«Ублюдок, попробуй еще сказать, что я симулирую!». Самый зверский момент дерби Манчестера
Бутсы Роя Кина встретились с коленом Альфа Холанда.
21 апреля 2001 года
«Олд Траффорд» провожал последние минуты тусклого манчестерского дерби. Ничья 1:1 никого не впечатлила – и не было ни намека, что матч станет чем-то большим, чем невыразительная точка в календаре.
А потом Рой Кин сделал это.
Шипованная подошва бутсы Роя впечаталась в правое колено норвежского полузащитника «Сити» Альфа-Инге Холанда. Судья Дэвид Эллерей за карьеру 4 раза удалял Кина, но красной заслуженнее этой и быть не могло. К черту споры – ирландец все прекрасно понимал. Он лишь бросил мимолетный взгляд, удостоверившись в очевидном, а затем развернулся и снял капитанскую повязку. Перед тем, как уйти, Кин склонился над обезумевшим от боли и шока Холандом, чтобы четко проговорить слова, которые так долго разъедали ему мозг.
Через год в интервью The Guardian Рой Кин обозначил, чего добивался: «Дать ему знать, что я запомнил».
С чего все началось – роковая игра в Лидсе
Как и любой туго завязанный драматичный узел, история Кина и Холанда могла сложиться совсем иначе. Они едва не стали одноклубниками и разминулись всего на год: когда норвежец в 1993-м переходил в «Ноттингем Форест», каждый на стадионе «Сити Граунд» показал бы шкафчик Роя, но сам Кин уже вовсю обживался в «Манчестер Юнайтед».
Им не повезло встретиться в сентябре 1997-го.
Холанд играл за «Лидс», матчи с немногими клубами для «МЮ» в 90-е были принципиальнее и сложнее. В первой автобиографии (2002-й) Кин вспоминал, что в тот день чувствовал себя паршиво, абсолютно разобранным физически и эмоционально. Ему дорого далась заварушка в баре на неделе: перебрал и поцапался с парнями из Дублина – те оскорбили Корк, родной город Роя. Он всего два месяца был капитаном «МЮ» и теперь сгорал от стыда перед семьей и Фергюсоном.
Матч в Лидсе традиционно не сложился. Гости вяло пытались отыграться, а Кин заполучил персональный кошмар – изводившего его Холанда. Тот просто-напросто залез ирландцу под кожу: дергал за майку и без устали трещал под ухо. Кин не сомневался: тренер «Лидса» специально приставил к нему Альфа, чтобы довести. Рой никогда не был примером хладнокровия и на общем фоне не мог не купиться.
Пытаясь догнать безнадежный мяч, Кин подсек сзади доставшего его Холанда и уже в следующее мгновение скрутился от жуткой боли. Шипы зацепились за дерн... раздался хлопок – так полузащитник «Манчестер Юнайтед» порвал крестообразную связку. Холанд был взбешен намерениями соперника. Ему показалось, что тот не встает с газона в попытке замаскировать свой фол. Альф подлетел к Рою и проорал, что нырять тоже надо уметь, ничего не выйдет.
Кин восстанавливался 11 долгих месяцев. Крутя педали в пустом тренажерном зале, он вспоминал крики Холанда и цепочку событий, которые привели к тому, что приходится торчать здесь – без какой-либо уверенности, что он вернется. Рой пообещал себе серьезнее относиться к собственному состоянию перед матчами, не принимать что-либо как должное. И поставил перед собой цель – провести хотя бы еще одну полную игру на «Олд Траффорд».
Что было потом
Снова 2001-й.
Поначалу Кин легко отделался – трехматчевая дисквалификация и штраф в 5 тысяч фунтов. Проблемы начались, когда через год вышла первая из двух автобиографий Роя.
В ней удар по колену Холанда был описан так: «Слишком долго я ждал этого момента. Я въ***л ему, как следует. Мяч был поблизости (мне так казалось). Получай, ублюдок! Попробуй еще раз подойти ко мне с ухмылкой и сказать, что я симулирую».
FA запустила расследование, медиа сорвались с цепи и требовали наказания – в итоге Кин получил еще 5 матчей бана и огромные 150 тысяч фунтов штрафа. Игрок напирал на то, что был неверно интерпретирован его литературным помощником Имоном Данфи и что в книге явно присутствует художественный домысел. Иронично, но вся защита Кина был раскрошена именно Данфи: на слушаниях, отвечая на вопрос, хотел ли Кин нанести в том эпизоде Холанду травму, он произнес: «Вне всяких сомнений».
В общем-то, преднамеренность фола была ясна. Главное различие в видении Кина и общественности крылось вот в чем: желал ли Рой травмировать Холанда.
Кин настаивал: нет.
В 2014-м экс-капитан «МЮ» выпустил вторую автобиографию под названием «Второй тайм». Она начинается с воспоминаний о разбирательствах, сдетонировавших после выхода предыдущих мемуаров. Кин детально описывает те несладкие деньки, рассуждает об обреченности положения и чуть ли не восхищается юристом со стороны Футбольной Ассоциации – он (кстати, болельщик «Тоттенхэма») разнес Роя в клочья.
Во «Втором тайме» досталось сразу всем - Петеру Шмейхелю, клубному телеканалу MUTV, а также песне ABBA «Dancing Queen» и автоответчику Робби Сэвиджа. Холанд? Ну конечно: «Хотел ли я серьезно травмировать Холанда? Нет. Но я хотел ему отомстить. Он постоянно провоцировал меня, что-то говорил, пытался оставить след своих шипов на моих ногах. Я пожалел о многих поступках в своей жизни, но точно не об этом.
… Будь я психом, жаждущим мести, к чему тогда годы ожидания, чтобы покалечить его? Бегал ли я по полю с мыслями: «Сейчас я достану его. Сейчас я точно достану его»? Нет. Держал ли я его в голове? Конечно, да. Точно так же, как и Роба Ли, как и Дэвида Бэтти, Алана Ширера, Денниса Уайза, Патрика Виейра. Все эти игроки сидели глубоко в моем сознании.
Если я получу шанс – конечно, я попробую вырубить тебя. Естественно. Это игра. Но есть существенная разница между простым ударом и желанием травмировать игрока. Любой опытный футболист скажет вам об этом».
Английский футбол запомнил Альфа Холанда игроком, чью карьеру оборвала мстительная грубость Роя Кина. То дерби было последним матчем, который норвежец отыграл целиком. Но ужасный фол Кина скорее поспособствовал, чем стал прямой причиной. Многих удивит, но на следующей неделе Холанд засветился в товарищеской игре сборной и матче «Сити» в лиге. Его долго донимало левое колено – оно уже было перебинтовано, когда Альф вышел против «Юнайтед». Он признал это сообщением на персональном сайте.
После нескольких неудачных операций Альф закончил с футболом летом 2003-го, спустя два года после столкновения с Кином. С тех пор обе стороны по несколько раз меняли «показания» (сразу после публикации первой книги Холанд собирался подать на Роя в суд, а в 2007-м в интервью для Daily Mail заметил: «После того я не сыграл ни один полный матч, отличное совпадение, не так ли?»), но в 2014-м в беседе на радио BBC Radio 5 Live норвежец уверял: больше всего его разочаровало, что Кин сделал месть частью игры – и на самом деле Холанд бы без проблем поговорил с обидчиком.
Неизменным все эти годы было лишь одно – Альф Холанд никогда не называл Роя Кина по имени.
Фото: Gettyimages.ru/Gary M Prior/Allsport, Michael Steele; REUTERS/ Ferran Paredes, Jeff J Mitchell
Далее вышла книга, в которой Кин не подумав проговорился, что ломал намеренно. Понял, что теперь все его считают козлом, обосрался и начал неудачно давать заднюю.
Вывод: Кин - кусок говна.
Мразь тупая
Игра - это когда с помощью командной игры стараешься доставить мяч в ворота, а не вырубить соперника. Игра - это Роналдиньо, это Пирло
Дерьмо - это Кин