17 мин.

«Барселона» и «Реал» скоро будут играть в разных лигах?

Евгений Марков — о референдуме, который может все изменить.

На 1 октября в Каталонии запланирован референдум об отделении от Испании. Что случится в этот день и как после него заживут «Барселона», «Эспаньол», «Жирона» и двадцать других каталонских клубов — не знает никто.

Референдум — главная тема в европейской политике, и вот что необходимо знать о нем прямо сейчас:

— Референдум-2017 не признан центральными властями Испании, премьер-министр страны Мариано Рахой (известный болельщик «Реала») называет его незаконным. При этом Мадрид исключает использование военной силы и собирается отбивать Каталонию юридически.

— Конституционный суд Испании приостановил действие закона о проведении референдума и созыве избирательного органа в Каталонии.

— Мэры более 700 городов Каталонии вышли на митинг в Барселоне, требуя разрешить проведение референдума. Генеральный прокурор Испании Хосе Мануэль Маса тут же распорядился начать расследование против них.

— Предыдущий референдум проходил в Каталонии 9 ноября 2014 года. Конституционный суд посчитал его нелегитимным, и тогда референдум превратился в опрос о политическом будущем региона. Явка — 37,1%, за полную независимость проголосовали 80,76% избирателей. 

***

Сергей Замуруев, автор телеграм-канала «Каталонский кризис»

— Я живу в Каталонии с 2014 года — стечение рабочих и личных обстоятельств. Болею здесь за команду «Химнастик» города Таррагона, где я живу. Мир за пределами Испании не верит всерьез в отделение Каталонии после референдума 1 октября, но происходящая сейчас попытка отделения — самая серьезная за последние как минимум 100 лет. При этом финансовые рынки, рейтинговые агентства не показывают каких-то знаков беспокойства. С другой стороны, в победу Трампа или Брексит тоже никто не верил.

С начала сентября власти Каталонии открыто не подчиняются центру, считая, что каталонцы имеют право на самоопределение, согласно нормам международного права. Правительство Испании называет референдум незаконным (он и правда противоречит конституции Испании — а изменить ее можно, только если этого захочет большинство жителей страны в целом) и всеми силами пытается его остановить. На стороне сепаратистов поддержка заметной части жителей Каталонии, порядка 35-40% населения, которая очень активна, в отличие от «молчаливого большинства», желающего, чтобы все осталось как прежде.

Референдум, если его удастся провести несмотря на препятствия из центра, закончится почти гарантировано победой «Да». Дело в том, что каталонцы-сторонники Испании в своей массе считают референдум незаконным и не пойдут голосовать. После победы «Да» вступит в силу уже принятая парламентом Каталонии «временная конституция Каталонской республики» и будет провозглашена независимость Каталонии. Что произойдет потом и как отреагирует центральная власть — неизвестно.

Как к референдуму относятся в мире спорта?

Хосеп Гвардиола

Тренер лучшей «Барселоны» 21 века прилетел из Манчестера домой, чтобы зачитать манифест в поддержку референдума: «Мы просим помощи у мирового сообщества, обращаемся ко всем демократам мира и Европы, чтобы они помогли нам в борьбе за наши ущемляемые права. Сейчас в Испании пресекаются политические дебаты, и эта угроза распространяется на всех демократов. 1 октября мы собираемся проголосовать за свое будущее. Мы будем голосовать, даже если Испания этого не хочет».

В свое время Гвардиола рассказывал, почему никогда не будет тренировать «Реал»: «Во-первых, моя душа принадлежит «Барселоне», где я играл и тренировал. Во-вторых, я сильно переживаю за независимость Каталонии, поэтому мне довольно трудно жить и работать в монархическом Мадриде».

В 2012 году Пеп был в США и во время одного из митингов при помощи видеосвязи вышел на большой экран в центре Барселоны: «Всем привет из Нью-Йорка, теперь вас на одного больше». Он также приезжал голосовать за независимость в 2014 году.

Пепу часто доставалось за его позицию по независимости Каталонии. Министр внутренних дел Хорхе Фернандес Диас (2011-2016) вспоминал домашние Олимпийские Игры 1992 года, куда Гвардиола, якобы, приехал только из-за денег: «Он играл за сборную из политэкономических интересов; для таких, как Гвардиола, богом являются деньги».

Другое альтернативное мнение по отношению к Гвардиоле представляет игравший вместе с ним за сборную Испании Альфонсо Перес («Реал» (1991-1995); «Барселона» (2000-2002): «Если Гвардиола весь из себя такой каталонец, ему бы следовало отказать сборной. Пике — точно такой же, он до сих пор выступает за сборную, но в нужный момент позиционирует себя радикальным сторонником независимой Каталонии. Мой сын родился в Барселоне, так что я не против каталонцев, а только против тех, кто выступает за отсоединение».

Игроки и руководство «Барселоны»

В ноябре 2014 года на референдум — он же опрос о политическом будущем — пришли бывшие президенты «Барселоны» Жоан Лапорта (2003-2010) и Сандро Росель (2010-2014), экс-капитан Хави, а также футболисты Мартин Монтойя и Серджи Роберто. С каждым из них фотографировались в огромных залах, где стояли ящики для бюллетеней.

11 сентября 2017 года в день Каталонии президент «Барселоны» Хосеп Мария Бартомеу и полузащитник Серджи Роберто вместе с большой клубной делегацией возложили цветы к памятнику Рафаэля Касановы — национального героя Каталонии, в 1714 году возглавившего сопротивление королю Филиппу V. Рядом шли воспитанники спортивных школ «Барселоны», представители женских и мужских команд по футболу, баскетболу, футзалу и хоккею на роликовых коньках.

Жерар Пике: «Это демократично, это должно случиться, потому что у людей есть право голосовать».

В 2014 году вместе с сыном он ходил на митинг в поддержку референдума.

Хави: «У каталонского народа есть полное право голосовать. Конечно же, я за».

***

Марк Кросас, воспитанник «Барселоны», сезон 2011/12 провел в нижегородской «Волге», сейчас играет в Мексике, 0 матчей за сборную Испании: «Я — каталонец, и лучше бы играл за сборную Мексики, чем за Испанию».

Висенте Дель Боске (в 2012 году, когда тренировал сборную Испании): «Каталонцы защищают свою независимость, а то, что каждый регион имеет право выбирать свое будушее, называется свободой».

Зинедин Зидан:«Я не представляю ла лигу без «Барселоны» и не поддерживаю это как болельщик; надеюсь, этого не случится».

***

Баскетболист Пау Газоль говорит, что чувствует себя и каталонцем, и испанцем, поэтому фразы о независимости его родной Каталонии не совсем проясняют его позицию: «У меня испанский паспорт, это моя страна»; «У всего мира есть право решать и самовыражаться».

Его брат Марк Газоль: «Я согласен с голосованием».

***

Олимпийская чемпионка Рио-2016 по плаванию Мирея Бельмонте (родилась в Барселоне): «Я всегда говорила, что Каталония — это Испания».

Олимпийский чемпион Лондона-2012 по тхэквондо Хоэль Гонсалес: «Счастлив быть каталонцем, но мне также радостно, когда звучит гимн Испании. Если сегодня ты не поддерживаешь независимость, тебя считают фашистом».

* Прошлым летом на легенду «Барселоны» Карлеса Пуйоля набросились болельщики в соцсетях и стали его оскорблять после того, как в рекламе ла лиги на китайском тв он сказал: «Я Карлес Пуйоль, я испанец».

 ***

Рафаэль Надаль

— Я, балеарский испанец, не представляю себе Испанию без Каталонии и даже не хочу думать об этом, ведь вместе мы гораздо сильнее. Думаю, 1 октября ничего не получится, потому что все должны уважать законы, и никто не сможет перепрыгнуть законодательство только потому, что они этого хотят. Я же не могу проехать на красный свет, если мне покажется это правильным. Глубоко уважаю чувства каждого, но надеюсь, что мы сможем понять друг друга и еще долгое время будем жить все вместе.

«Барселона» и независимость Каталонии

Громче всех среди каталонских клубов о поддержке независимости говорит «Барселона», точнее ее болельщики.

«Барселона» — больше, чем клуб, потому что это еще и приверженность к каталонской идентичности, враждебной ко всему испанскому. «Камп Ноу» — больше, чем стадион, потому что это еще и трибуна, откуда звучат политические лозунги и свисают флаги каталонских националистов «эстелады». Во время диктатуры Франко футбольная арена была единственным местом в Барселоне, где можно говорить на родном языке и не опасаться за свою свободу.

При этом надо отличать два похожих друг на друга флага каталонских сепаратистов. Каждый из них вы видели, когда смотрели футбольные трансляции из Барселоны, и каждый из них не считается официальным.

Флаг с синим треугольником и белой звездой Estelada («звезда») используется у сторонников отделения Каталонии от Испании немарксистской направленности.

Флаг с красной звездой и желтым треугольником Estelada vermella («красная звезда») — про то же самое, только с ярким социалистическим уклоном.

Почти любой матч «Барселоны» в Лиге чемпионов, либо против больших команд из Мадрида, Валенсии и Андалусии запоминается не только футболом, но и большим политическим антуражем: превосходство эстелад, абсолютное неприятие испанского флага и песни о свободной Каталонии (¡In, inde, independencia!) на 17:14 минуте каждого матча, потому что в 1714 году было покончено с каталонской независимостью.

Когда «Барса» едет в гости, все переворачивается — испанские болельщики достают флаги с быком и заваливают гадостями Каталонию.

Последний матч «Барселоны» в Лиге чемпионов против «Ювентуса» (через день после Дня Каталонии) имел и политический смысл, который звучал не менее громко, чем дубль Месси и победа 3:0 над прошлогодним финалистом: там появились большие баннеры «Добро пожаловать в каталонскую республику» и «SOS, демократия».

В прошлом году на матчах против «Селтика» и «Боруссии» Менхенгладбах появились баннеры с похожим содержанием — там каталонцы даже передали привет ирландским и шотландским сепаратистам. За каждую из этих растяжек в окружении эстелад «Барселона» выплачивает штрафы, начиная с финала ЛЧ 2014/15; «Камп Ноу» в ответ освистывает гимн турнира, а в клубе называют стадион «храмом свободы».

При этом на прошлогодний финал Кубка Короля против «Севильи» на мадридском стадионе «Висенте Кальдерон» разрешили принести эстелады — даже после слов президента ла лиги Хавьера Тебаса (запомните его имя) о том, что это символ распада страны.

Другое «хулиганство» болельщиков «Барселоны» на финалах Кубка — они постоянно освистывают гимн и присутствующего на матче короля. В 2015 году каталонцы играли против клуба из другого сепаратистского региона «Атлетика» Бильбао (Страна Басков), и тогда свистел весь стадион. «Барса» победила 3:1.

Мадрид и Каталония, как обычно, выдали разную реакцию на события.

Хави, вышедший на поле в начале второго тайма: «Здорово, что фанаты освистали гимн Испании, ведь у нас демократия и свобода слова. К клубам нельзя применять санкции, вместо этого лучше спросить, почему такое происходит».

На тот момент глава мадридского отделения правящей «Народной Партии» Эсперанса Агирре: «Это прямое проявление враждебности к остальным испанцам, поэтому я призываю «Барселону» и «Атлетик» отказаться от участия в чемпионате Испании».

Что говорят о референдуме каталонские клубы?

Генеральный директор «Эспаньола» Рамон Роберт говорит, что не может представить ла лигу без их клуба, который «стремится быть лучшим в спорте, а не в политике». «Эспаньол» (ветеран, а теперь сотрудник клуба Рауль Тамудо; действующие игроки Серхио Гарсия, Давид Лопес и Херардо Морено) также участвовал в акции возложения цветов к памятнику Рафаэля Касановы, но, в отличие от «Барселоны», клуб пока официально не поддержал референдум.

Поэтому главный тренер «Эспаньола» Кике Санчес Флорес очень сдержан: «Не готов на это ответить; клуб старается не выражаться политически, потому что уважает мнения всех своих болельщиков».

В «Барселоне» тоже не кричат, хотя клуб, как и в 2014 году, выступил за идею референдума и рассказал об этом на официальном сайте.

Пресс-секретарь «Барселоны» Хосеп Вивес: «Мы не говорим о законности или незаконности референдума; мы не политический, а социальный член общества; «Барселона» рядом с народом Каталонии, защищающим свое право».

Главный тренер Эрнесто Вальверде: «Я сижу здесь не для того, чтобы делиться своим мнением, а представляю клуб, который объединяет людей с разными точками зрения».

Что будет с каталонскими клубами после отделения от Испании?

Самый цитируемый ответ придумал вице-президент «Барселоны» по международным связям Карлес Вилларуби: «Не понимаю, почему об этом спрашивают только у нас, а не у других каталонских клубов. Абсолютно уверен, что «Барселона» будет играть там же, где «Эспаньол» и «Жирона».

На случай реального отсоединения рассматриваются два основных варианта — либо каталонские клубы после изменений в законах останутся в системе испанского футбола, либо все вместе перейдут в каталонскую лигу (Liga Catalana).

Каталонская история выглядит сложно и изящно — нужно придумывать механизмы, создавать прецедент и большими мазками писать историю. Еще она напоминает классический мотив глухоты, когда ни один из героев не может услышать другого.

Его главные участники:

Хавьер Тебас, президент ла лиги:

«Я каталонец, моя мама тоже, и для многих испанцев Каталония продолжить быть Испанией, это решение мы должны принимать все вместе, а не только те, кто там живет».

«Если Каталония отделится, ее лига с «Барселоной», «Эспаньолом» и «Жироной» не будет лучше чемпионата Нидерландов; «Барса» точно не останется европейским топ-клубом. Меня удивляют те, кто говорят, что у «Барселоны» в этой ситуации был бы выбор, в каком чемпионате играть. Должно быть ясно, что это не так».

«Существует нехватка свободы для каталонских спортсменов — многие из них просто молчат. Если игрок говорит, что хочет видеть Каталонию в составе Испании, у него будут проблемы внутри каталонской системы».

Жерар Эстева, президент спортивных федераций Каталонии и каталонского олимпийского комитета:

«В свободной Каталонии «Барса» сама сможет выбирать, в какой лиге ей играть: испанской или каталонской».

«[Каталонские клубы не примут в ла лигу?] Если законы не соответствуют действительности, они должны меняться».

«В Лиге 1 играет команда не из Франции, так что «Барса» тоже сможет выбирать».

Где будут играть каталонские клубы?

Останутся в чемпионате Испании?

В законе о спорте (Ley del Deporte) сказано, что спортивные общества и клубы, участвующие в профессиональных соревнованиях на территории Испании, должны быть зарегистрированы в реестре спортивных ассоциаций и соответствующих федераций. В футболе это значит быть внутри RFEF, футбольной федерации Испании. Если Каталония отделится, то ее клубы автоматически не смогут участвовать в любом из внутренних турниров Испании.

Дополнение к закону говорит, что только клубы из Андорры «участвуют в официальных соревнованиях Испании и приписаны к соответствующей федерации». Сторонники референдума ищут аналогии с Андоррой и ждут, что Каталония окажется в таком же положении. Однако изменением законодательства будет заниматься центральное правительство Испании, которое наверняка расстроится, потеряв большую часть своей страны, и вряд ли пойдет навстречу.

«Так как теоретический развод Каталонии с Испанией не будет полюбовным, вряд ли Испания внесет поправки в этот закон, — говорит Сергей Замуруев. — Противники отделения обязательно подкалывают сепаратистов: «Вот отделитесь, «Барса» не сможет биться с Мадридом, ей теперь играть с дворовыми командами?».

Будут играть в своем чемпионате?

«ФИФА и УЕФА поддерживают национальные лиги, поэтому не согласятся, если «Барселона» будет играть вне Каталонии», — говорит Хосе дель Ольмо, президент центра исследований и истории испанского футбола.

Дель Ольмо проецирует ситуацию на случай отсоединения Каталонии:

— В размерах Каталонии [больше, чем Бельгия, Албания, Македония, Словения и Черногория] можно проводить свой чемпионат.

— Уровень местного футбола будет, как у Венгрии, Болгарии и Норвегии, — «Барса» потеряет свой статус и станет единственным доминирующим клубом в чемпионате, где команды уровня первого дивизиона играют в премьер-лиге.

— Рождение нового государства приведет к интересным изменениям — каталонские клубы получат больше внимания, а «Барселона» потеряет свою действующую роль.

— Игроки высокого уровня уедут в другие лиги, «Реал» закроет гегемонию испанского футбола, но со временем «Валенсия», «Атлетико», «Севилья» или кто-то другой сделают шаг наверх и выступят альтернативной силой.

***

С другой стороны, страдает и ла лига, которая теряет никогда не вылетавшего в сегунду лидера, крепкий «Эспаньол» и дерзкого новичка примеры «Жирону». В этом случае проиграют все.

«Барселона» будет играть в одной лиге с Неймаром?

Вариант с переездом в другой чемпионат (например, Франции) тоже возможен, но вряд ли Лига 1 или Серия А вместе с их младшими чемпионатми смогут принять три клуба примеры, дивизионов пониже — «Химнастик», «Реус» и «Барселону Б», и так далее (более 20 клубов). Поэтому речь цинично и исключительно про «Барселону».

Экс-премьер-министр Франции каталонского происхождения и болельщик «Барселоны» Мануэль Вальс фактически пригласил любимый клуб в чемпионат Франции:

— После того, что «Монако» играет в Лиге 1, возможно все. Я очень люблю футбол и «Барселону», это связано с моей семьей, французы об этом знают и говорят об этом со мной на улице. История «Барсы» связана не только с футболом: в августе 1975 года, когда я был подростком, мне очень запомнилась атмосфера на «Камп Ноу». Это было за несколько недель до смерти Франко.

***

Теоретически топ-клуб из столицы Каталонии может пойти по дороге «Монако», который очень скоро перешел на французские настройки. При этом у «Монако» нет своей сборной, она не член УЕФА, между княжеством и Францией тесные политические и экономические связи. Сравнивать «Барселону» и «Монако» бесполезно, потому что Каталония хочет свою сборную, колпак ФИФА и УЕФА и вряд ли уйдет из Испании, оставив добрые политические и экономические связи.

***

Расписание на 1 октября 2017 года:

1. Референдум об отделении Каталонии от Испании

2. «Барселона» — «Лас-Пальмас» (7 тур ла лиги, 17:15 по мск)

Фото: Gettyimages.ru/Sandra Montanez, David Ramos (2,8,10); globallookpress.com/Matthias Oesterle; Gettyimages.ru/Alex Caparros (4,9,12); REUTERS/Gustau Nacarino, Jasper Juinen, Jan Kruger/Soccerex; globallookpress.com/Joan Valls/ZUMA Press; Gettyimages.ru/Michael Regan