Именем короля! Как дела в Катаре – стране, где пройдет чемпионат мира-2022
Хозяин следующего после российского чемпионата мира каждый день сражается с массой предрассудков. Правда ли, что строители стадионов находятся на положении рабов? Реально ли выжить в этом климате хотя бы пять минут без кондиционера? Действительно ли, что под запретом для болельщиков окажется весь алкоголь? Иван Жидков съездил в Катар и в еженедельнике «Футбол» рассказывает, какой он – Ближний футбольный Восток.
Лицо страны
Все 11 с половиной тысяч квадратных километров государства Катар можно застроить за ближайшие пять лет небоскребами, отелями, таунхаусами, стадионам и спортивными объектами. Особенно если вспомнить нашу поговорку про слишком бодрую собаку, которой семь верст – не расстояние. Пожалуй, на данный момент в мире не существует страны с более активной жизненной позицией, чем Катар. Где именем короля, почти не глядя по сторонам, идут к самому необычному чемпионату мира в истории футбола.
Нули с палочкой. За перенос сроков ЧМ-2022 Катар предлагает клубам 1 млрд евро
Лицо местного монарха Хамада Аль Тани вы увидите на улице каждый день. Сила восприятия зависит от размера изображения. На стене строящегося банка фотография может быть в пять натуральных величин. Портрет-скетч с использованием гордого профиля, в котором есть что-то от Чапаева и Михаила Юрьевича Лермонтова, – обязательный элемент любой недвижимости и движимости. На 70 процентах тех самых больших автомобилей он заменяет знак baby on board.
Забудьте о пиве
Любым континентальным особенностям есть свое объяснение. В Катаре не пьют. Забывают об этом и приезжие, если только случай не совсем уж запущенный. Во-первых, 600 рублей за маленькое пиво – чересчур. Во-вторых, когда ты стоишь под блеклым солнцем пустыни и глядишь, как рабочие терпеливо вкапывают в песчаный прах очередной могучий столб, в голову не приходит мысль не то что о виски — даже о пиве. Зато при виде запотевших баночек с «софтдринком» сходишь с ума, даже если дома к ним и близко не подходишь. Хочешь выжить – не пей. Хочешь сохранить ясный ум – тем более.
Тачки
На улицах Дохи – сплошь большие машины. «Ленд Крузеры» – вообще национальная идея. Кто попроще, тот на представительском седане. Если же у тебя «Лансер» — то ты здесь просто белый кролик с розовыми глазами.
— Почему так? – спрашиваю у одного из местных.
— Просто богатые люди…
— И больше ничего? Семьи там большие, или еще что-то…
— Да нет, семьи ни при чем. Появляется много денег, сразу берут машину.
Деньги сами по себе еще никого счастливыми не сделали. А на долю Катара, по словам главы оргкомитета ЧМ-2022 Хассана Аль Тавади, выпала наибольшая необходимость отвечать критикам. Если Люксембург в центре Европы со всеми очевидными благами цивилизации не проводит мировое первенство, то почему это делает Катар? Тем более там, где сожжено 90 процентов земли, нет воды, где тесно и так непредсказуемо для тех, кто в Дохе никогда не был…
Деньги
Стадион «Аль Баит» (на нем пройдет полуфинальный матч ЧМ-2022) появляется на горизонте, как остов корабля посреди высохшего Аральского моря. Но стоит автобусу пробиться по трясучей дороге через строй экскаваторов и грузовиков, въехать через уже готовый тоннель прямо на поле, веры в будущее становится значительно больше. Стремление вложить нефтяное богатство в лучших архитекторов и ученых – один из принципов организаторов. Без кондиционированного воздуха внутри арен этот чемпионат не может состояться? Катар готов стать катализатором идей для всего мира, которому такие идеи в будущем, несомненно, потребуются. Или полигоны в пустыне должны быть использованы только для испытаний Зла?
Носитель языка. С какой миссией Хави поедет в Катар
Это не только попытка пустить пыль в глаза. Ближний Восток слишком неравномерен с точки зрения развития общества.
Задача этого царства-королевства – выйти к 2030 году на уровень жизни, близкий к идеалу и подтянуть за собой весь регион. С этой целью в прошлом году была утверждена премия Challenge 22: солидный денежный приз в размере 100 тысяч долларов вручается автору лучшего стартапа. Это может быть как приложение для футбольных болельщиков, так и руководство по максимально легкому парковочному процессу в страдающей от больших машин Дохе.
Презентация. Сестра Цукерберга
— Я мечтала о карьере оперной певицы, — начала выступление на церемонии 20 ноября Рэнди Цукерберг, без которой ее брат — хмурый айтишник Марк — никогда не увидел бы, как люди ставят лайки под фотографией кошечки. – Но оказывается, мечты могут завести значительно дальше, чем ты думаешь. Я была вдохновлена Силиконовой долиной и новыми технологиями, представила Facebook в пустом зале, где сидели от силы три человека. Но один из них вдруг оживился… Поэтому нужно верить в себя и делать все, чтобы вас увидели.
Вивальди, европейская кухня, интервью о бизнес-инкубаторах – все это могло бы быть в любой части света. О том, что мы в Катаре, напоминают лишь одежды людей, готовых превратить окружающий мир в золото. Неизвестно, как до церемонии в роскошном отеле в центре Дохи добираются изобретатели из ОАЭ и Египта, потому что с лета 2017-го между Катаром и странами GCC не только прервано прямое сообщение, но и самолеты соответствующих национальных авиакомпаний старательно облетают территорию друг друга. Главный парадокс современного мира без границ – стремительно увеличивающееся количество таких вот демаркационных зон. Катар практически официально заявляет: чемпионат мира – верный способ изменить ситуацию.
Кто все это строит?
Когда застраиваешь пустыню, обязательно что-то будет дико торчать. Поэтому Доха – это не только отели запредельного класса и чистые туристические зоны. Летом строительные площадки, занимающие до пятидесяти процентов столицы и ее пригородов, превращаются в чистилище. Люди из Индии, Бангладеш, Пакистана строят чемпионат мира в климате, в которых даже опрокинуть стакан кокосового молока – поступок. Условия для проживания рабочих, как мы знаем, вопрос, волнующий мировую общественность. Знают об этом и организаторы ЧМ, которые позволили взглянуть на то, как проживают самые отчаянные люди на земле.
В их распоряжении – телевизор, площадка для игры в баскетбол, тренажерный зал, столовая, в который кормят лучше, чем в буфете пресс-центра стадиона «Санкт-Петербург», на который пожаловалась во время Кубка конфедераций австралийская телеведущая Мелани Маклафлин, испугавшаяся толстой корки вегетарианской пиццы. Во всяком случае, маленький человечек, проносивший мимо поднос с тика-масала, при виде толпы ввалившихся в столовую журналистов пригнулся и поспешил занять место за столом. Вдруг отнимут?
Рональд де Бур: «В Катаре стал «свободным художником»
Можно, конечно, предположить, что в остальные дни, закрытые для посещения прессы, работягам выдают половинку инжира и боевой дух. Но Катар, который во всем мире критикуют за чрезмерные амбиции, привлекает на руководящие должности в том числе и координаторов из Европы. А те в свою очередь показывают нам карточки с телефонами горячей линии для разрешения любых проблем, включая семейные. Если что, наклейку со всеми инструкциями по пользованию колл-центром можно прилепить прямо к шлему.
Сыграть в футбол с Хави
В карман строителей за месяц поступает в среднем около полутора тысяч долларов. Притом что питание, стирка и транспорт к месту действия бесплатные. В последний год рабочих также начали возить в выходные дни в соседние Аль Хор и Доху. На вопрос о том, получат ли строители бесплатные билеты на матчи чемпионата мира, их координаторы отвечают уклончиво, но им есть что предложить взамен. Одна из многочисленных программ, относящихся к проекту Катар-2022, Generation Amazing («невероятное поколение» – англ.) предлагает постоянные футбольные занятия для тех, кто уже видит звездочки на бесконечной пыльной стройке.
Идея объединить представителей разных сообществ футболом оказалась близка и чемпиону мира и Европы Хави. Испанец не скучает в Катаре, чередуя выступления за местный «Аль Садд» (весной Хави собирается окончательно попрощаться с профессиональной карьерой) с множеством акций в роли посла чемпионата мира-2022. Его внутреннему миру никак не противоречат периодические товарищеские матчи вместе с людьми, которые в своем Лахоре, Бомбее и Тривандрамтапуране даже не мечтали когда-нибудь отдать пас одному из лучших футболистов современности. Одна такая передача добавляет энергии не меньше, чем обед из трех блюд в лучшем отеле Дохи.
Классовое общество в метро
Катар не ставит задачи бороться с предубеждениями – раньше 2022 года все равно никто ни во что не поверит. Более того, как и положено монархии, здесь как будто специально, с восточной иронией подчеркивают социальные неравенства. Грань между ними и демократией слишком тонкая, чтобы не обратить внимания на такой нюанс: состав поезда метро, которое совсем скоро свяжет все объекты, имеющие отношение к чемпионату мира, будет разделен на три части.
Сирийный номер. Как сборная воюющей страны прорывается в Россию на чемпионат мира
Стандартный класс; класс семейный, куда будут иметь доступ женщины и дети (переходы в такие вагоны будут ненавязчиво отделены от других изящным канатиком); «золотой» класс всего на 16 мест с личным сиденьем и информационным монитором; и на сладкое – два места впереди состава, который будет обходиться без машиниста, также стоят отдельных вложений на единую транспортную карту, позволяющую любую роскошь. Вопрос лишь в том, к кому захочешь себя причислить. Столько сословий в одной поездке! Маленький Катар словно отвечает на все мировые нестыковки…
Как все-таки это будет?
Самый удобный чемпионат мира предлагает именно Катар. На один из стадионов – «Аль Тумама» — можно будет прийти из аэропорта чуть ли не пешком. Все остальные доступны максимум через 40-45 минут. Побежденные пески останутся под слоями торговых центров, аквапарков, природных рекреаций и прочих миражей, на которые способны человеческие головы и руки.
И самое главное: в специально отведенных зонах около стадионов будет продаваться алкоголь. Если вы сами этого захотите…
Доха
Текст: Иван Жидков
Фото: Global Look Press