Андрей Ещенко: «Конкуренция должна быть. Это только на пользу любой команде»
Защитник Андрей Ещенко – человек в футболе, можно сказать, бывалый. Профессиональную карьеру начал в 19, попав в родном Иркутске в команду «Звезда», которая тогда выступала во втором дивизионе чемпионата страны. Там он задержался не надолго, перебрался в подмосковные «Химки», откуда еще быстрее оказался в киевском «Динамо». Это уже был уровень топовой команды. А вскоре Андрей уже играл на правах аренды в московском «Динамо». Так и мотала его футбольная судьба: Россия, Украина, Россия… Пять лет назад попал в состав сборной, позднее вместе с национальной командой принял участие в чемпионате мира в Бразилии. И вот, когда человеку стукнуло почти 33, Андрей оказался в «Спартаке». С его приглашения в столичный клуб, который в этом же сезоне после долгого перерыва станет чемпионом страны, мы и начали наш разговор с Андреем Ещенко. А многие вопросы для нашей беседы по давней традиции Bobsoccer.ru прислали посетители сайта.
- Андрей, когда вы пришли в «Спартак» свободным агентом у многих болельщиков красно-белых, извините, возник вопрос: Ещенко уже за 30, поможет ли он? Почему этот игрок, а не кто-то помоложе, кто-то из воспитанников спартаковской пирамиды, о которой нередко говорят в клубе. От которой ждут собственных кадров. Как же все-таки вы оказались в «Спартаке»?
- Тут нет ничего странного или случайного. Меня хотели видеть в составе «Спартака» еще за год до того момента, как я подписал контракт со спартаковцами. Тогда не получилось. Через год со второй попытки пригласили еще раз. Я, уже будучи свободным агентом, естественно, пошел… От таких предложений не отказываются.
- И вот уже полтора сезона позади… Один из болельщиков – посетителей сайта спрашивает в связи с этим: Андрей, как долго вы готовы играть в «Спартаке» на самом высоком уровне?
- Так-то сложно сказать: что у тебя будет завтра, через два или три года. Сейчас физически я чувствую себя вполне нормально. Хотелось бы, конечно, и закончить свою карьеру в «Спартаке». Может быть, позже даже пригодился бы где-то в структуре спартаковского клуба.
- На какой срок вы подписали контракт?
- Он заканчивается нынешним летом.
- Болельщиков подкупает ваша самоотверженность на поле, желание бороться за каждый мяч, но в то же время, как замечают посетители сайта, в вашей игре случаются перепады. Связаны ли они с физическим состоянием или с чем-то иным? То вы лучший на поле, то начинаете делать ошибки. И при какой схеме вы чувствуете себя комфортнее: с двумя или с тремя центральными защитниками? С кем именно из партнеров по обороне удобнее вам играть?
- Мне, конечно, привычнее играть в четыре защитника. А с кем удобнее? Так у нас все футболисты очень высокого уровня. А, что касается перепадов по ходу сезона? Ну, а у кого их нет? Сезон длинный. Когда ты уже набрал нужную физическую форму, вышел на ее пик, тогда стремишься держать это состояние как можно дольше. А где-то ты только стремишься к ней. Главное, чтобы в целом не падал уровень твой игры. Физическое состояние может меняться. Но это чувствует каждый игрок. И свою форму ты позднее можешь вернуть. Это нормальный процесс.
- Может быть, тогда все-таки поясните: почему комфортнее, привычнее играть в четыре защитника?
- Играть в пять – это значит, выполнять на фланге всю работу во многом одному. А так – ты играешь через партнера. Получил, отдал, обыгрался с ним. Можешь даже защитника увести через открывшуюся зону. Поэтому порой на фланге получается численный перевес: два наших против одного, например. Когда же ты остаешься на фланге один при схеме в пять защитников, то, наоборот, против тебя оказываются по рой не только один, но частенько и двое соперников.
- Один из посетителей сайта предлагает ради некоего эксперимента поменять вас краями с Комбаровым. Как вам такой тактический вариант?
- Я играл слева в сборной, в «Локомотиве» и в других командах. Мне слева обороняться удобнее, чем справа. Но я не левша. Я не могу делать такие прострелы как Комбаров. Так что, в атаке мне комфортнее играть справа, а в защите слева. Как-то так получается... Вообще, в игре многое тяжело прогнозировать. Ты же, как правило, не знаешь, какой может сложиться ситуация у ворот соперника перед тем, как ты соберешься сделать передачу. Футбол – это импровизация. Особенно в игре впереди.
- Кстати, вы же начинали играть не защитником, а ближе к атаке?
- Я во второй лиге играл полузащитником. Потом поехал, помню, на турнир между зонами второй и первой лиг. Выступали там молодые футболисты до 23 лет.
- Видимо, «Надежда»?
- По-моему так. Туда приезжали агенты футболистов, представители разных команд. И вот тогда меня пригласили в подмосковные «Химки». Главный тренер этой команды – Яковенко. И он поставил меня в защите на правом фланге. Сказали, что я работоспособный, много бегаю. Выдерживаю нагрузки. Я принял решение тренера, советовать ему, где мне лучше и удобнее играть, конечно, не стал.
- Едва вы пришли в «Спартак», как уже во втором матче за команду забили гол: в ворота самарских «Крыльев Советов». С той поры в чемпионате ничего подобного с вами более не случалось. Потому болельщики и спрашивают: как долго ждать следующий гол?
- Как только, так сразу… Были моменты – не забил. В Лиге чемпионов против «Марибора», кстати, мог забить…
- А с чем связана более активная игра защитника Ещенко в нынешнем сезоне? Стало, например, больше подключений вперед. Это какое-то тренерское решение или вы просто уже освоились в команде и поэтому стали чаще действовать по обстановке, брать инициативу на себя, чувствуя уверенность в своих силах?
- Ну, «Спартак» так играет. Активно, в атаке. Идут вперед не только те, кто должен делать это по своему амплуа, но и мы, защитники, подключаясь к атакам. Когда я в свое время играл в киевском «Динамо», нас и там крайних защитников заставляли подключаться вперед. Почему стал я активнее, чаще подключаться вперед? Тут, наверное, много факторов. Все-таки через какое-то время ты понимаешь – ты нашел своего тренера, свой коллектив, в котором стараешься все делать на пользу команде. Плюс собственный опыт понимания игры, различных ситуаций. К тому же позволяют физические качества, которые сейчас находятся на уровне. Так что тут все вместе: и дисциплина, и установки, идущие от тренера, и собственные решения по ходу матча. От соперника, с которым играешь. Много разных факторов. Если ты бежишь вперед, подключаешься, значит, ты должен и успеть назад. Кто-то в силу своих физических данных не может совершать такие рейды, кто-то наоборот заточен на поддержку атаки.
- Кстати, про ваше пребывание в киевском «Динамо» тоже интересуются некоторые из болельщиков. Вы однажды упомянули в разговоре, что контракт с динамовцами был подписан на слишком долгий период времени, что стало ошибкой. Это так?
- Так. Я подписал тогда контракт на пять лет. Молодой был. Мне еще никто не помогал в разного рода футбольных делах. Приехал из Иркутска, где получал 100 долларов. А потом в Киеве стал 15 тысяч. Ну и подумал: все, это предел мечтаний. Так и подписал контракт сразу на несколько лет. Кем я тогда был? Молодой пацан… Думаю, что трех лет в Киеве хватило бы спокойно. Пять – это слишком много.
- Как вы считаете, спрашивает один из болельщиков, ваша нынешняя форма близка к идеальной?
- Перед матчем с «Амкаром» я бы сказал, что она действительно была идеальной. Чувствовал себя хорошо и мог спокойно отыграть два матча подряд. Недаром по статистике я попал в число лучших, набегавших наибольшее число километров в Лиге чемпионов. Был третьим, пробежал что-то около 15 километров. А когда случается травма… Даже, если ты выбываешь на незначительный срок, ты выходишь из собственного ритма. И не только из него. Из общего игрового состояния. Поэтому в Севилье ноги свело… Хотя за десять дней до этого, у меня даже никаких признаков усталости не было.
- Массимо Каррера потом и сказал, что вы должны были раньше покинуть поле, но не подали никакого знака, продолжая играть. Вы сами-то чувствовали какое-то недомогание, повреждение?
- Где-то минуты с десятой я стал чувствовать не то, чтобы боль… Но что-то не давало бежать в полную силу. Я подумал: ну, разбегаюсь к перерыву, потом разотру ногу, станет лучше. Не стало. Тогда я и попросил замену.
- Вас потом тренеры спросили: почему играл, чувствуя боль?
- Так я и говорю: там не то, чтобы чувствовалась острая боль. Было что-то похожее на синяк, как спазм какой-то… Хотел сделать рывок и не мог. Во время игры разные болячки появляются, но ты стараешься о них не думать. Все на эмоциях, адреналин фигачит… Думал, что все пройдет. В конце концов, травма-то оказалась не такой уж и страшной. Через неделю все стало нормально, опять попал в обойму.
- Один из посетителей сайта желая вам здоровья и повышения тактической подготовки, желает также и успехов в борьбе с конкурентами за место на поле. А вопрос такой: смотрите ли вы за играми «Спартака-2», в частности, лично за молодым защитником Рассказовым? Что думаете о его потенциале? Дайте молодому футболисту совет опытного игрока: что ему нужно сделать, чтобы свой потенциал развивать дальше и успешно реализовывать?
- Ну, если речь идет именно о нем… Когда он стал заниматься вместе с нами, я просмотрел пару его тренировок. Молодец, не тушуется, идет в обыгрыш, пытается быстро отобрать мяч. Потенциал у него хороший. С головой пацан. Я думаю, что при дальнейшем развитии он может еще прибавить и принести пользу «Спартаку».
- То есть, конкуренция с Рассказовым вас пока не волнует…
- Нет, ну, конкуренция всегда должна быть. Это идет на пользу и команде, и самим игрокам. Я всегда за конкуренцию. Это, во-первых. Во-вторых – шанс будет у всех. Показать, проявить себя. Рано или поздно. Но вот, как и кто этот шанс сможет использовать – другой вопрос.
Продолжение следует ...