15 мин.

«Этот парень затмит Недведа». Эпитафия на футбольную карьеру Томаша Росицки

Конец профессиональной карьеры - маленькая смерть. Смерть профессионального футболиста и рождение нового человека, которому предстоит шагнуть в мир других занятий (не мужчин). Для нас, любителей футбола это грустно. Все мы грустим о чем-то, что запало в душу. Вот и мое время пришло. Постараюсь воспользоваться.

Быть может, Вы помните, что блог мы начинали с рубрики «Кладбище футбольных талантов». Туда входили самые-самые талантливые, но увы, не реализовавшие до конца свой безумный потенциал футболисты. На днях обнаружив новость о том, что Томаш Росицки закончил с большим спортом, я осознал: он-то и является одним из главных талантов XXI века, который не сумел конвертировать свой бешеный потенциал в такой же бешеный скилл.

А меж тем звезда Росицки сияла на футбольном небосклоне уже тогда, когда российские СМИ и не думали добавлять букву «й» в окончание фамилий польского происхождения.

Именно поэтому в тексте эту составную часть русского алфавита в окончании фамилии главного героя Вам увидеть не придется, зато тот, кто все-таки решится дочитать до конца обязательно вспомнит (или узнает) о Томаше все, ну, или почти все необходимое.

****

Детство и юность в спортивной семье

Отец Иржи — известный футболист, защищал цвета пражской «Спарты» и сборной Чехословакии. Мама Эва занималась легкой атлетикой, а также в течение двух лет входила в число лучших мастеров страны по настольному теннису. По футбольной стезе пошел старший брат Томаша Иржи, добившийся некоторых успехов и, в частности, выступавший в конце 90-х за мадридский «Атлетико». Так что у Томаша особого выбора и не было - в его семье было в среднем один спортсмен на одного человека. Согласитесь, в такой обстановке весьма сложно пройти мимо спортивной секции.

Пяти лет от роду он очутился в футбольной школе пражского клуба «Компрессоры», где быстро утвердился в ранге подающего большие надежды паренька и через два года пошел на повышение в детскую команду пражской «Спарты». Высокая культура обращения с мячом, похоже, была заложена генетически.

Томаш был основным игроком различных детских и юношеских сборных — U-12, U-14, U-15 и так далее. Только «молодежку» прошел стороной, потому как в 19-летнем возрасте его призвали под знамена национальной сборной.

На футболистов принято вешать ярлыки, один из которых - безграмотность. Несмотря на то, что Росицки считался огромным талантом с самых ранних лет, за прогрессом которого пристально следили гранды мирового футбола, он рос очень образованным мальчуганом. Подросток, помимо учебы в общеобразовательной школе, посещал специальные занятия по изучению премудростей обращения с компьютером, после чего отправлялся на тренировку со второй командой «Спарты». Его выхода на профессиональный уровень с нетерпением ждала вся Чехия. К счастью, с эксплуатацией «детского труда» тренеры не усердствовали, благодаря чему Томаш не разделил судьбу других вундеркиндов, вроде Фреди Аду, которым выдавалось слишком много преждевременных авансов.

Пражская «Спарта» и первые шаги в большом футболе

Первый матч за «Спарту» Росицки провел в 18 лет. Его готовили к основе постепенно, поначалу выпуская на замену, хотя уже тогда он, вполне возможно, заслуживал большего. Через два года щуплый атакующий хавбек уже считался полноправным лидером флагмана чешского клубного футбола, дебютировал за сборную во встрече с норвежцами, а в январе 2001 года отправился на легионерские хлеба.

 «Этот парень затмит Недведа», — писали о нём в газетах. И все должно было быть именно так.

Самый дорогой трансфер Бундеслиги

Хозяйка Вестфаленштадион - дортмундская «Боруссия» поспешила подписать с молодым дарованием контракт, дабы ее не оставили с носом прочие мастодонты трансферных афер, претендовавшие на 20-летнего игрока. В итоге сумма отступных за переход составила 13 миллионов немецких марок, что, между прочим, явилось рекордом для немецкого чемпионата.

Но в Дортмунде не сомневались: затраты окупятся сторицей.

Росицки дебютировал за «Боруссию» 2 февраля в матче против «Мюнхена-1860», заменив на 60-й минуте Соренсена, но ничего выдающегося показать не успел, а его клуб проиграл — 0:1. В следующих 14 поединках чемпионата он выходил уже в стартовом составе. Умной игрой, изящной техникой, а также шестью забитыми мячами, Томаш заставил специалистов, журналистов и болельщиков заговорить о появлении новой суперзвезды. Как следствие: по итогам 2001 года Росицки стал самым молодым футболистом, удостоившимся звания лучшего игрока Чехии. И это при таких-то конкурентах, как Недвед, Бергер, Поборски, Барош!

Сезон-2001/02 получился одним из лучших в истории «Боруссии» (ну, разумеется, не самым лучшим). Пока «Бавария» находилась в упадке, связанном со сменой поколений, а Байер-04 традиционно Неверкузен, желто-черные завоевали золото чемпионата Германии и вышли в финал Кубка УЕФА, где, впрочем, были биты голландского «Фейеноордома», который вел за собой могучий Пьер ван Хойдонг. И, как вы понимаете, все эти успехи были достигнуты при самом деятельном участии Росицки.

Связка Росицки-Коллер на тот момент находилась в самом жарком огне. Их игра вдохновляла многих. Чешские великан и коротышка ковали победы «шмелей» на самой заре нового тысячелетия и были вместе с Аморозо основной ударной силой «Боруссии» периода лихолетья. Джон Коннор (присмотритесь, они реально похожи) и его верный двухметровый терминатор в начале нулевых спасали «Дортмунд» от скуки и плохого настроения. Коллер трижды подряд становился лучшим бомбардиром клуба, но запомнился не только этим.

Киккер после памятного упоительного матча с «Баварией» определил Коллера в символическую сборную по итогам тура – на позицию вратаря, конечно же. Немецкая ирония, как автомат, работает безотказно.  

В сравнении со своим гигантским товарищем Росицки не так много забивал, что было обусловлено его непреодолимой тягой к комбинационной игре. Другими словами, играй Томаш на позиции форварда - его бы расстреляли из-за почти полного отсутствия жажды гола. Но с учетом того, что его передачи были чудо как хороши, а партнеры то и дело хвалили за своевременные и ювелирные результативные действия - польза от Росицки-полузащитника была поистине неоценимой. «Я играю на команду, а не на картинку», — таков, к слову, футбольный девиз полузащитника. При этом Росицки всегда славился своей исполнительностью. Иногда тренеры сборной даже использовали Томаша на позиции волнореза и удивительным образом субтильный хавбек справлялся и с этой задачей.

В начале 2000-х его имя поистине гремело в Европе. Приобрести хавбека желали почти все элитные клубы, но проблема заключалась в том, что «Боруссия» не собиралась расставаться с бриллиантом, отвергая одно за другим предложения суперклубов. Самые большие деньги за полузащитника предложил миланский «Интер» — 60 миллионов немецких марок. Однако эту сумму руководство «Боруссии» сочло недостаточной — оно оценивала своего ведущего игрока в 100 миллионов. Вскоре золотые времена дортмундского канули в лето, прихватив с собой дойчмарки. Выяснилось, что боссы не рассчитали своих возможностей, заключая щедрые контракты.

Крах «Боруссии», переход в лондонский «Арсенал»

«Боруссия» едва спаслась от финансового краха, но это далось непросто. Руководство в одностороннем порядке на четверть снизило зарплату игрокам, а всех несогласных выставляло за дверь. Не сообщалось, касались ли столь жесткие меры главного актива команды, однако он остался в клубе, несмотря на то, что говорил о желании перейти в более престижный чемпионат. Вместо того, чтобы, например, покинуть «Боруссию» в качестве свободного агента, Томаш заключил с ней новый долгосрочный контракт до 2008 года. Тем самым он отблагодарил клуб, которому очень нужны деньги. Однако серьезная травма и несколько поблекшая игра Росицки, равно как и всей обескровленной «Боруссии», снизили трансферную цену полузащитника. Летом 2006 года она составила 10 миллионов евро. Именно за такую сумму его приобрел лондонский «Арсенал»: одним конкурентом у Александра Глеба стало больше.

Томаш должен был стать заменой Роберу Пиресу, который отправился покорять Ла Лигу, но Арсен Венгер частенько двигал звездного чеха на фланг полузащиты, где, как казалось французу, Росицки тоже мог бы быть весьма полезен и эффективен.

Футбол «Арсенала» - грация в чистом виде: воздушные комбинации, долгий контроль мяча и телепатическое взаимопонимание, которое вкупе с Великим форвардом Тьерри Анри, давало результат, совместно с высочайшим эстетическим удовольствием. Наверно, «Арсенал» первого десятилетия XXI века был максимально близок к идеальной футбольной команде. Именно то впечатление, оставленное Арсеном Венгером в течение первой половины своего пребывания в качестве главного тренера канониров, и позволило ему сохранить свой пост по сей день.

У Росицки и Венгера всегда было отличное взаимопонимание. Оба - футбольные романтики. Им недостаточно выиграть. Нужно сделать это еще и красиво. Поэтому-то главный канонир и пригласил утонченного «маленького Моцарта» в свою команду.

«Венгер — абсолютно уникальный тренер. Я не думаю, что кому-то удастся повторить в «Арсенале» то, что удалось ему. Он - легенда этого клуба», — цитирует футболиста британская пресса.

«У Томаша были все качества, чтобы играть в тот футбол, который так любят в «Арсенале». Я бы даже сказал, что Росицки — образец идеального игрока «Арсенала». Я всегда буду очень жалеть, что Томаш сыграл меньше матчей, чем мог бы, потому что он необычайно талантлив. Мы его очень любим. Жаль, что Росицки уходит, но для меня было честью тренировать его. Он играет с лёгкостью, у Томаша есть редкое качество — когда мяч доходит до него, игра начинает идти чуть быстрее, чуть мобильнее», - такие слова стоят многого.

А такой гол, быть может, и есть идеальный арсенальский гол: 

Травмы поставили крест на карьере многих известных футболистов. Считается, что пионером в этом отношении является Абу Диаби, который за время пребывания в составе лондонцев, получил 38 травм и повреждений, но немногим известно, что Томаш Росицки опередил темнокожего партнера и в этом компоненте. На его счету целых 40 попаданий в лазарет команды. В целом Росицки пропустил 2 полноценных сезона из-за различных травм, но для игрока его формации это не столь удивительно. Его били, порой и очень жестоко.

Так, например, в одном из матчей Бундеслиги между «Боруссией» и «Баварией», Томаш, по подсчетам немецких журналистов, получил по ногам 38 раз и заработал на себе два удаления для мюнхенского супер-клуба. Согласитесь, вряд ли английская Премьер-Лига хоть в чем-то уступит немецкому чемпионату по критерию жесткости. Ответ очевиден. Росицки и в АПЛ получал по своим нижним конечностям «только кепку держи». Быть может, именно его тело было бы самым выгодным объектом для страхования здоровья, даже ноги Наоми Кэмпбелл смущенно курят в сторонке. Впрочем, плохая шутка - проехали.

Тем не менее, болельщики «Арсенала» имеют особенную симпатию к этому футболисту. Ведь Томаш Росицки регулярно огорчал извечного соперника «Арсенала» по дерби Северного Лондона - «Тоттенхэм». Такое не забывается. 

Как не забывается и то, что при непосредственном участии Томаша, канониры завоевали пару кубков Англии, прекратив тем самым, свою внушительную бестрофейную серию.

И все-таки это был уже не тот Томаш. После стольких несчастий физического характера немногие бы смогли сохранить себя в первозданном виде. Да и вообще, видели Вы этих немногих? Я - нет.

Летом 2016 года «Эмирейтс» провожал своего чешского кумира, который, правда, на поле в том сезоне так и не появился. Роман Росицки и «Арсенала» длиной в 10 лет был официально окончен, но расставались они друзьями, как и положено интеллигентным людям. Он никогда не изменял и не просился на выход, как Сеск или ван Перси. И это действительно ценили все: партнеры, руководство и болельщики. На такой волне чех и перешел в Спарту.

Чемпионат Европы-2016. Как сирийский мальчик заставил принять участие в турнире

Все мы помним поистине звездную Чехию образца 2004 года, когда команда была укомплектована под завяку людьми мирового уровня. Вы только вдумайтесь: Петр Чех, Томаш Галашек, Марек Янкуловски, Павел Недвед, Владимир Шмицер, Милан Барош - лучший бомбардир Евро, Карел Поборски, Зденек Грыгера и, конечно же, Томаш Росицки. Та бронза была верхом обиды и несправедливости. Эта команда мдолжна была стать чемпионом, но слепая Фемида решила помочь своим соотечественникам и вложила мяч в голову Троянаса Делласа на исходе первого дополнительного тайма. Свисток и занавес. Правило серебряного гола во всей красе.

Известно, что нынче в чешском национальном футбольном жанре наметился жесточайший кадровый голод. Знакомая ситуация, не так ли?

Федерация футбола Чехии решила во что бы то ни стало уговорить Росицки приехать в команду, где собралась крепкая, но слегка простоватая братия, которая нуждалась в инъекции волшебства. Томаш понимал, что его физическое состояние на грани и поездка на турнир скажется на его здоровье очень негативно. По-другому и быть не могло. Первая мысль - ответить отказом.

Но Хозяйка Судеб думала иначе. В адрес Томаша посыпался вал писем с просьбой все-таки сыграть на турнире и самое трогательное пришло из далекой Сирии, где мальчик писал о том, что живет мечтой еще раз увидеть Росицки в футболке национальной сборной на крупном турнире. И чех уступил.

Матч второго тура против Хорватии складывался непросто. 2:0 и уйма моментов у ворот Петера Чеха. Но на 75-ой минуте матча Томаш включил режим волшебника и отдал изысканный пас на голову Шкоде. Милан замкнул, а на последней минуте основного времени матча Домагой Вида сыграл рукой в своей штрафной площади. Пенальти и Томаш Нецид влупил со всей дури под перекладину - 2:2. Но сам Росицки чуть ранее схватился за бедро и тогда стало понятно: в следующей игре он не помощник. Надрыв связок задней поверхности бедра - травма в высшей степени неприятная.

Разумеется, Турция раздавила Чехию (0:2) и отправилась дальше, но самое главное «маленький Моцарт» на том турнире сделал - выполнил желание огромного количества людей и приехал во Францию, а главное, осчастливил того самого мальчика, который в Сирии, возможно, поверил, что чудеса все-таки иногда случаются. 

После турнира Росицки логично объявил о завершении международной карьеры.

Назад в Прагу

Уезжал Росицки из «Спарты» совсем юнцом, а приехал мужчиной: потрепанным в сражениях воином, который сделал себе большое имя, но потерял здоровье. Его магия никуда не потерялась даже в таких неприглядных условиях.

Проведя полтора сезона в чешском гранде Томаш понял: финита ля комедия. 

«Я знал, что однажды этот день настанет. К матчам стало готовиться все труднее. Мысленно понимаю, что хочу играть, но мое тело говорит об обратном. У меня была отличная футбольная карьера. Я люблю футбол и безусловно пережил бы это снова», − сказал Росицки на пресс-конференции, где объявил о своем решении.

О личности и личной жизни

Все, кто общается с Томашем, отмечают его покладистый характер — редкое качество для парня, обладающего звездным статусом чуть ли не с младых ногтей. Он немногословен, не ищет дополнительного внимания, но и не чурается журналистов. 

Скромный парень, который нечасто ходит на дискотеки и вечеринки. Музыку слушает на домашнем компьютере: предпочитает стиль панк-рок, в котором, по его мнению, наибольших успехов добилась чешская банда «Три сестры». Росицки вообще любит все чешское: Прагу, хоккей и пиво. В «Боруссии» его так и прозвали — «Пиво»; немцам, видимо, показался очень забавным подобный вариант их родного слова «Bier». Впрочем, у Томаша и без того немало различных прозвищ: «Роса», «Росси» (производные от фамилии),  «Маленький Моцарт». «Маленьким Моцартом», кстати, его нарекли чешские журналисты за любовь к игре на акустической гитаре.

Больше всего в своей профессии Росицки ненавидит долгие разъезды, поэтому, наверное, обожает быстрые машины: в его гараже особый статус имеют марки «Порше» и «Мерседес». Подругой жизни для него стала дважды вице-мисс Чехии Радка Кочурова, информации о которой во Всемирной паутине почти столько же, сколько о самом Томаше.

Кстати, по слухам его давний товарищ и партнер по Дортмунду Ян Коллер спровоцировал знакомство будущей парочки. Этот гигантский лысый гренадер, видимо, именно таким образом решил отблагодарить Томаша за блестящие результативные передачи, которые прилетали в его голову от гениальной ноги Росицки.

****

Вместе с Томашем Росицки уходит целая эпоха. Тот самый романтичный и чуть безбашенный футбол рубежа тысячелетий, когда в футболе деньги играли большую, но не главную роль. Еще один герой того эпизода из протоколов матчей перенесен на страницы футбольных справочников и энциклопедий. Его карьера больше похожа на вспышки. Регулярные и невероятно красивые. Он не растратил себя и свою гениальность за короткий срок, а выдавал ее небольшими порциями, раз за разом все больше удивляя футбольную аудиторию.

Игра Томаша Росицки навсегда останется в сердцах абсолютно всех настоящих любителей изысканности и утонченности в этом жестком виде спорта, где подобные качества непрестанно ломают и сводят на нет. И если Вам когда-то захочется смотивировать себя историей о настоящем преодолении себя и силе воли, то знайте - это история Росицки.

Фото: Фото: the Sun/ Phil Shephard-Lewis; Getty Image/ Andreas Rents, Shaun Botterill, Christian Liewing; REUTERS

Подписывайтесь. Впереди ещё много интересного!

Возможно Вы еще не видели эти материалы нашего блога:

Робиньо. От капитана сборной Бразилии до насильника?

10 успешных трансферов эпохи Фергюсона

«Не пришлись  ко двору». Семерка провальных трансферов «Барселоны»

Рикельме vs Палермо. История легендарной связки «Бока Хуониорс»

«Последнее, что я хочу – это видеть, как «Лидс» обанкротится». Алан Смит. Где он сейчас?