13 мин.

Томас Мюллер: Я просто стараюсь быть собой. В этом вся фишка

Мадрид, позднее лето 2016. Томас Мюллер с Баварией проигрывает матч группового этапа Лиги чемпионов против Атлетико (0:1), чемпион мира был в стартовом составе и сыграл всего 59 минут. Трансляция матча есть во всех городах Танзании, хотя на бескрайних просторах севера страны, недалеко от национального парка Тарангире, поиски телевизора тщетны. Я, репортер Kicker, нахожусь в качестве гостя в маленькой деревушке у масаи, гордого племени, которое многие десятилетия кочует со своим скотом по степям. Титика, 34-летний представитель племени, сидит рядом со своей маленькой хижиной, построенной из веток и коровьего навоза. Он сносно говорит по-английски и рассказывает о традициях своего народа. Когда вокруг становится спокойнее, он спрашивает меня, откуда я. «Германия», отвечаю я. «Германия – это Европа?», спрашивает он. Я удивлен, потому что до этого подумал, что Титика довольно образованный человек. «Мюнхен, Германия», говорю я еще раз. В точку. «Ах, Мюнхен», говорит кочевник, «Бавария Мюнхен, Мьюлэр. Мне он очень нравится!». Томас Мюллер, футбольный герой племени масаи. Титика спрашивает, есть ли у меня футболка с его фамилией на спине. К сожалению, я вынужден его разочаровать. Но это определенно было бы интересным зрелищем: масаи в красной форме Баварии со своим стадом в бескрайней степи Танзании. Этот случай говорит о многом. Ни один немецкий игрок не известен так, как этот парень из Верхней Баварии. Этого повода достаточно для того, чтобы об этом поговорить. Эта беседа будет о славе, родине и имидже.

Kicker: Г-н Мюллер, вы понимаете, что вас знают во всех уголках мира?

Мюллер: Я надеюсь, что на карте есть еще пара пятнышек, где это не так. Потому что мест для уединения будет все меньше. И я это осознаю. Однако я думаю, что ажиотаж пройдет, когда закончится карьера. Я надеюсь на это, глядя на свою личную жизнь.

Kicker: Вас знают даже в Серенгети. (прим. пер. Серенгети - регион в Восточной Африке, простирающийся от севера Танзании до юга Кении к востоку от озера Виктории) 

Мюллер:  Это безумие. Они на самом деле хорошо осведомлены.  Чувствуешь себя уважаемым человеком.

Kicker:  Вас это не удивляет?

Мюллер:  Это связано с глобализацией и интернетом.  Многие СМИ рассказывают о нас по всему миру на разных каналах. К тому же клуб рекламирует и продает сам себя. Прибыль в этой сфере огромна.  А результат можно увидеть в таких путешествиях. Еще десять лет назад это было невозможно.

Мюллер хорошо понимает современный цифровой мир. С недавних пор китайские болельщики могут посмотреть сайт Мюллера на мандаринском. Китайские фанаты Баварии буквально сходят с ума по игроку. В Китае во время тура по Азии толпа буквально ревела, когда появлялся Мюллер.

Kicker: Вы ощущаете эту истерию вокруг?

Мюллер:  Конечно, я осознаю эту известность. Просто чемпионаты мира сильно повышают популярность.

Kicker:  Градус всеобщего восторга постоянно повышается.

Мюллер:  Два года назад в Азии меня это больше удивило, потому что я этого не ожидал. Тем не менее в этот раз я тоже был впечатлен. Толпы людей, это всеобщее восхищение – это было безумием. Общаться таким количеством людей приятно, хотя немного утомляет.

Kicker:  Насколько велика опасность взлететь слишком высоко и поймать звездную болезнь?

Мюллер: Ее нет. Это единичные случаи, события, которые я переживаю как футболист. Я могу отделять это от остального. Я осознаю это, наслаждаюсь, но в своей повседневной жизни я думаю об ажиотаже в Китае так же мало, как и о том, что я – чемпион мира. Это не происходит каждый день. Мне нужно справляться со своими повседневными обязанностями, а такие мысли будут только мешать.

Kicker: Другим звездам сложно оставаться на земле.

Мюллер:  Каждый обходится с этим по-своему. Мне уже почти 28, и я уже почти 9 лет в этом деле. Опасность, что это со мной произойдет, была больше, когда происходили большие изменения. И это было в очень юном возрасте.

Kicker: Если не говорить о финансовой стороне вопроса, то это все утомляет?

Мюллер: Иногда что-то выдержать проще, иногда сложнее. Невозможно прожить жизнь беззаботно, если ты знаменит. За тобой постоянно следят. И у того, как видит тебя общественность, есть свои последствия. Это нужно учитывать, когда у тебя такая работа.

Мюллер со своей женой живет в Оттефинге, местечке недалеко от Мюнхена. Для того, чтобы построить стену и забор вокруг своего дома, ему было необходимо особое разрешение коммуны. До этого любопытный народ постоянно приходил посмотреть, где живет футболист.

Kicker: Когда вы можете расслабиться? Есть ли у вас какой-нибудь ритуал, который помогает абстрагироваться от всего?

Мюллер:  У меня есть преимущество –  всю свою карьеру я провел в Мюнхене. Бавария –  клуб, который по сравнению с другими европейскими топ-клубами, сформировался под влиянием особого менталитета и ценностей. Я хорошо знаю свое окружение, которое всегда было со мной. Я могу рассчитывать на него, и поэтому мне намного легче обходиться со всей этой шумихой. Когда тебе 18-19 лет, и ты едешь в другую страну, это сложнее. Смена менталитета и структуры может сбить тебя с толку. И в таком случае не хватает надежности в окружении.

Мюллер родился в Вайльхайме, недалеко от озера Аммерзее, и вырос в Пэле, сонном местечке в регионе Пфаффенвинкель. В 11 лет он перешел из местного клуба Пэль в Баварию, где играл во всех молодежных командах, а 15 августа 2008 года дебютировал за основной состав.

Kicker:  Известен во всем мире, укоренился в Баварии. Для вас в этом нет противоречия.

Мюллер:  Мир может быть настолько большим, насколько вы хотите, но все же человек всегда живет в своем маленьком космосе. И по сравнению с тем, что может быть вокруг, он довольно мал. Конечно, мы ходим и летаем по миру, но в итоге ты перемещаешься вокруг своей кровати, своего дома и очень часто общаешься с одними и теми же людьми. Мне идет это на пользу, и из этого тоже можно черпать энергию.

Kicker: Что для вас значит родина?

Мюллер:  Родина там, где человек чувствует себя комфортно. Это могут быть разные места, и они также связаны с людьми, которые рядом.

Kicker: Но вы связаны с местами рядом с Мюнхеном?

Мюллер:  Конечно, эта местность со многими преимуществами ее расположения. Жители южной Европы, возможно, скажут, что в Германии плохая погода, а мюнхенец скажет, что у нас в любом случае лучше, чем на севере. Все всегда зависит от того, к чему ты привык. Но стоит сказать, что нам и здесь на юге неплохо.

Kicker: Вы чувствуете себя баварцем, европейцем или немцем?

Мюллер:  Я впитал в себя очень много ценностей, которые важны в Германии. Но помимо этого всегда влияет то место, где ты вырос. Баварская размеренность и добродушие абсолютно точно в моем характере. Поэтому я с удовольствием украшаю себя этой принадлежностью к региону. Важно не забывать, откуда ты родом.

Мюллер – любимчик болельщиков. Не только в Мюнхене, но и во всей Германии Мюллеру очень симпатизируют. В то же время на фейсбуке у него 9,5 млн подписчиков, в команде только у колумбийца Хамеса больше. В общей сложности в социальных сетях на Мюллера подписано 17.600.000 человек.

Kicker: Насколько важен для вас ваш имидж?

Мюллер: Я сам не знаю. Конечно, у каждого человека есть потребность в признании. Это нормально и не зависит от меня или кого-то другого. Но для того, чтобы хорошо справляться с этим, ты должен всегда все жестко фильтровать. Потому что часто происходит так: если тебя хвалят, тебя слишком перехваливают. Если тебя критикуют, тебя слишком раскритиковали. Здесь редко идет речь о содержании, потому что оно плохо продается. Я сам будучи болельщиком с удовольствием смотрел интервью Оливера Кана или Ули Хёнесса, когда они выходили из себя из-за того, что все шло не так хорошо. Люди тоже хотят это видеть. Поэтому я понимаю, когда и как возникают истории, но повлиять на это очень сложно.

Kicker: Но ваша популярность основана на вашем имидже.

Мюллер: Каждый с удовольствием берется за это, потому что здесь есть прекрасная и правдивая история. Я вырос здесь, родом из маленького уголка, не веду себя на поле как идиот. Это хорошо подходит к образу клуба. Но я не должен под это подстраиваться. Я стараюсь заниматься своим делом и вести себя так, как мне удобно. Я просто стараюсь быть самим собой. В этом вся фишка.

Kicker: При этом вы с удовольствием разрушаете этот образ. Баварский парень с Аммерзее, простой и милый, который в то же время отдыхает на Карибах или дает интервью на английском.

Мюллер: То, как меня представляют люди, я не могу контролировать на 100%. Я уже давно бросил это дело. Свобода прессы позволяет каждому писать то, что он хочет. Благодаря интернету и глобализации есть так  много информации о футболисте, который играет в сборной. Есть мои фразы 2010 года, которые все еще блуждают по интернету. Их все еще можно использовать, чтобы составить представление обо мне. Не имеет значения, сколько им лет. Если ты публичный человек, ты должен понимать: то, что написано в редких случаях совпадает с тем, как ты представляешь себя.

Kicker: Это раздражает?

Мюллер: Моя жизнь не сосредоточена на том, чтобы показать всем, кто я такой. Мне важно, чтобы у меня в жизни было как можно больше позитивных моментов. Каждый день. Меня не заботит, получат ли другие люди такое представление обо мне, какое есть у меня самого. Я сам должен получать удовольствие, когда смотрю в зеркало. Это имеет значение, а не то, что думают другие.

Kicker: Хорошая мысль.

Мюллер: В этом плане я эгоистичен. Я бы тратил огромное количество энергии, если бы каждый день думал об этом. Каждый, кто мне важен, должен хорошо себя чувствовать и с удовольствием находиться рядом со мной. Тогда хорошо и мне.

Kicker: Что бы было с вами, если бы вы не стали профессиональным футболистом?

Мюллер: Я не знаю. У меня не было конкретных пожеланий, связанных с профессией. Но я бы, наверно, учился и позволил бы жизни удивить меня. Я довольно долгое время не знал, что из меня получится и был не из тех, кто в 12 лет говорил «я хочу стать профессиональным футболистом». Я просто жил, и потом все поменялось.

Kicker: То, что вы можете этого достичь, было вам когда-нибудь абсолютно ясно?

Мюллер: Конечно. Когда мне было 17-18 лет, и я пришел туда, где мне было интересно, я понял, что мог бы стать профи. Но это всегда испытание: ты всегда должен в нужное время показывать, на что ты способен, и иметь немного удачи. И когда все идет в гору, ты все равно должен выкладываться. Все, что ты сделал в прошлом, не считается. Поэтому никогда нельзя быть уверенным в своем пути.

Kicker: Глядя на вас, легко можно представить, что если вы работали бы почтальоном, то делали бы это с таким же удовольствием.

Мюллер: Да, здесь тебе помогает то, что ты принимаешь вещи такими, какие они есть. Что может быть прекраснее, чем эти слова самому себе:  я делаю то, что делает меня счастливым. Но, конечно, не для всех людей все так просто, потому что сначала нужно разобраться с экономической составляющей. Мне, профессиональному футболисту, это дается  легче. Для многих самое сложное в жизни – правильно расставить приоритеты. Удовольствие, профессиональный успех, деньги – не так просто найти правильный путь.

Kicker: Благодарность для вас имеет значение?

Мюллер: Что значит благодарность? Кого я должен благодарить?

Kicker: Жизнь?

Мюллер:  Очевидно, что то, что я делаю, это нечто особенное. Я понимаю, что у меня особое положение в обществе благодаря футболу и любви к этому спорту. С другой стороны, каждый, кто стал таким же профессиональным футболистом, как и я, довольно много вложил в это и многое на себя взял. Так говорить не популярно, но мы переживаем те вещи, которые другие не поймут. И мы многое отдаем. Мы развлекаем людей. Если подумать о том, сколько людей любит футбол, болеет за разные команды и отдыхает от трудовых будней благодаря ему, то наша работа – нечто особенное. В любом случае мы, футболисты, должны быть благодарны за те условия, что у нас есть, но за тем, что мы там, где мы есть, стоит напряженная работа и отказ от многих вещей.

Kicker: Вы с удовольствием веселитесь, но есть и злой Томас Мюллер. Только его не так часто видят.

Мюллер: Конечно, такой тоже есть. Как раз на поле. Несмотря на то, что зрелище – наше основная обязанность, это не значит, что футболист должен только шутить. Профессиональный спорт требует очень много серьезности и страсти в решающие моменты. На поле могут быть разговоры, которые в обычной жизни заставили бы разойтись двух людей. Но на поле все сосредоточено вокруг команды. И здесь я беру на себя ответственность.

Kicker: Вне поля в основном вы выглядите спокойным.

Мюллер: Я не хочу делиться со всеми своим внутренним миром. Есть вещи, которыми нужно делиться и решать со своими близкими или с самим собой. Пока вне поля все корректно, вы не увидите меня в ярости.

За последние годы все больше топ-клубов Европы интересуется Мюллером. Манчестер Юнайтед в 2015 году хотел заплатить гордые 100 млн евро, но боссы Баварии отклонили это предложение.

Kicker: Вы серьезно думали о переезде в Англию?

Мюллер:  Был момент, когда эта тема возникла два года назад, и я занимался этим вопросом. Но клуб сразу же выступил и дал мне понять, что мое место здесь. Когда я услышал от Баварии «мы рассчитываем на тебя, ты важный человек для нас», мне больше не нужно было долго раздумывать.

Kicker: Можно ли представить, что вы однажды переедете в Барселону, Рим или Лиссабон?

Мюллер:  Сейчас у меня нет ощущения, что это произойдет, потому что я чувствую себя здесь очень комфортно. Но я бы не стал говорить, что где-то в этом мире нет ничего подходящего мне. Если жизнь куда-то меня занесёт, я постараюсь устроиться там поудобнее. Я буду преследовать там ту же цель, что и здесь – каждый день переживать максимально возможное количество хороших событий.

Kicker: Это возможно, Бавария без Томаса Мюллера?

Мюллер: Разумеется, возможно. Когда мое время пройдет, значит, оно пройдет. Один Швайнштайгер был здесь более 10 лет, сейчас он далеко уже 2 года, а здесь уже другой. Со мной будет то же самое. Если я завтра умру, то будет панихида, а в пятницу на поле будет снова 11 игроков. Такова жизнь.

Kicker: Ну что вы. Было бы много людей, которые очень-очень скучали бы по вам.

Мюллер: Наверно, это так, но я не надеюсь, что они каждый день будут думать обо мне и грустить. Нужно продолжать жить дальше и помнить о том, как все было прекрасно.

Kicker: Что вдохновляло вас недавно помимо спорта?

Мюллер: Я не знаю. (долгая пауза) Сложно сказать. Иногда бывает так: ты едешь домой на машине, погода прекрасная, у тебя в голове, наверно, хорошие мысли и по радио играет песня, которая тебе нравится. В этот момент ты думаешь: Да, жизнь прекрасна.

 

Источник: Kicker, 11.09

При копировании указывать ссылку на блог.