13 мин.

«Поздравляю, Абуджа». Брайн Идову о сборной Нигерии, анализе собственной игры и поездках в США

В интервью пресс-службе «Амкара» Брайн Идову рассуждает о происходящем вокруг него, рассказывает, как анализирует свою игру, восхваляет Джон Оби Микела и вспоминает, кто его привёл когда-то в «Амкар». А ещё раскрывает секрет, как его называет главный юморист среди футболистов Саша Салугин.

 

 

– За последнюю неделю ты раздал, наверное, больше интервью, чем когда-либо. Есть какая-то усталость от всего происходящего?

– Не так уж много и раздал. Примерно столько же, как после съёмки в передаче «Культ тура». В Краснодаре, когда мы со сборной смотрели Кубок мира, было много интервью. Но потому что я знал русский, и со мной было проще общаться, чем с командой.

Идову в &quout;Культ Тура&quout;

– Какое эмоциональное состояние от всего происходящего с тобой сейчас?

– Сейчас уже обычное. А вот в день игры и после неё, на следующий день, было повышенное эмоциональное состояние. Все были рады за меня, когда я забил, и это приятно. Но сейчас все мысли связаны с предстоящими играми за клуб.

– В сборную Нигерии тебя вызывали и в том году?

– В первый раз той осенью в октябре-ноябре, когда мы с «Амкаром» шли на высоких местах в лиге, выдали хорошее начало сезона.

– Но ты отказался. Что заставило принять второе предложение?

– Первая причина – Чемпионат мира. К тому же хотел проверить, могу ли я выступать на высоком международном уровне, а матч как раз был матч с Аргентиной. Также подкупило доверие. Год назад вызывали и вызвали сейчас, после отказа в первый раз. Ещё и Клуб дал согласие, отпустил в сборную.

– Когда приехал в сборную, было чувство, будто перешёл в другой класс?

– Да, было такое чувство, оно непривычно уже. Всего три раза с этим сталкивался. Первый – когда только перешёл в «Амкар», второй – когда приехал в аренду в «Динамо», третий – сейчас. Было ощущение, будто на просмотр приехал. Всё новое, никого не знаешь, никто меня не знает, непонятно, как встретят, какая будет обстановка, как буду выглядеть на тренировках. Смотрел как настоящий футбольный фанат на Джона Оби Микела, который в «Челси» взял все крупные титулы, на Ндиди и Ихеначо, которые играют в «Лестере», на Ивоби из лондонского «Арсенала». Очень много хороших игроков, на чью игру я раньше смотрел по телевизору. А тут они со мной здороваются, мы партнёры по команде и сейчас будем вместе тренироваться.

– А перечисленные тобой игроки из АПЛ так уж сильно выделяются на фоне остальных?

– У Джона Оби Микела космический уровень игры. Когда смотрел его игры по телевизору, так не казалось. А сейчас потренировался с ним, посмотрел вживую и понял, что не зря он играет столько лет, классный игрок. Да все парни индивидуально очень хорошие, техничные. Они играют в лигах Турции, Бельгии, Германии и не зря представляют свою сборную.

Идову в детстве

– Был ли ты знаком с кем-нибудь из этого состава сборной?

– Лично ни с кем. Знал только Мусу, потому что он играл за ЦСКА. Ахмед меня узнал, ведь мы периодически играли друг против друга. Но они тогда с Огуде больше разговаривали, хорошие друзья.

– Сам Фегор Огуде что-то советовал перед отъездом в сборную, в которую он сам уже как 3 года не вызывается?

– Он говорил, что связывались из сборной насчёт меня. Советов не давал, да я особо и их не просил. А так, думал, приеду и сам разберусь на месте, что делать.

– Партнёры по сборной нашей страной интересовались?

– Спрашивали, как вообще мне живётся в России, про чемпионат и не холодно ли играть в такое время года. Некоторые ребята спрашивали, как себя чувствует Огуде. Они ведь знают, что у него травма была. Я сказал, что он уже здоров и вернулся на поле, и они за него порадовались.

– Получается, в сборной Нигерии атмосфера хорошая?

– Атмосфера и тренировочный процесс позитивные, очень много шуток во время разминки, например. И, думаю, все видели видео, где я исполняю песню на стуле, как это по традиции делают все новички – это один из позитивных моментов, которые были в сборной.

– Перед возвращением в Клуб был какой-то разговор с тренерами сборной о будущем?

– Не было никакого разговора. Я просто сказал, что сейчас улетаю и попрощался. Меня поздравили с хорошим дебютом и сказали, что будут со мной на связи. Ну и позже тренер на пресс-конференции говорил, что всё будет зависеть от того, как я буду выступать за Клуб. Вызывают тех игроков, кто лучше готов на данный момент.

– Гол в первом же матче за Нигерию – самое яркое событие в карьере?

– Сказал бы, что самое яркое – гол в полуфинале Кубка России «Зениту», если бы вышли тогда в финал. Но в течение последних двух лет гол за Нигерию, конечно, самое яркое событие. Потому что получилось забить в дебютном матче, пускай товарищеском, было много болельщиков. Когда мяч залетел в ворота, даже не верилось, что у меня реально получилось забить в дебюте.

– У тебя резко возросло количество подписчиков в Instagram. Нигерийские болельщики проявляют интерес?

– Да. Начали подписываться, комментировать, писать слова поддержки, когда я уже приехал в расположение сборной. А после игры и гола стало ещё больше подписчиков. Такой прирост был после передачи «Культ тура». И вот сейчас.

– А нигерийская пресса тобой интересуется?

– Был интерес, когда в самый первый раз позвали. И ещё когда узнали, что я в шорт-листе на игру с Аргентиной. Тогда тоже связывались и хотели узнать, действительно ли я поеду на эту игру.

– Правда, что для «Амкара» тебя нашёл когда-то Рустем Хузин?

– Да, Хузин заметил меня на чемпионате России среди футбольных школ, где мы с «Зенитом» проиграли в финале «Академии им. Коноплёва». Обратил на меня внимание вроде бы после полуфинала, когда я забил победный гол ударом головой на 88 минуте. Когда у нас был год выпуска, приехал Хузин и сказал, что хочет пригласить меня в «Амкар», поговорил с родителями. После этого и я, и отец были за. Почти все сверстники или уехали в другие команды, или перешли в молодёжку «Зенита». У меня же был вариант остаться в команде U-19, но не хотелось терять лишний год. Тогда со мной в Пермь приехали Лёха Скворцов и Артём Васильев, и мы втроём держались питерской бригадой в молодёжке.

 

– В твоём первом сезоне вы заняли в молодёжном первенстве 2 место. Почему из того «серебряного» состава молодёжки ты один стабильно играешь в Премьер-лиге? Что с остальными?

– Не знаю. Вадим Гаглоев хорошо выступал в Премьер-лиге, потом Давид Дзахов, но его немножко травмы замучили. Женя Тюкалов раньше меня начал играть, но его при Черчесове травма серьёзная подкосила. Артур Рябокобыленко играл за «Амкар» в основном составе, забивал даже. И Миша Смирнов тоже здесь дебютировал, играл, потом ушёл в «Тосно», а сейчас в «Кубани». Саша Субботин тоже забивал, за основу пару игр сыграл. Никита Бурмистров, который тоже тогда играл за дубль, а потом за основу, успел поиграть в «Анжи» и «Краснодаре». Все в Премьер-лиге выходили, шанс свой имели, да и играли хорошо, на самом деле. Я за них радовался. У них надо спросить, почему не получилось. Как-то странно получилось, что все уже разъехались и их нет в Премьер-лиге. Может, в скором времени и увидим.

– Кто тогда смотрелся сильнее и талантливее всех?

– Хорошо смотрелись и выделялись те, кто постарше были. Как раз тот же Гаглоев, Рябокобыленко в центре был главным звеном, и Тюкалов с Субботиным вдвоём забивали постоянно. Особенно Тюкалов, поэтому он и начал первым из молодёжки выходить и играть за основной состав.

– Помимо медалей молодёжка тогда получила какие-то бонусы?

– Честно, не помню. Уже давно это было. Вроде бы что-то давали, да у нас и зарплаты небольшие были. Я думаю, преимущество как раз было в том, что мы хотели большего и стремились расти дальше. Нас было не избаловать зарплатами и бонусами, которые нам дали.

Идову в &quout;Амкаре&quout;

– А из нынешней молодёжки кто-то на твой взгляд готов шагнуть в основу?

– Антон Гооге и Вадим Чухланцев спокойно могут уже дебютировать. Они как раз тренируются с нами и показывают себя хорошо, очень стараются. У Антона есть чувство интуиции в атаке, может завершать их справа и слева, с двух ног, и видно, как заряжен на ворота. Чухланцев очень мобильный, резкий и техничный футболист, тоже агрессивен в атаке.

– Из команды «Зенита» твоего возраста у кого-то получилось пробиться в основу сине-бело-голубых?

– Денис Терентьев вернулся из «Ростова» в «Зенит». Сейчас он, правда, не играет, там конкуренция большая. Слева – Кришито, справа – Смольников и Иванович. Но у него все карты есть, он просто будет усерднее тренироваться и по-любому дождётся своего шанса.

– Кстати, недавно в комментариях к твоей фотографии в Instagramон назвал тебя «Абуджей». Что значит это прозвище?

– Да это город в Нигерии. Там есть два города, которые все знают – Лагос и Абуджа. Так иногда называли, помнится, ещё в «Смене». И вот как раз я сыграл за Нигерию, и он написал: «Поздравляю, Абуджа».

– У тебя всегда много прозвищ было?

– За то время, которое живу в России – много накопилось. Кто-то добавляет свои фишки. Последнее получил от Салугина – Чернокнижник. Он не только меня так называл, но чаще по отношению ко мне. Всегда есть одноклубники с хорошим чувством юмора, которые могут что-то придумать.

– Когда ты в сезоне 2013/14 уходил в аренду в питерское «Динамо», надеялся ещё вернуться и заиграть в Премьер-лиге?

– Да, в этом и была суть аренды. В Премьер-лиге я дебютировал при Божовиче, но весь следующий год вообще не играл за основной состав, только за молодёжку. При Черчесове в дубле было много парней моложе меня. Там я чувствовал, что конкуренции нет, ничего нового не найду и на этом уровне поиграл уже слишком много. Я сам хотел уехать в аренду, такой вариант появился и я согласился. Цель была поиграть в ФНЛ, обрасти мясом, проверить себя в мужском футболе, вернуть уверенность и постоянно играть, набирать кондиции и после этого вернуться в Премьер-лигу.

Идову в питерском &quout;Динамо&quout;

– То есть в аренду тебя отправлял не Черчесов?

– Поступило предложение аренды от «Динамо», Черчесов дал добро. Тогда кто-то из игроков тоже получил предложение, но отказался, а мы вдвоём с Мишей Смирновым поехали.

– Ты успел тогда как-то показать себя Черчесову?

– Срок маленький был, но кто-то из тренеров сразу видит, на что способен игрок. Прошли первые сборы в Перми, потом полный цикл подготовки. Он, по идее, тогда меня и не видел. Но на тот момент он уже взял в аренду Фадеева из «Спартака», Занев ещё приехал, и конкуренция повысилась. Справа меня вроде даже и не рассматривали. Там ведь ещё легенда клуба Заха Сираков играл. Но тогда я был неопытен, всего одна игра в Премьер-лиге. Ещё, думаю, Станиславу Саламычу просто нужны были игроки, которые могут сразу дать результат.

– Этот сезон «Амкар» начал плохо, но затем чуть выровнял положение. Сейчас команду опять потряхивает, в чём причина?

– Вроде всё поправили, была хорошая серия, но в некоторых последних матчах не повезло, должны были выиграть. В домашних матчах мяч не летит в ворота. Две штанги с «Тосно» были, вели у «Урала», могли забить ещё один, но в итоге пропустили сразу в начале второго тайма. Со «Спартаком» я не реализовал момент, а потом судья пенальти не увидел. Все очки теряются на ровном месте. Эти ничьи были очень обидные. Может, ещё предыдущая пауза на игры сборных чуть остановила нас, тогда у нас всё получалось и мы добивались результата. Сейчас начался второй круг, надо максимально выложиться в последних играх и входить в отпуск с хорошим настроением и очковым заделом.

– Иногда ты играешь крайнего левого защитника, а иногда Занев, причём, когда вы оба на поле. От чего зависит эта смена позиций?

– Петя любит подключаться в атаку и почти всю жизнь играл левого защитника, у него очень хорошие подачи слева. Всё-таки он левоногий, я – правша. В этом плане он лучше меня будет. Когда у него есть силы или если я подустал, он может пойти вперёд. В таких случаях я просто остаюсь и страхую его, чтоб не было зон для контратак, а для меня позиция центрального защитника не новая, на ней много играл. Так и наоборот бывает: я иду – Петя страхует. Сами решаем, когда заменяться. Гаджи Муслимович одобряет.

 

Идову в &quout;Амкаре&quout;

– Как только в Клуб пришёл Гаджиев, ты начал стабильно появляться в составе и уже три года стабильно прогрессируешь. В этом его заслуга?

– Во-первых, его тренировки дали свои плоды. Затем тактические занятия и требования к нам в плане того, что можно и нельзя делать. Плюс психология, он с каждым из нас разговаривает. С ним и связываю свой текущий прогресс.

– Ты как-то рассказывал, что на просмотр тебя звали команды из Франции и США. Какие?

– Я сам точно не знаю. Названия не говорили. У меня просто спрашивали, поеду или нет на просмотр. Но на тот момент у меня были контрактные обязательства с «Амкаром» и я не мог просто куда-то поехать на просмотр.

– В межсезонье, судя по Instagram, ты обычно бываешь в США. Что тебя там привлекает?

– Дали визу на 3 года, вот теперь и приходится кататься (улыбается). Кроме футбола люблю ещё баскетбол, американский футбол и хоккей, поэтому всегда хотелось посетить матчи НБА, НХЛ, НФЛ и бейсбол. Все эти виды спорта как раз популярны в Америке и там по ним сильнейшие лиги мира. Ещё хотелось посмотреть вживую города, которые видел только в фильмах. Моя девушка как раз там была и рассказывала о них. Я до этого вообще никуда не летал три года, отпуск всегда в Питере проводил. А сейчас с девушкой приходится летать (смеётся). Хочется полетать, посмотреть мир, пока есть шанс и виза. Тем более у всех, как вижу, сейчас проблемы с её получением.

– Как ты анализируешь собственные игры?

– Каждую игру мы разбираем на теориях. Тренер говорит, когда хорошо сыграли, когда плохо. Нам также приходит статистика от InStat (компания, занимающаяся футбольной статистикой – прим.ред.), и я сам разбираю свою игру. Ещё смотрю видеонарезки со всеми моментами матча, в которых я принимал участие, и какие-то тактические детали. Видео на 12-15 минут.

С этим помог Алексей Курзенев. Сейчас видео приходит на почту. Получается, мы на теориях матчи разбираем, потом я сам свою игру разбираю, и ещё отец всегда мне пишет, как я сыграл. Он – мой главный критик, требует от меня прыгать выше своей головы. Какие-то игры получается, какие-то – нет. Работаю над тем, чтобы в каждой игре стабильно выступать на высоком уровне.

– Представь, на Чемпионате мира ты можешь сыграть против Джикии, а на Кубке Африканских наций против Конде. «Амкар» теперь конвейер первоклассных защитников?

– В «Амкаре» всегда была классная защита. К тому же сейчас делается ставка на надёжную игру в обороне и быстрые атаки. И на протяжении последних трёх лет, кто бы ни играл в обороне, мы в этом плане молодцы. Успех Джикии неслучаен, Конде тоже очень одарен. Нам помогает тактика, потому что обороняемся мы всей командой и всей командой атакуем. У нас в атаку активно подключаются защитники, в обороне мы стараемся максимально помочь Нигматуллину, а он – нам. Такая вот взаимосвязь и взаимовыручка.

 

 

Идову рассказал, как пользуется InStat. Но даже там нет packing-статистики. Она есть только в мегапаблике "Пыльный чердак", где можно найти много тактики от "Барселоны" до "Енисея", packing (список тот же) и живых историй!