7 мин.

Оффтоп №2. Рубрика «Интервью». Джован Кировски - первый в истории американец-победитель Лиги Чемпионов

Воплощение мечты

Путевка в "Юнайтед"

Мои родители переехали в США из Македонии в 1970-х. Отец безумно любил футбол и привил эту страсть мне и моему брату. В те времена футбол в США показывали крайне редко, трансляции практически не велись. Лиги тоже не было, все было совсем по-другому.

Я всегда мечтал играть в Европе, всегда стремился добиться успеха. В детстве я хотел стать одним из лучших футболистов мира. Такой у меня был менталитет.

У меня появилась возможность уехать в Югославию, в "Хайдук" (Сплит), но этим планам не суждено было сбыться. Мама не отпустила меня туда из-за войны. В 16 лет я отправился в Англию вместе с молодежной сборной. Я отыграл несколько матчей, в том числе против "Юнайтед" и "Ливерпуля". Я прекрасно себя в них проявил, и "Юнайтед" пригласил меня на просмотр. Это было в апреле 1992-го.

Уже летом я провел две недели, готовясь к сезону с "Юнайтед", но у команды не оказалось мест в заявке на турнир Milk Cup в Северной Ирландии, поэтому я не смог выступать за них. Мне пришлось сыграть за "Глазго Рейнджерс", и мы победили. Я был одним из лучших игроков на том турнире, забил несколько голов и сразу получил несколько предложений от заинтересованных во мне клубов.

Я выбрал "МЮ", так как всегда хотел попасть именно туда. Мне было 16 лет, когда я уезжал из дома. Моей семье пришлось непросто. Моя мама до сих пор плачет, вспоминая те времена. Алекс Фергюсон помог моей семье справиться с ситуацией, и это было удивительно. Он дал всем понять, что обо мне позаботятся. Он позаботился о 16-летнем мальчишке, и я уверен, что все ребята в клубе чувствовали себя так же комфортно.

Поначалу было довольно сложно. Первые два месяца всегда так. Я оказался в чужой стране, в соревновательной среде, где каждый буквально сражался за свою жизнь. Я быстро повзрослел. После первых двух месяцев меня начали уважать. Ребята увидели, что я могу играть. Я влился в коллектив, и мои дела наладились.

Класс'92

Заслужить уважение в такой группе футболистов было крайне сложно. Все вы знаете, какие игроки вышли из того поколения - Бекхэм, Скоулз, Батт, братья Невиллы... Конечно, никто понятия не имел, кем они станут, но их уровень был очень высок. Уже тогда было видно, как Бекхэм бьет по мячу и как Скоулзи "читает" игру.

В МЮ

Вне поля я был стеснительным, но на поле чувствовал себя уверенно, так как знал, что способен на многое. Ребята из Класса'92 отлично ко мне относились. Они выросли вместе и с годами становились только ближе, в том числе и вне поля. Я до сих пор общаюсь с Дэвидом. Мы играли с ним в конце моей карьеры здесь, в Лос-Анджелесе. У него тут дом, и мы часто видимся.

Кантона, Гиггз, Хьюз

У всех нас когда-то были кумиры. Для меня примером для подражания был Эрик Кантона. Я играл примерно на той же позиции и наблюдал за ним каждый день. Он был феноменален. На поле он вытворял такое, на что остальные не были способны. Вне поля он был человеком спокойным, но в то же время великим.

Я наблюдал за Стивом Брюсом, Брайаном Робсоном, Райаном Гиггзом, Марком Хьюзом. Иногда они тренировались или играли вместе с резервной командой. Я учился у них поведению, лидерству. Этот опыт помогает мне и сейчас в моей нынешней работе.

В 96-м году я был частью "Юнайтед". Я пользовался уважением, чувствовал себя уверенно и был готов сделать следующий шаг.

Конец манчестерской карьеры

К сожалению, из-за рабочего разрешения сделать следующий шаг мне так и не удалось. Клуб дважды или трижды пытался все устроить, мы даже подали апелляцию, но шансы на успех были 50/50. Мой случай был уникальным в силу моего возраста. Я любил "Юнайтед" и был готов сделать следующий шаг, но ничего не вышло. Я был разочарован, но в то же время был готов покинуть команду.

Когда мне отказали в рабочем разрешении и апелляцию не удовлетворили, мне поступило много разных предложений. Говорилось даже об аренде и последующем возвращении в "Юнайтед", но ситуация казалась сложной. Больше всего во мне были заинтересованы "Аякс" и дортмундская "Боруссия".

Я встретился с представителями "Боруссии", и мне предложили контракт. В таком возрасте от таких предложений не отказываются. Мне, американцу, играющему в Европе, было сложно сказать "нет". В "Боруссии" играли суперзвезды, это была великая команда. Я не мог упустить такой шанс.

Победитель Лиги Чемпионов

Уже через несколько месяцев я играл за "Боруссию" в Лиге Чемпионов.

Против Диего Симеоне

Германия только что выиграла Чемпионат Европы, за Дортмунд выступали Юрген Колер, Маттиас Заммер, Андреас Меллер, Карл-Хайнц Ридле... И я, американский юнец.

В Боруссии

Футбол - маленький мирок. В том лигочемпионском сезоне нам достался именно "Юнайтед"! Первый матч я провел на скамейке. Во втором матче я увидел всех тех, с кем вместе рос в Манчестере. Манчестер был моим вторым домом, и я был счастлив увидеть всех снова. Я провел с ними 4 года, но при встрече ребята сказали мне лишь "Привет", ничего более...

Мы выбили "МЮ" и в итоге выиграли Лигу Чемпионов.

Возвращение в Англию

Совсем скоро я вернулся в Англию. Из "Боруссии" я перешел в лиссабонский "Спортинг", где провел год, после чего Стив Брюс взял меня к себе в "Кристал Пэлас". Он отлично меня помнил и верил в меня. Мы неплохо выступали, возглавляли таблицу в Чемпионшипе, а затем он ушел в "Бирмингем Сити". Мне нравилось в "Кристал Пэлас" при Стиве Брюсе. Я равнялся на него, получал удовольствие от работы с ним.

В Кристал Пэлас

После ухода Брюса ситуация в "Кристал Пэлас" резко изменилась, и я последовал за ним в Бирмингем. Именно тогда мне, наконец, и удалось сыграть на "Олд Траффорд"! Это было в декабре 2002-го. Я был взволнован, я был очень рад вернуться. Фанаты приветствовали меня. Я был молод, когда играл за их резервную команду, но болельщики меня помнили. Моя семья не могла в это поверить, я был шокирован.

В &quout;Бирмингем&quout;

Сама игра выдалась непростой. Мы приехали в Манчестер за победой, но "красные дьяволы" лишили нас мяча. Помню, как опасно пробил головой, мяч летел в створ ворот, но Фабьен Бартез совершил просто невероятный сэйв. Мы проиграли 0-2 (один из мячей забил Бекхэм), но я всегда буду помнить тот матч.

Работа в "Гэлакси"

Я занимал разные должности в "Гэлакси" после того, как завершил карьеру игрока в 2012-м году в 36 лет.

В &quout;Гэлакси&quout;

Я был ассистентом Брюса Арены, затем стал первым в истории клуба техническим директором. Я работал с Академией, строил вторую команду. После 3-х лет в структуре клуба меня перевели в первую команду. Сейчас я сотрудничаю с агентами, разыскиваю и подписываю игроков, посещаю футбольные клубы по всему миру.

Годы, проведенные в Манчестере, я всегда вспоминаю с любовью. Я был молодым, любил футбол, и лучше места для моего развития нельзя было придумать. "Юнайтед" заложил фундамент для моей карьеры. Работая с молодыми игроками, я пользуюсь знаниями, полученными от Алекса Фергюсона. Это был невероятный опыт. У меня не получилось стать игроком "Юнайтед", но я точно знаю, что провел там свои лучшие годы.

Технический директор

Достижения:

"Боруссия" (Д):

Победитель Лиги чемпионов УЕФА: 1996/97

Обладатель Межконтинентального кубка: 1997

"Лос-Анджелес Гэлакси":

Обладатель Кубка MLS: 2005

Обладатель Кубка США: 2005

Победитель Западной конференции: 2005, 2009, 2010

 

Автор: Steve Bartram, manutd.com

15 июля, 2017 г.

Перевод: Taras Bambine