14 мин.

Валентин Филатов: «Моуринью не должен был переходить в «Реал»

Радио «Зенит» начинает сериал, в котором бывшие игроки питерцев оценивают уходящий сезон. Первым гостем стал Валентин Филатов, который рассказал, кто будет тренировать «Спартак» из Нальчика в следующем году, объяснил, чем отличается «Зенит» Адвоката от «Зенита» Спаллетти, а начал вообще с обсуждения испанского класико. Подробности – в блоге радио на Sports.ru.

– Перед началом эфира вы сказали, что матч «Барселона» – «Реал» можно обсуждать бесконечно долго. Он вас так поразил?

– Да, особенно второй тайм. Это была сумасшедшая игра. «Реал», по-моему, не понимал, где находится. То ли на поле, то ли так и не вышел из раздевалки. Мне очень понравилось. Если бы таких матчей было больше, футбол стал бы намного более зрелищным.

– Вы согласны с мнением, что «Барселона» сейчас сильнейшая команда мира и играть против нее невозможно?

– Пока там играют Месси, Хави и другие, это действительно самая мощная команда на планете. Думаю, в ближайшие три года ничего не изменится. За это время, может быть, появятся новые звезды.

– Получается, это типичная история про «каток», если даже «Реал» получает в свои ворота пять мячей. Мадридцы просто оказались не готовы?

– Все-таки «Барселона» сейчас гораздо сильнее, да и «Реал» не в самой лучшей форме, хотя и держится наверху турнирной таблицы. Все же Моуринью, считаю, не должен был переходить в «Реал», это не его команда. У него другой стиль. Да, Жозе преподносит себя как тренера чемпионов, но все же именно этой команде он не подходит.

– Хорошо, а где в Испании он мог бы работать?

– Мадридский «Атлетико». И ехать далеко не надо (смеется).

– Тем не менее, в первом туре «Барселона» проиграла «Эркулесу». Такая букмекерская «разводка»?

– Может быть, ребята еще отдыхали после чемпионата мира, у них отпуск продолжался.

– Тогда как вы объясните то, что «Рубин» за четыре матча лишь однажды уступил «Барсе»? Неужели «Рубин» сильнее «Реала»?

– Если бы казанцы против «Реала» играли с такой же самоотдачей, как против «Барсы», могли бы и выиграть. «Рубин» сыграл очень хорошие матчи с «Барселоной», действовал тактически правильно. Только так ей и можно противостоять. Обязательно от обороны, увеличив количество защитников до шести, пытаясь проводить контратаки. Ребята молодцы, не опозорились.

– А вы представляете себя выходящим на поле против «Барселоны»?

– Это зависит от турнира. В товарищеском матче – вполне. А в Лиге чемпионов, конечно, вряд ли. Но это зависит и от того, за какую команду я буду играть в будущем.

– Оправились ли вы уже от травмы?

– К сожалению, бегать пока не могу, четыре дня назад избавился от костылей. Врачи говорят, что операция прошла хорошо, и в начале января я поеду в Германию и там буду проходить процесс восстановления. Операцию делали в больнице в двухстах километрах от Мюнхена. Там работает доктор Айхран. Он не только коленоправ, лечит голеностопы, тазобедренные суставы.

– Про этого врача есть прекрасная история. Менеджер почившего в бозе клуба «Москва», играя в футбол, порвал «кресты», и Белоус его за казенный счет отправил туда оперировать колено. Он приезжает, и этот знаменитый доктор спрашивает: «А вы кто в футбольном клубе «Москва?» Ну, и он отвечает: «Я вообще-то футболист, со мной только что подписали контракт». Хирург прооперировал ему ногу, вышел из операционной и звонит Белоусу: «Расторгайте контракт к чертовой матери: лишний вес, больные ноги, курит, явно злоупотребляет! Как вы могли без медосмотра заключить с ним договор?» В общем, осторожней с ним: парень хорошо режет ноги, но у него совершенно нет чувства юмора.

Слушатель нам пишет: «Валя, возвращайся в «Зенит». Подозреваю, что у всех, кто когда-то играл за «Зенит», есть желание вернуться?

– В родной город, конечно, вернуться хочется всегда. Если бы в Петербурге помимо «Зенита» была вторая команда, можно было бы перейти и туда. Конечно, «Зенит» сейчас находится на таком уровне, что за ним не угнаться.

– На кубковом матче между «Зенитом» и питерским «Динамо» фанаты скандировали лозунг «Один город – одна команда». Многие петербургские футболисты не принимают его.

– На шесть миллионов человек одной команды маловато. Футболом занимаются очень многие, а шансов оказаться в «Зените» почти нет. За восемь лет в главной команде появились лишь трое своих воспитанников. Большинству ребят приходится уезжать в другие города, если они хотят продолжать играть на высоком уровне.

– (смс от слушателя) Валентин до сих пор ассоциируется с «Зенитом» и лучшими для меня временами клуба.

– Спасибо, что так считаете. Я думаю, что Юрий Андреевич Морозов был прекрасным тренером, сейчас таких не хватает. Будем надеяться, что Красножан станет таким же. Я вообще считаю, что Красножан сильнее, чем Слуцкий.

– Это действительно рекордный сезон для «Спартака-Нальчика». С чем, на ваш взгляд, это связанно? Это был такой постепенный рост команды Красножана?

– Думаю, да. В особенности если говорить о защите, которая работала очень много. При этом я говорю не только о футболистах обороны, но и о действиях всей команды по защите своих ворот. На протяжении трех лет все шло к тому, чтобы команда выстрелила и выступила хорошо. Думаю, что этот сезон мог быть более успешным, если бы у нас не было стольких существенных потерь в обороне. По сути, из основных защитников остался только Джудович, Амисулашвили уехал играть в Турцию, Кисенков перешел в «Динамо», а я получил травму. Хотя в команду пришли хорошие футболисты: Васин и Йованович, с которым мы, кстати, вместе играли за «Унирю».

– Вы отметили, что Красножан долго выстраивал игру в обороне. При том, что каждый год на предсезонном сборе он просматривал до пятидесяти человек. Что, по моему мнению, просто фантастическая цифра. Пожалуй Красножан единственный такой тренер в России. На Ваш взгляд, то взаимодействие, которое было достигнуто в обороне, оптимально для нальчикского «Спартака»?

– Это началось еще в 2006 году, когда игрокам предложили лишь годичные контракты. После этого удачного для «Спартака- Нальчика» сезона на контрактах осталось шесть человек. В связи с этим Красножану пришлось просматривать более сотни футболистов. Было четыре сбора, и на каждый из них привозили большое количество игроков. С каждым годом их число уменьшалось, поскольку команда начала подписывать контракты на более длительные сроки и Красножан занимался лишь точечной селекцией.

– Есть такое понятие – «футболист Венгера», например. Понятно о ком идет речь. Техничный парень, который великолепно чувствует партнера, отдает передачи в одно касание, играет красиво, если не сказать пижонски. «Футболист Спалетти» – тоже более или менее понятно, о ком идет речь. Что это должен быть физически мощный игрок, парень который будет много бороться, при этом присовокупляя к этому интеллект. Например, Семак. А кто такой «футболист Красножана»?

– Пожалуй, у Красножана нет времени и возможности воспитывать игроков. Если бы у команды был большой бюджет и было бы достаточно времени для работы, то он бы подтягивал в команду игроков на перспективу. А так ему приходится брать игроков, которые готовы играть сегодня. Он очень долго их выбирает, но останавливает свой выбор на тех, кто должен играть сейчас. Поэтому, думаю, в большей степени можно говорить о системе Красножана.

– Хотел бы спросить про систему работы Красножана. В свое время я говорил с Файзулиным, который сказал, что все, что показал нового Спалетти, он уже видел у Красножана. Как проходит тренировочный процесс в Нальчике?

– Он меняется. Недельный цикл подгоняется под конкретную команду. Допустим, если в субботу и воскресенье у нас игра с одним соперником, то с понедельника или с воскресенья мы начинаем готовиться именно под эту команду. Какие-то азы, физическая и тактическая подготовки закладываются на сборах и также тактическая подготовка заложена в каждом недельном цикле под определенную команду. В тренерском штабе есть даже специальные люди, которые разбирают с нами игру каждого отдельно взятого соперника.

– Вы играли с «Зенитом» на «Петровском». Что тогда рассказали вам ваши скауты, какая установка была у Красножана? Я помню, что та игра, до выхода Файзулина на замену, была абсолютно равной и в первом тайме Нальчик смотрелся гораздо острее «Зенита».

– «Зенит» играл очень хорошо. Если бы не пенальти, на мой взгляд, очень спорный, и тот же вопрос о том, была ли рука у Малафеева, то все могло сложиться и по-другому. В принципе, мы грамотно подготовились ко встрече с «Зенитом». До определенного момента у нас все получалось. И не смотря на то, что «Зенит» в этом году стал сильнее, считаю, мы могли отобрать очки у питерцев.

– Дядюн, парень, который в предыдущие два сезона выглядел ни рыбой ни мясом. Спроси в то время, кто такой Дядюн, сказали бы, что это тот, который в «Рубине» выходит на замену. В «Спартаке- Нальчике» у него получился фантастический сезон. С чем это связано?

– Что касается «Рубина», то здесь очень спорный вопрос. Я знаю, что у них много хороших футболистов, которые отданы в аренду. В Казани есть большая школа, которая дает им много своих воспитанников. Есть немало привозных талантливых ребят. Игроков очень много, и не все находят свое место в «Рубине». Поэтому я вообще был удивлен, что казанцы отдали нам такого сильного нападающего. Ладно бы он был действительно ни рыба ни мясо, но его работоспособность находится на потрясающе высоком уровне. Дай Бог каждому нападающему работать столько, сколько работает Дядюн. Очень хороший парень, и, хотя говорят, что это не профессия, для коллектива это очень важно, поскольку создает определенный микроклимат.

– Перед глазами стоит пример Рашида Рахимова, который, добившись успеха с «Амкаром», в «Локомотиве» не показал ничего. Не волнительно ли Вам за Юрия Красножана?

– Оценивать шансы Юрия Красножана в «Локомотиве» сейчас довольно сложно. Недаром процесс подписания контракта был очень долгим. Наверняка, решался вопрос его полномочий в клубе. Не секрет, что при наличии разногласий руководства с тренером, работать в команде невозможно. В Нальчике у Красножана подобных проблем не было, если подобная обстановка сложится и в «Локомотиве», успех обязательно придет.

– На Ваш взгляд Красножан уже готов к работе в большом клубе?

– «Локомотив» – клуб с большими возможностями. У них хорошая инфраструктура, замечательная школа, множество воспитанников играют в других российских командах. Наверное, пригласи железнодорожники Красножана в прошлом сезоне, это был бы поспешный шаг, а сейчас, считаю, все сделано вовремя.

– В нашей стране существует известная проблема с защитниками. Кроме Вас, Орехова и Васина, в общем-то, некого назвать, кто мог бы придти на смену Игнашевичу и Березуцким в сборной. Этот сезон можно занести Васину в актив?

– Очень хорошо, что Васин в этом сезоне отыграл большое количество матчей в основном составе. Однако, я могу сказать, что этот футболист способен на большее. Ему нужно продолжать работать, играть, для того чтобы раскрыть свой потенциал. Что касается не совсем удачного дебюта в сборной, то, я думаю, не стоит делать выводов по одному матчу. Безусловно, необходимо дать ему шанс, Васин вполне может стать игроком уровня национальной команды. Я на это очень надеюсь.

– Как Вы считаете, этот сезон стал лучшим в истории «Зенита»?

– С точки зрения защиты, этот сезон, безусловно, стал лучшим в истории «Зенита». Если брать атаку, то, не считая Саши Кержакова, первый сезон Адвоката был более зрелищным. Впрочем, тогда у «Зенита» была другая тактика: вся команда играла на атаку. Сейчас мы видим более продуктивный футбол, нацеленный на результат. Зачастую одного забитого гола при хорошей игре в защите оказывается достаточно для общей победы.

– В первой части чемпионата «Зенит» действительно очень мало пропускал. Первый мяч с игры — во встрече с «Динамо» в средине августа. Как Вы считаете, что случилось с командой осенью, когда начались удивительные результаты: 3:3 с «Анжи», 3:2 с Нальчиком и так далее?

– Это, может быть связано, на мой взгляд, с некоторой расслабленностью футболистов. Когда в чемпионате образован солидный задел, на первый план выходят европейские турниры.

– Если говорить о матчах между Нальчиком и «Зенитом» в мае — 3:1 — и в октябре — 3:2, – на Ваш взгляд, в каком из них «Спартак» выглядел лучше?

– Мне больше запомнилась встреча первого круга в Петербурге. Она была лучше по содержанию, мы совершили меньше ошибок, чем в игре дома. В Нальчике мы позволяли «Зениту» слишком много, не подстраховали Васина, когда он совершил сброс на Кержакова в моменте с первым голом. Допускали постоянные подачи с флангов в свою штрафную. В Питере столь грубых ошибок мы не допускали.

– Расскажите о роли тренеров в Вашей карьере. Известен случай, когда Карло Анчелотти учил Игоря Симутенкова завязывать шнурки на бутсах таким образом, чтобы узелок оказывался сбоку, дабы не мешал при выполнении удара по мячу. Были ли у Вас подобные ситуации с Юрием Морозовым, например?

– Юрий Андреевич Морозов, как тренер, дал мне очень много. Он был мудрым и строгим наставником, всегда спрашивал со своих подопечнных по максимуму. Помню один случай. По-моему дело было на последнем сборе в Венгрии, накопилась усталость. Мы отрабатывали навесы с фланга, а у меня, как назло, ничего не получалось. Тогда я испытал на себе весь гнев Юрия Андреевича, было даже немножко страшно.

– Юрий Красножан известен, как отличный методист, тренер, который в своей работе много времени уделяет обучению футболистов. Чему он смог научить лично Вас?

– В тренерской работе существует обучение техническим приемам и обучение тактике. Мне кажется, Красножан очень силен именно в тактическом плане. Он много смотрит футбол, разбирает игру европейских клубов, ищет варианты, которые могут подойти для команды. Также скурпулезно он просматривает футболистов. Конечно, сейчас в «Локомотиве» при подборе игроков ему будет проще найти хороших исполнителей. Хотя, считаю, ему это удавалось и в Нальчике. Этот сезон показал, что Красножан смог собрать хорошую команду со множеством перспективных игроков.

– У нас есть кусок интервью Юрия Серкина. Послушаем его и выйдем на обсуждение итогов года российского футбола.

«Нальчик» занял шестое место за счет дисциплины. Могли финишировать и выше. Я общался с Красножаном, знаю обстановку в этой команде, понимаю, что финансовые возможности были объективно меньше, чем у ведущих клубов страны. В этом и заключается главная причина, что не смогли закончить чемпионат с лучшим результатом. Считаю, что «Спартаку» необходим центральный полузащитник. Думающий игрок, который смог бы стать плеймейкером, повести команду за собой. Такой, как, например, Данни, Зырянов или Семак. Конечно, есть Гогуа, он техничный, быстрый, но все-таки он не может взять на себя эти функции. В целом, за исключением последних туров, защитная и средняя линии команды в этом сезоне сыграли ровно. Очень понравился Дедюн. В первую очередь, своей напористостью, желанием забивать. Считаю, что, с уходом Красножана, клуб много потерял. Это умный, добропорядочный человек, который может найти подход к любому игроку. Я, например, в свое время работал с Эштрековым. Он настоящий тиран. Могу сказать, что это два разных человека и по характеру и по ведению игры...»

–Ну вот из этого отрезка можно задать два вопроса. Первое: действительно ли не хватает «Нальчику» умного игрока в центре?

– Да нет, я думаю, что и Гетериев, и Концедалов, и Маляров – очень хорошие футболисты. Недаром их зовут и в «Локомотив», и в другие команды.. Маляров очень талантливый парень, надеюсь, он будет играть в основном составе и покажет свою голову.

– А если говорить о тренерской ситуации? Про Эштрекова говорили много раз, и он сам из Нальчика, и когда он руководил «Локомотивом», была чуть ли не дружба между клубами. Пролейте нам свет на эту ситуацию. Кто будет тренировать?

– Я так понимаю, что Эштреков будет. Я слышал, что он подписал контракт и познакомился с президентовм Кабардино-Балкарии Арсеном Каноковым. Он еще не представлен команде, но уже знакомится по телефону с игроками.

– Расскажите о ваших творческих планах. Сейчас 23 декабря, где проведете ближайшие две недели?

– Новый год, конечно, я буду встречать дома. Самое главное – это восстановиться до конца и обрести форму. Новый год – это, конечно, хороший праздник, но я люблю футбол.

– Сроки восстановления у вас – 2-3 месяца до работы с мячом ?

– Хотелось бы 2-3 месяца. Лучший вариант – это конец марта, в общей группе.

– Мы вам желаем только здоровья, естественно.

– Спасибо большое, я всех хотел бы поздравить с Новым Годом, пожелать городу и футбольным болельщикам больших успехов и «Зениту» тоже.

– Спасибо. Следующий год, вероятно, будет интересен и для «Зенита», и для «Спартака-Нальчика» с точки зрения «проверки на вшивость». Для вас 6-е место – определенный рекорд, при том, что потенциал у команды, по-моему, позволяет замахиваться на места повыше. Точно так же для «Зенита», который этот сезон провел с двумя поражениями в чемпионате, следующий год будет каким-то новым рубежом. А вы как думаете?

– Будет новая команда, будет новый тренер. Конечно, останутся некоторые игроки, которые выступали и в этом сезоне. Но все же будет новая игра, и здесь хотелось бы ставить задачи попасть в восьмерку. Там будет видно, после первого круга посмотрим, что получится.

– Насколько, на ваш взгляд, пугают профессиональных футболистов ситуации, которые случились в этом сезоне с тем же «Сатурном»? Или ситуация, когда президент распускает футбольный клуб «Амкар» ? При том, что идея этого цикла родилась после блестящего интервью с Алексеем Игониным, на вопрос, где он собирается встречать Новый Год, он ответил, что, конечно, дома, и слышал: некоторые игроки собираются куда-то уезжать, но эту путевку они наверняка выиграли в лотерее, или, может быть, друзья подарили, потому что денег ни у кого нет. На ваш взгляд, ситуация, когда из 14-ти оставшихся в премьер-лиге клубом два дышат на ладан – это нормально или нет?

– Эти вопросы надо задавать руководителям данных клубов. Возможно, неправильная политика или неправильное формирование бюджета. Это их вопросы, а мы должны играть на поле, и хорошо играть. Это наша задача, мы должны быть хорошими футболистами.

– Спасибо вам, здоровья и удачи вам в будущем сезоне. Болельщики «Зенита» не раз шутили, что «Спартак-Нальчик» надо запретить, потому что вы из года в год отбираете у нас очки. Но я-то как раз считаю, что чем больше таких матчей, тем лучше для всех нас.

– Для «Зенита» в том числе, потому что он будет лучше выступать в Лиге чемпионов.