12-й игрок: Мы пришли на вас посмотреть
В футболе принято, по завершении какого-либо этапа подводить его итоги. Завершение первого круга первенства ФНЛ, чем не повод для подведения таких итогов. Оставим в стороне так называемые "голы, очки, секунды", и давайте поговорим о нас с вами. О нас, которые, невзирая ни на что, приходят на стадион и болеют за свою команду. И неважно, в каком секторе ты находишься, и как выражаешь свои чувства, важно, что ты в игре, что ты не равнодушен, что ты любишь футбол. К сожалению, нас таких с каждым сезоном становится всё меньше и меньше. В каждом сезоне причины, приводящие к снижению посещаемости, разные, но они накладываются друг на друга, тянутся одна за другой, и тащат показатель зрительского интереса тяжёлым грузом за собой вниз.
О том, что было в предыдущих сезонах, вы можете прочитать в более ранних статьях. А сегодня поговорим о сезоне текущем. Прошлый чемпионат мы завершили со средней посещаемостью в 2250 человек за матч. Теперь мы имеем 2213 зрителей за игру. Почему?
Во-первых, как ни странно, дело думается в той напряжённой интриге, которая присутствует на всех этажах турнирной таблицы. Нам интересно, а командам трудно. Не приучены у нас футболисты, проводить все игры с полным напряжением сил. Боязнь совершить ошибку приводит к полному исключению риска из игры, а осторожная игра становится медленной, вязкой, и не зрелищной.
Во-вторых, в такой ситуации и тренеры лишаются возможности на эксперименты. Правило футбола, что выигрывает команда, а проигрывает тренер, никто не отменял.
В-третьих, сказывается влияние чемпионата мира. Многие команды на время из-за реконструкции своих стадионов стали "бездомными".
Тут, мне кажется, самое время, привести первую табличку, с показателями посещаемости в домашних матчах первенства. Из-за различного числа проведённых домашних встреч, команды расположены по среднему значению зрителей на матче.
Команда
Зрителей
Зрителей (в среднем)
"Крылья Советов"
55594
5559
"Балтика"
49130
4913
"Авангард"
41140
4571
"Тамбов"
37500
3409
"Енисей"
22900
2862
"Кубань"
22244
2780
"Оренбург"
27266
2726
"Факел"
19500
2437
"Сибирь"
22751
2275
"Томь"
23245
2113
"Волгарь"
20000
2000
"Ротор-Волгоград"
13450
1921
"Луч-Энергия"
14980
1872
"Тюмень"
20500
1863
"Олимпиец"
11700
1170
"Химки"
7590
690
"Динамо СПб"
7483
680
"Зенит-2"
5113
568
"Шинник"
4995
555
"Спартак-2"
4242
424
Как видите, после "Сибири" все команды имеют уровень посещаемости домашних матчей ниже, чем средняя по сезону цифра.
Для примера, приведу матчи с минимальным количеством зрителей на стадионе. Это:
1. "Спартак-2" - "Тюмень" - 169 чел. (г. Москва, стадион "Спартак");
2. "Динамо СПб" - "Олимпиец" - 280 чел. (г. Санкт-Петербург, МСА "Петровский");
3. "Спартак-2" - "Шинник" - 286 чел. (г. Москва, стадион "Спартак");
4. "Зенит-2" - "Олимпиец" - 310 чел. (г. Санкт-Петербург, МСА "Петровский");
5. "Спартак-2" - "Зенит-2" - 325 чел. (г. Москва, стадион "Спартак").
Есть ещё несколько матчей, посещаемость которых не смогла перевалить за цифру 400.
А если посмотреть на даты проведения этих игр, то мы с вами можем выяснить и ещё одну, четвёртую, возможную причину падения зрительского интереса. И она также связана с проведением в будущем году чемпионата мира по футболу в России. Это, так называемые, "тройники", когда игры 3-х туров проводятся подряд через три дня на четвёртый. Не готовы наши болельщики к такой нагрузке, ни к финансовой, ни физической. Что ни говорите, а у нас поездка на рядовой матч первенства всегда, как прохождение полосы препятствий. Где-то больше, где-то меньше, каждый может вспомнить свой опыт. Адреналина хватает ещё до трибуны. И если ещё один раз в неделю можно потерпеть, то подвергать себя экзекуции с повышенной частотой, да ещё и за свои деньги, это не для всех.
К снижению посещаемости приводит и такой факт, что из лиги ушла команда, которая была очень популярна у своих поклонников. Я говорю о московском "Динамо". Снизил планку спортивных показателей "Факел", и сразу утратил повышенный зрительский интерес. И если пришедшие "Крылья Советов" ещё как-то поддерживают планку посещаемости на уровне московского клуба, то остальные, за исключением курского "Авангарда", не вписываются даже в середнячки.
Вот вам 5 самых посещаемых игр первого круга текущего первенства:
1. "Балтика" - "Енисей" - 8600 чел.;
2. "Балтика" - "Сибирь" - 7983 чел.;
3. "Авангард" - "Спартак-2" - 7800 чел.;
4. "Крылья Советов" - "Сибирь" - 7132 чел.;
5. "Крылья Советов" - "Динамо СПб" - 7064 чел.
А ведь были времена, причём совсем недавно, когда матчей с посещаемостью меньше 9000 человек в "Топ-5" не было.
Теперь давайте взглянем ещё на одну табличку, и узнаем, кого болельщики с нетерпением ждут в гости. Итак, популярность в гостях:
Команда
Зрителей
Зрителей (в среднем)
"Томь"
25581
3197
"Спартак-2"
25546
2838
"Енисей"
29921
2720
"Сибирь"
23045
2560
"Динамо СПб"
20110
2513
"Балтика"
21369
2374
"Луч-Энергия"
25531
2321
"Тамбов"
18363
2295
"Факел"
24106
2191
"Кубань"
23956
2177
"Химки"
17422
2177
"Ротор-Волгоград"
25879
2156
"Зенит-2"
21555
2155
"Олимпиец"
19172
2130
"Шинник"
21264
2126
"Волгарь"
19111
2123
"Крылья Советов"
18719
2079
"Авангард"
18295
1829
"Тюмень"
14387
1798
"Оренбург"
14991
1665
Оценив цифры в таблице, вы можете сами оценить, насколько гостевой зрительский интерес зависит от занимаемого командой места в турнирной таблице.
И в конце обзора давайте взглянем на общую посещаемость команд. Определим, какой из коллективов, с учётом всех вышеизложенных фактов, наиболее популярен.
Команда
Зрителей
Зрителей (в среднем)
"Крылья Советов"
74313
3911
"Балтика"
70499
3710
"Авангард"
59435
3128
"Тамбов"
55863
2940
"Енисей"
52821
2780
"Томь"
48826
2569
"Кубань"
46200
2431
"Сибирь"
45796
2410
"Факел"
43606
2295
"Оренбург"
42257
2224
"Луч-Энергия"
40511
2132
"Ротор-Волгоград"
39329
2069
"Волгарь"
39111
2058
"Тюмень"
34887
1836
"Олимпиец"
30872
1624
"Спартак-2"
29788
1567
"Динамо СПб"
27593
1452
"Зенит-2"
26668
1403
"Шинник"
26259
1382
"Химки"
25012
1316
Конечно, как говорят философы, "всё в мире относительно", и на эти показатели посещаемости влияют многие факторы, от погоды и цен на билеты до спортивной формы и травм ведущих игроков, но мы же не место на пьедестале определяем, популярность клуба они определённо показывают.