1 мин.

«Спартак» не выиграл в Мариборе. Все плохо

Шансов на выход из группы почти не осталось.

«Спартак» продолжает играть с тремя центральными защитниками. И теряет Промеса

После неудачного старта сезона Массимо Каррера решил вернуться к схеме с тремя центральными защитниками, которую в прошлом году итальянец использовал эпизодически. Отказ от этой расстановки в качестве базовой произошел в конце лета 2016-го: Каррера посчитал, что она мешает Промесу проявлять свои лучшие качества. «Другая тактическая схема меняет функции Промеса. Все-таки он не нападающий», – объяснял тогда тренер. После этого к трем центральным защитникам «Спартак» возвращался только в матчах против команд, которые действуют по этой схеме (например, в гостях с «Уфой»).

Три центральных защитника в «Спартаке» сейчас – вынужденная мера, поиск оптимальной формации в непростой постчемпионский период. Впрочем, изменения по сравнению с прошлым сезоном есть: Каррера дал Промесу больше свободы, в поисках мяча голландцец может опускаться в глубину поля, как он это делал в качестве хавбека, а взаимозаменямость Куинси с Луисом Адриано в игре с «Рубином» приятно удивила. Проблема, по большому счету, всего одна: лучший отрезок в роли форварда в схеме 3-5-2 Промес провел, когда «Рубин» был вынужден раскрываться и поднимать линию обороны после пропущенного мяча в начале второго тайма.

«Марибор» в отличие от хабаровского СКА и «Рубина» играет с 4-2-3-1. Ожидалось, что словенцы будут обороняться не так низко, как предыдущие соперники, но с середины первого тайма «Марибор» начал довольно сильно прижиматься к своей штрафной. Промес в эти моменты находился на одной линии с Луисом Адриано, не предлагая себя Пашаличу, Фернандо и Комбарову в качестве потенциального адресата передачи. Исключение случалось только в одном случае: когда Комбаров получал мяч и останавливался на пару секунд, либо сразу отдавал обратный пас назад. Тогда Промес отскакивал ближе к середине поля и получал мяч. Например, это произошло на 29-й минуте.

Это не был единичный случай: точно такая же комбинация у «Спартака» прошла на 37-й минуте, но из схожей позиции удар Промеса был заблокирован Кабхой.

Во втором тайме почти ничего не поменялось. Мяч до лидера москвичей доходил не часто (27 касаний до перерыва, 26 – после), а когда Промесу все же удавалось дождаться передачи на фланге, то против него сразу возникали два-три игрока «Марибора». 

Дебютный матч Промеса в Лиге чемпионов за «Спартак» явно не удался: 3 потери мяча без попытки дриблинга (худший результат в обеих командах), 1 успешная обводка из 3, 5 ударов (3 – из крайне неудобных позиций). 

В среду от голландца ждали намного большего. 

Провальный отрезок с 6-й по 24-ю минуты

Перед матчем Каррера обещал играть на победу, но в первые полчаса «Марибор» был заметно острее российского чемпиона. И это было странно, учитывая то, что в стартовые шесть минут казалось, что «Спартак» нашел слабое место в обороне словенцев.

Почти все атаки команды Карреры в самом начале матча шли через край Ещенко. Проникать через него в штрафную «Марибора» у москвичей получалось без особых проблем: левый защитник словенцев Вилер постоянно терял позицию, хавбек Бохар в обороне участия не принимал, а левый центральный защитник Шулер страховать партнеров не успевал.

В результате за шесть минут «Спартак» дважды мог нанести опасные удары по воротам Хандановича после вскрытия левого фланга обороны. 

После удара Адриано на 6-й минуте инициативой завладел «Марибор». Во многом это произошло из-за отсутствия давления на Райчевича, Шулера, Кабхы и Врховеца в первой фазе атаки. Промес и Адриано, во-первых, слишком широко располагались, позволяя словенцам продвигать мяч через центр, а, во-вторых, в принципе были пассивны. 

Совсем плохо было, когда Глушаков выдвигался к штрафной словенцев (или даже в нее), пытаясь организовать вместе с Промесом и Адриано прессинг. Получалось ужасно. 

За первые 24 минуты «Марибор» нанес 9 ударов, из которых 3 пришлись в створ ворот Реброва. 3 удара хозяева нанесли после розыгрышей угловых, остальные 6 – после недоработок опорной зоны москвичей. 

«Спартак» на это ответил всего 4 ударами (ни одного в створ). Несущественный, но неожиданный проигрыш во владении мячом по итогам 24 минут (48% на 52%), свободные зоны перед спартаковской штрафной – начало Лиги чемпионов точно не порадовало.

Вторую половину первого тайма команда Карреры провела гораздо лучше, но до очень опасного момента дело дошло лишь раз (Ещенко на 25-й)  - работала антибаклановая система «Спартака» в виде ударов выше ворот. К перерыву по xG команда Карреры уступала: 0,07 против 0,35. 

Ещенко плох, но дело не только в нем

Не реализовав несколько моментов в начале второго тайма, на 59-й минуте «Спартак» все-таки забил. После гола Самедова москвичи могли увеличить счет (самый явный момент был у Фернандо после прекрасной комбинации с Адриано), но забить второй мяч в ворота Хандановича не получилось.

После матча вся критика обрушилась на Ещенко, но в отрицательном результате (что бы ни говорил Каррера) виноват не только он. С середины второго тайма сильно недорабатывали почти все игроки «Спартака» - в особенности центральные полузащитники. 

Ошибались и Боккетти с Ребровым. Итальянец упустил Бохара, когда полузащитник «Марибора» пробил в штангу. Вратарь «Спартака» после перерыва почему-то занервничал и два раза вынес мяч прямо на ногу словенцам (еще раз – в аут). 

Ключевую ошибку в эпизоде с голом Бохара, безусловно, допустил Ещенко. 

То, как Фернандо бежал за Крамаричем – преступление на уровне Лиги чемпионов (да и РФПЛ тоже), но зачем Ещенко сделал два шага в центр, непонятно совсем.

Все становится более очевидным (но не менее абсурдным) при анализе действий Ещенко в схожих ситуациях. 

В эпизодах, когда игрок соперника смещается с правого фланга в середину Ещенко всегда делает два-три лишних шага в центр, из-за которых его оппонент свободно получает мяч. Дамьян Бохар уже четыре года играет за «Марибор» (до этого четыре – за «Муру») и всего раз надевал футболку сборной Словении, но в среду он был королем левого края. 

Прошедшим летом мы задавались вопросом, зачем «Спартак» купил Петковича. Теперь актуальнее вопрос о том, почему в Мариборе мы его так и не увидели на поле. 

***

Старт в Лиге чемпионов у «Спартака» определенно не получился. 

К сожалению, не убедили не только игроки, к которым за последние месяцы было высказано очень много претензий, но и тренер. Почему Каррера не рискнул перейти на четырех защитников с 30-й минуты, полноценно оставив Комбарова в средней линии? Почему замены были сделаны так поздно? Неужели ничья в Словении – такой крутой результат, что его нужно оберегать, выпуская в концовке Мельгарехо, а не Педро Рошу?

Пока же «Спартак» попал в две классные компании.

Игроки, которые сделали больше всего неточных навесов в первом туре Лиги чемпионов (общее число кроссов): 

1) Фаузи Гулям – 12 (15) – 20% точности;

2) Марсело – 12 (15) - 20% точности;

3) Алекс Теллес – 9 (15) – 40% точности;

4) Дмитрий Комбаров – 9 (10) – 10% точности.

Команды, чаще всего пробившие мимо ворот в первом туре Лиги чемпионов (общее количество ударов): 

1) «Бенфика» - 14 (24) – 41,6% точности;

2) «Бавария» - 13 (29) – 55,1% точности;

3) «Реал» - 13 (26) – 50% точности;

4) «Марибор» – 12 (26) – 53,8% точности;

5) «Спартак» - 11 (19) – 42,1% точности.

В случае москвичей эти цифры красноречиво говорят об их классе. Если его нет, нужно брать порядком.

Как в «Спартаке» с порядком? Вот так

Фото: РИА Новости/Владимир Песня; REUTERS/Srdjan Zivulovic