидный недостаток в условиях конкуренции.

Как бывший игрок, который получил лицензию А в Германии и профессиональную лицензию в Уэльсе, вы знаете все стороны этого вопроса. Что вы думаете о молодых немецких тренерах?

Нельзя обвинять Нагельсманна, Вольфа или Тедеско в том, что они получили предложение от клуба и приняли его. Для них это «Learning by Doing» (Учеба в ходе работы). Посмотрим, куда это все приведет Бундеслигу. Если в итоге несут ответственность все, кто сам никогда не играл, то это не будет недостатком.

Тедеско занял второе место в первой половине сезона. Это хороший знак для тренера или плохой для Бундеслиги?

Есть очень простой принцип: я должен быть лучше остальных. Если многие из тех, кто позади, хуже, то никого не интересует, действительно ли ты так хорош. Кто это должен оценивать? Я думал так же, когда был игроком.

Как вы оцениваете положение «Арсенала», который вылетел из кубка Англии, и которому сейчас не хватает 8 очков до зоны ЛЧ?

В кубке Англии мы дали шанс сыграть очень молодым игрокам. К сожалению, результат был не тем, что мы ожидали, все же мы выигрывали кубок три раза за последние четыре года. Невозможно повторять это достижение каждый год. Такие прекрасные на сегодняшний день команды, как «Тоттенхэм» или «Сити», напротив, ничего не выиграли за последние несколько лет. В чемпионате наше положение немного не отвечает нашим ожиданиям, так что мы необходимо стать лучше. Но мы должны были смириться с большинством неверных судейских решений. Мы надеемся, что это компенсируется по ходу сезона.

Насколько интенсивна ваша работа в «Арсенале»?

Я никогда так много и долго не работал в своей жизни. Однажды я пришел на тренировку в восемь утра вместе с игроками, которые не были в составе. Потом я поехал на матч в Ливерпуль. Из-за того, что мы проиграли, после возвращения оттуда мы анализировали игру больше часа. В итоге я лег спать только около двух часов ночи.

Как повлиял на вас Венгер?

Сначала я просто наблюдал за тренировками. Как-то раз он подошел ко мне и сказал: «Йенс, я взял тебя и для того, чтобы ты тут активно тренировал так, как ты это делал раньше». С тех пор я очень активен на тренировках. Разница между тем, что было в те времена, когда я играл, и тем, что я делаю сейчас, в моей позиции: теперь я не стою в воротах, а на линии, и должен вести себя дипломатичнее.

Как проходит ваш рабочий день?

Я встаю в 7 утра, занимаюсь делами из моей обычной жизни – отвечаю на письма и т.д. В 8:30 я 35 минут еду до тренировочного центра в Колни для первого совещания тренеров. 11 человек штаба под руководством Арсена Венгера обсуждает рабочие вопросы в 9:30. Сегодня перед тренировкой в 10:30 я еще готовил видео матча, который мы обсуждали после обеда в тренерском штабе. В основном я работаю в Колни до 16 часов, но сегодня скорее всего снова задержусь.

Какие задачи стоят перед вами на тренировке?

Например, я слежу за одной из четырех групп из шести игроков, в том числе и за немецкой. Потом мы проводим несколько упражнений, а в конце всегда индивидуальные тренировки с разными игроками.

Есть немецкая группа?

Разумеется. Немецкоязычные игроки, такие, как Месут Озил, Шкодран Мустафи, Сеад Колашинац, Гранит Джака и Пер Мертезакер часто тренируются вместе в маленьких группах, еще к ним иногда присоединяется Алексис Санчес. Босс рассказывает о целях и содержании игры.

Вы называете его боссом?

Да, для меня Арсен Венгер босс еще со времен моей карьеры игрока. Остальные называют его в основном „Gaffer“ – английское слово для обозначения тренера, которое я не знал в свое время в АПЛ.

«Арсенал» становится довольно немецким клубом.

Арсенал еще никогда не был настолько немецким. Но благодаря Арсену Венгеру и нескольким французким работникам, есть и французское влияние. Но игроки приходят и уходят. Ты не знаешь, останется ли Месут Озил. А Пер Мертезакер летом возглавит академию, и это будет большой потерей для команды, потому что слово капитана имеет большой вес. Также к нам пришел скаут из Германии, Свен Мислинтат, и немецкое влияние стало еще сильнее.

Вас считали очень своенравным игроком. В чем пришлось измениться тренеру Леманну?

В первые месяцы мне пришлось учиться дипломатии.Нужно быть гораздо осторожнее, если ты в тренерском штабе. Когда я был игроком, мне не нужно было быть дипломатичным, потому что это скорее мешало и тормозило меня.

Привлекает ли вас Бундеслига как тренера?

Я чувствую себя не английским тренером, а немецким. К тому же тренерский штаб «Арсенала», как и команда, довольно интернационален. Я понял, что АПЛ - это интенсивность, атлетичность, высокая скорость. Все это напрямую связано с тренировками, которые отличаются от тех, что в есть в Бундеслиге. С этими знаниями о разнице между чемпионатами и моим опытом игры в Бундеслиге было бы интересно попробовать себя в качестве тренера.

Каким будет ваш следующий шаг в тренерской карьере?

Работа ассистентом тренера очень помогает мне понять структуру и методику, научиться исполнять роль второго плана. Но, конечно, моя цель играть главную роль, роль главного тренера. Некоторым вещам лучше учиться на практике.

 

Перевод с немецкого.

Источник: Sport Bild.