Фанаты ЦСКА раздеваются на каждом матче. Зачем?
Голые торсы в любую погоду.
За десять минут до конца любого матча на фанатской трибуне ЦСКА звучит команда «Все по торсу», голоса растягивают кричалку «Все по торсу, все по торсу, оле-оле-оле», и скоро людей в верхней одежде становится гораздо меньше. Те, кто не хотят раздеваться, либо отходят в сторону, либо просто не садятся на центральные сектора за воротами.
«Все по торсу» стало фирменным стилем армейских фанатов и добавило им популярности в Европе: английские СМИ напечатали много фотографий русских, которые разделись на первым рядах стадиона «Манчестер Сити» («Сити» тогда победил 5:2). В последнем матче Лиги чемпионов ЦСКА уже к 27-й минуте дома проигрывал «Юнайтед» 0:3, но трибуна за воротами не замолчала ни разу, устроила яркую Аргентину (выбрасывала куски цветной бумаги) и как обычно показала голые торсы в конце второго тайма. Конечно, это вошло в трансляцию: Давид Де Хеа и прыгающая толпа голых мужиков за ним.
Продолжительность акции зависит от погоды. Если холодно или очень холодно – за 10-20 минут до конца; если летом, когда многие и так болеют без футболок, гораздо раньше. Но время для «Все по торсу» часто выбирается спонтанно: на домашнем матче с «Янг Бойз» (2:0), протащившем ЦСКА в группу ЛЧ, фанаты, несмотря на холодный ливень, разделись в самом начале и провели весь матч голыми.
Выглядит всегда очень эффектно. Особенно, когда раздевается весь сектор.
***
Ведущий программы «Фанзона» на «Царьград ТВ» Андрей Малосолов рассказал Sports.ru о появлении традиции.
– В 80-е и 90-е все фанаты приезжали на домашние матчи еврокубков друг друга. У ЦСКА их практически не было, поэтому мы точно ходили и смотрели на иностранцев, ведь они привозили фанатскую субкультуру, и с ними можно было поменяться атрибутикой или просто пообщаться. В октябре 91-го «Спартак» играл в Москве с греческим АЕК, было очень холодно: еще без снега, но в жуткий мороз. Наши пришли на стадион дико замерзшими, а греки нажрались в полный хлам и разделись по торсу. Причем возглавляли эту демонстрацию свободного духа два колоритнейших панка с ирокезами. В Союзе к тому времени уже было достаточно панков, но за ирокез в любом районе Москвы можно было схлопотать большие неприятности.
Мы посмотрели на греков, а через три дня неожиданно перенесли эту традицию на золотой матч ЦСКА – «Динамо» на стадионе «Торпедо» – после него армейцы стали последними чемпионами СССР. Тогда было еще холоднее: три человека, включая меня и фана Пресню, разделись по торсу, поставив в полное изумление всех окружающих. Хотя тогда все ходили на футбол, изрядно где-то выпив, перед стадионом обязательно ходила бутылочка, а ко всем перфомансам относились доброжелательно. Реакция на наши торсы была как на абсолютную новацию. Только на матче с «Динамо» это был скопированный перфоманс, а в следующем сезоне перетекло в идеологию.
– В чем она заключалась?
– Мы для себя постановили, что этот шаг означает наше презрение к холоду и демонстрацию абсолютной преданности команде.
Слямзив это дело у греков, мы подвели под него идеологию, хотя греки ничего не выдвигали: они просто были пьяны как собаки, поскольку заправились русской водкой и пили ее из горла на стадионе, как будто какие-то финны. Это у нас в то время нельзя было на стадион со значком или шарфом, а иностранцам разрешалось абсолютно все. На еврокубках либо на международных матчах хоккейного и баскетбольного ЦСКА давалось значительное послабление не только иностранцам, а еще и автохтонным фанатам, то есть нам. Нас никто не трогал, не отбирал древки, не выводил с сектора за хлопки. Это был кусочек свободы.
– Какие самые памятные акции «Все по торсу» в истории армейского движа?
– Помню матч 2003 года против «Ротора» на стадионе «Динамо», когда мы впервые стали чемпионами России. Было чуть ли не 15 градусов мороза, я на себя напяливал специально купленную коламбиевскую куртку, и тем не менее весь сектор достал торсы. Особенной перчинки этому мероприятию придавала какая-нибудь выездная сессия, когда там присутствовали девушки и они, тоже возбужденные эмоциями, делали по торсу: было просто великолепно. Это были не разврат или пошлость, а стадионный угар; милиция пыталась на них что-то накинуть, а местные кричали «не трожь баб, дай посмотреть».
Самые массовые торсы у нас были в «Лужниках», когда из 20 тысяч на задних секторах раздевались 15. Они вообще были на каждом холодном матче, ведь считалось, что раздеваться в жару – это не то. Обычно «по торсу» начиналось к концу матча или к моменту, когда мы либо сильно выигрывали, либо сильно проигрывали. Но каждый раз это была особенная экзальтация, направленная на передачу энергии от трибун к футболистам.
***
В прошлом году традиции «Все по торсу» исполнилось 25 лет, но люди, редко приходящие на стадион, по-прежнему удивляются голым фанатам ЦСКА.
– Вопрос, почему фанаты ЦСКА раздеваются на морозе, я слышу так же часто, как и вопрос о причинах исполнения фанатами песни «Знаешь ли ты?» одной татарской певицы с мужским именем, – рассказывает автор телеграм-канала о футбольных путешествиях и фанатизме «Мог дома сидеть» (свое имя он попросил не указывать). – Как правило, эти вопросы я слышу после первых трех пинт от любого далекого от футбольного фанатизма человека.
Не хотел бы кому-то врать и говорить, что шизить по торсу – это часть культурного кода людей, собирающихся за воротами Игоря Акинфеева. Все дело в тех же самых трех пинтах и очень часто – в обычном порыве души. Я не раз видел на разного рода мероприятиях (ужасных свадьбах с медведем, например), как гости начинали танцевать в лютом угаре, сбрасывая белоснежную рубашку на пол. На концертах модных андеграундных групп середины нулевых в клубе «Эстакада» это было в порядке вещей. Просто русскому человеку в определенный момент хочется сбросить с себя оковы формальностей и срывать горло, будучи не до конца одетым.
Фанатизм – это такое явление, которое не стоит пытаться осмыслить. Поэтому когда тысяча человек снимает куртку в минус 15 – это и флешмоб, и угар, и невозможность находиться в этом душном пуховике, когда на твоих глазах Понтус Вернблум на последних минутах кладет банку мадридскому «Реалу». Кроме того, мы часто говорим, что у нас нет своей фишки и пристальнее смотрим на Запад. Но именно шиза по торсу и стала такой фишкой. Вспомните матч сборной России против Голландии, когда на «Санкт-Якоб Парке» пара десятков русских парней перепела почти 40 тысяч голландцев. Делали они это, конечно же, в соответствующем виде.
– Что тебя напрягает в раздевании фанатов?
– У всего этого есть и совершенно ужасная эстетическая особенность – говорю об отбитых девушках, шизящих в нижнем белье, хотя их никто об этом не просил. Ну и многим парням было бы полезно посещать общественную баню хотя бы раз в неделю, если в их домах горячая вода отключена не только в летний период. Автору канала «Мог Дома Сидеть» и многим другим стоило бы пойти в тренажерный зал, чтобы не позорить сектор серьезных людей своим животом, пережившим акции в ближайшей к дому сети фастфуда.
– А когда было веселее всего?
– Из угарных историй сложно не вспомнить выезд в Самару в 2008 году, когда один персонаж разделся, галантно оставив на себе черные носки и ботинки, залез на решетку и отшизил за всю хурму рядом с барабанщиком и заводящим. Все помнят этот случай даже больше, чем голы Березуцкого и Жо в том матче.
***
По мнению автора «Мог Дома Сидеть», на ЦСКА редко раздеваются даже 60% фанатов. Кто-то боится заболеть, стесняется своего тела или просто не хочет снимать одежду. Хотя в прошлом сезоне на холодных матчах заводящий любил говорить, что от этого еще никто не заболел.
– Помнишь свой первый «Все по торсу»? Как ты почувствовал, что надо? – спрашиваю у Тимофея, болельщика ЦСКА, студента второго курса университета имени Плеханова.
– Мне было 17 лет, и просто появилось ощущение, что это нужно, что хочется выложиться полностью; как будто происходящее на поле зависело именно от меня. А вот одежда мешала, была барьером, игроки не понимали, насколько мы тоже в игре. Помню, что это было лето, возможно, с не самой приятной погодой, но в тот момент меньше всего думалось о комфорте, за гулом трибуны не было слышно даже своих мыслей. Казалось, что игра зависит от трибун и взрывается вместе со связками фанатов. Не думаю, что такого эффекта можно было бы достичь, закутавшись в кофту.
***
В русском футболе массово раздеваются не только фанаты ЦСКА: в Питере это называется «За «Зенит» давай по торс». В акции после чемпионства-2010 при минус 21 участвовал даже Лучано Спаллетти.
– Получается, «Зенит» украл «Все по торсу» у ЦСКА? – вопрос Андрею Малосолову.
– То, что «Зенит» тоже раздевается по торсу, это нормально. Фанатская культура 80-х и 90-х годов – передергивание всего, что было придумано. Например, лидерами в песенном и стихотворном перфомансе были спартачи, которые с 72-го года все это придумали; и у них потом подтягивали армейцы, динамовцы и все остальные. Конечно, свои коронные песни тоже присутствовали, но большинство передергивали друг у друга, а потом и у европейцев. А «Спартак», так гордившейся тем, что первым это придумал, все стащил у советской попсы – переделки из песен Пугачевой, «Песняров» и прочей хрени присутствовали там по полному разряду. В европейском и мировом фанатском движении то же самое: песни, хлопки, плашки, лицевики и прочее друг у друга так или иначе передернуты.
Константин «Кастет» Васильев, ветеран фан-движения «Зенита» (36 лет на фанатском секторе) в интервью Sports.ru:
– Не очень хорошо отношусь к этой традиции, потому что, во-первых, это пародия, а, во-вторых, не все поддерживают лозунг «За «Зенит» давай по торс». Кто-то видит в этом изюминку, часть «Виража» [где сидят фанаты] действительно раздевается по торсу, только зачем это нужно и что это дает команде, я не понимаю.
– Раньше «Вираж» раздевался чаще. Повлиял переезд на новый стадион?
– Может быть, остудили голову те, кто давал этот призыв; они женились, у них родились дети. Очень неуместно раздеваться в общепринятом месте, тем более это действительно фишка болельщиков ЦСКА. Давайте тогда возьмем что-то у «Спартака», «Локомотива» и «Динамо». Ведь есть же свое: например, вместо мата у нас «Давай-давай, доминируй, унижай», своего вполне достаточно и мы ни за кем не повторяем, хотя могли бы.
У нас сине-бело-голубые цвета, ни у кого нет такого красивого сочетания. Зачем их снимать? Давайте наоборот приносить больше флагов и создавать визуальную поддержку по всему городу. Давно мечтаю, чтобы общественный транспорт был в цветах «Зенита» – вот за это надо переживать. А смысла от раздеваний я не вижу.
***
Фанаты ЦСКА смысл в раздевании видят. Поучаствовать либо посмотреть со стороны можно будет уже в среду.
Лига чемпионов, ЦСКА – «Базель», 21:45.
Фото: REUTERS/John Sibley, Phil Noble, Alexander Demianchuk; РИА Новости/Алексей Филиппов, Александр Вильф, Владимир Астапкович; Gettyimages.ru/Shaun Botterill, Epsilon; facebook.com/a.malosolov; pfc-cska.com
- придумал вместе с Газзаевым Объединённый Чемпионат России и Украины (и распиленный миллирд на этом);
- придумал ходить на футбол в шарфах;
- придумал ходить на футбол;
- придумал футбол.