Сергей Палкин: «К нам относятся как к равным, на уровне европейских грандов»
Что нужно для эффективной работы футбольного клуба? Много денег, звездные игроки, известный и опытный футбольный тренер, влюбленный в футбол президент клуба, стадион, тренировочная база? Да. Все это. Плюс необходим штат людей, которые смогут организовать все предоставленные им средства в единую систему и заставить работать в едином направлении. Это так называемые ТОП-МЕНЕДЖЕРЫ.
Назначение на высшую ступень менеджмента клуба, а именно на должность генерального директора ФК «Шахтер» в 2004 году молодого и амбициозного Сергея Палкина было неоднозначно воспринято в определенных кругах. В вину специалисту вменяли возраст и отсутствие футбольного опыта. «Как же так? Он ведь ни дня не числился в футбольной команде, а вместо этого учился и работал в финансовой сфере!» - так звучал главный аргумент скептиков. Еще почему-то нового гендира «Шахтера» постоянно расспрашивали о его опыте управления цементным заводом: мол, можно ли сравнить с руководством футбольным клубом… Скажем больше: недоброжелатели донецкого клуба потирали руки – вот уж наломает юноша дров, вот уж доведет «Шахтер» до ручки, и чего это Ахметову в голову взбрело.
Но шли годы, и постепенно стало заметно, что благодаря приходу новых менеджеров в «Шахтер» не только команда, но и клуб, его отношение к болельщикам, к прессе - да все футбольные и околофутбольные вещи начали меняться! Меняться в основном к лучшему. Курс «на Европу» выдерживался жестко и в то же время деликатно, при этом никаких слухов о раздорах в верхушке клуба не появлялось практически никогда – трудились единой командой. Деятельность становилась все более открытой. Стали появляться комментарии по поводу трансферной политики клуба, впервые появилась прозрачная бухгалтерия, то есть был обнародован бюджет. Незаметно в развитии клуба горняки оторвались от остальной Украины - не в обиду киевскому «Динамо» будет сказано, но за десять лет в структуре киевлян почти ничего не изменилось, а если я не прав, то пусть меня опровергнут! К тому же это их право – считать, что у них и так все есть, все хорошо… Как результат - уже через 5 лет после появления Палкина «Шахтер» открыл лучший в Восточной Европе стадион и выиграл Кубок УЕФА.
Но в клубе не пошли по традиционному пути развития футбольных клубов, где бывшие игроки занимают административные должности, а стали привлекать лучших мировых специалистов. Не последнюю роль в этом процессе сыграло яростное желание Сергея Палкина выстроить систему в клубе, которая смогла бы давать результат независимо от людей на постах. И кто скажет, что это неправильно?
Хронология прихода топ-менеджеров в «Шахтер»:
21.06.2004 – назначение Сергея Палкина генеральным директором «Шахтера».
06.2005 - Пако Биоска возглавил медицинскую службу «Шахтера».
2006 - назначение Александра Черкасова генеральным секретарем «Шахтера».
02.2006 – назначение голландца Хенка фон Стея руководителем Академии «Шахтера».
15.11.2007 - назначение голландца Яна Штреера главой селекционной службы «Шахтера».
12.07.2008 - назначение голландца Патрика фон Лиувена руководителем Академии «Шахтера» на смену фон Стею.
27.10.2008 - назначение словака Любоша Михела директором отдела международных соревнований «Шахтера».
06.2010 – назначение Юрия Свиридова главой маркетинговой службы «Шахтера».
02.08.2010 - назначение португальца Луиса Гонсалвеша главой селекционной службы «Шахтера».
При взгляде на этот список сперва возникает желание сделать интервью с каждым по очереди, а потом понимаешь, благодаря работе каких людей «Шахтер» не просто добился спортивных результатов, но действительно вошел в когорту европейских топ-клубов. Жалко только, что подписание Гонсалвеша состоялось уже после нашего разговора, ведь именно к этому трансферу горняков можно с полной уверенностью добавить модерновую приставку «мега». Вы представляете, как теперь поменяется селекция «Шахтера»? При желании можно будет жить только продажей футболистов, уж Гонсалвеш это умеет!
А теперь представляем вашему вниманию собственно интервью с Сергеем Палкиным. Из него вы сможете почерпнуть такие сведения о «Шахтере» и происходящем внутри команды, клуба и вокруг них, которых еще нигде не было. Может, и в других клубах что-нибудь для себя присмотрят?..
Стоимость клуба - количество фанов, которые у него имеются
- Сергей Анатольевич, 21 июня исполнилось шесть лет с тех пор, как вы заняли должность генерального директора «Шахтера». По вашему мнению, за это время удалось провести те структурные преобразования, для которых вас приглашали?
- По большому счету, это должны люди оценивать, удалось или нет... Мы же все делаем для людей, для болельщиков! Хотя, естественно, есть такие вещи, которых не видно. Но они носят только операционный характер. О таком тяжело говорить, приоткрывать завесу. Как на кухне - у каждого повара свой рецепт.
Что же касается преобразований, то, естественно, они велики. Достаточно сравнить структуру клуба, когда я в него пришел, с сегодняшней - с учетом нового стадиона, с учетом тех вещей, которые мы построили. Но опять же, все, что мы делаем, - для достижения спортивного результата. А он есть! За последний год мы выиграли Кубок УЕФА, открыли новый стадион, посещаемость которого по сравнению со старым стадионом выросла более чем в два раза. Поэтому я считаю, что мы идем в правильном направлении.
- Когда вы приходили в «Шахтер», то не были, что называется, футбольным человеком. Конечно, работали в финансовой сфере, которая очень тесно связана с футболом, но все же… Сумели стать фанатом футбола?
- Давайте не путать понятия. Быть фанатом и быть футбольным человеком - абсолютно разные вещи. Само понятие «футбольный человек» меня удивляло с самого начала и удивляет до сих пор. Кого считать футбольным человеком? Того, кто знает больше всех нападающих в мире, или того, кто играл в футбол?
- Нет, дело исключительно в том, был у человека опыт работы в сфере футбола или нет…
- Тогда необходимо выделить определенные критерии для понятия «футбольный человек». Это пять или десять лет работы в футболе? Некоторые ведь могут и двадцать лет проработать, а толку ноль! Поэтому вопрос о том, футбольный человек или не футбольный, непрофессионален. Это своеобразное клише, которым можно припечатать любого и тем самым заткнуть рот. Самое главное – делать свое дело. Для этого должна быть выстроена система. А если система выстроена как положено, независимо от того, футбольный вы человек или не футбольный, то все будет работать как часы.
Вы можете сравнить футбольный клуб с обычной компанией. И там, и там главным будет результат, а он достигается при правильной системе. Например, посмотрите на футбольный клуб «Аякс», на его Академию. Чтобы вы правильно понимали: директоров их Академии меняют как перчатки! Когда мы искали в «Шахтер» директора Академии и просматривали голландские клубы, то у них его вообще не было! И они не страдали. При этом «Аякс» как был одним из лучших клубов в мире по воспитанию талантов, так им и остается. Почему? Да потому что там, независимо от конкретного человека, давным-давно умными людьми выстроена система, которая приносит плоды.
Я мог бы ответить, что стал футбольным человеком, но не хочу уходить от сути работы. Нужно говорить о вещах, которые реально делаются, за которые нашу работу оценивают другие люди. О результате! А какой результат у нас в футболе самый главный? Спортивный, правильно? Потом этот результат конвертируется в количество фанов, которые поддерживают нас на Украине, и в количество болельщиков, которые приходят к нам на стадион. Это и есть критерии, по которым оценивается клуб. Так как сейчас большинство клубов неприбыльны, то фигуральная оценка клуба - количество фанов, которое у него имеется. Это, так сказать, стоимость клуба, то, на что он наработал своим результатом. Вот я считаю, что на сегодня у «Шахтера» наибольшее количество фанов в стране. Это и есть главный критерий оценки.
- Если уж мы заговорили о системе «Шахтера», то очень интересно будет узнать о самых важных ее компонентах, так сказать «винтиках». После окончания судейской карьеры Любош Михел согласился занять пост директора отдела международных соревнований в «Шахтере». Что изменилось с приходом словака в клуб, кроме того, что он укрепил узнаваемость бренда «Шахтер» за рубежом?
- Когда вы приглашаете на ответственную должность человека с европейским уровнем, с европейским именем, он обязательно вносит свой вклад. И этот вклад относится ко всему, начиная с повседневных мелочей и заканчивая серьезными вопросами. Мелочи - это, например, вы летите вместе с командой и видите - что-то необходимо изменить, что-то подкорректировать. Вот Любош и «тюнингует» постепенно операционную деятельность первой команды. Это очень важная работа, которая вся состоит из мелочей. Ведь на самом деле мелочей в футболе не бывает! Михел шаг за шагом, крупица за крупицей складывает этот футбольный кубик Рубика.
Это с одной стороны. А с другой стороны, если мы посмотрим на наше европейское направление, то сразу увидим разницу. Когда «Шахтер» только начинал появляться в Европе, к нам относились как к представителям страны третьего мира - мол, «бог его знает, кто они такие и откуда пришли». Сегодня все по-другому. К нам относятся как к равным, на уровне европейских грандов. И зависит это не только от того, что мы достигаем в спортивной сфере! Ведь можно один раз «выстрелить», чего-то достичь, а потом на этом уровне больше никогда не появиться. Мы же призваны высокую позицию сохранять всегда и поддерживать ее. И естественно, что большую часть этого имиджа создают люди. Ведь постоянно происходят встречи между менеджерами клубов, конференции, встречи с делегатами УЕФА, и если вас представляет человек, который, так сказать, западает в головы, люди совершенно по-другому к вам относятся.
Например, почему Григорий Михайлович Суркис пригласил Пьерлуиджи Коллину? Вы думаете, он знает о судействе больше, чем другие европейские арбитры?
- У него есть авторитет…
- Вот и у Любоша Михела есть авторитет, который за деньги не купишь. Кроме авторитета, это еще и признание. И если сравнить приглашение нами Михела и изменение отношения к «Шахтеру» со стороны других клубов, выйдет то же самое, что и приглашение Суркисом Коллины. Он мог бы пригласить любого нормального, топового, рейтингового судью. И я вас уверяю, что с точки зрения системы еще не ясно, кто бы сработал лучше! Но Григорий Михайлович пригласил человека с именем, которому все доверяют безгранично и понимают - это тот человек, который нам нужен. Чтобы раз и навсегда убрать пересуды о том, какого человека пригласили на столь ответственную должность, кто он, откуда, глава Федерации футбола предпринял этот шаг. Мы, в свою очередь, только раньше, проделали подобное, пригласив Любоша Михела.
«Шахтер» на втором месте в Европе по уровню медицинской службы.
- Видное место в списке топ-менеджеров «Шахтера» занимает Пако Биоска - бывший главный врач Олимпиады в Барселоне, вице-президент Европейской федерации спортивных ортопедов, медицинское светило. Он уже длительное время возглавляет медицинский отдел клуба. Связано ли то, что уже длительный период в составе горняков нет игроков, которым нужно было бы долго восстанавливаться после травм, с его работой?
- Разумеется. Получение самой травмы - это один вопрос, а другое - каким образом вы «подводите» футболиста, как упреждаете будущие травмы. Принципы и методики, которые мы используем в медицинском центре, - передовые, европейского уровня. Интересный вопрос, как все же оценить медицинскую службу… Чтобы вовсе не было больных? Но так не бывает, за исключением небольших промежутков времени. А вот больные появились, и что - медиков разогнать? Или еще: медик может сказать - мол, его вылечу за 10 дней, а вдруг на самом деле его можно было за 5 дней на ноги поставить… Кто даст критерии?
Чтобы найти ответы, мы обратились в УЕФА. Вошли в исследовательскую группу УЕФА, которая занимается изучением травматизма 20 топовых клубов Европы. Они делают рейтинги каждый квартал, на каком месте в Европе находится ваша медицинская служба, а потом делают рейтинг за весь сезон. Так вот, прошлый сезон «Шахтер» закончил на втором месте в Европе! Отчеты по работе наших медиков мы высылаем практически каждый день, по каждой тренировке и игре. И эти отчеты достаточно въедливо проверяются. Насколько я знаю, в прошлом сезоне такие клубы, как «Челси» и «Селтик», вообще убрали из этого исследования - по той простой причине, что они не смогли соответствовать критериям. Мы же в этом исследовании участвуем уже три года и никогда не опускались ниже пятого места. Постоянно стараемся держать планку. Здесь очень велика заслуга Биоски.
Кроме того, приглашение испанца также повлияло на международный имидж «Шахтера». Снова-таки, все представители топ-клубов Европы его знают, ведь это специалист очень высокого уровня. Более того, его несколько раз приглашали главным врачом в «Барселону» и другие клубы, но он остается в нашей обойме.
За счет корпоративных лож держим низкую цену на билеты
- Если уж речь зашла о владельцах абонементов… Насколько увеличилось их количество по сравнению с последним сезоном на РСК «Олимпийский»?
- В последнем сезоне на «Олимпийском» у нас было около 4000 владельцев абонементов, а на «Донбасс Арене» более 16 000.
- Удается ли за счет абонементов и работы фаст-фудов выводить на самоокупаемость работу стадиона хотя бы в день матча?
- Сегодня, в наших экономических реалиях, этот стадион на самоокупаемость ничто не выведет! Говоря о самоокупаемости, вы ведь имеете в виду и стоимость строительства стадиона, и операционные затраты…
- А хотя бы операционные затраты удается покрывать?
- Да, их мы покрываем. На стюардов, прочих работников, на необходимые службы. На сегодня стадион не дотационное предприятие. То, что они тратят, они же и зарабатывают.
- Какие направления вы собираетесь развивать, чтобы стадион приносил клубу прибыль?
- Это общепринятые и общепризнанные вещи. Например, концерты, которые мы уже начали проводить. Один уже состоялся, а второй пройдет 27 августа. Конференции, корпоративные мероприятия… У нас еще есть лаундж-бар на территории стадиона, есть сеть ресторанов. Главное, чтобы это все функционировало. Перед нами стоит задача, чтобы нефутбольные доходы составляли 30% от всего заработка «Арены». Если такие цифры будут достигнуты, то, я считаю, это очень солидный результат. Сегодня доходы от нефутбольных вещей составляют только около 5%.
- Самое дорогое времяпрепровождение на стадионе - корпоративные ложи. Можно ли сравнить цифры по этой статье дохода, например, с клубами английской Премьер-лиги?
- Это показатель комплексный. Если сравнивать с одними клубами, мы больше зарабатываем на ложах, с другими – меньше. Все зависит от политики клуба. Сложно сравнивать, потому что нужно выбирать идентичные стадионы, с одинаковой вместимостью, количеством лож, позицией в рейтинге и т.д. Из всего этого формируется цена. Но в любом случае, хочу сказать, что среди европейских клубов у нас хорошая позиция. С точки зрения стоимости аренды лож мы держим ее стабильно выше средних показателей. Это самый главный заработок стадиона! И за счет высокой цены корпоративных лож мы поддерживаем низкую цену на билеты, чтобы народ, не имеющий серьезного достатка, мог ходить на футбол.
- На новом стадионе вы отказались от услуг милиции. Оправдало ли себя такое решение?
- На сегодня такое решение полностью оправдано. За год эксплуатации «Донбасс Арены» у нас не было ни одной серьезной проблемы с болельщиками. Стюарды полностью решают все проблемы. Кроме того, я считаю, что стадион - это не тюрьма. Вы же не в «зону» попадаете! Человек приходит сюда отдыхать, смотреть футбол, проводить время с друзьями, родственниками. А когда со всех сторон милиция… Более того, вы же знаете нашу милицию! Они порой так реагируют, словно ты бандит №1. А стюарды ведут себя корректно, улыбаются, приветствуют вас, провожают. Если надо помочь - помогают. Если нужно предотвратить неприятный случай, они тоже это делают. А что милиция? Им только поручи что-нибудь... Посмотрите, что в России происходит. Беспредел милиции очень влияет на посещаемость стадионов.
Turkish Airlines предлагали 3 млн. в год за логотип на футболках
- Планируется ли в ближайшем будущем выход «Шахтера» на иностранные рынки? В частности, проведение азиатских турне в период межсезонной подготовки с целью популяризации клуба и получения очень солидной прибыли. Ведь за один матч можно было бы окупить зарплату Срны за год… Или Мирча Луческу против?
- Эти азиатские рынки выглядят очень красиво, но мы должны четко понимать одну вещь. Сегодня Азия занята топовыми европейскими клубами: «Барселоной», «Арсеналом», «Реалом», «Манчестер Юнайтед». Они все давно там, и их все хорошо знают - и английские клубы, и испанские, и итальянские. Сегодня вопрос азиатских рынков для нас не актуален. Но нужно делать первый шаг. А первый шаг, считаю, стоит делать не в сторону азиатских рынков, а в сторону южных экс-республик СССР, вроде Казахстана, в сторону бывшего советского лагеря, кроме России. В России своя тема, у них свои известные клубы, поэтому на этот рынок трудно пробиться. А вот в страны, где футбола высокого уровня нет или мало, но люди интересуются игрой, нужно делать определенные шаги. Будем мы их делать или нет? Еще посмотрим. Нужно разработать и выстроить стратегию, а тогда уже действовать.
- А если в частности, то какие шаги планируются? Организация трансляций или проведение товарищеских матчей…
- Все в одном пакете! Если вы решаете сделать шаг в этом направлении, то пакет мероприятий, которые вы должны организовать, включает в себя и трансляции, и проведение товарищеских матчей вкупе со сборами и т.д. и т.п. Чтобы «зайти» в страну и превратить ее жителей в своих болельщиков, нужно сделать ВСЕ ЭТО.
- На недавней встрече с болельщиками был затронут вопрос создания клубного телеканала. Но ведь еще при создании телеканала «Футбол» многие специалисты были уверены, что за этим последует если не его полностью прошахтеровская направленность, то уж точно нескольких передач про горняков. Почему же такой передачи, хотя бы в формате раз в неделю, нет на данный момент?
- Вся проблема в том, что можно и канал сделать, и радиостанцию запустить, и передачи, но главное, чтобы у продукта нашелся свой потребитель. Если вы проанализируете европейские клубы, у которых есть свои телеканалы, то, я вас уверяю, вы увидите, что эти каналы на ладан дышат. Потому что сделать их реально прибыльными очень сложно, а затрат они требуют очень существенных. И это в тех клубах, у которых сотни миллионов болельщиков! А нам такой канал сделать еще сложнее. К сожалению, интерес болельщиков дальше самого матча не распространяется. Взгляните, как «много» сегодня зарабатывает наша Премьер-лига на ТВ-трансляциях - аж 3 млн. долларов. Притом что Россия от тех же трансляций под 80 млн. долларов получает. А это что? Интерес, рейтинг… Сегодня народ привык смотреть мыльные оперы, а не передачи о клубе, о футболе.
Но я вас уверяю: как только появится потребитель, то и на канале «Футбол» передачи о «Шахтере» будут крутиться круглые сутки, и мы сами сделаем свою передачу. Но мы не хотим бежать впереди паровоза, нести затраты и думать: «Кто же нас включит-то, кто посмотрит?!».
- А если рассматривать передачу о клубе как имиджевый проект, вроде «100% Динамо»?
- Вы знаете, сколько имиджевых проектов мы в свое время сделали?! Лучший имидж - показывать результат на поле. А всякие имиджевые проекты - однодневки. Сегодня вы его сделали, а завтра его забыли. Если вы не будете поддерживать свой имидж действиями на поле, то получится пшик. Можно вложить кучу денег, а на выходе не получить ни малейшего результата. Повторяю: наш имидж - спортивный результат.
Естественно, есть базовые вещи, в которые нужно вкладывать деньги, но это не телепередача. Вы вот говорили о «100% «Динамо», но, насколько я понимаю, эта передача делается так: садятся оператор, режиссер и делают нарезку тренировок и архивных материалов, пару интервью. Но это не является специально созданной программой - с гостями, ведущими, со всем остальным! Я могу просто Руслану Мармазову сказать (он ведь и на сборах, и на всех тренировках вместе с оператором): «Сделайте нарезку и назовите «100% «Шахтер»!». Вот и будет передача.
Лучше говорить о том, что мы музей открыли. И если человек хочет узнать 100% о «Шахтере», то он может воспользоваться всеми доступными архивными материалами, а также посмотреть вживую всю музейную экспозицию.
- Весной этого года в околофутбольных кругах бродила информация, что одна очень состоятельная европейская компания ведет с «Шахтером» переговоры по поводу размещения их логотипа на форме команды. Назывались даже очень серьезные суммы. Это правда? Если нет, то возможна ли такая ситуация, что «Шахтер» продаст место на футболках? Или же развитие бренда СКМ не позволит сделать этого?
- Вы имеете в виду спонсора? Да, на нас выходила известная турецкая компания под названием Turkish Airlines (120 самолетов, 20 млн. пассажиров в год. – Ред.). Они предлагали нам 3 млн. долларов за сезон, но мы отказались. Вы ведь поймите: СКМ это не просто надпись на футболке из-за того, что президент нашего клуба владеет СКМ. Для них это реальный бизнес-проект, который они с нами ведут. И уровень их спонсорского контракта на порядок больше, чем 3 млн. долларов. Потому что тот имидж, который мы создаем и несем, оправдывает их расходы! И они продолжают взаимовыгодное сотрудничество с нами.
Но, признаться, у нас были большие дискуссии по поводу Turkish Airlines. В итоге СКМ отстоял свою позицию и находится у нас на футболках. Ничего такого, обычные законы рынка! С кем сотрудничество выгоднее для нас, с тем мы и остаемся. И если Turkish Airlines обратятся к нам снова и с другими цифрами, то и мы, естественно, уже по-другому будем рассматривать их предложение.
Дугласа хотел купить мадридский «Реал».
- Переходим к самой животрепещущей теме - к трансферам. За 6 лет в клубе о каком несостоявшемся или сорвавшемся трансфере вы жалеете больше всего?
- Единственно, можно вспомнить неудавшуюся попытку купить Модрича и Эдуардо да Силву в загребском «Динамо» более трех лет тому назад. А так, по большому счету, нет очень уж ярких примеров упущенных трансферов. Если мы реально в ком-то заинтересованы, то доводим дело до конца.
- Что за история с непрохождением медицинского контроля Неманьей Видичем? Как он не подошел клубу?
- Наши доктора в свое время не очень высоко оценили состояние его здоровья. Сделали заключение, что у парня проблемы со спиной и они не рискуют взять ответственность на себя. Доктора нам сказали, а мы должным образом отреагировали и не взяли серба. Может, если бы тогда медицинскую службу возглавлял Пако Биоска, то Видич играл бы за «Шахтер».
- После вашего прихода на должность гендира «Шахтера» в клубе стало появляться все больше и больше бразильцев. С чем связана ставка на футболистов из этой страны? Кто был ее инициатором?
- Это точно не связано с тем, что я стал генеральным директором! А связано с тем, что бразильцы показывают очень красивый и атакующий футбол, который нравится нашим болельщикам. Поэтому у нас в линиях полузащиты и нападения преобладают бразильцы. Просто они очень креативные футболисты, даже не знаю, свыше им это дано или все зависит от условий, в которых они растут… Поэтому мы выбрали такую бразильскую линию, которая на данный момент себя оправдывает.
- Каким образом вам удалось зимой купить такого игрока, как Дуглас, за относительно небольшие деньги?
- Вся суть нашего успеха - в принятии быстрых решений. Недавно встречался с представителями одного очень известного в Европе клуба. Они признались, что тоже следили за Костой, но не успели его подписать из-за того, что у них в клубе решения принимаются очень медленно. А так как у нас, с одной стороны, структура достаточно мощная, но с другой - довольно простая, «провести» в ней решение мы можем очень быстро. Благодаря этому и осуществили сделку. Если бы мы захотели купить его сегодня, то однозначно не взяли бы за эти деньги, и он бы точно выбрал не нас. Потому что и представители мадридского «Реала», с которыми удалось пообщаться, говорили, что хотели его купить, и другие европейские клубы… Если видно, что футболист нам подходит и играет на определенном уровне, то, поверьте, мы действительно очень быстро принимаем решение по его кандидатуре.
- После завоевания Кубка УЕФА иностранные футбольные агенты стали использовать имя клуба, чтобы набивать цену своим подопечным. Как вы относитесь к этому и не пытаетесь ли бороться с периодически появляющимися в прессе сообщениями о переходе в состав горняков того или иного футболиста?
- Агенты - это как базар. Если собрать всех агентов в кучу, то это будет как Черкизовский рынок в Москве. Люди, которые просто зарабатывают деньги на футболистах. Это их хлеб. Другое дело, что они кроме «крышевания» еще должны и создавать стоимость своих подопечных. Если это реальный агент футболиста, то он должен не просто на продаже деньги заработать, а потом забыть об игроке и вспомнить, когда придет время новый контракт подписывать, но обеспечить футболисту должный уровень дохода, с учетом возможностей и уровня самого футболиста. И не позволять футболисту падать ниже этого уровня! Вот кто по-настоящему хороший агент, вот к кому потом потянутся футболисты, вот кто потом будет зарабатывать на них хорошие деньги.
Продать футболиста в клуб, получить деньги и сбежать - проще всего. А работа агента - это ежедневные обязанности. Я знаю одного хорошего агента в Москве, так он своих подопечных чуть ли не за руку по городу водит. То есть он с ними постоянно, на каждом жизненном этапе. Почему? Потому что он должен футболиста контролировать - это своеобразный актив агента.
Но таких агентов очень мало. По крайней мере, я таких встречал только 5% от общего числа.
- Деньги на трансфер - это одно, а зарплата - совершенно другое. Какой потолок по зарплате для игроков на данный момент существует в «Шахтере»? Или действует система, сформулированная Луческу: игрок не может получать больше главного тренера? Тогда Робиньо отпадал автоматически с его 6 млн. фунтов чистыми…
- Этот вопрос вообще не относится к главному тренеру. Это относится к среднему уровню заработной платы в команде. Мы знаем свою позицию, что на рынке Украины, что на европейском. И мы не можем сегодня, скажем, платить футболисту в 4 раза больше, чем в среднем получают все остальные. Этим мы просто уничтожим команду. Вот купим звезду, убьем команду, а что эта супермегазвезда будет делать без команды? Тут даже не вопрос зарплаты главного тренера, которая вообще стоит особняком, и о ней не знают ни футболисты, ни кто-либо другой!
«Сарагоса» хотела расплачиваться под залог футболистов.
- В последнее время «Шахтер» стал известен не только благодаря своим спортивным достижениям, но и благодаря юридическим тяжбам. Самым резонансным выглядел иск, поданный турецкой строительной компанией в Российский международный апелляционный суд о взыскании с «Шахтера» 78 млн. неустойки. Почему он появился через целый год после сдачи стадиона в эксплуатацию? Почему они так долго тянули?
- Перед подписанием контракта с компанией ENKA был проведен очень серьезный тендер по выбору генерального подрядчика строительства стадиона. Основных причин выбора именно этой компании было три: сумма контракта, срок и качество. К нашему сожалению, первые два критерия компания ENKA полностью не выполнила.
Что касается суммы контракта, то в 2008 году состоялась встреча двух президентов, ФК «Шахтер» и компании ENKA. Поводом для встречи стало то, что якобы подрядчик несет серьезные убытки по строительству стадиона и просит президента ФК «Шахтер» возместить их.
Ринат Ахметов пошел навстречу компании ENKA и дал согласие на увеличение суммы ранее заключенного контракта на 50 млн. долларов. Это несмотря на то что условиями договора предусмотрено: цена является фиксированной и не подлежит увеличению в связи с изменениями стоимости рабочей силы, материалов и так далее. В вопросе возмещения каких-либо затрат сверх контрактных обязательств была достигнута окончательная договоренность и поставлена «жирная» точка.
Однако затем ENKA нарушила соглашение между сторонами и обратилась в суд, на что, с нашей точки зрения, у нее не было ни единой объективной причины. С другой стороны, именно мы имеем все основания предъявить претензии компании ENKA относительно сроков строительства стадиона, строго оговоренных контрактом. Они были увеличены более чем на 1 год...
Впрочем, сейчас это уже история. Мы обнародовали информацию, что никаких претензий ни у нас к ним, ни у них к нам не осталось. (21 июля стало известно, что спор урегулирован по обоюдному согласию сторон, без признания ответственности и без выплаты каких-либо компенсаций любой из сторон. У сторон не имеется иных комментариев по данному вопросу. – Ред.)
- Другой юридической проблемой «Шахтера» стал неожиданный побег Илсиньо и обвинения, выдвинутые им в адрес донецкого клуба. Можно ли было ожидать такого поведения от Илсона? Или же оно продиктовано только влиянием агентов бразильца?
- Честно говоря, шаг, который предпринял Илсиньо, просто не поддается объяснению! Я понимаю, если бы был клуб, который готов платить тебе в два раза больше, который готов взять на себя ответственность за штрафы и риски, предусмотренные за односторонний разрыв контракта, - как «Сарагоса» в случае с Матузалемом. Это я еще могу понять, то есть как практичную позицию - мол, футболисту главное, чтобы больше платили, а остальное его не интересует. Но такого клуба у Илсиньо нет. Идти ему некуда. Те деньги, которые мы ему предлагали, я вас уверяю, в Европе никто не даст. Особенно с учетом существующих там налоговых ставок. Наверное, какие-то вещи происходили «под столом» и нам они не известны. Информация была такова, что юрист, который поддерживал Илсиньо и сопровождал по всем вопросам, представляет бразильские фонды, которые выкупают доли футболистов, а потом их перепродают. То есть этому человеку нужно только заработать денег… Так что Илсиньо поступил глупо.
После дела Матузалема (опять же удалось на этот счет пообщаться с представителями известных европейских клубов) вся Европа нам благодарна. За то, что мы выиграли это дело и доказали ФИФА в первую очередь - своеволию футболистов пришел конец! Сегодня другие клубы на примере «Сарагосы» уже боятся совершать ошибки определенного плана. Мы выдержали свою позицию. И теперь у «Сарагосы» серьезные проблемы, из которых она должна сама выпутываться. Ну и карьера Матузалема как футболиста тоже скоро подойдет к концу, если он на пару с клубом не заплатит нам те деньги, которые должен по решению суда.
- «Сарагоса» действительно запросила рассрочку?
- Если бы они попросили рассрочку, это один вопрос. Но они ее так попросили, что непонятно, как она выглядит и на сколько. Чуть ли не под залог футболистов собираются с нами рассчитываться! Но я же не буду заниматься проблемами «Сарагосы». Есть долг - верните его, пожалуйста. А кого и куда вы будете продавать для этого - уже не ко мне. Если у вас хватило ума увести футболиста, то хватит и разобраться с финансовыми проблемами. Они приезжали в Донецк, мы долго сидели, беседовали. Они плакались, что не могут выплатить долг.
- Самого Матузалема ожидает дисквалификация?
- Мы уже направили все необходимые документы в ФИФА.
- А когда будет вердикт ФИФА по Илсиньо?
- Все, что вы читаете об этом, полная ерунда. Какой может быть вердикт ФИФА? Вроде все взрослые люди, но никто не понимает или не хочет понимать, что происходит. Вердикта ФИФА вовсе не будет, потому что нам не о чем говорить. Футболист прислал письмо, заверенное его юристами и им лично, что он в одностороннем порядке разрывает контракт с нами. Точно такое же письмо отправилось в ФИФА. И все на этом. Какой должен быть следующий шаг? Они должны найти клуб, который возьмет футболиста. И этот клуб должен подать в Федерацию футбола Украины бумагу: мол, дайте нам сертификат на данного футболиста. Естественно, этому клубу откажут. Он тогда пойдет в ФИФА, и вот тогда ФИФА может принять решение о выдаче временного сертификата, дабы футболист мог продолжать свою карьеру. На этом все. Формула очень проста. И ФИФА ничего больше давать ему не будет, потому что не может.
Андрей Бурлаков, Журнал «Футбол» (Украина)