Защита сборной России на ЧМ-2018. Кто заменит Джикию?
Большая проблема Черчесова.
Для сборной России 2018-й начался очень плохо: на сборе «Спартака» в Дубае порвал кресты основной защитник Георгий Джикия. Очевидно, что он вряд ли восстановится к старту ЧМ-2018, и место одного из центральных защитников теперь займет кто-то другой.
Кто из защитников играл в сборной при Черчесове?
Осталось всего полгода, поэтому Станислав Черчесов вряд ли будет экспериментировать. «Для нас важна стабильность, особенно оборонительной линии, поэтому без надобности защитников не дергаем», – объяснял тренер сборной еще в ноябре.
Сейчас на место в сборной точно не рассчитывают Новосельцев и Шахов: Иван никак не покинет скамейку «Зенита», а Виталий даже в «Тосно» выглядит хуже Буйволова и Дугалича. Романа Шишкина в центре обороны тоже не ждем – такой вариант Черчесов использовал лишь в игре против Чили. Василий Березуцкий в марте 2017-го заморозил карьеру в сборной и пока не передумал.
Остаются всего шесть защитников, которые реально могут сыграть на трех позициях в основе: Кудряшов, Васин, Кутепов, Семенов, Нойштедтер и Камболов.
Практически 100 процентов, что Кудряшов и Васин будут в старте. Обоих часто критикуют, но Черчесов все равно опирается именно на них. А в сложные моменты еще и поддерживает.
Вот про Кудряшова после ноябрьского матча с Аргентиной (0:1): «У него было определенное задание – он постоянно контролировал Месси. В целом с задачей Федор справился, хотя, конечно, полностью закрыть Лео не получилось». Вот про ошибки Васина в ЦСКА: «Я ему звонил, поддерживал. В его случае я бы больше обратил внимание на тот гол, который он организовал в игре против «Бенфики».
Тут все очевидно.
Какой защитник нужен? Что делал Джикия?
«В РФПЛ команды с тремя центральными защитниками играют немного прямолинейно, меняя только средние и длинные передачи. Если взять серию А, «Манчестер Сити», когда он действует в три защитника, мы видим, что у них, наоборот, преобладает количество коротких передач», – говорит бывший тренер «Анжи» Александр Григорян. На Кубке конфедераций Россия не выходила из обороны через короткий пас: в том числе из-за расположения Джикии.
Во всех матчах за сборную Георгий играл ближе к правому флангу. Слабой ногой защитник пасовал очень редко, а работать левой ему было неудобно. Из-за этого Россия часто теряла мяч еще в первой стадии продвижения мяча.
Сильнее всего проблемы Джикии с мячом проявились в матче с Мексикой (1:2), когда его прессинговал Ирвинг Лосано. Только в первом тайме мексиканец дважды перехватывал передачи Георгия вперед и один раз вынудил его отдать пас в аут. Сам Джикия перешел с мячом через центральный круг только один раз – катастрофический показатель при схеме с тремя центральными защитниками.
Поэтому первое требование к потенциальному сменщику Джикии – он должен справляться с давлением у правого фланга при игре с мячом. Логично предположить, что такой игрок – правша, но в России есть один левоногий футболист, способный выходить из-под прессинга и справа. Но об этом позже.
При Черчесове сборная почти всегда играет с тремя центральными защитниками, но это почти ничего не говорит о ролях этого трио. «Игра в три центральных защитника более атакующая, чем в четыре. Все дело в том, какие функциональные обязанности в обороне и атаке получают игроки», – рассказывал Курбан Бердыев. В сборной Черчесова даже центральные защитники вступают в борьбу в очень высоких позициях и поддерживают прессинг на чужой половине.
В осенних контрольных матчах функции Кудряшова не поменялись.
Джикия летом не выдергивался вперед так же часто, но после Кубка конфедераций стал смелее. В матчах с Аргентиной (0:1) и Испанией (3:3) защитник «Спартака» оказывался очень высоко без мяча.
Такие выдергивания крайних центральных защитников приводят к свободным зонам за их спинами. Если соперник выходит из-под прессинга, передача идет именно в оставленную Джикией/Кудряшовым зону.
Второе специфическое требование сборной Черчесова к крайним центральным защитникам – поддержка прессинга и высокая стартовая скорость (чтобы закрыть оставленную зону).
Кем, скорее всего, заменят Джикию?
Исходя из того, кто играл при Черчесове – Илья Кутепов и Роман Нойштедтер. «Мы прекрасно знали Васина, Джикию и Кудряшова по РФПЛ. У нас не только они есть, а еще Кутепов и Нойштедтер. Вызывали также Граната и Семенова». Черчесов очень придирчив к словам («Не использовал бы слово «проблема». «Встает вопрос» – так правильнее»), поэтому такие расстановки от главного тренера показательны.
Они подходят?
Сегодня в России вряд ли есть защитник, который соответствует всем требованиям Черчесова. Поэтому выбор в любом случае не будет полноценным.
Кутепов точно будет полезнее Джикии при продвижении мяча. В этом чемпионате России Илья играет не очень много (636 минут), но это достаточная выборка для того, чтобы сравнивать его с конкурентами. По качеству паса Кутепов – один из лучших среди тех, кто играл при Черчесове.
Продвинутых данных по Нойштедтеру нет. За 90 минут Роман делает 47,6 передачи (точность – 88,7%), из которых 5,7 – длинные (точность – 50,9%). В этом компоненте Кутепов лучше.
В скорости и Кутепов, и Нойштедтер сильно уступают Джикии – нет уверенности в том, что они будут вовремя возвращаться назад после прессинга.
Статистика отборов и перехватов говорит о стиле центрального защитника, а не о его классе. В активной игре без мяча Кутепов достаточно агрессивен. По проценту истинных отборов он и вовсе второй.
В чемпионском сезоне-2016/17 к Кутепову было много вопросов по игре вверху. Осенью Илья не допускал результативных ошибок, но несколько раз упускал нападающих, концентрируясь на мяче. Несмотря на очевидные просчеты, процент выигранных верховых единоборств у Кутепова чуть вырос.
И в этом компоненте Нойштедтер выглядит сомнительным выбором. Роман не очень часто вступает в борьбу вверху (2,2 за 90 минут) и проигрывает более половины единоборств.
Нужно ли возвращаться Василию Березуцкому?
По игре один в один, чтению игры и продвижению мяча в схеме с тремя защитниками Березуцкий – по-прежнему один из сильнейших в стране. Но есть сомнения, что он встроится в систему Черчесова. Покрывать большие расстояния Василий уже точно не сможет.
Есть вариант отправить Васина ближе к правому флангу, а Березуцкого сделать центральным в оборонительной тройке, но это маловероятно. Весь 2017-й Черчесов наигрывал Васина как страхующего защитника и вряд ли решится на такие существенные изменения перед ЧМ.
Кто тот левша, способный действовать под давлением справа?
Это Владимир Гранат. Конечно, при выходе из обороны защитник «Рубина» будет не настолько полезен, как Кутепов, но он точно будет лучше Джикии. В этом сезоне Бердыев не определился с оптимальной расстановкой в обороне, поэтому Гранат часто меняет позицию.
На месте правого центрального защитника Владимир провел всего три матча. В двух из них он стал лучшим игроком «Рубина» по Packing – количеству отрезанных передачами соперников (например, в гостях с «Зенитом»).
Гранат не быстр и не очень силен в борьбе, но все равно может решить проблемы России при билд-апе (первая фаза атаки) – особенно, если разыгрывающим на ЧМ будет Глушаков, который по Packing/90 не входит даже в первую сотню в РФПЛ.
При Черчесове Гранат попал в сборную только один раз. Но все решится весной, когда от «Рубина» можно ждать значительного прогресса, в том числе в качестве обороны.
Кто еще?
Два молодых защитника, которых Черчесов пока не приглашал – Никита Чернов («Урал», 22 года) и Егор Сорокин («Рубин», 22 года). На месте правого центрального защитника интереснее выглядит Чернов.
Никита проводит первый полноценный сезон в РФПЛ и к середине осени окончательно очаровал Тарханова – теперь Балажиц и Ароян не всегда попадают в старт. Чернов грамотно играет на опережение – по числу перехватов с корректировкой на владение лучше защитника «Урала» лишь Кутепов. С игрой вверху (48,9%) пока не все в порядке, обострять при начале атак (39 отрезанных соперников за 90 минут) Никита тоже решается не всегда, но это хороший вариант на будущее.
Сорокин появился в «Рубине» еще в 2014-м, но замелькал на поле только при Бердыеве. Тренер ему доверяет – и когда Егор выходит в старте, за первый пас в «Рубине» отвечает именно он, а не старшие партнеры.
***
Скорее всего, система игры сборной России после травмы Джикии немного изменится. Из тех, кто уже работал с Черчесовым, только Кудряшов способен полностью выполнять тот объем, которого тренер требует от крайнего центрального защитника. В похожей манере в «Арсенале» действует Максим Беляев (при схеме с двумя центральными), но он не был в сборной со времен Фабио Капелло.
Главный претендент на место Джикии – Кутепов, который часто играл при Черчесове в 2016-м и наверняка будет активен весной в «Спартаке».
«Рубин» в январе прервал аренду Рагнара Сигурдссона и отпустил Янна Мвила, поэтому вероятно, что Гранат вновь окажется ближе к правому краю (если Камболов вернется в опорную зону). В таком случае Гранат будет реальным конкурентом Кутепову.
Использованы данные Opta и паблика «Пыльный чердак».
Все смеялись над березами, но они никому не позволяли настолько над собой издеваться
Помню, в 2010, когда Россия только получила чм, многие шутили, что Березуцкие будут пылить в защите. Щас че-то это уже не кажется шуткой, братья, как по мне, превосходят любого защитника.
Единственное, не понимаю, почему травма Джикии для нас катастрофа. Защитник он, конечно, добротный, но явно не "супер".
Проблема защитников, как по мне, очень простая - они не могут действовать на больших скоростях. Включит Салах скорость - пиши пропало, защиту даже не заметит. Тот же Джикия при активном прессинге ошибается.
Учитывая, что цепного пса в центре поля у России нет, ждет нас обычный провал)