Массимо Каррера: «Согласен отпустить Промеса. Если придёт Салах»
За что мне штрафовать Луиса Адриано?
— «Спартак» очень тяжело входил в сезон, к зиме ситуация поменялась. За счет чего?
— Да, старт у нас получился сложным. Возможно, повлияла некая эйфория: чемпионство, Суперкубок... Для команды, которая не привыкла побеждать, такое давление может помешать повторению успешных результатов. Возможно, ребята думали, что с минимальными усилиями у них получится сделать то же, что и в прошлом сезоне.
Но в футболе так не бывает.
Если ты не выкладываешься максимально, никто не гарантирует продолжения побед. Видимо, все изменилось, когда мы поняли, что все совсем не так, как представлялось. И появился тот самый голод, сопровождавший «Спартак» в прошлом сезоне. Потому во второй половине первой части сезона все поменялось.
— Какие уроки вы вынесли из сложного старта сезона?
— Я много лет играл в футбол, хорошо его знаю. Легко выиграть однажды. Легко какому-то игроку попасть в топ-клуб. Но гораздо сложнее остаться на том же высоком уровне. В нашем случае — выиграть еще один чемпионат. А потом еще один. Приходится выдерживать большое давление. Просто не дается ничего.
— Ваша фраза после матча с «Тосно» о том, что нужно идти к руководству, если игроки хотят вашей отставки, стала пиком кризиса. Когда вы поняли, что пик пройден, что ситуация улучшается?
— Матч с «Тосно» стал тем самым дном, до которого опустился «Спартак». Нельзя было упускать победу, ведя со счетом 2:0. То, что я сказал после игры, было на пользу всей команде — всему «Спартаку».
У меня были определенные эмоции, которые нужно было выразить. Потом в матче с «Анжи», когда мы проигрывали 1:2, но смогли сравнять счет, и наступил тот перелом, после которого дела пошли в гору.
— Немало критики по ходу сезона было в адрес ваших помощников. Последним был технический директор РФС Андрей Лексаков заявивший, что, пригласив Жана-Пьера Джерозу, вы дали другу возможность заработать.
— Человек, дающий подобный комментарий, просто ничего не понимает. С Джери я знаком с тех пор, как учился на тренерских курсах. Он в то время уже работал с Джованни Траппаттони. Я постоянно был в контакте с ним, знаю, как он относится к делу.
Поэтому в нынешнем сезоне я предоставил Роману Пилипчуку помощника, так как очень тяжело готовиться и к матчам чемпионата, и к играм Лиги чемпионов. Все те люди, которых я позвал в «Спартак», находятся здесь не потому, что я хотел дать им возможность заработать.
Будь так, сюда приехали бы мой двоюродный брат, мой дядя и так далее. Но мои помощники здесь, потому что хорошо выполняют свою работу — а именно это мне и нужно. Я ищу людей, которые будут приносить пользу нашему общему делу и «Спартаку».
— Как взаимодействуют Пилипчук и Джероза?
— К матчам РФПЛ основную подготовку проводит Роман — он лучше знаком с российским чемпионатом, с его игроками. В прошлом сезоне его было достаточно, поскольку мы играли один раз в неделю.
Когда же проводишь по два матча за 7 дней, приходится просматривать много других игр. Одному сделать это невозможно. Потому я посчитал правильным привлечь подмогу. И потом, мысли Джерозы и Пилипчука мы вместе сравниваем, оцениваем, и итоговое решение принимаю я. Потому что футбол каждый видит по-своему.
— Сборы начались, и всех волнует один вопрос: где бразильцы?!
— Я их всех продал (смеется).
— Если серьезно, почему у них такой длинный отпуск?
— Я добавил им всего-навсего пару дней. Они попросили об этом после матча с ЦСКА, поскольку ребятам предстояли длинные перелеты в Бразилию и обратно. Это занимает почти сутки. Не знаю, схитрили они немного, или мы друг друга недопоняли, но мы договаривались, что 12-го января они будут здесь.
Я имел в виду, чтобы 12-го они были в состоянии тренироваться. То есть, вылетать нужно было 11-го января. Они же отправятся сюда в пятницу. Что ж, с этого момента билеты им покупать буду только я (смеется).
Но шутки в сторону. Парни согласовали со мной продление отпуска. Всегда, если кому-то что-то надо, ребята приходят, и мы вместе решаем вопрос. Но теперь организацией перелетов всех игроков я, и правда, займусь сам.
— Вы следите за Инстаграмом своих футболистов?
— Иногда, когда просматриваю ленту.
— На ваш взгляд, Луис Адриано хорошо отдохнул?
— Что он делает в личной жизни, меня не интересует. Для меня важно, что он, выходя на поле, отлично выполняет свою работу. А свободное время он проводит так, как хочет.
— То есть, Адриано не будет оштрафован по примеру Раджи Наингголана из «Ромы»?
— Штраф? А за что?
— Наингголан провел скандальный новогодний прямой эфир, а Луис Адриано показал, как пьет пиво с друзьями. Даже количество бутылок продемонстировал.
— Это разные ситуации. Наингголан пил, курил, ругался матом. За это «Рома» его оштрафовала. Если же кто-то выкладывает, как он ест мясо, пьет пиво...
Думаю, тут нет ничего страшного. Вот если бы Луис Адриано на сборах сидел в номере с пивом... Другой разговор. Но Адриано был в отпуске. Что тут еще говорить?
После 0:7 от «Ливерпуля» не спал много ночей подряд...
— Что было для вас болезненнее: поражение в Ливерпуле или невыход сборной Италии на чемпионат мира?
— Лично для меня, безусловно, поражение в Ливерпуле. Этот матч я не забуду никогда. Он многому меня научил. Думаю, это был самый негативный момент 2017 года. Я не спал после той игры много ночей подряд.
— Вы знаете, что «Спартак» установил сразу два антирекорда в том матче?
— Дело не в этом. Дело в том, что поражение было очень сложно переварить.
— Чемпионат России возобновится в марте. Кто главный фаворит турнира?
— «Локомотив». Восемь очков отрыва от нас и «Зенита»... Естественно, они фавориты. Но впереди 10 матчей. И в первом же из них мы играем как раз с «Локомотивом». Надеюсь, сможем победить и сократить отрыв.
А потом постараемся выиграть все оставшиеся матчи. В футболе ничего не предрешено заранее. После нашего невыразительного старта мы очков на 12-13 отставали от «Зенита», а сейчас уже его догнали.
— Впереди у «Спартака» решающие матчи в трех турнирах. Согласны, что наибольшие шансы на успех — в Кубке России?
— На бумаге проще всего выглядит расклад в Кубке России. Но на самом деле, это не так. Думаю, мы не будем делать какой-то определенный выбор. Наша цель — пройти как можно дальше и выступить как можно лучше в каждом соревновании.
Петкович, Пашалич и Роша — жертвы лимита на легионеров
— Минувшей зимой «Спартак» усилил все четыре линии. Летом — три. Можно ли говорить, что и сейчас команда ищет игроков всех амплуа?
— Если мы сможем найти подходящих футболистов, конечно, усилим все линии. Это нелегко. Я ведь не имею карт-бланша — не могу тратить столько, сколько захочу.
Нельзя ведь сказать: «Я хочу Коутинью! Пусть завтра будет в Тарасовке!». Есть определенные установки руководства, и я должен под них подстраиваться. Карт-бланш выглядел бы так: я хочу Коутинью, Месси, Неймара и так далее...
В реальной жизни я называю определенные имена и, исходя из возможностей клуба, мы с руководством пытаемся найти подходящих игроков.
— Вопрос о том, кто имеет последнее слово в клубе при принятии решений по трансферам, обсуждается весь сезон. Развейте сомнения.
— Я только что ответил. У меня нет карт-бланша. Руководство имеет последнее слово. Оно может сказать, что игрок стоит дорого. Я могу назвать имя игрока, который мне понравился, которого я хотел бы видеть, но есть такой момент, как его стоимость... Мы работаем вместе.
— Все четверо футболистов, пришедшие прошлой зимой, стали игроками основы. Из трех, пришедших летом — ни одного. В чем причина?
— Петкович стал жертвой лимита. Я обязан выпускать на поле пятерых россиян. Это его ограничило. Я уверен, Марко может играть хорошо.
Новичкам нужна игровая практика, чтобы влиться в состав. Интегрироваться всегда тяжело. Тот же Джикия не сразу сыграл свой первый матч за «Спартак». Ему потребовалось время. Важно и то, когда именно игрок выходит на поле. Если он не готов, после первой же ошибки его просто гасят...
Нужно находить верный момент для того, чтобы выпустить нового футболиста. Тот же Педро Роша еще молод. Он хороший игрок, но он молод, здесь он встретился с другим менталитетом, другим футболом... На всё нужно время.
— Роша — один из самых дорогих трансферов в истории «Спартака». Он способен заиграть на высоком уровне?
— Да. Так же, как и Пашалич, он качественый игрок. И так же ограничен лимитом. Все они важные футболисты для «Спартака». Если взглянуть на Пашалича, он играл не так много, но забил четыре гола, когда выходил на позитиве и сконцентрированным.
Для команды важен даже тот, кто играет 15-20 минут. Порой за это время один футболист делает больше, чем другой за 90. Я так думаю. Своих футболистов я вижу иначе, чем вы.
— Для команды важнее сохранить текущий состав или приобрести новичков?
— Все зависит от того, кто может прийти. Вот вам пример: я могу попросить купить, опять-таки, Коутинью, но потом мне скажут, что такой-то полузащитник должен при этом уйти. И в этой ситуации нужен баланс — тут важно и кто придет, и кто уйдет.
К примеру, если мне скажут, что должен уйти Промес, а придет какой-то неизвестный футболист, я скажу «нет». Но если уйдет Промес, а придет Салах... Я соглашусь. Карьера Куинси пойдет вверх, а «Спартак» не потеряет в качестве. Именно это подразумевается, когда тренер говорит об усилении команды.
— СМИ сообщают о возможном уходе Зе Луиша и как раз Промеса. Вы общались с ними относительно будущего?
— Нет. Это случится, если они придут и расскажут о своем желании уйти из «Спартака». Для меня они футболисты команды. У нас нет намерения продавать их.
Естественно, если поступит хорошее для клуба и игрока предложение... Я не смогу заставить их передумать. Не хочу, чтобы они играли в «Спартаке», будучи недовольными. Каждый должен иметь возможность идти по выбранному пути.
— Еще один футболист, который может покинуть команду — Сердар Таски...
— На данный момент никто не покидает «Спартак». Все, кто будет здесь на сборе — это и есть команда. Точка. Мы разговаривали с Сердаром, но дело тут за руководством, это оно ставит подпись под соглашением.
— Окей, но на сборе нет, например, Дениса Давыдова. Значит ли это, что вы не рассчитываете на него?
— Не то чтобы я не рассчитывал... Если честно, я предпочел бы, чтобы он ушёл куда-нибудь в аренду. Денис бы постоянно играл, а мы поняли, чего он стоит. Здесь в «Спартаке» Давыдов немного замкнут.
— Как вам Сергей Еременко — первый потенциальный новичок «Спартака»? Есть разная информация относительно его появления в команде.
— Что за информация?
— Сообщается, что ваше доверенное лицо Марко Трабукки, ведущий дела Романа Еременко, попросил просмотреть его брата.
— Ну, видите, вы все и так знаете!
— То есть, так и есть?
— Мы знали, что у Романа есть брат, который играет в футбол и играет неплохо. Нам повезло, что Марко знал Романа, и мы смогли пригласить Сергея на просмотр.
Аттила Мальфатти имел информацию о нем. Некоторое время назад, когда Аттила работал в «Ювентусе», туринский клуб был заинтересован в приглашении Сергея.
— Какое мнение оставил Еременко после первых тренировок?
— Мы провели всего пару занятий. Ничего особенного в тактическом и техническом плане не делали. Но 19-летний парень, без всякого страха, тренируется с взрослыми мужиками... Видно, что у него есть определённые качества. До конца сбора рассмотрим варианты по будущему Еременко в «Спартаке».
— СМИ сообщают об интересе к бразильцу Вериссимо.
— Это футболист, в котором мы заинтересованы. Однако на данный момент он не является игроком «Спартака».
России можно только поаплодировать за подготовку к чемпионату мира
— Немного об итальянском футболе. Летом из «Ювентуса» в «Милан» перешел Леонардо Бонуччи, после чего стал играть плохо и в сборной, и в клубе. Не считаете, что это одна из причин неудачи сборной?
— Нет. Не думаю, что провал сборной случился из-за одного игрока. Были определенные ситуации, приведшие к этому. Разные ситуации. Возможно, новое поколение оказалось не готовым сменить более зрелых футболистов.
— То есть, вы не вините Джан Пьеро Вентуру, как делает это вся Италия?
— Когда команда проваливается, все винят главного тренера. Так же и со мной, если что-то не складывается у «Спартака». И это правильно, ведь тренер принимает решения.
Безусловно, в чем-то виноват Вентура, но не только он. К сожалению, футбол устроен так, что большая часть вины накладывается на тренера. Но мы не знаем многих вещей, происходивших внутри сборной Италии.
— ФИФА и оргкомитет считают, что в 2018 году состоится лучший чемпионат мира в истории. Для вас без сборной Италии на нем такое возможно?
— Что с Италией, что без нее — это все равно чемпионат мира, великий турнир. Можно только поаплодировать России, которая хорошо подготовилась к нему. Не думаю, что присутствие или отсутствие какой-то сборной способно повлиять на общее восприятие турнира.
— На что может рассчитывать сборная России, в которой много игроков «Спартака»?
— Играя дома, Россия может провести хороший турнир. Не могу сказать сейчас, есть ли у команды качество, чтобы дойти до финала. На бумаге хватает более сильных команд, располагающих более сильными футболистами.
Но, вы же понимаете, мяч круглый... Многое зависит от подхода, от мотивации, удачи. Нужно всего по чуть-чуть. И тогда... Все возможно.
— А кто эти сильные на бумаге команды? Кого вы считает главным фаворитом чемпионата мира?
— Сборную Германии.
— Сам ЧМ будете смотреть?
— Да. Мне очень хотелось бы посмотреть матчи чемпионата мира. Увидим, будет ли у нас время на это — возможно, команда будет на сборах.
Месси или Промес? Промес!
— Напоследок небольшой блиц. Минестроне или борщ?
— Минестроне.
— Москва или Турин?
— Милан (смеется). На данный момент — Москва.
— Москва или Бергамо?
— Москва.
— Адриано Челентано или Лучано Паваротти?
— Паваротти.
— Месси или Роналду?
— Месси.
— Месси или Промес?
— Промес.
— Горы или море?
— Море.
— Что хуже: «Интер» или ЦСКА?
— Оба.
— Что случится раньше: российский клуб выиграет Лигу чемпионов или будет достроена Саграда Фамилия?
— Российский клуб выиграет Лигу чемпионов, конечно же!
Читать ответы Массимо всегда одно удовольствие!
Или сборную Италии я буду очень рад и очень огорчен одновременно.