23 мин.

Александр Атаманенко: «Финал Лиги Европы в Донецке можно ожидать к 2014 году»

Генеральный директор «Донбасс Арены» Александр Атаманенко во время чата на «Корреспондент.net» подробно рассказал о режиме работы вверенной ему арены, как во время матча, так и в любой другой день, поведал о новшествах, которые вскоре появятся на стадионе.

 

- Скажите, как Вы стали гендиректором самого солидного стадиона Украины? Где и кем работали раньше?

- Генеральным директором я стал не сразу. Футбольный клуб «Шахтер» производил поиск директора строящегося стадиона. В декабре 2008 года мне поступило предложение, я прошел ряд собеседований и был в результате выбран в качестве руководителя строящейся «Донбасс Арены». Но до того как я стал гендиректором «Донбасс Арены», я еще работал в компании, которая выступала заказчиком строительства стадиона «Шахтер», и являлся операционным директором. Соответственно, до этого я работал в гостинично-оздоровительном комплексе Forest Park в Донецкой области. Я считаю, что это лучший курортный комплекс в Донецкой области. Соответственно, занимался его строительством, развитием и эксплуатацией.

 

- Во сколько обходится содержание «Донбасс Арены»?

- Мы сейчас готовим отчет футбольного клуба «Шахтер» о сезоне, в котором содержатся все финансовые показатели, в том числе и по «Донбасс Арене». Могу обозначить бюджет «Донбасс Арены»: расходная часть составляет ориентировочно 140 млн. гривен в год. Более подробно вы сможете узнать, когда отчет уже будет опубликован. Хотел бы отметить, что мы управляем не только стадионом, но и великолепной зеленой оправой для «донецкого бриллианта», которой является парк. Соответственно, инвестиции в этот парк составляли порядка 30 млн. долларов, и его обслуживание и содержание также обходится в определенную сумму, которая также высока. Обозначенная мной сумма состоит из содержания и «Арены», и парка.

 

- Вы часто видитесь с Ринатом Ахметовым? Как он Вас поощряет за успехи и как журит за промахи?

- Встречи проходят и в телефонном режиме, и, безусловно, личные встречи. На этих встречах обсуждаются стратегические решения, четко ставятся задачи и, естественно, контролируется выполнение этих задач. Как поощряет и журит? Ну, происходит и то и другое. В принципе, у нас хорошая мотивационная политика, которая направлена на выполнение стратегических целей. Если эти цели выполняются, не только я, но и все менеджеры, которые работают в группе компаний Shakhtar Family, получают достойное вознаграждение. И, соответственно, если мы поставленные задачи не выполняем, перед президентом и, самое главное, перед болельщиками бывает стыдно. Я рад, что таких, скажем так, моментов для стыда не много.

 

- Когда «Донбасс Арена» подаст заявку на проведение финала еврокубка?

- По приему матчей финала еврокубка… У нас уже была встреча с мэром города Донецка, на которой мы совместно определились, что и город, и стадион подадут заявку на прием финала Лиги Европы. У нас есть уверенность, что это мероприятие может проходить в Донецке после того, как будет построена вся инфраструктура под Евро-2012, поскольку вопрос не только в стадионе, как и по Евро-2012, но и в городской инфраструктуре: аэропорт, наличие достаточного количества гостиничных мест, транспорт, дорожная инфраструктура… И, учитывая, что город сейчас активно готовится к приему Евро-2012, и вся необходимая инфраструктура будет готова, мы рассчитываем и имеем здоровые амбиции на прием финала Лиги Европы. Если говорить о сроках, то мы направили официальный запрос на получение пакета документов для того, чтобы составить официальную заявку. Ориентировочно, я думаю, можно ожидать этот праздник футбола в Донецке в 2014 году. Но заявку мы уже вот подаем, в процессе.

 

- Фанатов каких футбольных клубов руководство «Арены» опасается больше всего?

- Я хотел бы сказать, что мы готовы к приему фанатов любых футбольных клубов. Есть, безусловно, фанаты более спокойные, которые ведут себя цивилизованно и не мешают просмотру футбола другими болельщиками. Но, к сожалению, есть и группы фанатов, которые настроены радикально. Они едут на футбол не для того, чтобы смотреть матч, а для того, чтобы подебоширить либо максимально помешать другим. Если говорить по клубам, то до настоящего момента у нас больших сложностей не возникало с фанатами других клубов. Были попытки проносить пиротехнику, всякие метательные предметы, но служба безопасности стадиона и милиция их успешно пресекали. Хотя, если говорить о практике, то самыми сложными в организации матчей считаются фанаты футбольных клубов «Днепр» и «Динамо». Отчасти потому, что клуб, отправляя официальное письмо, говорит, что болельщиков не будет или что будет человек 100, а приезжает свыше тысячи. То есть клуб не хочет брать на себя ответственность за своих болельщиков и перекладывает ее на принимающий город или стадион. Однако на «Донбасс Арене» больших проблем не было и, надеюсь, не будет и в будущем.

 

- Можно ли арендовать стадион для проведения какого-либо мероприятия? Сколько это будет стоить?

- Безусловно. Прежде всего, хотел бы немного рассказать о концепции «Донбасс Арены». «Донбасс Арена» - это стадион последнего поколения, который открыт для различного рода мероприятий, не только в дни футбола, но и 365 дней в году. Я бы сказал, что режим «Донбасс Арены» - с семи утра и, опять же, до раннего утра. В 7:00 открывает двери Fresh Fitness, а трибуна-лаунж закрывает свои двери уже утром. Задача стадиона - привлекать как можно больше мероприятий на «Арену», но, естественно, при условии, что они вписываются в календарь футбольного клуба «Шахтер» и не вредят полю. Для нас приоритетом являются матчи футбольного клуба «Шахтер», и мы делаем все для того, чтобы обеспечить максимальный сервис на матчи. Под сервисом для команды подразумевается состояние футбольного газона. Таким образом, на «Арене» еще проходят матчи национальной сборной (на данный момент у нас было их два); у нас проводятся концерты (если не учитывать церемонию торжественного открытия концертов, было также два); у нас в планах - в течение каждого сезона проводить два крупных концерта; происходит много корпоративных мероприятий, праздников, например, Мисс Донбасс и другие мероприятия. Поэтому мы открыты для любого рода корпоративных мероприятий, концертов, презентаций, праздников… Если говорить о стоимости, то она зависит от типа мероприятия, от количества человек, которые в нем участвуют, от необходимых мер безопасности и всегда обсуждается индивидуально.

 

- Сколько в среднем крепких спиртных напитков и пива, входящих в стоимость билета или абонемента, выпивает за матч зритель в зонах Клуб 1936, Бизнес и Даймонд?

- Вот такой статистики нет. Я хорошо знаю количество потребляемого пива в, скажем так, паблик-зонах стадиона, то есть во всех фаст-фудах, и этот показатель довольно-таки высокий. Если сравнить количество потребляемого пива в среднем на стадионах в Германии, а Германия входит в тройку самых пьющих пиво наций, то статистика показывает, что этот показатель - от половины порции 0,5 до 400 грамм на одного зрителя в чаше. Если говорить о количестве потребляемого пива на «Донбасс Арене», то в этом сезоне мы близки к такому числу - одна порция пива на зрителя в чаше. То есть мы фактически в два раза обгоняем по количеству пива немцев. Меня лично это радует. Ну, а если говорить о количестве крепкого алкоголя, он у нас не продается в паблик-сегменте и присутствует только в VIP-клубах. Потребление, могу вас уверить, умеренное, весьма умеренное.

 

- Состоится ли на «Донбасс Арене» бой Кличко?

- Многие говорят, но на самом деле, гораздо больше происходит, чем только разговоры. На данный момент могу сказать, что мы встречались с Klitschko Management Group. Это компания, которая организовывает все матчи братьев Кличко. Мы встречались в Мюнхене и вели переговоры по проведению матча именно на «Донбасс Арене». Могу однозначно сказать, что и со стороны «Донбасс Арены» есть заинтересованность в проведении этого матча, и я почувствовал, что у Klitschko Management Group эта заинтересованность достаточно высокая. Однако на данный момент мы еще не достигли соглашения по бизнес-модели проведения этого матча. Дело в том, что, скажем, опыт проведения боев Кличко есть только на западных стадионах. Ситуация рыночная абсолютно другая, допустим, в Германии и в Украине. То есть должны быть другие цены на билеты и другие условия сотрудничества между партнерами, между «Донбасс Ареной» и Klitschko Management Group. Я думаю, что если мы сможем найти такую бизнес-модель, которая будет соответствовать рыночным условиям на Украине в качестве ценовой политики, то это будет очень интересное мероприятие. Это будет полная арена и максимальная поддержка одному из Кличко во время матча. Я очень надеюсь, что такой бой состоится как можно скорее.

 

- Расскажите, пожалуйста, о рентабельности стадиона. Когда он начнет окупать расходы на свое строительство и насколько способен генерировать прибыль?

- Могу сказать, что на момент строительства стадиона и на данный момент задача приносить прибыль инвестором перед стадионом не ставится, поскольку очень большая социальная составляющая этого проекта… Сложно говорить о больших прибылях, опять же, на основании текущих рыночных условий Украины. Давайте, допустим, сравним цены на матчи украинского чемпионата и на матчи Премьер-лиги в Англии… То же касается спонсорства и рекламы. На данный момент президент ставит задачу, во-первых, об операционной безубыточности «Арены», то есть, чтобы доходы покрывали расходы. Я могу сказать, что первый же сезон эксплуатации «Арены» (мы открыли свои двери 29 августа прошлого года) показал, что задача выполнима. То есть мы в первый сезон уже были безубыточными. Если говорить о показателях прибыли и возврате инвестиций, я думаю, что мы сможем говорить об этом, когда уже будет утверждена стратегия развития на три сезона.

 

- Во сколько обошлось строительство и открытие Донбасс Арены? Не считаете ли Вы, что столь грандиозный праздник в разгар кризиса смахивает на пир во время чумы?

- Общий бюджет строительства стадиона, парка вокруг него и открытия составляет 400 миллионов долларов. Я не согласен с мнением, что это был пир во время чумы, поскольку это было, скажем так, завершением упорного труда по строительству «Арены», начиная от ее проектирования и заканчивая вводом в эксплуатацию. И церемония торжественного открытия должна была соответствовать высокому уровню арены. Если говорить об уровне этого мероприятия, то по результатам Business Awards оно стало лучшим стадионным ивентом года. То есть я с этим мнением абсолютно не согласен. Не согласен еще потому, что амбиции клуба «Шахтер» - быть одним из лучших клубов Европы. Для того чтобы быть таким клубом, необходимо, чтобы и домашний стадион был одним из лучших в Европе, чем, я думаю, уже сейчас является «Донбасс Арена». Если мы хотим предоставить максимальный спортивный результат, мы должны предоставить максимальный комфорт, сервис и поддержку болельщиков для команды. «Арена» должна соответствовать этому уровню, она призвана дарить праздник болельщикам и всем посетителям, что мы и сделали на церемонии открытия.

 

- Что было самым сложным во время строительства стадиона?

- Самым сложным… Наверное, самым сложным были последние полгода перед церемонией открытия, поскольку приходилось координировать работу сразу нескольких команд. Первая - команда нашего генподрядчика, турецкой компании ENKA, которая торопилась сдать объект и очень интенсивно вела работы. Вторая - это команда компании K-Events, которая была разработчиком и отвечала за церемонию торжественного открытия. Это была международная команда, специалисты со всего мира, говорящие на разных языках. То есть приходилось совмещать и график строительства, и подготовку к церемонии открытия, и репетиции, и готовить будущую команду к эксплуатации - все это требовало огромных усилий по координации. Это было довольно сложно, но я считаю, что результат получился очень хороший. Все понимали, что это дело их жизни и выкладывались по максимуму.

 

- Почему, несмотря на относительно дешевые билеты, стадион во время рядовых матчей заполняется процентов на 60-70?

- Я бы сказал, что средняя загрузка «Донбасс Арены» по прошлому сезону немного больше, а именно 80%, и это очень высокий показатель. Я бы сказал, что это очень хороший показатель даже для европейских клубов и для их арен. Почему это происходит? Наверное, потому, что, в первую очередь, болельщики получили безопасность, комфорт и сервис при посещении матча. К нам приходят те болельщики, которые раньше предпочитали оставаться дома перед телевизором либо в ближайших барах. Сейчас они с удовольствием приходят на «Арену», получают максимум положительных эмоций от поддержки команды и хорошо проводят время. Во-вторых, это грамотная работа клуба с болельщиками. Это разнообразные ценовые категории по билетам, то есть каждый может подобрать себе хорошее место и по расположению в чаше стадиона, и по цене. Это прямые коммуникации с болельщиками: мы стараемся сейчас общаться с нашими болельщиками напрямую, посредством SMS-сообщений либо по e-mail, либо по почте. Это заслуга хорошего менеджмента. Нужно понимать, что главное в футболе - это болельщики. Мы стараемся делать все, чтобы это было действительно так. Все это в комплексе помогает получать такую среднюю заполняемость, и, если сравнить заполняемость прошлого сезона и те несколько матчей, которые уже были в этом сезоне, то я уверен, что этот показатель будет еще больше в сезоне - 2011.

 

- Как Вы считаете, есть ли стадионы, равные «Донбасс Арене» в мире? На какое место в мире Вы ставите «Донбасс Арену»?

- Для меня она - номер один в мире и в моем сердце. Если говорить о мнении экспертов УЕФА, они считают, что это один из лучших стадионов в Европе. Мое мнение - это в действительности так, в пятерку лучших она сейчас точно входит. Еще мое личное мнение, что это самый красивый стадион в мире, и с этим сложно не согласиться, учитывая его расположение в центре города, парк вокруг стадиона, великолепную архитектуру, оригинальную подсветку в ночное время, озеро рядом… То есть все это делает стадион незабываемым и действительно очень красивым. Я уверен, что ни один человек, посетив «Донбасс Арену», даже не являясь футбольным болельщиком, не остался равнодушным от этого посещения. А если еще посмотреть на атмосферу во время футбольного матча, когда «Арена» заполнена на 100%, а иногда даже больше (на «Динамо» (Киев) у нас было 52 тысячи, хотя вместимость стадиона 51 тысяча), посмотреть на ту поддержку, которую болельщики дают команде, на то, как они поют гимн клуба или «Спят курганы…», как они гонят команду вперед - это незабываемое зрелище, равнодушным оно не может оставить никого. Поэтому, пожалуйста, приходите к нам сами и убедитесь, что это самая красивая арена в мире.

 

- А кто ваши конкуренты по этой первой пятерке мировых стадионов?

- Я могу сказать, что каждый стадион, который относится к категории Элит или пятизвездочный, уникален по-своему. Я считаю, что мы похожи на стадион футбольного клуба «Арсенал» (Лондон) - Emirates Stadium. Похожи и по атмосфере, и по предоставляемым услугам. По вместимости он немного больше. Хотя скоро мы будем играть на этой арене, так что посмотрим.

 

- Как вы можете прокомментировать следующую цитату из интервью директора компании «Трансстрой-СПБ» (строящей стадион «Зенита») Ильи Левина: «И как на «Донбасс Арене», мы бы после сдачи начали долбить железобетон»?

- Оцениваю данное высказывание как абсолютно неверное, поскольку того, что мы «и начали долбить бетон» после церемонии открытия из-за того, что что-то пропустили, - таких моментов не было вообще. При открытии «Донбасс Арены» мы разделили ввод в эксплуатацию стадиона на два этапа: в первую очередь - те системы, которые должны работать для проведения футбольных мероприятий или крупных массовых мероприятий, во вторую очередь - те помещения, которые не критичны для проведения футбола. К примеру, Fresh Fitness, который абсолютно независим от футбола, - мы его ввели в эксплуатацию в феврале. Трибуна-лаунж, которая была введена в эксплуатацию в этом году. Также офисные помещения… То есть у нас был ввод стадиона в эксплуатацию в два этапа, а долбление бетона, потому что что-то было упущено, абсолютно не происходило. Эта информация абсолютно неверна.

 

- Как можно попасть на стадион, если все билеты на матч распроданы?

- Ответ очень простой - быть содержателем сезонного абонемента. Тогда вы получите гарантированное право на посещение всех матчей футбольного клуба Шахтер в рамках чемпионата Украины, Кубка Украины и приоритетное право на покупку билетов на еврокубковые матчи и другие крупные мероприятия, которые проходят на арене. То есть, даже если организатором таких мероприятий выступает не «Донбасс Арена», не футбольный клуб «Шахтер», например игра национальной сборной или концерты, мы всегда оговариваем с организаторами предоставление такого приоритетного права именно для держателей сезонного абонемента клуба «Шахтер». Для них такой проблемы попросту не существует. Это ни много ни мало 18 тысяч человек. И это количество постоянно растет. Второй шанс - это являться зарегистрированным фаном футбольного клуба «Шахтер». Проект называется Fan ID - это вторая приоритетная (после держателей сезонного абонемента) категория. Если у вас есть карта Fan ID, вы можете приобрести билеты на очень высокорейтинговые матчи. Это нормальная практика. Я надеюсь, что через несколько сезонов все билеты будут продаваться либо в виде сезонных абонементов, либо только по Fan ID. Например, в «Арсенале» (Лондон) именно так и происходит.

 

- Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию, сложившуюся в марте этого года во время матча «Шахтер» - «Металлист», когда многим людям было отказано в посещении «Арены» под предлогом «ты мне не нравишься», а многие люди зашли на стадион уже на 15-й минуте матча.

- Была ситуация на матче с «Металлистом», когда части болельщиков было отказано в доступе на «Арену». Это были несколько человек, которые находились в состоянии сильного алкогольного опьянения, и, по правилам «Арены», мы не допустили их на территорию. Кроме того, была ситуация (и мы сейчас совместно с городом это пытаемся изменить), когда многих болельщиков, которые приезжали на этот матч из Харькова, встречали с поездов, и был организован транспорт с пригородных ж/д вокзалов прямо на «Арену». Многие из них были недовольны, что не попали в город, не попали на экскурсию. Вчера, буквально когда происходило совещание под председательством Бориса Викторовича Колесникова, я сказал, что концепция приема больших групп болельщиков в Донецке должна быть изменена. Это вопрос совместной работы мэрии, МВД, «Арены». Я считаю, что футбол сейчас уже это и поездка в город, это и экскурсия по городу. Это не только, скажем так, агрессивно настроенные фаны, которых необходимо выделить из числа всех болельщиков. Поездка должна быть комфортной, начиная от прибытия в город и заканчивая убытием из города. Это еще нужно доработать, что, я думаю, будет сделано уже в ближайшее время.

 

- По каким критериям люди принимаются на работу?

- Критерии разные, в зависимости от должности, на которую человек принимается. У нас работает учебно-рекрутинговый центр, который проводит первоначальное внесение в базу данных потенциальных кандидатов, проводит первоначальное собеседование и выбирает, куда человек больше всего подходит. Затем повторное собеседование. Разные должности - разные критерии. Один из основных критериев - умение улыбаться гостям «Арены», общаться и быть обучаемым человеком. Всему остальному мы научим. А учить приходится очень многому, поскольку изначально мы принесли на «Донбасс Арену» новые для Украины вещи, новые европейские стандарты. Например, обеспечение безопасности. Когда раньше на стадионе, допустим НСК «Олимпийский», присутствовало до двух тысяч сотрудников милиции во время самых рейтинговых матчей, и стюарды выполняли только такую небольшую информационную роль, то теперь первую линию безопасности обеспечивают стюарды, вторую линию обеспечивает служба безопасности «Арены» и только третью берут на себя сотрудники милиции в случае массовых, скажем так, волнений. Это все новые стандарты сервиса, которым мы учим на «Арене». Не зря центр называется учебно-рекрутинговым, поскольку он обучает персонал.

 

- Планировалась ли крыша при строительстве стадиона, если да, то где она?

- Наверное, тот, кто задает этот вопрос, ни разу у нас не был. У нас есть крыша на «Арене», которая закрывает 93% всех мест. Возможно, речь идет о раздвигающейся крыше, например, как на «Амстердам Арене». Если это так, то такой вариант, насколько мне известно, еще при проектировании рассматривался, но был выбран тот вариант, который есть сейчас.

 

- Как обстоят дела со строительством стадиона для донецкого «Металлурга» в Макеевке? Советуются ли с Вами строители и проектировщики, которые работают на этом стадионе?

- Я слышал о планах «Металлурга» построить стадион в Макеевке, но не располагаю подробной информацией, не знаю, насколько «Металлург» близок к реализации этих планов. Они с нами не советовались. Однако с нами советуются строительные команды других стадионов. Например, речь идет об НСК «Олимпийский» и о стадионе во Львове. Кроме того, к нам за консультацией и за советом обращаются и другие европейские стадионы. Например, наши учителя – «Амстердам Арена», у которых мы в свое время учились, проходили тренинги, и они были нашими консультантами. Теперь они уже обращаются к нам, поскольку у них назрела необходимость модернизации арены, а у нас применены самые последние технологии, которые сейчас есть на стадионах. Они уже спрашивают нашего совета. Мы всегда открыты для такого рода сотрудничества. Сами продолжаем учиться и в то же время делиться опытом с другими.

 

- Каким руководство стадиона видит дальнейшее сотрудничество с производителями реализуемых на стадионе продуктов, в частности пива?

- На данный момент на стадионе мы продаем пиво «Сармат». Все решения принимаются на длительный период, в частности, по пиву до конца этого сезона у нас еще договор о сотрудничестве по этой торговой марке. В скором времени мы будем проводить уже конкурс по выбору пивного партнера на сезон – 2011/2012. Все будет зависеть от того, кто победит в этом конкурсе.

 

- На «Донбасс Арене» за счет болельщиков увеличено количество входов-выходов для VIP. Когда это прекратится? Когда начнете уважать болельщиков?

- Давайте обратимся к сухой статистике. Всего у нас на стадионе 116 входов, из которых для VIP-гостей одна рецепция на западе, одна рецепция на востоке и Трибуна-лаунж (всего 3 рецепции). К каждой рецепции для VIP-гостей привязано два гейта. Итого - 6 из 116. Не понимаю утверждения, что мы за счет обычного болельщика что-то выделили VIP. Да, мы стараемся предоставлять дополнительный комфорт и дополнительный сервис тем держателям абонементов или билетов, которые идут в VIP-клуб, но это по определению целый пакет услуг, который состоит из парковочного места, из отдельной рецепции, из центральных мест на стадионе, и, соответственно, стоимость этого пакета достаточно велика. Мы ни в коем случае не обеспечиваем этот сервис для VIP-гостей за счет обычного болельщика.

 

- Какая численность персонала работает на «Донбасс Арене», включая работников?

- Т.е. есть работники, а есть не работники? Могу уверить, что на «Донбасс Арене» все работают, являются работниками и работают очень много и напряженно. Если говорить о численности персонала, то в штате компании находятся 240 человек. В матчевый день количество сотрудников увеличивается до двух тысяч. Это люди, которые предоставляют услуги на основе почасовой оплаты - стюарды, промоутеры и т.д.

 

- Можно ли попасть в ресторан «Донбасс Арены» не во время футбольного матча?

- Очень просто - прийти в ресторан. Из ежедневных кафе-ресторанов у нас работает фан-кафе, которое находится на юге стадиона со стороны гигантского мяча, который является самым большим мячом, вращающимся на воде в мире. И на севере стадиона, у нас находится Трибуна-лаунж, которая также работает ежедневно. Существует еще также много банкетных площадок, которые работают под отдельные мероприятия. Вот эти две точки, а также кафе в фитнес-центре Fresh Fitness, работают ежедневно. Пожалуйста, приходите, мы всегда рады гостям.

 

- А почему на «Донбасс Арене» продают пиво только марки «Сармат»? Ведь Ринат Леонидович больше не владеет этим заводом.

- Ну, вы знаете, я могу сказать, что в действительности завод «Сармат» уже не принадлежит СКМ, однако, когда мы выбираем партнера, мы проводим конкурс и оцениваем предложения различных заводов. На момент открытия «Донбасс Арены» наилучшие условия были предложены именно торговой маркой «Сармат». На будущий сезон, на сезон – 2011/2012, мы скоро опять начнем проводить конкурс и посмотрим, кто в результате победит.

 

- Есть ли возможность приобретать билеты через Интернет? Дорого ли это по сравнению с покупкой в кассе?

- Возможность покупать билеты через Интернет есть. Однако сразу бы хотел оговорить, что на высокорейтинговые матчи выделяется лимитированная квота билетов для продажи через Интернет. Эта квота расходится даже не в течение часа, а гораздо быстрее. Такой ажиотаж, например, был перед матчем с «Динамо» (Киев). Квота была выделена, если я не ошибаюсь, в 800 билетов, и все они разлетелись за десятки минут. Мы не можем все свободные билеты выделить в Интернет, поскольку люди приобретают билеты в кассах и мы всем должны предоставить возможность приобрести желанный билет. Опять же повторюсь о приоритетах: если это не матчи чемпионата Украины, то приоритетное право мы отдаем держателям сезонных абонементов. Сначала только они имеют право покупать билеты, затем второе приоритетное право - у владельцев Fan ID, только затем билеты поступают в свободную продажу. А по поводу стоимости - это стоит столько же, сколько и в кассе, дополнительная плата не взимается.

 

- Продаются ли билеты на VIP-места там, где сидит Ринат Ахметов? Если есть, то сколько они стоят? И какие льготы на этом месте?

- Дело в том, что президент клуба смотрит футбол из президентской ложи, куда билеты не продаются, и гости могут быть только приглашены в эту ложу - например, это президенты клубов, гости, которые приезжают для просмотра матча, государственные деятели и т.п. Но рядом находятся премиум-ложи – можно находиться в непосредственной близости к ложе президента. На уровень ниже находится наш Club Shakhtar Family - это один из наших VIP-клубов, который пользуется популярностью у игроков, их семей. Там очень футбольная атмосфера - как в дизайне, так и в его посетителях. Можно приобрести билет туда, хотя, если я не ошибаюсь, их осталось в этот клуб буквально несколько штук.

 

- Существует ли черный список болельщиков, которым воспрещен вход на стадион?

- Он существует у «Донбасс Арены». Насколько я знаю, сейчас такой список формируется на национальном уровне. Этот так называемый stadium ban - когда человек попадает в черный список и не имеет права посещать не только одну «Арену», но и все арены, находящиеся в стране, - является нормальной практикой во многих европейских странах. Нарушения могут быть очень сильные. Если человек забанен на стадионе, но он нарушает это условие, то, допустим, в Италии, он, по-моему, может получить до трех месяцев тюремного заключения. Кто попадает в этот бан - это нарушители общественного порядка, которые могут представлять опасность для находящихся рядом с ними болельщиков, люди, которые постоянно выбегают на поле (а это очень большая проблема), либо дебоширы-хулиганы. Насколько мне известно, сейчас в Украине в рамках подготовки к Евро-2012 будет тоже вводиться на законодательном уровне такое понятие, как бан на стадион.

 

- Сколько стоит стоянка автомобилей возле «Донбасс Арены»?

- Стоимость разная. Она зависит от типа стоянки (наземная и подземная) и от того, матчевый это день или не матчевый. В матчевый день - от 50 гривен за матч. Кстати, с мэром Донецка сейчас ведется работа по двум направлениям. Первое - вопрос оптимизации работы транспорта в матчевый день. Дело в том, что мы провели опрос и поняли, что 40% наших болельщиков добираются на стадион с помощью личного транспорта и 60% - с помощью общественного. Поэтому общественный транспорт должен справляться с нагрузкой. Если говорить о полной заполняемости «Арены», 60% - это 30 тысяч человек. Транспорт должен их привезти на «Арену», что может быть растянуто во времени, но самое главное - после окончания матча очень быстро вывезти этих людей с окружающей территории. Мы провели неоднократные встречи с городом по этому поводу. Могу сказать, что по последнему матчу с «Партизаном» мои сотрудники лично объехали прилегающие территории. В течение 45 минут после матча нигде уже не было людей, то есть все разъехались при помощи вот таких дополнительных мер со стороны городских властей. Дополнительные остановки трамваев, автобусов, троллейбусов, наличие дополнительного транспорта, перестройка маршрутов - можно сказать, что в отношении общественного транспорта город уже начал эффективную работу, и это будет постоянно продолжаться. Если говорить о болельщиках, которые приезжают на личном транспорте… Если посчитать 40% болельщиков и тот коэффициент, сколько в одной машине приезжает, получается, что нам необходимо, чтобы в радиусе полутора километров вокруг «Арены» было 9000 парковочных мест. На данный момент гарантированно вокруг самой «Арены» есть 1000 таких мест. Нужно, чтобы человек, который едет на матч, знал, где ему поставить машину, сколько это стоит, и чтобы он был уверен, что без проблем свою машину оставит, не будет бросать ее где-то там, во дворах, и переживать, что с ней произойдет. То есть работа в этом направлении также ведется, и этот вопрос поднимался на встрече с господином Колесниковым. Я знаю, что у города есть планы по строительству двух многоуровневых парковок недалеко от «Арены», чтобы как раз предоставить этот сервис для тех болельщиков, которые приезжают на личном транспорте.

 

- На «Донбасс Арене» есть гостиница? Если есть, то сколько звезд и какой уровень обслуживания?

- На «Донбасс Арене» гостиницы нет. Пока. Поскольку мы считаем, что «Донбасс Арена» уже является центром не только, скажем, футбольной жизни, но и центром социальной, деловой и культурной жизни Донбасса. Все больше мероприятий, разных концертов проходят именно у нас. Со временем территория вокруг «Арены» будет интенсивно развиваться. Так это происходило, по крайней мере, и на других стадионах. Например, на «Амстердам Арене». Она была построена на пустыре за городом, и очень быстро территория была застроена бизнес-центрами, отелями и т.п. Я думаю, что этот же путь ожидает и территорию вокруг «Донбасс Арены» в Донецке.

 

- Планируется ли продажа или установка мягких чехлов на сиденья для комфорта в холодное время года?

- Те кресла, которые находятся в VIP-клубах, они уже мягкие, и необходимости ставить на них чехлы нет. Если говорить о комфорте в холодное время года, то мы работаем над проектом инфракрасного обогрева трибун. Проектирование уже закончилось, остались только окончательные штрихи. Думаю, скоро уже надо будет приступать к реализации этого проекта. Когда он уже будет реализован, комфорт от посещения матчей в холодное время года будет улучшен. Газовый инфракрасный обогрев - эта система работает на многих стадионах. Мы ее смотрели, тестировали. Если она будет установлена, то позволит увеличивать температуру на 12-14 градусов. То есть, если на улице ноль, вы ощущаете до +14.

 

- Какая у Вас зарплата?

- Могу сказать, что зарплата у меня достойная. Ее размер зависит от выполнения стратегических целей, которые ставятся перед группой компаний Shakhtar Family. Если говорить о конкретной сумме, я не имею права ее разглашать, поскольку эта информация является конфиденциальной, и есть обязательство о ее неразглашении.

 

Сайт «СПОРТ bigmir)net»