6 мин.

Ave, Massimo!

Сегодня в 1/8 финала Кубка России Массимо Каррера проведет свой 50-й матч во главе "Спартака". Символично, что в соперниках тоже "Спартак". Только из Нальчика.

Массимо Каррера 50

Всего пятидесятый. Уже пятидесятый.

Сейчас уже невозможно поверить, что каких-то полтора года назад, весной 2016-го, его фамилию знал примерно один из тысячи спартаковских болельщиков, самый продвинутый в международном футболе. И то – не знал, а где-то что-то слышал.

О том, что был такой защитник в "Ювентусе" – добротный, но далеко не Бонуччи. О том, что есть в штабе Антонио Контетакой помощник. Опять же – даже не первый. Из-за чего босс не смог взять его с собой в "Челси", где Конте ограничили по числу ассистентов с родины.

Дмитрий Аленичев, который вместе с Сергеем Родионовыми поехал в сборную Италии во время Евро-2016 звать Карреру на работу с защитниками "Спартака", едва ли мог представить, что приглашает своего сменщика. А сам Каррера тогда ничего не знал о "Спартаке", кроме названия, тесно связанного с итальянской историей. Позже Массимо не раз будет обыгрывать его во фразах вроде "Мы должны быть гладиаторами на поле!"

А потом случился АЕК. И уход Аленичева, и временное назначение Карреры на роль и.о., и мощная энергетика первых двух матчей с "Крыльями" и "Рубином" (да, минимальная победа и ничья, но важнее было, как играли). И почти уже увенчавшиеся успехом, но сорвавшиеся в последний момент переговоры с Курбана Бердыевым, который признается много позже, что в том – только его вина.

И слова капитана Дениса Глушакова, сказанные генеральному директору красно-белых Сергею Родионову от имени всей команды, с просьбой дать шанс Каррере. И то, что в красно-белых верхах к этому призыву прислушались...

Каррера и Глушаков

Ни по каким логическим критериям Каррера не мог стать со "Спартаком" чемпионом после мучительного для болельщиков 16-летнего перерыва.

Первое и главное – он просто никогда и нигде не становился раньше полноценным главным тренером. Второе – еще не жил и не работал за границей, тем более в такой специфической стране, как Россия. Третье – не говорил ни на одном иностранном языке. Кстати, и сейчас не говорит, если не иметь в виду отдельные слова.

Но тем и велик футбол, что нередко в нем случаются вещи, не поддающиеся какому-либо объяснению. Так расположились звезды.

Под руководством Карреры сложился маленький, но очень дельный штаб – ассистент и аналитик Пилипчук, тренер по физподготовке Нойя, тренер вратарей Риомми, – в котором каждый делал свое дело, а игроки доверяли им всем. Владелец клуба Леонид Федун, прежде державшийся на дистанции от команды, что-то почувствовал и теперь заходит в раздевалку после каждого матча. Селекционная служба зимой сработала как часы, и один Самедов в весенней части чемпионата забил три победных мяча.

И была масса достигнутых "на тоненького" побед – на единстве, характере и преодолении в большей степени, чем на каких-то сугубо игровых вещах. И первые с 1999 года два выигрыша за сезон в дерби с ЦСКА, и первый успех на "Открытии" против "Зенита". И все это вылилось в титул, с которым из всех российских чемпионств "Спартака" по эмоциям можно сравнить только победу "детского сада" Георгия Ярцева в 1996-м в золотом матче над "Аланией".

И была сумасшедшая ночь имени Глушакова на монументе гладиатора с банкой самогона из Миллерово, а после – стихийная вечеринка в плавучем ресторане, куда команда собралась по инициативе Карреры. И был так и не состоявшийся круг почета футболистов после встречи с "Тереком", потому что после финального свистка толпа за полминуты заняла каждый сантиметр на поле "Открытие Арены".

Каррера и жена

А Каррера и его жена Пинни сразу после финального свистка в игре "Зенит"– "Терек", заочно сделавшей "Спартак" первым, обнявшись, плакали от счастья. И супруга тренера, только в моменты приездов которой он перебирался из Тарасовки в Москву, повторяла: "Скудетто руссо! Скудетто руссо!". И после отпуска, как последний аккорд прошлого сезона, была еще победа над "Локо" в Суперкубке. Два трофея за год – это ведь столько же, сколько у великого Бескова во главе "Спартака" за 12 лет!

Но опускаться с небес на землю еще сложнее, чем на эти небеса впервые забираться.

"Трудно быть богом", – повесть с таким названием написали когда-то братья Стругацкие. А Каррера им стал для большинства болельщиков. Потому что сделал – не забудем, что вместе с клубом, штабом и футболистами – то, чего не удавалось никому более полутора десятков лет. В России людям вообще свойственно кого-то обожествлять. Как, впрочем, и уничтожать, растаптывать. У нас страна крайностей.

Но Массимо ведь не Бог, а живой человек. Он не мог этого обожествления не почувствовать и в какой-то мере ему не поддаться. Кроме того, еще раз вспомним, что до "Спартака" Каррера никогда не был главным тренером, – а значит, и через кризисы в этом качестве не проходил. Без опыта на таком уровне это очень, очень сложно.

С переменами в штабе изменились и отношения с командой, которой тоже потребовалось время, чтобы выйти из эйфории. Где-то, может, знания языка и способности (а может, и желания) поговорить по душам как раз и не хватило. В какой-то момент показалось, что все стало очень плохо. Но когда дошло почти до края, обе стороны нашли в себе силы осознать, что дальше так невозможно. Что вместе сделано слишком многое и важное, чтобы так быстро быть растертым в пыль.

Не знаю, насколько откровенным и душевным получился у красно-белых разговор после "Тосно". Но он однозначно помог. Иначе не было бы ни выжатой "на невозмоге" полуторным составом ничьей с "Ливерпулем", ни всего, что случилось после. Может, семьи образца первой половины прошлого сезона уже и нет, – но, главное, все они опомнились. И очень надеюсь, что всех эта история многому научила. В том числе и Карреру. Жизнь – это не один медовый месяц.

Каррера  с Севильей

Недавние 5:1 с "Севильей" войдут в золотой фонд матчей "Спартака" всех времен под одним из первых номеров – как бы ни закончился этот лигочемпионский поход. Мне писали знакомые болельщики ЦСКА, "Зенита", "Локомотива" – даже они гордились в те полтора часа красно-белыми как соотечественниками. И руководил командой не кто иной, как Каррера.

Сегодня – его 50-й матч во главе "Спартака". Каких-то полтора сезона. Совсем мизер. У Олега Романцева – 551, у Константина Бескова– 495, у Никиты Симоняна– 430.

Поэтому – всего.

Сколько еще суждено – одному футбольному богу ведомо: вы же видите, какие фортели он порой выкидывает. Но масштаб человеческого счастья, которое вместил в себя этот "полтинник", встретить можно очень редко. И за одно это, не вдаваясь ни в какие нюансы, итальянец стал уже немалой частью истории "Спартака".

Поэтому – уже.

Ну по пятьдесят – за Карреру!

КАРРЕРА СТАНЕТ 12-м ТРЕНЕРОМ "СПАРТАКА", КТО "ВЫБЬЕТ" 50

До Массимо Карреры за всю историю красно-белых 11 тренеров преодолевали рубеж в 50 матчей во главе команды – Олег Романцев, Константин Бесков, Никита Симонян, Николай Гуляев, Валерий Карпин, Абрам Дангулов, Константин Квашнин, Владимир Федотов, Василий Соколов, Альберт Вольрат и Александр Старков.

Заметим, что две свои первые встречи Каррера провел в качестве "и.о.", победив "Крылья Советов" (1:0) и сыграв вничью с "Рубином" (1:1).

Игорь Рабинер, "Спорт-Экспресс"